Совершенствование системы мотивации деятельности в фирме (на примере ООО «ПТК Хозстройинструмент»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – анализ системы мотивации персоналом на предприятии и разработка предложений по совершенствованию мотивации персоналом на ООО «ПТК Хозстройинструмент».
Основные задачи выпускной квалификационной работы: - дать характеристику исследуемого предприятия, его системы управления персоналом, показать основные результаты его финансово – хозяйственной деятельности;
- раскрыть теоретические аспекты мотивации персонала, проанализировать эволюцию взглядов на управление работниками; - раскрыть проблемы мотивации персонала; - разработать предложения по совершенствованию системы мотивации персоналом на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение………………………………………...…………………………………...3
1. Теоретические основы мотивации………………………...……...……5
1.1. Основы мотивации …………………………………..………………5
1.2. Методы мотивации……...………………………...…………………….14
1.3. Оценка эффективности управления мотивацией…………..................22
2. Анализ системы мотивации персонала на примере ООО «ПТК Хозстройинструмент» ……………………..............……………………………..33
2.1. Общая характеристика предприятия……………..……………………33
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
ООО «ПТК Хозстройинструмент»………………………..………..…….……….37
2.3.Анализ системы мотивации, используемый на предприятии ООО «ПТК Хозстройинструмент»……………….……………………………………...48
3. Предложения по совершенствованию системы мотивации
деятельности в фирме ООО «ПТК Хозстройинструмент»…..……………...54
3.1. Рекомендации по совершенствованию существующей системы
мотивации в ООО «ПТК Хозстройинструмент»..……………………….…….…54
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий ………………...63
Заключение………………………………………………………………….69
Список используемых источников………………………...…………….71

Вложенные файлы: 1 файл

диплом мотивация.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

 

3.1. Рекомендации  по совершенствованию существующей системы мотивации в

ООО «ПТК Хозстройинструмент»

 

Очень сложно подобрать  именно те виды стимулирования и мотивации, которые принесут ожидаемый результат. Нельзя беспорядочно использовать премии, бонусы, благодарности, вечеринки, командировки и т.д., иначе получится обратный эффект.

1. Прямая зависимость заработка от результатов.

Механизм крайне прост. Размер вознаграждения руководителя напрямую зависит от результатов работы компании. Работник получает прибыль в том случае, если бизнес успешно развивается (растет его стоимость и рентабельность). Если же если у компании за определенный период прибыль нулевая, директор получает плановую зарплату. В то же время руководитель будет терпеть убытки в заработке, если рентабельность бизнеса стала ниже (как с точки зрения снижения доходов, так и с точки зрения увеличения затрат). На практике возможно использование квартальной корректировки зарплат. То есть для каждого работника нужно рассчитать индивидуальный коэффициент его влияния на результат работы компании;

2. Прозрачность и контролируемость.

Эффективная мотивация  предусматривает определенное доверие сторон и общую заинтересованность в положительном результате. Для работника важно понимать ключевые параметры, по которым будут оценивать его эффективность. Ими могут быть: выполнение плановых показателей, увеличение стоимости активов, повышение капитализации бизнеса и др. Для каждого предприятия и тем более для каждого руководителя они индивидуальны. Именно прямое участие работника в бизнесе является апогеем признания его значимости со стороны коллег и владельцев компании. Это гораздо более сильный мотиватор по сравнению с традиционными материальными стимулами.

Следует заметить, что  лучшие руководители уже достигли определенных высот в своей карьере, а их вознаграждение настолько высоко, что повышать его некуда. Следовательно, мотиваторами для этих людей становятся моральные факторы: общественное признание, возможность поделиться опытом с коллегами и приемниками, большая ответственность и прямое участие в принятии стратегических решений. Когда речь заходит о мотивации топ-менеджера говорить об одной единственной жесткой схеме невозможно - слишком все индивидуально. Комбинации могут быть различны: разнообразные социальные льготы, как для самого менеджера, так и для членов его семьи, кредиты на обучение или на покупку жилья, статусные машины, возможность публичной деятельности, выступления на конференциях и выставках, участие в профессиональных конкурсах.

Получаемая в итоге  схема сочетает комфортность условий для работы, профессионального общения и роста;

3. Четкий контракт.

Главное условие принятия системы  мотивации работника заключается в простоте ее изложения. Контракт может быть как стандартным регламентом мотивации по всей компании, так и индивидуальным договором. Если каждый, читая документ, понимает, что лично он должен сделать для того, чтобы получить премиальные выплаты и все остальные социальные льготы, то, скорее всего, такая система будет принята. Конечно, при этом система должна быть не только понятной, но и справедливой.

Система требований и  задач на этапе стратегического  планирования 
Система мотивации должна быть реалистичной. Внедряя любую программу, нужно помнить: запустив в работу даже самую привлекательную схему, компания уже не сможет ее отменить. Именно поэтому надо быть точно уверенным, что данная система мотивации необходима на конкретном этапе развития и что компания располагает достаточным бюджетом для ее реализации. Из схемы нельзя делать исключения, иначе топ-менеджеры не будут доверять предприятию. Если компания столкнулась с какими-то неожиданными последствиями, лучше придумать другую программу, которая компенсирует эти моменты;

4. Профессиональное внедрение.

Систему должны разрабатывать  и внедрять профессионалы, поскольку мотивация - это тонкий инструмент, требующий тщательной «настройки». Отрицательный резонанс может нанести большой экономический и психологический ущерб. Подготавливая систему мотивации, следует помнить о  содержание работы. Человек не будет выполнять неинтересные для него операции, сколько бы за них ни предлагали заплатить. Поэтому важно прописать и достигнуть соглашения во всех деталях стратегических и оперативных задач.

         Так же можно предложить методы  стимулирования, которыми могут воспользоваться топ-менеджеры.

5. Моральное стимулирование. Моральное стимулирование может осуществлять по двум направлениям: поощрение (знаки, символы отличия, награды, благодарности в устной и письменной форме) и порицание. Эффективность порицания зависит от индивидуально психологических особенностей работника. К примеру, одно и то же критическое замечание может дать разные результаты: бурную реакцию холерика, повышение деятельности у сангвиника, потерю работоспособности у меланхолика и не оказать влияния на флегматика.

Для использования такого фактора мотивации, как моральное  стимулирование. Нужно хорошо знать коллектив. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому человеку, а также широкий спектр всевозможных мер стимулирования.

В качестве мероприятий такого рода можно предложить проведение конкурсов профмастерства в масштабе фирмы, города, области; присваивать за достигнутые результаты звания лучшего бухгалтера. Менеджера по продажам и т.д.;

6. Возможным вариантом морального стимулирования можно считать привлечение работников к управления организацией, планирования, создания стратегии и тактики.

7. Условия труда. Положительный психологический настрой на трудовую деятельность создают условия труда. Когда условия труда достаточно хорошие, работники не акцентируют на этом свое внимание, если они плохие – это резко снижает мотивацию, т.е. внимание работников переключается на этот фактор.

Как сделать рабочее место интересным?

          -  развешиваем на видных местах картины;

          -  рабочие место с хорошим естественным и искусственным освещением;

          -  разрешать сотрудникам класть рядом с собой личные вещи;

          -  держать в рабочих помещениях живые растения;

          -  использовать для отделки стен не только белый или стандартный для деловых -  помещений зеленый цвет;

 8. Использование цвета.

Многочисленные исследования показали, что цвета влияют на настроение человека; правильное сочетание цвета позволяет создать атмосферу, благоприятную для концентрации внимания, усвоения информации и запоминания. Например, отсутствие живых оттенков вызывает скуку, а слишком большое разнообразие красок повышает возбудимость. Чрезмерность какого-то одного цвета раздражает и мешает сосредоточиться:

          -  зеленый снимает напряжения и успокаивает;

          -  синий также успокаивает и способствует разрешению конфликтов;

          -  красный усиливает внимание и ясность мышления, но его яркость может и раздражать;

          -  желтый порождает чувство гармонии, однако его яркие оттенки способны создать для некоторых дискомфорт;

9. Внедрение новых технологий, техники, оборудования. Позволит производить продукцию в больших объемах.

10. Оплата труда. Предложением является введение в формулу формирования оклада коэффициента прожиточного минимума.

11. Изменение функциональных обязанностей с совмещением.

Одним из важнейших аспектов, влияющих на эффективность работы персонала, является мотивация, определенная модель, которая существует на каждом предприятии или фирме. Она представляет собой взаимосвязанные принципы и факторы, которые побуждают служащих к высокопроизводительной трудовой деятельности, обеспечивая тем самым продуктивную работу всей системы.

Мотивация – это не только технологии, процедуры, документы  и регламент, сколько искусство, потому что обращаться приходится как к разуму, так и к чувствам сотрудника. Опыт лучших западных и отечественных руководителей показывает, что успеха достигают, кто не просто ставит задачи перед подчиненными и любыми способами добивается их выполнения, а обладает способностью заинтересовать, зажечь, вдохновить персонал, объединить общей идеей, сформировать команду единомышленников.

Организация мотивации  к эффективному труду – наиболее сложная задача для большинства компаний. И опытный руководитель знает, что самые лучшие сотрудники – те, которые реально представляют положительные цели и последствия своего труда. Стимулы и мотивы – ключевые условия эффективной работы практически в любой сфере бизнеса. Но создать их для каждого сотрудника – очень непросто.

Надо понимать, что невозможно создать универсальную систему мотивации, подобно вечному двигателю, работающему бесконечно и в любых условиях рынка. Схемы поощрения желательно пересматривать раз в 6-7 месяцев. Таковы требования современного рынка. Его повышенная динамика периодически делает актуальным или, наоборот, устаревшим отдельные виды побуждений к деятельности. Естественно, можно в зависимости от состава и потребностей людей делать ставки на разные виды поощрений. Но необходимо соблюдать золотые правила мотивации, справедливые для всех ее разновидностей:  

          -  мотивация должна быть реалистична;

          -  схема мотивации должна быть справедлива;

          -  принципы мотивации должны быть предельно понятны;

          -  мотивация должна отвечать ожиданиям сотрудников;

          -  система мотивации не должна быть застывшей.

Только соблюдая эти  правила, удастся избежать ситуации, отраженной в известной шутке о том, что рабочий день сокращает жизнь сотрудника на 8 часов. Наоборот, грамотное применение удачных схем трудового стимулирования способно ровно на столько же продлить жизнь работающим людям.

Основные предложения, сделанные по результатам проведенного исследования, сводятся к следующему.

После того как приняты все принципиальные решения, можно начинать «пилотное» перепроектирование. Пошаговая схема этого процесса предполагает наличие трех этапов.

Этап 1. Описание системы  «как есть»

Основная задача первого  этапа - описание существующих на практике полномочий, сфер ответственности и функциональных обязанностей сотрудников с целью подготовки основы для проектирования необходимых изменений. На этом этапе надо:

- проанализировать существующую  систему стимулирования (анализ  документов и регламентов, описание фактически используемых механизмов расчетов, соотнесение полученных данных и систематизация информации о существующих расхождениях);

- описать функции подразделения  и показатели его эффективности;

- описать существующие  роли каждого сотрудника в  реализации функций подразделения (зоны ответственности, выполняемые работы, результаты, критерии эффективности).

Этап 2. Проектирование целевой  модели («как надо»)

В рамках второго этапа  разрабатываются основные принципы мотивации сотрудников подразделения. Для этого нужно:

- определить три-четыре  среднесрочные бизнес-цели, которые  компания планирует достигнуть  путем материального стимулирования  персонала (рост прибыли, повышение производительности, качества продукции и т. д.);

- разработать целевую  модель поведения для каждого сотрудника. Целевая модель должна описывать роль сотрудника в подразделении и выполняемые им функции, степень его ответственности, планируемые результаты и показатели эффективности деятельности;

- определить целевые  показатели стимулирования;

- создать соответствующие инструменты стимулирования;

- определить перечень  изменений в организационной  деятельности подразделения. Часто оказывается, что необходимо пересмотреть порядок взаимодействия сотрудников и перераспределить ответственность.

Этап 3. Моделирование и настройка новой системы мотивации

Основная задача третьего и заключительного этапа - выявить и устранить все неточности, допущенные в процессе разработки новой системы стимулирования. Для этого необходимо выполнить следующие шаги:

- пересчитать заработную плату сотрудников за истекший период (месяц, год) с использованием принципов, механизмов и элементов новой системы стимулирования. Это позволит конкретизировать механизмы стимулирования до конкретных формул расчета премии;

- рассчитать зарплату сотрудников на будущий период с использованием запланированных показателей деятельности. Проведенные расчеты позволяют оценить уровень адекватности системы и при необходимости скорректировать ее.

- закрепить новые механизмы стимулирования во внутрифирменном нормативном документе, отвечающем требованиям трудового и налогового законодательства;

- определить план перехода на новую систему стимулирования. При «пилотном» внедрении новой системы в одном из подразделений иногда используется бесступенчатый переход, то есть единовременный перевод всех сотрудников подразделения на новую систему стимулирования. Однако даже в рамках одного подразделения такое внедрение, скорее всего, приведет к крайне нежелательным социальным последствиям. Поэтому более предпочтительным является постепенный переход. При таком переходе в течение двух-трех месяцев проводится адаптация новой системы: выплаты сотрудникам осуществляются в соответствии со старой системой стимулирования, но параллельно предоставляется расчет в соответствии с принципами и механизмами новой системы;

Информация о работе Совершенствование системы мотивации деятельности в фирме (на примере ООО «ПТК Хозстройинструмент»)