Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:47, дипломная работа
Цель: разработка предложений по созданию условий для повышения эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты реализации культурной политики государства в муниципальном образовании.
2. Проанализировать управление деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г.Липецка.
3. Определить направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г.Липецке.
Введение ..............................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры ..............................................................................................................
1.1. Сущность и содержание культурной политики
в муниципальном образовании ..................................................................
1.2. Законодательное регулирование в области культуры ..................
1.3. Организация управления деятельностью учреждений культуры
в муниципальном образовании ..................................................................
Глава 2. Анализ организации деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г. Липецка .................................................................................
2.1. Характеристика деятельности департамента культуры
администрации г.Липецка..........................................................................
2.2. Анализ эффективности реализации культурной политики
в г. Липецке .................................................................................................
2.3. Исследование проблем взаимодействия учреждений культуры
с населением ................................................................................................
Глава 3. Направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г. Липецке ..................................................................
3.1. Предложения по совершенствованию взаимодействия
учреждений культуры с населением .......................................................
3.2. Совершенствование информационного обеспечения
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
3.3. Социальная эффективность мероприятий по совершенствованию
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
Заключение ..........................................................................................................
Список использованной литературы ................................................................
Четвертая модель – отделы культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы объектов культуры, находящихся в собственности как районных КУМИ, так и муниципалитетов.
Пятая модель – отделы культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы учреждений культуры, расположенных в арендованных помещениях других собственников, в т. ч. бывших профсоюзных зданиях21.
Таким образом, собственниками объектов культуры на муниципальном уровне являются муниципалитеты, которые, как правило, делегируют полномочия учредителя районным отделам культуры. Часто учредителями организаций культуры выступают одновременно районные отделы культуры и КУМИ, причем КУМИ наделяет учреждение правом оперативного управления либо делегирует это право районным отделам культуры.
Одним
из основных и наиболее распространенных
источников содержания муниципальной
сети является повсеместная практика
аккумулирования средств
Для муниципальных учреждений культуры характерна высокая концентрация ресурсов на уровне района. Они управляются через районные структуры и обеспечивают организационное, информационное и творческое содержание культурной деятельности на территории муниципального образования.
Широкий
круг полномочий местных органов
самоуправления в области культуры
предусматривает ряд
– осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;
– участие в формировании местных бюджетов и фондов развития культуры;
– осуществление разработки и применение местных нормативов финансирования культуры;
– регулирование в пределах своей компетенции вопросов собственности в области культуры;
– создание, ликвидацию и реорганизацию муниципальных учреждений культуры, а также их регистрацию.
Таким образом, на муниципальном уровне местным органам власти в сфере культуры предписан комплекс действий по управлению ресурсами культуры в целях обеспечения государственной культурной политики.
Главные цели отделов культуры будут заключаться в подготовке и реализации:
– предложений по объемам дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и районных фондов финансовой поддержки муниципальных образований, а также других фондов – на обеспечение услуг культуры в муниципальных образованиях, где уровень бюджетного обеспечения недостаточен;
–
видов бюджетных услуг, например
на государственные услуги по сохранению
нематериального культурного
В связи с этим к основным задачам отделов культуры можно отнести следующие.
Отдел культуры принимает участие в бюджетном процессе что зафиксировано в гл. 18 Бюджетного кодекса РФ, а именно в качестве органа местного самоуправления отдел (управление) культуры:
–
принимает участие в
– осуществляет ведомственный контроль за его исполнением;
– представляет отчет об исполнении бюджета.
Отдел культуры принимает участие в составлении перспективного финансового плана по своему направлению деятельности и его последующей корректировке с учетом показателей среднесрочного прогноза социально–экономического развития муниципального образования.
Отдел культуры может быть уполномочен органом местного самоуправления в качестве распорядителя бюджетных средств в соответствии с требованием Бюджетного кодекса РФ.
Отдел культуры принимает участие в разработке и исполнении муниципальных целевых и комплексных программ в части социокультурного развития муниципального образования.
Отдел культуры управляет муниципальным имуществом, предназначенным для обеспечения населения услугами организаций культуры, переданным в оперативное управление, либо в безвозмездное пользование в установленном порядке.
Отдел культуры принимает участие в формировании, размещении и контроле за исполнением муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг, связанных с культурной деятельностью.
Как
субъект культурной политики, обладающий
соответственной компетенцией, отдел
культуры может быть наделен отдельными
государственными полномочиями субъекта
РФ с передачей необходимых
В этих целях могут заключаться договоры (соглашения):
– о разграничении полномочий между органами власти разного уровня;
– совместном пользовании имуществом учреждений культуры;
– передаче части полномочий органу власти в области культуры другого уровня.
Поскольку
на уровне муниципального района прописаны
полномочия по обеспечению функций
межпоселенческого характера и
в целях их реализации муниципальный
район наделен рядом отдельных
государственных полномочий (для
чего сформированы соответствующие
фонды), возможно предположить, что
в структуре исполнительно–
– информационно–аналитические – дающие управленческой системе динамическую картину всего происходящего в границах подведомственной ей сферы (для относительно небольших систем типа ОК эти службы могут выполнять функции мониторинга текущих процессов, анализа хода реализации принимаемых решений, аналитической службы и прогноза);
–
концептуально–программные –
– службы взаимодействия с общественностью – обеспечивающие участие общественных объединений в принятии и реализации затрагивающих общественные интересы решений22.
С
учетом вышеизложенного можно
1)
Обеспечение государственной
– на библиотечное обслуживание посредством сети библиотек;
– художественное и эстетическое воспитание;
– сохранение материального культурного наследия (сеть музеев);
– сохранение нематериального культурного наследия, развитие любительского творчества и досуга.
2)
Стратегическое развитие и
3)
Ресурсное обеспечение и
4) Правовое обеспечение, которое может быть реализовано через комплекс местных нормативных актов:
– о нормативах социальной обеспеченности услугами учреждений культуры с учетом экономических, демографических особенностей и культурных традиций;
– о нормативах объемов (перечне) услуг культуры в зависимости от типа учреждения;
– о материальных, финансовых и бюджетных нормах обеспеченности учреждений культуры;
–
об утверждении нормативов трудозатрат
для определения штатной
–
об утверждении показателей
– об утверждении местной системы стимулирующих доплат.
5)
Координация деятельности и
– на сохранение традиций – народных, патриотических;
– развитие любительского искусства и ремесел (фестивали, выставки, коллективы самодеятельности);
–
поддержку социально
– поддержку общественных инициатив: движений за здоровый образ жизни, экологических и т. п.
Итак, отделы культуры являются главными распорядителями кредитов в объеме утвержденной сметы и:
– обеспечивают бюджетные заявки, готовят документацию, формируют и финансируют подведомственную сеть;
– обеспечивают сеть материальными и информационными ресурсами;
– ведут хозяйственную деятельность, подменяя соответствующие функции учреждений без образования юридического лица;
– координируют творческий процесс.
В
настоящее время отрасль
– внешними, связанными с местом и ролью отрасли в социальном пространстве субъекта РФ;
– внутренними, обусловленными содержательными и структурными аспектами функционирования самой отрасли.23
Современный подход к управлению учреждением культуры и отраслью культуры – это комплекс действий, которые обеспечивают их устойчивое развитие в долгосрочной перспективе за счет создания конкурентных преимуществ и укрепления их специфических социальных функций.24
Таким образом, роль органа управления культуры муниципального уровня заключается в создании системы взаимодействия органов власти и органов управления различных уровней, а также в обеспечении совместной деятельности общественных организаций и структур социального сектора по осуществлению культурной политики на территории.
Подводя
итоги, заметим, что сегодня, в период
глубочайших преобразований системы
государственного управления решение
вопросов конструирования управляющих
систем в соответствии с идеологией
административной реформы и реформы
местного самоуправления отдано в компетенцию
представительных органов субъекта
Федерации и муниципального образования.
От того, насколько успешно удастся
вписаться учреждениям
Департамент культуры администрации г.Липецка – это отраслевой, функциональный, исполнительно–распорядительный орган администрации г.Липецка, осуществляющий функции и полномочия по проведению на территории городского округа государственной политики в области культуры и искусства, охраны, сохранения и использования исторического культурного наследия (памятников истории и культуры).
Департамент
культуры является структурным подразделением
администрации г.Липецка с