Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:47, дипломная работа
Цель: разработка предложений по созданию условий для повышения эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты реализации культурной политики государства в муниципальном образовании.
2. Проанализировать управление деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г.Липецка.
3. Определить направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г.Липецке.
Введение ..............................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры ..............................................................................................................
1.1. Сущность и содержание культурной политики
в муниципальном образовании ..................................................................
1.2. Законодательное регулирование в области культуры ..................
1.3. Организация управления деятельностью учреждений культуры
в муниципальном образовании ..................................................................
Глава 2. Анализ организации деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г. Липецка .................................................................................
2.1. Характеристика деятельности департамента культуры
администрации г.Липецка..........................................................................
2.2. Анализ эффективности реализации культурной политики
в г. Липецке .................................................................................................
2.3. Исследование проблем взаимодействия учреждений культуры
с населением ................................................................................................
Глава 3. Направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г. Липецке ..................................................................
3.1. Предложения по совершенствованию взаимодействия
учреждений культуры с населением .......................................................
3.2. Совершенствование информационного обеспечения
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
3.3. Социальная эффективность мероприятий по совершенствованию
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
Заключение ..........................................................................................................
Список использованной литературы ................................................................
Сущность культурной политики предопределяется природой культуры (не политики, не экономики), а именно многозначностью, многоуровневостью смыслов, содержания культуры. И это обстоятельство делает ее составной частью всех направлений деятельности государства (экономической, внешнеполитической, социальной и т.п.). Именно природа культуры обусловливает требование единства норм и принципов функционирования любого субъекта в этой области, прежде всего, государства.18
Итак,
исходя из сказанного, культурная политика
имеет довольно сложную структуру,
выполняет функции, которые заключены
в рамки определенных общественных
отношений. Относительная
Культурная политика – это динамичный процесс, отражающий неразрывную цепь культурного развития и общесоциального развития, пронизанный обратными связями.
Таким
образом, управленческое воздействие
на культуру со стороны государства
может пониматься как включение
внешнего воздействия в процесс
самоорганизации системы – но
не для подчинения развития этой системы,
а для повышения ее внутренней
активности, раскрытия заложенного
в логике ее собственного развития
творческого потенциала. Только в
этом случае можно будет говорить
об эффективном управлении, которое
проявляется в способности
Законодательство
о культуре заняло прочное место
в современной системе
Деятельность
Российского государства в
Конституция
РФ закрепляет культурные права и
свободы человека – это свобода
литературного, художественного, научного,
технического и других видов творчества,
право на участие в культурной
жизни, пользование учреждениями культуры,
на доступ к культурным ценностям (ст.
44). Положениями ст. 30 Конституции
Российской Федерации установлено,
что каждый имеет право на объединение,
включая право создавать
Развитие
национального законодательства о
культуре определяется также обязательствами
Российской Федерации, принятыми ею
в рамках ЮНЕСКО, Совета Европы и
других международных организаций.
Международным правом затрагиваются
вопросы сохранения различных категорий
культурных ценностей, авторского права,
ввоза и вывоза культурных ценностей
и сотрудничества государств в предотвращении
соответствующих нарушений, обеспечения
культурного сотрудничества между
странами. ЮНЕСКО принимались также
документы, определяющие правовой статус
субъектов культурной деятельности.
Участие России во многих международных
договорах в области культуры
обусловлено ее положением правопреемника
СССР. Кроме того, проводится работа
по присоединению к тем
До 1991 г. в России действовал только один закон в сфере культуры – Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", принятый в 1978 г.
В структуре современного российского законодательства о культуре необходимо отметить повышение роли закона в правовом регулировании культурной деятельности. Только в период с 1991 г. по 2002 г. было принято девять законодательных актов, непосредственно посвященных вопросам создания, сохранения, распространения и освоения культурных ценностей.
Центральное место занимали Основы законодательства о культуре. В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612–1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" в систему законодательства о культуре входят:
– данные Основы;
– законы Российской Федерации;
– законы субъектов Российской Федерации о культуре;
– нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере культуры.
Все принятые нормативные правовые акты на федеральном, региональном и муниципальном уровне должны быть основаны на положениях Конституции Российской Федерации.
Основы
законодательства о культуре продолжают
играть роль активного центра отрасли
законодательства, хотя в современной
российской правовой системе их приоритет
перед иными законодательными актами
не предусмотрен. Основы законодательства
о культуре можно рассматривать
в качестве своеобразной общей части
законодательства о культуре, принципы
и нормы которой
В 2008 г. распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации Концепции развития образования в области культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 гг., согласно которому планируется в том числе внесение изменений в Основы законодательства о культуре.
Кроме
Основ законодательства о культуре,
культурная деятельность как специфический
объект правового регулирования
получила закрепление и в иных
законодательных актах
К таким законам можно отнести следующие акты:
1)
Гражданский кодекс Российской
Федерации, которым
2)
Федеральный закон от 26.05.1996 N 54–ФЗ
"О Музейном фонде Российской
Федерации и музеях в
3)
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73–ФЗ
"Об объектах культурного
4)
Закон Российской Федерации от
15.04.1993 N 4804–1 "О вывозе и ввозе
культурных ценностей", который
имеет целью сохранение
5)
Федеральный закон от 15.04.1998 N 64–ФЗ
"О культурных ценностях,
6)
Федеральный закон от 22.08.1996 N 126–ФЗ
"О государственной поддержке
кинематографии Российской
7)
Федеральный закон от 29.12.1994 N 78–ФЗ
"О библиотечном деле", который
является правовой базой
8)
Федеральный закон от 29.12.1994 N 77–ФЗ
"Об обязательном экземпляре
документов". Закон определяет
политику государства в
9) Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7–ФЗ "О народных художественных промыслах", регулирует отношения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, поскольку народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации, сохранение, возрождение и развитие которых являются важной государственной задачей;
10) Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125–ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации". Закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета, использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от формы собственности на них, а также в сфере управления архивами в интересах граждан, общества и государства.
При анализе законодательства в области культуры особенно следует остановиться на Федеральном законе от 1 июня 2005 г. N 53–ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", который определяет права граждан в области использования государственного языка Российской Федерации, а также обязанности должностных лиц на территории Российской Федерации в отношении государственного языка. Данный Закон позволяет решить главную задачу – консолидировать усилия органов власти в реализации приоритетов государственной языковой политики. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.