Совершенствование системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 08:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта – исследование системы управления персоналом предприятия и разработка предложений по её совершенствованию системы управления персоналом предприятия. Основные задачи дипломного проекта:
1) рассмотреть теоретические основы системы управления персоналом организации;
2) провести анализ системы управления персоналом предприятия;
3) выявить существующие проблемы системы управления персоналом предприятия;
4) разработать проект по совершенствованию системы управления персоналом предприятия;
5) предложить мероприятия по внедрению и рассчитать экономическую и социальную эффективность системы управления персоналом предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Система управления персоналом организации: понятия, цели, задачи, подходы, принципы и методы 7
1.2. Организационная структура системы управления персоналом организации 11
1.3. Элементы системы управления персоналом организации 19
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ДОМЕННОМ ЦЕХЕ ОАО «ММК» 31
2.1. Общая характеристика доменного цеха 31
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия 37
2.3. Проблемы существующей системы управления персоналом на предприятии 54
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ДОМЕННОМ ЦЕХЕ ОАО «ММК» 60
3.1. Проект совершенствования системы управления персоналом предприятия 60
3.2. Мероприятия по внедрению новой системы управления персоналом предприятия 65
3.3. Расчет экономической и социальной эффективности системы управления персоналом предприятия 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
Приложения 81

Вложенные файлы: 1 файл

1.Совершенствование системы управления персоналом на предприятии ОАО «ММК» Доменный цех 1.doc

— 768.00 Кб (Скачать файл)

- создание возможности для получения рабочим в перспективе соответствующей его интересам и запросам работы;

- своевременное обеспечение производства высококвалифицированными кадрами;

- обеспечение кадрами рабочих мест малопривлекательного и неквалифицированного труда, с неблагоприятными условиями труда.

Правильно организованной системе  профессионально-квалификационного  продвижения рабочих отводится  роль внутреннего регулятора согласования интересов производства и каждого конкретного рабочего. Отметим основные принципы, на которых должно строиться продвижение рабочих:

- последовательное, планомерное, непрерывное движение рабочих от низших к высшим ступеням профессиональной квалификации;

- построение трудовой карьеры таким образом, чтобы на каждой последующей работе в наибольшей степени использовались знания и опыт, полученные на предыдущей;

- непрерывное развитие и обогащение образовательного, культурного уровня и профессионального опыта рабочих, сохранение их здоровья; первоочередное продвижение рабочих, занятых на непривлекательных и с неблагоприятными условиями труда рабочих местах;

- преимущественное предоставление работы на местах с благоприятными условиями труда и по профессиям сложного труда работникам данного предприятия;

- информированность рабочих предприятия о перспективах продвижения и о реальном продвижении;

- моральная и материальная заинтересованность рабочих в профессионально-квалификационном росте;

- создание благоприятных условий для профессионального продвижения отдельных социально-демографических групп.

 На результатах деловой оценки  кадров базируется решение следующих  управленческих проблем:

1. Подбор кадров

- оценка личных качеств претендентов;

- оценка квалификации претендентов.

2. Определение степени соответствия  занимаемой должности

- переаттестация работников;

- анализ рациональности расстановки  работников;

- оценка полноты и четкости  исполнения должностных обязанностей;

- оценка работника после завершения испытательного срока, после завершения стажировки.

3. Улучшение использования кадров

- определение степени загрузки  работников, использование по квалификации;

- совершенствование организации  управленческого труда.

4. Выяснение вклада работников  в результаты работы

- организация поощрения работников (усиление материальных и моральных  стимулов, обеспечение взаимосвязи  оплаты и результатов труда,  организация премирования);

- установление меры взыскания.

5. Продвижение работников, необходимость  повышения квалификации

- прогнозирование продвижения  по службе работников;

- формирование резерва на выдвижение;

- отбор для выполнения ответственных  заданий, направление на стажировку  как поощрение;

- необходимость повышения квалификации  и ей направленность,

- разработка программ повышения квалификации работников управления;

- оценка эффективности учебы  на курсах и в институтах  повышения квалификации.

Реализация мероприятий по совершенствованию  системы управления персоналом в  доменном цехе планируется проводить  при участи начальника цеха, начальника БОТиЗ и специалистов доменного цеха, на которых будет возложены основные обязанности в области разработки и реализации системы управления персоналом

Проект совершенствования системы управления персоналом в доменном цехе представлены в таблице _.

Таблица _

Проект совершенствования системы управления персоналом в доменном цехе

Функции управления персоналом

Цели в области управления персонала

Ключевые показатели эффективности

Действия по совершенствованию 

Ответственный исполнитель

Обеспечение потребности в персонале

своевременное восполнение потребности в персонале необходимого качества;

- снижение финансовых затрат  на привлечение сотрудников. 

- рейтинг привлекательности  предприятия как работодателя на рынке труда;

- процент внутреннего заполнения вакансий;

- процент сотрудников, принятых  в соответствии с заявками  руководителей структурных подразделений; 

- средние расходы на найм  одного работника 

- регулярный анализ состояния  рынка труда в отрасли; 

- планирование потребности в персонале на основе заявок в соответствии с планами развития предприятия;

- оценка потенциала внутреннего  и внешнего источников персонала 

начальник  БОТиЗ

Управление кадровым составом

поддержание качественного и количественного  состава персонала на оптимальном уровне

- средний возраст сотрудников; 

- образовательный уровень; 

- средний стаж работы;

- коэффициент текучести (по категориям  персонала);

- коэффициент оборота по приему;

- коэффициент оборота по увольнению;

- коэффициент постоянства кадров за определенный период

- планирование предстоящих увольнений;

текучести кадров;

- оценка структуры персонала  (стаж, образование, пол, возраст)  в динамике (с учетом приемов,  переводов, увольнений);

- разработка системы мероприятий,  направленных на омоложение кадрового состава

Специалисты

Адаптация персонала

- повышение производи-тельности  труда за счет быстрой и  безболезненной интеграции сотрудника  в трудовой коллектив; 

- создание благоприятного социально-психологического  климата.

- процент уволившихся работников со стажем менее 1 года;

- процент сотрудников, довольных  проводимыми социальными программами. 

- разработка эффективной системы  социально-психологической и профессиональной  адаптации, 

- создание базы для формирования  системы наставничества

Начальник цеха

Информир

ованность

персонала

- создание благоприятного социально-психологического  климата в достижении общей цели.

-социальный эффект

-разработка мероприятий по повышению  информированности о кадровой  политике

Начальник цеха


    1. Мероприятия по внедрению новой системы управления персоналом предприятия

Каждое из предложенных направлений  предполагает разработку определенного  комплекса мероприятий, которые необходимо рассмотреть наиболее подробно.

В качестве мероприятий направленных на повышение информированности персонала предприятия о произведенных кадровых и организационных изменениях в системе управления персоналом в доменном цехе целесообразно проведение специальных внутриорганизационных собраний, на которых персонал информируют обо всех произведенных изменениях в области кадровой политики.

1) Разработка системы подбора кадров

 Предприятие постоянно ведет поиск кандидатов на вакантную должность. На имеющуюся вакантную должность претендуют обычно несколько кандидатов. Поиск, отбор, наём и дальнейшее использование каждого из претендентов связаны с определенными затратами. Кроме того, работодатель располагает лимитом средств, который она может выделить на приобретение и дальнейшее использование одного кандидата на вакантную должность.

 Работодатель разрабатывает требования к претендентам на должность. В основном в доменном цехе это служебная записка от соответствующего подразделения, в которой перечислены минимально необходимые требования к кандидату. Обычно это - уровень образования, возраст, пол, опыт, специальность.

 Эти требования  являются основой для оценки  кандидатов при их отборе.

 Имея перечисленную  выше информацию, отдел кадров  совершает первичный отбор кандидатов. Сопоставляя эти условия с  данными кандидата. Затем те  кандидаты, которые на взгляд отдела кадров являются подходящими кандидатурами направляются на собеседование с руководителем подразделения. Далее руководитель подразделения, «отводит» подходящего кандидата на собеседование к своему непосредственному руководителю и так далее. Анализируя подобную цепочку выяснилось, что в некоторых подразделениях она может составлять от 2 до 6 этапов отбора. Таким образом, процесс отбора кадров, существующий в доменном цехе трудоемок.

 Предлагается ввести  для совершенствования системы  подбора кадров ввести тестовый запрос к кандидату и систему проверочных испытаний. Пример представлен в приложении 2. А также бланк самооценки (Таблица _).

 Таблица 9 - Бланк  самооценки кандидата на вакантную  должность 

Параметры  Оценки (по пятибалльной системе) 

Ф.И.О. претендента 

Наименование вакантной  должности

Общий вид: манера поведения, умение говорить, состояние здоровья 

Характерные черты: настойчивость, уверенность в себе, трудолюбие, терпимость 

Интеллект, способности 

Соответствующий опыт работы и / или знания 

Образование 

Склонности, интересы 

Готовность немедленно приступать к работе 

Общая приемлемость кандидата (с учетом будущих потребностей фирмы)  ИТОГО: 

 Набор заключается  в создании необходимого резерва  кандидатов на все должности  и специальности, из которых организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Предлагается, чтобы данная работа проводилась буквально по всем специальностям - конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере будет, определятся разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом должны учитываться такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнение в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации.

 Отбор на должность  будет производиться с учетом  базы данных, сформированной в  результате набора претендентов  на занимаемую должность. Использование  различных методов способствует  отбору наиболее талантливых  руководителей и специалистов, которые во многом обеспечивают стабильное развитие предприятия. Предлагается, чтобы каждый претендент при поступлении должен пройди сложную формальную систему отбора. Для этой цели работники кадровых служб должны использовать систему проверки и анализа качеств работника.

 Для использования  на предприятии предлагается  следующие этапы отбора персонала:

 Предварительный отбор  (по документам) (ОУП)

 Заполнение тестовых  форм - диагностика деловых и личностных  качеств и характерологических  особенностей с помощью тестов (ОУП).

 Собеседование с  непосредственным начальником.

 Таким образом,  мы исключаем из процесса отбора  персонала высшее руководства,  предоставляя эти функции ОУП.

 На первом этапе  каждый претендент заполняет  анкету для поступающих на  работу и пишет заявление. В заявлении он должен изложить свою просьбу о принятии его на должность, а также указать, какие должности, по его мнению, он может занимать и, какую работу выполнять. Здесь же он должен дать информацию о своей квалификации. Это заявление должно быть коротким, четким и не повторять содержание анкеты. Заявление пишется в произвольной форме, так как его содержание, стиль изложения могут быть предметом изучения и дополнительной информации о грамотности претендента и уровне его общего развития.

 Анализ этих документов  и установление соответствия  их требованиям должностной инструкции (по уровню образования, стажа,  возраста, опыта работы в должности  и т.д.) дают возможность судить  о том, подходит претендент  к той или иной работе или  должности или нет. Если претендент подходит, то его данные заносятся в «банк данных» и претендент приглашается на второй этап отбора.

 На втором этапе  оцениваются деловые и личностные  качества претендента. При отборе  необходимо учитывать особенности  личности претендента, его деловые личностные характеристики, психофизиологические особенности.

 Для всех работников  предприятия должны быть разработаны  должностные инструкции, в которых  дается, перечень необходимых качеств,  психофизиологических показателей,  медицинских показаний и противопоказаний. На основании этих требований должны быть разработаны комплексные методики оценки деловых и личностных качеств и психофизиологических показателей для работников различных групп (руководители, специалисты, исполнители и т.д.).

 Претендентов на должность руководителей самого высокого уровня управления целесообразно пропускать через более серьезную программу отбора с использованием «деловых игр», «групповых обсуждений», конкурсов и т.д.

 На третий этап  отбора выходят те претенденты, которые прошли первый и второй этапы.

 Собеседование является  заключительным этапом отбора. Оно  позволяет ознакомиться более  тщательно с претендентами на  должность. На данном этапе  сопоставляются данные кандидата  с требованиями, предъявленными на должность, согласно бланка (Приложение 2).

 Проводится оценка. Оценка должна проводиться строго  индивидуально. Этот бланк работники  кадровой службы должны заранее  предоставить тем руководителям,  которые будут проводить собеседование.  Информация полученная, в результате собеседования является строго конфиденциальной, поэтому бланки собеседования должны быть запечатаны в конверт и передаваться руководителями, проводящими собеседование.

 Итоговая характеристика  должна включать: подробное перечисление  деловых и личностных качеств оцениваемого, выявленных способностей, опыта и теоретической подготовки работника, его соответствие характеру работы, на которую он претендует, степень готовности к занятию конкретной должности, перспективность для последующего продвижения и т.д. Учитывается мотивационная сфера, заинтересованность в работе именно на этом предприятии.

Информация о работе Совершенствование системы управления