Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:47, дипломная работа
Цель: разработка предложений по созданию условий для повышения эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты реализации культурной политики государства в муниципальном образовании.
2. Проанализировать управление деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г.Липецка.
3. Определить направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г.Липецке.
Введение ..............................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры ..............................................................................................................
1.1. Сущность и содержание культурной политики
в муниципальном образовании ..................................................................
1.2. Законодательное регулирование в области культуры ..................
1.3. Организация управления деятельностью учреждений культуры
в муниципальном образовании ..................................................................
Глава 2. Анализ организации деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г. Липецка .................................................................................
2.1. Характеристика деятельности департамента культуры
администрации г.Липецка..........................................................................
2.2. Анализ эффективности реализации культурной политики
в г. Липецке .................................................................................................
2.3. Исследование проблем взаимодействия учреждений культуры
с населением ................................................................................................
Глава 3. Направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г. Липецке ..................................................................
3.1. Предложения по совершенствованию взаимодействия
учреждений культуры с населением .......................................................
3.2. Совершенствование информационного обеспечения
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
3.3. Социальная эффективность мероприятий по совершенствованию
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
Заключение ..........................................................................................................
Список использованной литературы ................................................................
В 2003 г. был открыт Центр информации и маркетинга в Центральной городской библиотеке, который позволил создать новую информационную среду для читателей, обеспечить успешное продвижение услуг интеллектуальной продукции, предоставить читателям новые полнотекстовые базы данных, доступ к справочным и информационно–правовым системам, организовать рекламную деятельность. В Центральной городской библиотеке среди молодежи успешно прошла презентация обучающих программ. С 2005 г. в библиотеках города создаются и действуют Библиотечные Информационные Центры (БИЦ), с возможностью выхода в Интернет. Библиотеки организуют досуг всех групп населения города более чем в 40 клубах.
Пункт 13 статьи 16 Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131–ФЗ относит к вопросам местного значения организацию дополнительного образования. Согласно статьи 26 Закон РФ «Об образовании», к системе дополнительного образования относятся 14 музыкальных, художественных школ и школ искусств, находящихся в подведомственности департамента культуры.
В городе созданы и успешно действуют самостоятельные творческие коллективы. Таких коллективов 5: симфонический, духовой и эстрадный оркестры, камерный хор, ансамбль народной песни «Зень» им. В.Владимировой.
В
Липецке регулярно проводятся конкурсы
и фестивали, в числе которых
городской конкурс молодых
Департаменту
культуры подведомственны Дворцы и
Дома культуры. В кружках и коллективах
самодеятельного народного
В городе работают зоологический парк и 4 парка культуры и отдыха. Зоопарк тесно сотрудничает с Евроазиатской региональной ассоциацией зоопарков и аквариумов. Особая роль в сохранении традиций массовых народных гуляний принадлежит паркам города.
Липецкий муниципальный театр посетило за сезон показывает липчанам около 70 спектаклей.
Сохранению истории промыслов и ремесел служит работа городского Музея декоративно–прикладного и народного искусства для детей и юношества. В Музее имеется свой выставочный зал, а музейный фонд насчитывает более 1200 единиц хранения, собранных во время экспедиций по районам области.
Мы видим, что учреждения культуры города работают в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Очевидна необходимость сохранения всех существующих в городе объектов культуры.
Итак,
преобразования российского общества
и осуществляемые в стране экономические
реформы не могли не затронуть
культурную жизнь и нашего города.
Деятельность современного учреждения
культуры становится наиболее выгодной
с экономической точки зрения,
если осуществлять ее по принципам
социального проектирования, которые
в современных условиях не только
наиболее мобильны, но и экономически
обоснованы.
Эффективность деятельности департамента культуры определяется эффективностью работы подведомственных ему структур.
Основу финансирования деятельности учреждений культуры в г.Липецке составляют средства городского бюджета. Помимо этих средств учреждения используют и внебюджетные средства, оказывая платные услуги населению и привлекая спонсорские средства. Структура финансирования учреждений культуры представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Финансирование учреждений культуры в г.Липецке
2007 | 2008 | 2009 | ||||
млн.руб. | % | млн.руб. | % | млн.руб. | % | |
Общий
объем бюжетного |
187,2 | 2,7 | 236,9 | 2,7 | 246,8 | 2,9 |
Фонд оплаты труда | 125,2 | 67 | 127,2 | 53 | 167,7 | 68 |
Капитальный и текущий ремонт | 8,3 | 4 | 16,6 | 7 | 6,7 | 3 |
Приобретение | 5 | 3 | 9,4 | 4 | 9,2 | 4 |
Коммунальные услуги | 11,1 | 6 | 11,5 | 5 | 12,3 | 5 |
Финансирование по другим статьям | 26,6 | 14 | 58,3 | 25 | 38,5 | 15 |
Благоустройство парков | 11,1 | 6 | 13,9 | 6 | 12,4 | 5 |
Общий объем внебюджетных средств, в том числе: | 53,8 | 62 | 64 | |||
Средства, заработанные учреждениями по основной деятельности | 52,7 | 59 | 63,3 | |||
Спонсорские средства | 1,1 | 3 | 0,7 |
Мы видим, что общий объем бюджетного финансирования в период с 2007 по 2009гг. незначительно увеличился как в денежном выражении, так и в доле расходов на культуру в общем объеме городского бюджета. Однако несмотря на это, объем финансирования все равно остается на достаточно низком уровне. Также следует отметить, что учреждения культуры используют и внебюджетные источники финансирования, объем которых в период с 2007 по 2009гг. вырос на 3%. Увеличение внебюджетных средств происходит в основном за счет оказания учреждениями культуры платных услуг населению. Мы видим, что объем привлекаемых спонсорских средств, который был не высок, к сожалению, в 2009г. значительно снизился.
Оценивая эффективность деятельности учреждений культуры обратимся к переченю целевых показателей оценки эффективности деятельности администрации города Липецка, в котором прописаны показатели, характеризующе эффективность деятельности в сфере культуры. Эти показатели приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Перечень целевых показателей для оценки эффективности деятельности администрации города Липецка в сфере культуры
Наименование показателя | Ед. изм. | 2007 год (факт) | 2008 год | 2009 год | ||||
план | факт | % отклонения | план | факт | % отклонения | |||
Количество культурно–досуговых мероприятий, концертов, спектаклей | Ед. (на тысячу жителей) | 4302 | 3159 | 4895 | +13,6 | 3165 | 4579 | +44,6 |
Количество
посетителей культурно– |
Чел. (на тысячу жителей) | 5840 | 5840 | 5511 | –5,8 | 5845 | 5528 | –5,5 |
Охват детей в школах дополнительного музыкально–художественного образования | % (охват детей от 6 до 18 лет) | 15 | 15 | 15 | – | 15 | 15 | – |
Обновляемость книжного фонда в библиотеках | % (норматив – 5) | 2,3 | 2,3 | 4,0 | +73,9 | 2,3 | 1,0 | –43,4 |
Обеспеченность библиотеками | Ед. (норматив – 0,07) | 0,08 | 0,08 | 0,08 | – | 0,08 | 0,08 | – |
Обеспеченность клубами, домами культуры | Ед. (норматив – 0,03) | 0,04 | 0,04 | 0,04 | – | 0,04 | 0,04 | – |
Исходя из данных таблицы прослеживается тенденция к увеличению количества культурно–досуговых мероприятий, концертов, спектаклей, но при этом мы видим, что количество их посетителей снижается. Обеспеченность населения библиотеками, клубами, домами культуры соответствует нормативам, даже немного их превышает. Отметим, что уровень обновляемости книжного фонда в библиотеках не соответствует заданному нормативу.
Постановление
главы города Липецка от 22.04.2009 №
958 «Об утверждении порядка
– услуги по библиотечному обслуживанию населения;
– услуги по предоставлению доступа к объектам культурного наследия, находящихся в пользовании музеев и выставочных залов;
– театральное и концертное обсуживание населения;
– услуги по предоставлению дополнительного образования детям школьного возраста в учреждениях культуры и искусства;
– обеспечение услугами дворцов и домов культуры.
Анализ документов показал, что департаментом культуры не проводилась оценка потребности в оказании муниципальных услуг, опросы населения о качестве и доступности оказываемых услуг, отсутствует информация о качестве муниципальных услуг. Таким образом, мы видим, что это постановление на практике за истекший период не реализовывалось.
Анализ эффективности деятельности учреждений культуры будет основан на методике непосредственной количественной оценки, включающей методику экспертного опроса.
Для осуществления методики непосредственной количественной оценки, основу которой составляет методика экспертного опроса, сформируем экспертную группу из специалистов в сфере управения культурой, имеющих высший профессиональный опыт и независимых от результатов исследования. Численность группы составляет 12 человек.
Для проведения исследования была разработана анкета (Приложение 2), в которой каждый из экспертов оценивал по шкале от 1 до 10 баллов значимость факторов, влияющих на качество и доступность деятельности учреждений культуры. Оценка проводилась по семи основным параметрам: условия доступа в учреждения культуры, место оказания услуг, информация об учреждениях культуры, их ресурсах и о предоставляемых услугах, техническое оснащение учреждений культуры, персонал, оказывающий услуги, стоимость услуг, предоставляемых учреждениями культуры, комплексность и качество услуг учреждений культуры.
Важность параметра объекта в баллах определяется по формуле:
где аi — весомость i–го параметра объекта;
i — номер параметра объекта;
j — номер эксперта;
m — количество экспертов в группе;
Бij — балл, присвоенный i–му параметру j–м экспертом;
Бcj — сумма баллов, присвоенных j–м экспертом всем параметрам объекта.
Результаты экспертных данных сводим в таблицу 2.3.
Таблица 2.3
Результаты экспертного опроса (промежуточная таблица)
Факторы | № эксперта | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Условия доступа в учреждения культуры | 9 | 9 | 9 | 7 | 7 | 9 | 10 | 8 | 10 | 10 | 9 | 10 |
Место оказания услуг | 10 | 8 | 9 | 9 | 8 | 7 | 10 | 8 | 9 | 10 | 10 | 9 |
Информация об учреждениях культуры, их ресурсах и о предоставляемых услугах | 10 | 9 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 |
Техническое оснащение учреждений культуры | 9 | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 |
Персонал, оказывающий услуги | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 8 |
Стоимость услуг, предоставляемых учреждениями культуры | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 9 |
Комплексность и качество услуг учреждений культуры | 8 | 10 | 9 | 8 | 10 | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 9 |
Σ Бcj | 64 | 63 | 65 | 62 | 62 | 62 | 65 | 62 | 63 | 68 | 63 | 63 |