Совершенствование системы мотивации деятельности в фирме (на примере ООО «ПТК Хозстройинструмент»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – анализ системы мотивации персоналом на предприятии и разработка предложений по совершенствованию мотивации персоналом на ООО «ПТК Хозстройинструмент».
Основные задачи выпускной квалификационной работы: - дать характеристику исследуемого предприятия, его системы управления персоналом, показать основные результаты его финансово – хозяйственной деятельности;
- раскрыть теоретические аспекты мотивации персонала, проанализировать эволюцию взглядов на управление работниками; - раскрыть проблемы мотивации персонала; - разработать предложения по совершенствованию системы мотивации персоналом на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение………………………………………...…………………………………...3
1. Теоретические основы мотивации………………………...……...……5
1.1. Основы мотивации …………………………………..………………5
1.2. Методы мотивации……...………………………...…………………….14
1.3. Оценка эффективности управления мотивацией…………..................22
2. Анализ системы мотивации персонала на примере ООО «ПТК Хозстройинструмент» ……………………..............……………………………..33
2.1. Общая характеристика предприятия……………..……………………33
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
ООО «ПТК Хозстройинструмент»………………………..………..…….……….37
2.3.Анализ системы мотивации, используемый на предприятии ООО «ПТК Хозстройинструмент»……………….……………………………………...48
3. Предложения по совершенствованию системы мотивации
деятельности в фирме ООО «ПТК Хозстройинструмент»…..……………...54
3.1. Рекомендации по совершенствованию существующей системы
мотивации в ООО «ПТК Хозстройинструмент»..……………………….…….…54
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий ………………...63
Заключение………………………………………………………………….69
Список используемых источников………………………...…………….71

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мотивация.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

- Потребность достижения;

- Потребность соучастия;

- Потребность властвования.

Из трех рассматриваемых  теорий потребностей для успеха менеджера  наибольшее значение имеет развитая потребность властвования.

Теория двух факторов Ф. Герцберга

Эту теорию представляют два фактора: условия труда и  мотивирующие факторы.

Факторы условий труда:

- политика фирмы; 

- условия работы;

- заработная плата; 

- межличностные отношения  в коллективе;

- степень непосредственного  контроля за работой.

Мотивирующие факторы:

- успех;

- продвижение по службе;

- признание и одобрение результатов работы;

- высокая степень ответственности;

- возможности творческого  и делового роста.

Факторы условий труда  связаны с окружающей средой, в  которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы

Эти теории показывают, как  те или иные потребности могут  воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности.

Содержательные теории мотивации базируются на соотношении  различных групп  потребностей и основное внимание уделяют анализу факторов мотивации, а не исследованию процесса мотивации6.

В процессуальных теориях  анализируется то, как человек  распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Поведение личности определяется не только потребностями, а является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типе поведения.

Имеются 3 основные процессуальные теории мотивации:

- теория ожиданий В. Врума;

- теория справедливости С. Адамса;

- теория Портера-Лоулера.

В соответствии с теорией  Врума ожидания мотивация рассматривается  как функция трех видов ожиданий:

- ожидаемого результата  работы;

- ожидаемого вознаграждения  от этого результата;

- ожидаемой ценности  вознаграждения.

Величина усилий, прилагаемых  человеком для реализации поставленной перед ним задачи, будет непосредственно зависеть от того, какова оценка вероятности успеха при выполнении поставленной задачи, а также вероятность получения за приложенные усилия ценного для него вознаграждения.

Чем выше степень соответствия фактических событий ожидаемым, тем больше вероятность повторения данного типа поведения.

Практические выводы:

- руководитель при постановке задач и должен четко формулировать цель в терминах результата, а также критерии оценки результата;

- для повышения вероятности достижения цели, руководитель должен обеспечить условия (организационные и ресурсные) для успешной реализации задачи;

- распределять задания между сотрудниками необходимо в соответствии с их способностями и профессиональными навыками;

- только то вознаграждение будет представлять для работника ценность, которое соответствует его структуре потребностей;

- только то вознаграждение будет повышать мотивацию, которое следует за достигнутым результатом. Аванс не является мотивирующим фактором.

Теория справедливости С. Адамса исходит из того, что человек  субъективно оценивает результаты труда и полученное вознаграждение, сравнивая их с результатами и вознаграждением других сотрудников. При этом субъективной оценке подвергаются и затраченные усилия7.                    

    Если вознаграждение  воспринимается как справедливое, производственное поведение повторяется, если нет - то возможны следующие реакции человека:

- сокращение затрат  собственных сил («Я не намерен  полностью выкладываться за такую зарплату»);

- попытка увеличить  вознаграждение за свой труд (требование, шантаж);

- переоценка своих  возможностей (снижение уверенности  в себе);

 

- попытка повлиять на организацию или на руководителя с целью изменить оплату или нагрузку других сотрудников;

- выбор другого объекта  сравнения («Мне с ними не  равняться»);

- попытка перейти в  другое подразделение или другую  организацию.

Теория Портера-Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Эта теория  вводит понятие соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. 

В данной модели присутствует пять элементов:

- затраченные усилия;

- восприятие;

- полученные результаты;

- вознаграждение;

- степень удовлетворенности.

В соответствии с созданной  моделью определяется следующая  зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли8.

Для того чтобы лучше  понять, как Портер и Лоулер объяснили механизм мотивации, необходимо последовательно разобрать их модель элемент за элементом (рис. 1) 

Цифры, приводимые в тексте в скобках, взяты из рисунка 1. Согласно модели Портера-Лоулера результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий (3), способностей и характерных особенностей человека (4), а также от осознания им своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения (1) и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением (2). Достижение требуемого уровня результативности (6) может повлечь внутренние вознаграждения (7а), такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы.

Рисунок 1. Модель Портера-Лоулера

 

          Чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения (76), такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе. Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением ознаает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Дело в том, что эти вознаграждения отражают возможности вознаграждения, определяемые руководителем для данного сотрудника и организации в целом. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое (8), использована для того, чтобы показать, что в соответствии с теорией справедливости, люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение (9) — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости (8). Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

             Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация – это процесс сознательного выбора человека того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов. В процессе производительной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

 

1.2. Методы мотивации

 

           Существуют различные методы мотивации. Можно выделить три основных: экономические, социально-психологические, организационно-распорядительные.

Экономические методы мотивации:

1. Премии. Помимо заработной платы должны быть денежные выплаты (премии) по результатам работы или специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности того или иного сотрудника».

Работодатель вправе устанавливать  различные виды премирования, надбавок и стимулирующих выплат. Этот порядок  должен учитывать мнение трудового коллектива (ст. 144 ТК). Кроме того, работодатель может определить системы материального поощрения в трудовом договоре.

Положение о премировании – это основа всей премиальной  системы. Администрация оформляет его либо как отдельный документ, либо делает составной частью трудового договора. Фирма разрабатывает его самостоятельно. Руководство указывает в Положении категории сотрудников, которых можно премировать, виды выплат (годовая, квартальная, ежемесячная, к празднику), условия, источники, цели и другие критерии определения размера поощрения. Руководство фирмы указывает в этом документе ответственного за выплату премий и документы, на основании которых они выплачиваются. Каждый критерий нужно четко изложить.

Законодатели определили, что премия может быть разовой, то есть ее необязательно предусматривать системой оплаты труда на предприятии. Начальство выплачивает ее обычно ограниченному количеству работников за достижения в труде: рационализаторские предложения, изобретения, выслугу лет, успешную работу подразделения и другие. Такая премия выдается только по решению работодателя. Сотрудник не может требовать ее выплаты, в отличие от той, что предусмотрена коллективным договором. По разовым премиям споров не бывает, поскольку персонал знает, что ее присуждают за особые заслуги.

Однако, необходимо помнить, что денежная мотивация по своей  природе является «ненасыщаемой», и человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую рабочую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет свою побудительную силу. Поэтому важно использовать другие способы мотивации.

2. Подарки. Подарки занимают особое место в системе мотивации персонала. «Если мы дарим сотрудникам то же, что и клиентам, никакой признательности с их стороны, скорее всего, не возникнет. Скорее, появится ощущение, что сбывают невостребованные остатки». По ее словам, стоимость подарка должна быть пропорциональна значимости достижений, хотя некоторые компании устанавливают нормы стоимости в пропорции к зарплате. Но не всегда имеет смысл ориентироваться на стоимость: самый лучший подарок - это тот, который привлекает внимание к личности человека: фотоколлаж, что-то связанное с его хобби и так далее.

Люди должны чувствовать, что о  них заботятся, тогда они будут  работать более эффективно. «Поэтому в компании должна работать социальная программа: путевки в санатории для сотрудников и их детей, материальная помощь на лечение».

3. Доплата за стаж и бонусы.  О текучести кадров принято говорить как о негативном явлении. В действительности это далеко не всегда так. Бывает, что кадровая политика предприятия состоит как раз в том, чтобы стимулировать высокую текучесть, обеспечивать сохранение на работе лучших и уход несостоятельных работников. В отдельных случаях такой подход экономически оправдывается.

Тем не менее, если предприятие  заинтересовано в том, чтобы сотрудники оставались на своих рабочих местах, стоит предусмотреть соответствующие механизмы в компенсационном плане. Речь идет о доплатах за стаж, а также о бонусах.

4. Одним из главных мотиваторов, стимулирующих эффективный труд и привязанность к рабочему месту, как уже отмечалось, являются предоставляемые работодателем возможности для карьеры, личностного и профессионального роста. Современный амбициозный человек (не важно, мужчина или женщина), каждые три-пять лет испытывает потребность в продвижении «наверх». К сожалению, современный российский бизнес устроен так, что далеко не каждое предприятие способно выстроить для своих работников привлекательную карьерную лестницу. В результате мы все чаще наблюдаем на рынке труда смену работы по причине отсутствия перспектив на прежнем месте.

5. Доплата за стаж работы в компании способна частично решить эту проблему. Особенно если она сопровождается изменением названия должности, например «менеджер», «старший менеджер», «ведущий менеджер» и т. п. Если человек знает, что при успешной работе он раз в два-три года получит такое повышение, то стремление к перемене мест снижается.

6. Что касается бонусов, то они служат очень приятным, надолго запоминающимся «сигналом» работодателя, показывающим, насколько он ценит своих работников. Как ни странно, бонусная система может и не привести к существенному росту затрат на персонал. В разных аудиториях мы проводили следующий эксперимент: предлагали участникам на выбор два компенсационных плана. Первый предполагал стабильную, немного выше средней по рынку, ежемесячную оплату труда. Второй содержал такую же стабильную оплату, но на 15 процентов ниже первой, зато один раз в год сотрудник получал бонус в размере всей «недоплаченной» по сравнению с первым планом суммы. Понятно, что суммарная оплата труда за год в обоих случаях одинакова. Только во втором варианте ее часть выплачивалась не с разбивкой по месяцам, а единовременно. Нетрудно подсчитать, что такой бонус составил сумму почти в два раза большую месячной зарплаты. Как правило, свыше половины участников опроса предпочитают второй вариант, объясняя его так: «мне лично трудно накопить деньги, а здесь за меня это делает фирма». При этом женщины обычно склоняются ко второй модели, а мужчины – к первой.

Крупные бонусы выступают  двумя мотивирующими факторами одновременно: «привязывают» работника к компании, по крайней мере, на год и надолго воодушевляют воспоминаниями о полученной крупной сумме, потраченной на дорогую покупку или, например, путешествие

7. Бесплатные обеды. Бесплатные обеды могут стать отличным способом поддержания лояльности сотрудников и выражения им благодарности за хорошую работу.

Социально-психологические  методы мотивации.

Создание благоприятного психологического климата в коллективе9. Задача не такая простая, как может показаться, и зачастую для ее решения прибегают к услугам профессионалов – психологов и специалистов  по консалтингу.

1) если размеры коллектива позволяют, руководитель должен стараться иногда беседовать с подчиненными на нерабочие темы;

2) разделение успеха, разделение успеха компании с сотрудниками – это нечто большее. Чем выражение признательности или даже денежные премии. Когда люди чувствуют, что вносят свой вклад в достижение компании, они дольше сохраняют ей верность и более ответственно относятся к своей работе. Участие в инновациях. Участие в инновациях – это как бы улица с двусторонним движением. Сотрудники чувствуют, что им доверяют и их ценят, особенно когда какие-то идеи принимаются к рассмотрению или, что еще лучше, претворяются в жизнь.

Информация о работе Совершенствование системы мотивации деятельности в фирме (на примере ООО «ПТК Хозстройинструмент»)