Разработка предложений по повышению эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель: разработка предложений по созданию условий для повышения эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты реализации культурной политики государства в муниципальном образовании.
2. Проанализировать управление деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г.Липецка.
3. Определить направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г.Липецке.

Содержание

Введение ..............................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры ..............................................................................................................
1.1. Сущность и содержание культурной политики
в муниципальном образовании ..................................................................
1.2. Законодательное регулирование в области культуры ..................
1.3. Организация управления деятельностью учреждений культуры
в муниципальном образовании ..................................................................
Глава 2. Анализ организации деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г. Липецка .................................................................................
2.1. Характеристика деятельности департамента культуры
администрации г.Липецка..........................................................................
2.2. Анализ эффективности реализации культурной политики
в г. Липецке .................................................................................................
2.3. Исследование проблем взаимодействия учреждений культуры
с населением ................................................................................................
Глава 3. Направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г. Липецке ..................................................................
3.1. Предложения по совершенствованию взаимодействия
учреждений культуры с населением .......................................................
3.2. Совершенствование информационного обеспечения
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
3.3. Социальная эффективность мероприятий по совершенствованию
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
Заключение ..........................................................................................................
Список использованной литературы ................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка предложений по повышению эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальн.docx

— 223.39 Кб (Скачать файл)

    Сущность  культурной политики предопределяется природой культуры (не политики, не экономики), а именно многозначностью, многоуровневостью  смыслов, содержания культуры. И это  обстоятельство делает ее составной  частью всех направлений деятельности государства (экономической, внешнеполитической, социальной и т.п.). Именно природа  культуры обусловливает требование единства норм и принципов функционирования любого субъекта в этой области, прежде всего, государства.18

    Итак, исходя из сказанного, культурная политика имеет довольно сложную структуру, выполняет функции, которые заключены  в рамки определенных общественных отношений. Относительная самостоятельность  культурной политики и ее неразрывная  связь с различными сферами общественной жизни позволяет заключить, что  ее изменение, обновление приведет к  преобразованию всей системы общественных отношений.

    Культурная  политика – это динамичный процесс, отражающий неразрывную цепь культурного  развития и общесоциального развития, пронизанный обратными связями.

    Таким образом, управленческое воздействие  на культуру со стороны государства  может пониматься как включение  внешнего воздействия в процесс  самоорганизации системы – но не для подчинения развития этой системы, а для повышения ее внутренней активности, раскрытия заложенного  в логике ее собственного развития творческого потенциала. Только в  этом случае можно будет говорить об эффективном управлении, которое  проявляется в способности противодействовать негативным процессам разрушения культуры, защищать единое культурное пространство.  
 

    1.2. Законодательное регулирование  в области культуры

 

    Законодательство  о культуре заняло прочное место  в современной системе российского  законодательства. Его можно рассматривать  как упорядоченную и находящуюся  во взаимосвязи совокупность федеральных  законов и законов субъектов  Российской Федерации, регламентирующих отношения в области культуры. Предмет этого законодательства составляет культурная деятельность в  том смысле, как она понимается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. В соответствии со ст. 3 данного Закона культурной является деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

    Деятельность  Российского государства в области  культуры основывается на положениях Конституции РФ. Она определяет компетенцию  органов государственной власти в области культуры. Это выражается в выделении предметов ведения  Российской Федерации и ее субъектов  в данной области (ст. 71 и ст. 72), что  представляется необходимым в реалиях  федеративного государства. Конституция  РФ 1993 г. указывает также место Правительства РФ (ст. 114) – обеспечение проведения единой политики в области культуры.

    Конституция РФ закрепляет культурные права и  свободы человека – это свобода  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). Положениями ст. 30 Конституции  Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто  не может быть принужден к вступлению в какое–либо объединение или  пребыванию в нем. Конституция РФ основана на приоритете прав и свобод человека и гражданина. На государство  возлагается обязанность по обеспечению, гарантированию и охране прав и свобод человека и гражданина. Вследствие этого законодательство о культуре как отрасль российского законодательства должно быть направлено на обеспечение  культурных прав человека, закрепленных в Конституции РФ.

    Развитие  национального законодательства о  культуре определяется также обязательствами  Российской Федерации, принятыми ею в рамках ЮНЕСКО, Совета Европы и  других международных организаций. Международным правом затрагиваются  вопросы сохранения различных категорий  культурных ценностей, авторского права, ввоза и вывоза культурных ценностей  и сотрудничества государств в предотвращении соответствующих нарушений, обеспечения  культурного сотрудничества между  странами. ЮНЕСКО принимались также  документы, определяющие правовой статус субъектов культурной деятельности. Участие России во многих международных  договорах в области культуры обусловлено ее положением правопреемника СССР. Кроме того, проводится работа по присоединению к тем соглашениям, которые были проигнорированы в  советский период (в основном это  относится к конвенциям в области  авторского права). Во многих случаях  это предполагает внесение определенных изменений в отечественное законодательство.19

    До  1991 г. в России действовал только один закон в сфере культуры – Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", принятый в 1978 г.

    В структуре современного российского  законодательства о культуре необходимо отметить повышение роли закона в  правовом регулировании культурной деятельности. Только в период с  1991 г. по 2002 г. было принято девять законодательных актов, непосредственно посвященных вопросам создания, сохранения, распространения и освоения культурных ценностей.

    Центральное место занимали Основы законодательства о культуре. В соответствии с Законом  Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612–1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в систему  законодательства о культуре входят:

    – данные Основы;

    – законы Российской Федерации;

    – законы субъектов Российской Федерации  о культуре;

    – нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.

    Все принятые нормативные правовые акты на федеральном, региональном и муниципальном  уровне должны быть основаны на положениях Конституции Российской Федерации.

    Основы  законодательства о культуре продолжают играть роль активного центра отрасли  законодательства, хотя в современной  российской правовой системе их приоритет  перед иными законодательными актами не предусмотрен. Основы законодательства о культуре можно рассматривать  в качестве своеобразной общей части  законодательства о культуре, принципы и нормы которой конкретизируются и развиваются в законах, посвященных  отдельным направлениям культурной деятельности.

    В 2008 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации Концепции развития образования в области культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 гг., согласно которому планируется в том числе внесение изменений в Основы законодательства о культуре.

    Кроме Основ законодательства о культуре, культурная деятельность как специфический  объект правового регулирования  получила закрепление и в иных законодательных актах федерального уровня, посвященных непосредственно  деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

    К таким законам можно отнести  следующие акты:

    1) Гражданский кодекс Российской  Федерации, которым регулируется  оборот объектов культурного  наследия, культурных ценностей,  порядок создания, реорганизации,  ликвидации организаций, осуществляющих  культурную деятельность, а также  объединений в области культуры;

    2) Федеральный закон от 26.05.1996 N 54–ФЗ  "О Музейном фонде Российской  Федерации и музеях в Российской  Федерации" определяет особенности  правового положения Музейного  фонда Российской Федерации, а  также особенности создания и  правовое положение музеев в  Российской Федерации;

    3) Федеральный закон от 25.06.2002 N 73–ФЗ  "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"  регулирует отношения в области  сохранения, использования, популяризации  и государственной охраны объектов  культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской  Федерации и направлен на реализацию  конституционного права каждого  на доступ к культурным ценностям  и конституционной обязанности  каждого заботиться о сохранении  исторического и культурного  наследия, беречь памятники истории  и культуры, а также на реализацию  прав народов и иных этнических  общностей в Российской Федерации  на сохранение и развитие своей  культурно–национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение  историко–культурной среды обитания, защиту и сохранение источников  информации о зарождении и  развитии культуры;

    4) Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804–1 "О вывозе и ввозе  культурных ценностей", который  имеет целью сохранение культурного  наследия народов Российской  Федерации; направлен на защиту  культурных ценностей от незаконного  вывоза, ввоза и передачи права  собственности на них наряду  с законодательством Российской  Федерации о Государственной  границе и таможенным законодательством  Российской Федерации; призван  способствовать развитию международного  культурного сотрудничества, взаимному  ознакомлению народов Российской  Федерации и других государств  с культурными ценностями друг  друга;

    5) Федеральный закон от 15.04.1998 N 64–ФЗ  "О культурных ценностях, перемещенных  в Союз ССР в результате  Второй мировой войны и находящихся  на территории Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные  с культурными ценностями, перемещенными  в Союз ССР в результате  Второй мировой войны и находящимися  на территории Российской Федерации;

    6) Федеральный закон от 22.08.1996 N 126–ФЗ  "О государственной поддержке  кинематографии Российской Федерации". Закон определяет основные направления  деятельности государства по  сохранению и развитию кинематографии  и устанавливает порядок государственной  поддержки кинематографии;

    7) Федеральный закон от 29.12.1994 N 78–ФЗ  "О библиотечном деле", который  является правовой базой сохранения  и развития библиотечного дела  в Российской Федерации. Он  устанавливает принципы деятельности  библиотек, гарантирующие права  человека, общественных объединений,  народов и этнических общностей  на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение  к ценностям национальной и  мировой культуры, а также на  культурную, научную и образовательную  деятельность. Этот Закон регулирует  общие вопросы организации библиотечного  дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями  и организациями в области  библиотечного дела в соответствии  с принципами и нормами международного  права;

    8) Федеральный закон от 29.12.1994 N 77–ФЗ  "Об обязательном экземпляре  документов". Закон определяет  политику государства в области  формирования обязательного экземпляра  документов как ресурсной базы  комплектования полного национального  библиотечно–информационного фонда  документов Российской Федерации  и развития системы государственной  библиографии, предусматривает обеспечение  сохранности обязательного экземпляра  документов, его общественное использование,  устанавливает виды обязательного  экземпляра документов, категории  их производителей и получателей,  сроки и порядок доставки обязательного  экземпляра документов, ответственность  за их нарушение;

    9) Федеральный закон от 6 января  1999 г. N 7–ФЗ "О народных художественных промыслах", регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, поскольку народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации, сохранение, возрождение и развитие которых являются важной государственной задачей;

    10) Федеральный закон от 22 октября  2004 г. N 125–ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от формы собственности на них, а также в сфере управления архивами в интересах граждан, общества и государства.

    При анализе законодательства в области  культуры особенно следует остановиться на Федеральном законе от 1 июня 2005 г. N 53–ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", который определяет права граждан в области использования государственного языка Российской Федерации, а также обязанности должностных лиц на территории Российской Федерации в отношении государственного языка. Данный Закон позволяет решить главную задачу – консолидировать усилия органов власти в реализации приоритетов государственной языковой политики. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.

Информация о работе Разработка предложений по повышению эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании