Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:47, дипломная работа
Цель: разработка предложений по созданию условий для повышения эффективности деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты реализации культурной политики государства в муниципальном образовании.
2. Проанализировать управление деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г.Липецка.
3. Определить направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г.Липецке.
Введение ..............................................................................................................
Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности в сфере культуры ..............................................................................................................
1.1. Сущность и содержание культурной политики
в муниципальном образовании ..................................................................
1.2. Законодательное регулирование в области культуры ..................
1.3. Организация управления деятельностью учреждений культуры
в муниципальном образовании ..................................................................
Глава 2. Анализ организации деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании на примере Департамента культуры администрации г. Липецка .................................................................................
2.1. Характеристика деятельности департамента культуры
администрации г.Липецка..........................................................................
2.2. Анализ эффективности реализации культурной политики
в г. Липецке .................................................................................................
2.3. Исследование проблем взаимодействия учреждений культуры
с населением ................................................................................................
Глава 3. Направления повышения эффективности деятельности учреждений культуры в г. Липецке ..................................................................
3.1. Предложения по совершенствованию взаимодействия
учреждений культуры с населением .......................................................
3.2. Совершенствование информационного обеспечения
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
3.3. Социальная эффективность мероприятий по совершенствованию
деятельности учреждений культуры в г. Липецке ................................
Заключение ..........................................................................................................
Список использованной литературы ................................................................
Кроме законов, регулирующих отношения в сфере культуры, стоит отметить законодательные акты, в которых вопросы культуры затрагиваются косвенно.
К
ним в первую очередь можно
отнести Градостроительный
Земельный кодекс Российской Федерации, согласно которому земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко–культурного назначения, правовой режим которых регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации, которым определены размеры государственных пошлин, в частности за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, особенности уплаты пошлин, установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Федеральный
закон "Об охране окружающей среды"
определяет правовые основы государственной
политики в области охраны окружающей
среды, обеспечивающие сбалансированное
решение социально–
Ежегодно
принимается федеральный закон
о федеральном бюджете
Государственная поддержка культуры и искусства в основном регулируется подзаконными актами, а не федеральными законами.
В первую очередь данную область регламентирует Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1993 г. N 1904 "О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации". Также можно указать следующие подзаконные акты:
– Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации";
– Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. N 1061 "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства";
– Постановление Правительства РФ от 15 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в РФ";
– Постановление Правительства от 19 января 2005 г. N 29 "О премиях Правительства Российской Федерации в области культуры" и многие другие акты.
Все
вышеуказанные нормативные акты
имеют своей целью сохранение
и развитие культурного потенциала
Российской Федерации, обеспечение
государственной поддержки
Указом Президента России от 01.07.1996 N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" было учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Большинство положений Указа было реализовано.
Федеральные целевые программы, согласно Конституции РФ, являются предметом ведения федеральных органов власти. Первая такая программа в области культуры была утверждена Правительством на 1993 – 1995 гг., а затем пролонгирована на 1996 г. Программа была направлена на сохранение культурного наследия народов России и сложившейся ранее системы институтов культурной жизни России. В основу формирования проекта программы на 1997 – 1999 гг. были заложены другие приоритеты. Главные акценты переносились с задач сохранения культурного потенциала на его развитие. В целом программа была ориентирована на достижение долгосрочных целей государства в области культуры, важнейшими из которых были признаны: формирование идеологических, нравственных основ демократического правового государства на основе уважения свободы творчества и инакомыслия, гражданственности и патриотизма; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; сохранение культурных традиций народов РФ, формирование неискаженного исторического сознания, сохранение единого культурного пространства России.
Федеральная
целевая программа "Культура России
(2001 – 2005 годы)" несколько отличалась
от предыдущих программ. Была увеличена
доля федерального бюджета в финансировании
значимых проектов. В нее включены
комплексные целевые проекты, связанные
с развитием крупных
В 2005 г. проведена большая работа по организации и проведению конкурсов на присуждение грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, премий Правительства РФ в области культуры и печатных СМИ, премии Правительства имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства.
В
настоящее время действует
Кроме
федеральных разрабатывались и
региональные программы развития культуры.
Несомненным их плюсом является то,
что они имеют возможность
учитывать местную специфику, особенности
национально–этнического и
В
развитие положений Федеральной
программы сохранения и развития
культуры в регионах принято значительное
количество территориальных программ
развития различных сфер культурной
деятельности, а также концепций
развития той или иной области
культуры. В их числе программы
сохранения и развития культуры и
искусства; укрепления материально–технической
базы учреждений культуры; развития информационной
сети образовательно–культурной
Государственная поддержка современного искусства регулируется подзаконными актами. В части поддержки театральной деятельности можно назвать Постановление Правительства от 25 марта 1999 г. N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства от 23 декабря 2002 г. N 919).
Постановление
обязывает Министерство культуры Российской
Федерации с участием заинтересованных
федеральных органов
– сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела;
– осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ;
–
обеспечение стабильного
В то время как Постановлением Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" предусмотрен значительный блок льгот для театров, реализация их на практике невозможна, поскольку льготы должны предусматриваться законодательными, а не подзаконными актами.
Нельзя
не отметить, что в настоящее время
существует множество пробелов в
законодательстве, которые отрицательно
сказываются на отрасли. Так, в сфере
культуры действует огромное число
актов, регулирующих большинство направлений
культурной деятельности. А вот по
вопросам концертной деятельности нет
специализированного
В
современных условиях ряд острых проблем
в сфере культуры может быть решен посредством
реализации федеральных целевых программ.
Свою эффективность уже доказали такие
программы, как "Культура России (2006
– 2010 годы)" и "Сохранение и развитие
архитектуры исторических городов (2002
– 2010 годы)".
Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.
Муниципальная культурная политика – совокупность принципов и норм, которыми руководствуются местные органы в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама их деятельность в области культуры.20
Современная практика управления культурным процессом предусматривает конструкцию по уровням власти:
– на уровне законодательной власти – через соответствующие комиссии законодательных собраний субъектов РФ;
– на уровне исполнительной власти субъектов РФ – через управления, комитеты, департаменты культуры;
– на уровне исполнительной власти в муниципальных органах – через районные отделы и управления культуры.
Поскольку
управление муниципальной сетью
учреждений культуры является компетенцией
районных отделов и управлений –
рассмотрим наиболее характерную их
организационно–управленческую
Отдел, управление культуры – наиболее распространенная форма органа управления в структуре муниципального образования, выполняющая функции исполнительного органа власти в сфере культуры.
Для реализации своих функций отделы культуры наделены правом юридического лица и являются главными распорядителями кредитов в объеме утвержденной для подведомственной им сети сметы.
Как правило, положения об отделах культуры, где определены компетенция и полномочия, а также структура подведомственной сети, утверждаются постановлением (распоряжением) администрации муниципального округа.
На сегодня существуют пять моделей управления объектами муниципальной собственности:
Первая модель – отделы культуры, обладающие доверенностью от районных КУМИ (Комитеты по управлению муниципальным имуществом) на оперативное управление объектами культуры, финансирующие коммунальные расходы, использующие средства от аренды объектов в качестве дополнительного дохода бюджета культуры.
Вторая модель – отделы культуры, не обладающие правами управления недвижимостью, т. к. эти права напрямую делегированы учреждениям от КУМИ, являющимся совместно с отделами культуры учредителями организаций культуры. Финансирование коммунальных расходов в этом случае идет через отделы культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в КУМИ.
Третья модель – отделы культуры, наделенные правами оперативного управления объектами недвижимости организаций культуры, не обладающих статусом юридического лица и одновременно совместно с КУМИ являющиеся учредителями организаций культуры со статусом юридического лица. Финансирование коммунальных расходов при этом осуществляется через отделы культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в КУМИ.