Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:53, курсовая работа
Цель дипломного проекта – исследование системы управления персоналом предприятия и разработка предложений по её совершенствованию системы управления персоналом предприятия. Основные задачи дипломного проекта:
1) рассмотреть теоретические основы системы управления персоналом организации;
2) провести анализ системы управления персоналом предприятия;
3) выявить существующие проблемы системы управления персоналом предприятия;
4) разработать проект по совершенствованию системы управления персоналом предприятия;
5) предложить мероприятия по внедрению и рассчитать экономическую и социальную эффективность системы управления персоналом предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Система управления персоналом организации: понятия, цели, задачи, подходы, принципы и методы 7
1.2. Организационная структура системы управления персоналом организации 11
1.3. Элементы системы управления персоналом организации 19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ДОМЕННОМ ЦЕХЕ ОАО «ММК» 31
2.1. Общая характеристика доменного цеха 31
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия 37
2.3. Проблемы существующей системы управления персоналом на предприятии 54
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ДОМЕННОМ ЦЕХЕ ОАО «ММК» 60
3.1. Проект совершенствования системы управления персоналом предприятия 60
3.2. Мероприятия по внедрению новой системы управления персоналом предприятия 65
3.3. Расчет экономической и социальной эффективности системы управления персоналом предприятия 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
Приложения 81
-подготовка резерва;
-поддержание резерва.
Характеристика резерва доменного цеха представлена в таблице_
Резерв руководителей составлен на 01.01.2011. Включено в резерв 73 работников (Оперативный резерв 47 работников, перспективный резерв 45 работников). Резерв составлен на 30 должностей.
Таблица_
1.Характеристика |
резерва по возрасту |
|||||||
1 |
Возраст |
Человек/% |
||||||
2009 |
2010 |
2011 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 | |||||
2 |
до 30 лет |
21 |
/ 24.71 |
25 |
/ 32.47 |
18 |
/ 24.66 | |
3 |
31-40 лет |
43 |
/ 50.59 |
40 |
/ 51.95 |
43 |
/ 58.09 | |
4 |
41-50 лет |
17 |
/ 20.00 |
12 |
/ 15.58 |
12 |
/ 16.44 | |
5 |
старше 50 лет |
4 |
/ 4.70 |
0 |
/ 0.00 |
0 |
/ 0.00 |
2. Характеристика резерва по образованию
1 |
Образование |
Человек/% |
||||||
|
2009 |
2010 |
2011 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
2 |
высшее профессиональное |
72 |
/ 84 |
.71 |
60 / 77.92 |
57 |
/ 78. |
88 |
3 |
среднее профессиональное |
12 |
/ 14 |
.12 |
12 / 15.58 |
12 |
/ 16. |
44 |
4 |
начальное профессиональное |
0 |
/ 0 |
.00 |
4 / 5.19 |
3 |
/ 4. |
11 |
2.1 На рабочих местах на 01.01.2011 с высшим профессиональным образованием 102 человек и процентное отношение от списочного состава 17.83 %, со средним профессиональным образованием 127 человек и процентное отношение от списочного состава 22.20 %
3.Характеристика резерва по возрасту и образованию на 01.01.2011
1 |
Человек/% |
|||||
|
образование возраст |
высшее профессиональное |
среднее профессиональное |
начальное профессиональное | ||
|
1 |
2 |
3 |
4 | ||
2 |
до 30 лет |
16 |
/ 21.62 |
3 / 4.05 |
0 |
/ 0.00 |
3 |
31-40 лет |
32 |
/ 43.24 |
7 / 9.46 |
3 |
/ 4.11 |
4 |
41-50 лет |
10 |
/ 13.51 |
2 / 2.70 |
0 |
/ 0.00 |
5 |
старше 50 лет |
0 |
/ 0.00 |
0 / 0.00 |
0 |
/ 0.00 |
4.
Характеристика
1 |
Показатель |
Человек/% |
|||||||
|
2008 |
2009 |
2010 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||
2 |
по возрасту |
64 |
/75. |
29 |
65 |
/ 84.42 |
61 |
/83. |
56 |
3 |
по образованию |
84 |
/ 98. |
82 |
72 |
/ 93.51 |
69 |
/ 94. |
52 |
4 |
в целом |
63 |
/74. |
12 |
60 |
/ 77.92 |
57 |
/78. |
08 |
5.Назначены на должности руководителей в 2010 году 5 работника, из них состояли в резерве 5 или 100 % резерва, из них молодые специалисты 0 или 0.00 % резерва
Планирование карьеры на основе формирования кадрового резерва — составная часть развития персонала на предприятии.
Планирование карьеры сотрудников доменного цеха способствует раскрытию их способностей, умений, опыта, знаний, активизации применения потенциала сотрудников в достижении целей предприятия и удовлетворении личных потребностей.
Развитие карьеры в доменном цехе представляет собой набор средств, необходимых для приобретения требуемой квалификации, компетентности работников это:
-обучение и стажировка;
-консультации с опытными сотрудниками;
-саморазвитие.
Планирование карьеры позволяет сотрудникам видеть, какую должность они могут получить, если приобретут соответствующий положительный опыт при определенных исходных условиях. Планы карьеры в отличие от планов развития не направлены на конкретные рабочие места, а отражают только профессиональную деятельность на предприятии. Они должны разрабатываться на основе тщательного анализа работы, так как обладают сильным мотивирующим действием, которое при неблагоприятных условиях может привести к серьезному разочарованию.
Оценка работников доменного цеха представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными обязанностями, характером и содержанием труда, а также требованиями, обусловленным эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств и т.д.
На основании результатов оценки кадров базируется:
1) подбор кадров;
2) определяется соответствие занимаемой должности;
3) улучшается использование кадров;
4) выясняется вклад
работника в результаты
5) продвижение работников.
Оценка индивидуального плана применяется для работников, которые работают на предприятии не менее года.
Аттестация персонала в доменном цехе, призвона оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствования стиля и методов управления персоналом.
Она имеет целью изыскание резервов роста, повышения роста производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности.
Аттестация базируется на комплексной оценке персонала определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места.
В доменном цехе 1 раз в год по распоряжению директора по персоналу ОАО «ММК» проводится ежегодная аттестация руководителей и специалистов производственных и структурных подразделений, в режиме компьютерного тестироавния – это заключительный этап в оценке персонала.(Приложение №_).
При оценке работников данного предприятия согласно этой методике составляются результаты оценки компетенций в формате «Профессиональные знания» (Приложение _).
В таблице выставляется число допущенных ошибок по каждому блоку и выводится процент допущеных ошибок.
По результатам аттестации работника аттестационная комиссия дает рекомендации:
- полностью соответствует требованиям должности;
- в основном соответствует требованиям должности;
- недостаточно соответствует требованиям должности;
- не соответствует требованиям должности.
Оценка персонала проводится
с целью изучить
По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, стажировки, консультации) и его карьерный рост.
Важное место в системе управления персоналом доменного цеха занимает кадровое делопроизводство - это отрасль деятельности, документирующая трудовые отношения. Кадровая документация фиксирует информацию о наличии и движении персонала, в результате все кадровые процедуры приобретают документальное оформление.
Движение персонала - одна из базисных категорий управления персоналом, под которой, как правило, понимают:
- прием на работу;
- перевод на другую работу;
- предоставление отпуска;
- увольнение.
Документальное оформление кадровых процедур - неотъемлемая часть в деятельности предприятия и организационно-правовой формы.
Именно поэтому в доменном цехе установлено правильное ведение кадровой документации, в том числе оформление трудовых отношений в соответствии с действующим трудовым законодательством.
О важности кадровой документации свидетельствует, прежде всего, то, что любой кадровый документ имеет юридическую и даже коммерческую ценность.
Кадровые документы могут используются в качестве важных письменных доказательств в суде, в пенсионном фонде.
Стабильное функционирование системы, ее надежность во многом зависят от оперативности отклика на возникающие нарушения в системе. Оценка состояния системы, ее изменение под воздействием любого принятого управленческого решения требуют как раз учета этих связей, упреждение негативных откликов на разных уровнях. А поскольку оперативно обеспечить такой отклик трудно, необходимо ориентироваться на методы управления, обеспечивающие или поощряющие ее самоорганизацию. Вместе с тем следует учитывать и такую особенность системы: реакция на ситуацию, возникающую под влиянием внутренних и внешних факторов.
Обеспечение потребности доменного цеха в кадрах, повышение квалификации персонала, постоянная и целенаправленная работа с сотрудниками предприятия для создания коллектива с высоким потенциалом развития, способного успешно решать все сложные задачи для достижения целей организации является основной задачей БОТиЗ доменного цеха.
Основными функциями, выполняемыми БОТиЗ доменного цеха являются:
1. Прогнозирование текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее обеспечения, заключение договоров с учебными заведениями на подготовку специалистов, разработка и реализация мер по стабилизации трудового коллектива.
2. Планирование и регулирование
движения и профессионально-
3. Планирование и обеспечение
непрерывной подготовки и
4. Принятие управленческих решений по вопросам труда, кадров и социального развития на основе анализа социально-экономической ситуации, изучение потребностей и интересов различных категорий работников.
5. Организация работы
по профессиональной
6. Использование всех
форм материального и
7. Создание таких условий, при которых интересы работников отождествляются с интересами предприятия.
8. Работа по изучению
деловых и личных качеств
Среди основных достоинств существующей системы управления персоналом предприятия можно указать следующие факторы:
1) Развитая система управления персоналом;
2) Высокий уровень компетентности руководителей;
3) Высокий уровень квалификации специалистов;
4) Наличие инновационного потенциала у персонала;
5) Достаточные финансовые ресурсы, выделяемые для целей управления персоналом;
6) Высокий уровень удовлетворенности трудом у сотрудников;
8) Хорошие, благоприятные условия труда;
9) Благоприятный социально-
10) Преимущества в уровне
оплаты труда по сравнению
с другими предприятиями
Таким образом, в рамках данного параграфа был проведен анализ существующей в организации системы управления персоналом.
Принимая во внимание все вышеизложенное основными проблемами существующей системы управления персоналом в доменном цехе являются следующие факторы:
1) Отсутствие четко-разработанной системы подбора кадров.
Вклад людских ресурсов в достижение целей предприятия зависит в первую очередь от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала.
Предприятие постоянно ведет поиск кандидатов на вакантную должность. На имеющуюся вакантную должность претендуют обычно несколько кандидатов. Поиск, отбор, наем и дальнейшее использование каждого из претендентов связаны с определенными затратами. Кроме того, работодатель располагает лимитом средств, который она может выделить на приобретение и дальнейшее использование одного кандидата на вакантную должность.