Совершенствование управления предприятием (на примере ООО “Печорский завод ЖБК”)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:17, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы объясняется очень просто, а именно, развитие рыночных отношений и задачи экономического роста страны требуют постоянного совершенствования форм и методов управления предприятиями на всех уровнях хозяйствования. Компании должны быть в состоянии давать оценку своей управленческой деятельности, если они намерены обеспечить контроль за проведением финансовых операций и добиться выполнения стоящих перед ними организационных задач. По мере того как компании расширяются их деятельность становится все более сложной, разнообразной и многоотраслевой. Поэтому необходимо постоянно проводить анализ управленческой деятельности и искать пути по её совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………..............……………....…..8
1 Теоретические аспекты совершенствования управления предприятием……....12
1.1 Понятие организационных изменений на предприятии и их необходимость...12
1.2 Особенности и проблемы современного управления предприятием……...…..16
1.3 Управление персоналом как основа современного менеджмента…………..…20
1.4 Роль структуры управления в эффективной работе предприятия…………......29
2 Анализ деятельности системы управления ООО «Печорский завод ЖБК»…...35
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………................……….35
2.2 Анализ организационной структуры управления ……….....................…46
2.3 Оценка технико-экономических показателей и финансового состояния предприятия …………......................................................................................…49
2.4 SNW, STEP и SWOT - анализ……………………..………........................53
2.5 Анализ использования основных фондов и себестоимости выпускаемой продукции …………………………............................................................…........59
2.6 Анализ управления трудовыми ресурсами………………………………….61
3 Направления совершенствования управления ООО «Печорский завод ЖБК».65
3.1 Совершенствование структуры управления…………………………...........65
3.2 Изменение структуры основных фондов …………………………..……... 68
3.3 Проект совершенствования управления персоналом ……….............…….83
3.4 Показатели эффективности предлагаемых проектов ……………..…….…..86
Заключение……………………………………………………………….......................….88
Список использованных источников…………………………….…..........................…91

Вложенные файлы: 1 файл

отчет.doc

— 990.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, управление – это непрерывный  процесс воздействия на коллектив  людей для организации и координации  их деятельности в процессе производства для достижения наилучших результатов  при наименьших затратах.

Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших  название  функций управления.

Функция управления – это особый вид управленческой деятельности. Продукт процесса разделения и специализации труда  в сфере  управления. Впервые их состав был сформирован А. Файолем, который выделил пять  общих функций управления: планирование,  организация,  мотивация, , контроль, координация.

Планирование -  это функция управленческой деятельности, связанная с составлением планов организации  и ее составных частей. Планирование включает: установление целей и задач, разработку стратегий,  программ   и планов для достижения целей,  определение необходимых   ресурсов, доведение планов до всех , кто их должен выполнять. В настоящее время планирование – это процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Составной частью планирования при этом  становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социального развития, текущих планов выпуска продукции.

     Организация  - функция управления, задачей которой  является формирование структуры  предприятия, а также обеспечение  всем необходимым для его работы  – персоналом, материалами,  оборудованием,  денежными средствами.

     Мотивация  – функция управления, имеющая  целью    активизировать людей,  работающих в организации и  побудить их  эффективно трудиться  для выполнения целей, поставленных  в планах. Действие по мотивации  включает  экономическое и моральное  стимулирование. Создание условий для  проявления творческого потенциала работников и их саморазвития [21].

     Контроль  – это управленческая функция,  задачей которой является количественная  и качественная оценка и учет  результатов работы предприятия. В ней выделяют два основных направления:

 · контроль за выполнением работ, намеченных планом

 · меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

     Координация  – обеспечивает процессу управления  бесперебойность и непрерывность.  Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организационной структуры предприятия путем установления рациональных связей между ними. Координация обеспечивает единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.

Состав функций  управления постоянно изменяется под  влиянием ускорения научно-технического прогресса и разделения труда, повышения  уровня концентрации  производства и совершенствования управления, а также качественных изменений в организации самого  производства.      

Чтобы задачи организации  были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнять каждую  из задач, вытекающих из  целей организации.  Для этого руководство обязано найти эффективной  способ сочетания  ключевых переменных, характеризующих задачи и людей.  Постановка целей  и обеспечение их  политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению  этой задачи, мотивация и контроль  также играют  существенную роль  в обеспечении  эффективности выполнения  заданий.  Однако организация  как  процесс  представляет  собой  функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно формальных взаимоотношений  людей  их выполняющих.

1.2 Особенности  и проблемы современного управления  предприятием

Рыночные преобразования, связанные со сменой форм собственности, существенно изменили внешнее окружение  предприятий, внутрифирменные оргструктуры управления потребовали другой культуры производства и структуры власти, иного кругозора руководителей, новых принципов построения различных типов управленческих структур в зависимости от масштабов производства и видов деятельности, целей и задач собственника, который определяет курс деятельности предприятия. В рыночных условиях предприятие образует единство со своей внешней средой, а результаты его деятельности представляют собой совокупность сложных и малопредсказуемых воздействий различных элементов экономической системы. В зависимости от требований внешней среды типы поведенческих ориентации предприятий могут существенно отличаться друг от друга и под каждый тип поведения проектируется соответствующая формальная структура управления, то есть необходимая организационно-правовая форма, имеющая своей целью поддержание предприятия и ее ориентацию.

В современных  рыночных условиях руководители хозяйственных субъектов вынуждены приспосабливать свою экономическую деятельность к требованиям покупателей не только за счет качественных изменений структуры и методов управления, но и за счет постановки и достижения оперативных и стратегических целей, направленных на обеспечение будущего экономического потенциала и социальных гарантий персоналу. Главное внимание в решении производственных проблем стало уделяться политике экономического роста, издержкам производства и ценам, выбору эффективных стратегий будущего развития предприятий и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции. То есть, рынок потребовал от хозяйственного субъекта новых подходов к решению трудовых, производственно-хозяйственных и инвестиционных проблем и заставил руководителей: изменить многие устаревшие теоретические представления, которые перестали соответствовать современным реалиям, хотя еще сохраняется [20].

Особенности системы  управления промышленными предприятиями  на современном этапе тесно связаны  с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности  производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

Главная отличительная  черта функционирующих сегодня  предприятий состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. При плановой и рыночной экономике существует относительная стабильность среды. В данном случае она касается положения других участников предпринимательства и правил, от которых зависит выживание. В условиях плановой экономики предприятие может рассчитывать на то, что его партнеры не разорятся, им в принципе не дадут этого сделать. В рыночной экономике предприятия разоряются и появляются новые, но количество подобных предприятий в отдельно взятой отрасли за определенный период времени сравнительно невелико по сравнению с масштабами всей отрасли в целом. Таким образом, в обоих случаях с точки зрения краткосрочных решений, принимаемых предприятием, структура отрасли может считаться относительно стабильной.

Что касается экономики  переходного периода, то здесь структура  отрасли постоянно меняется. Условия  выживания предприятия уже не столь ясны и очевидны. Переход  от системы без банкротств к системе, при которой разорение предприятий возможно, связан с периодом некоторой неопределенности. Кроме того, ситуация становится еще более неопределенной в условиях приватизации, так как директора могут быть фактически отстранены от управления предприятиями. Эта неопределенность усугубляется еще и тем, что касается она значительного числа предприятий. Данная ситуация весьма усложняет процесс принятия решений на уровне предприятий.

В условиях плановой и рыночной экономики предприятия  знают своих потребителей, поставщиков  и конкурентов, хотя не всегда уверены в их стратегии. При социалистической экономике нет конкуренции за потребителя, но существует конкуренция в борьбе за ресурсы - не только рабочую силу, но, прежде всего капиталовложения. Предприятия борются также за дефицитные ресурсы и материалы. А сегодня функционирующие предприятия находятся в положении, когда выживание других предприятий под большим вопросом. Структура спроса и отраслевая структура постоянно меняются. Предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование своих поставщиков и потребителей. Они должны искать новых партнеров. Однако, как показывает практика, директора многих предприятий считают, что вариантов замены их нынешних поставщиков не так уж много. Поэтому они стараются сохранить имеющиеся связи. В этом, на мой взгляд, заключается один из парадоксов переходного периода.

Для более глубокого  осмысления роли и значимости форм и методов современной системы  управления хозяйственной деятельностью  на микроуровне представляется обоснованным несколько подробнее рассмотреть основные элементы эволюции менеджмента.

Проблемам управления и функционирования предприятий  в условиях рынка - микроэкономике - уделяется чрезвычайно много  внимания и в современных зарубежных научных источниках. По мнению Я. Корнаи, экономика есть реальная наука (в отличие от формальных - математики, логики и т.д.), задача которой состоит в объяснении экономической действительности, а критерием ее истинности является сравнение полученных выводов с реальной практикой хозяйствования.

Здесь необходимо отметить несколько принципиальных особенностей современной российской системы управления промышленных предприятий.

Сегодня почти  все бывшие государственные предприятия  утратили практику плановой работы (стратегические проработки на срок более полугода), а у новых коммерческих структур и не было опыта подобного рода. Если в условиях централизованно-плановой экономики предприятия разрабатывали 5-летние планы, комплексные программы научно-технического прогресса на 20-летний период, то на сегодня подавляющее большинство российских предприятий вообще отказались от плановых процедур

В тоже время  приостановка финансового кризиса (снижение темпов падения объемов  производства) делают чрезвычайно актуальной проблему стратегического управления развитием предприятия (включая стратегическое планирование, миссию организации, проблемы реорганизации и т.д.). Лишь при наличии четко отработанных вариантов стратегии предприятия могут формировать систему взаимоувязанных маркетинговых, финансовых и научно-технических планов, а также разрабатывать механизмы реализации этой стратегии.

Объективно  в сегодняшнем отставании предприятий  в подготовке к переходу на рыночные отношения сказалась задержка с  разработкой и принятием соответствующих  государственных законодательных  актов, их неполнота и нестабильность.

В то же время  необходимо подчеркнуть, что сегодняшний  этап развития российской экономики  как никогда ранее предоставляет  руководителю предприятия возросшую  степень свободы творческого  мышления в выборе тех или иных линий поведения. При всем несовершенстве принятых законов они означают беспримерное санкционированное переустройство основы производственных отношений.

Разработка  и реализация стратегии предприятия  по существу сводится к управлению экономикой на микроуровне, для чего необходимо построение соответствующей системы, выполняющей следующие основные функции: направляющую - обоснование целей и выбор главных путей их достижения; координирующую - балансировка важнейших ресурсных ограничений и согласование противоречивых интересов всех участников производственного процесса; стимулирующую - активизация движущих сил развития. Опыт показывает, что при сложности выполнения всех стоящих задач, одной из наиболее трудноосуществимых является последняя из названных функций. Она направлена на то, чтобы заинтересовать работника в успехе общего дела и в реализации его способностей и возможностей. Как правило, традиционными методами такую задачу практически решить удается лишь частично [20].

Однако не менее  важен и внешний контур - механизм взаимодействия предприятия с различными агентами и контрагентами, партнерами и конкурентами в регионе, стране, ближнем и дальнем зарубежье. Для выработки моделей поведения предприятия с субъектами внешнего контура отношений необходим непрерывный анализ - мониторинг, отслеживающий состояние внешнего контура и своевременно выявляющий возникающие проблемы. И прежде всего это проблемы маркетинга.

Таким образом, перечисленные выше задачи можно  разделить на два уровня: макроэкономический - разработка государственными органами “правил игры” и микроэкономический - непосредственная адаптация конкретных хозяйствующих субъектов к новым условиям производства и потребления товаров.

Главным же и  необходимым условием построения рыночной экономической системы является формирование свободных ее субъектов. Экономическую же свободу обеспечивает только собственность.

Становление рыночной экономики требует перестройки  не только форм и методов хозяйствования, но и мышления его участников. Очевидно, что без нового экономического мировоззрения практически невозможно реально создать и новые экономические отношения. В первую очередь - это проблема формирования нового типа хозяйственного руководителя (вместо технологического).

Коммерческое  мышление предполагает особую бережливость, тщательный экономический расчет, постоянное сопоставление затрат и результатов с соответствующими показателями конкурентов. В условиях рынка огромное значение приобретают поворот мышления в направлении создания на предприятии ресурсосберегающей системы хозяйствования.

Задача, которая  возникла перед каждым предприятием в Российской Федерации, состоит  лишь в том, чтобы найти свой профиль  деятельности, свое место в деловом  мире и свой стиль поведения, позволяющий  заложить основы долгосрочного предпринимательского успеха и надежного финансового состояния для устойчивого развития. В отличие от прошлого опыта сегодняшний переход не может быть регламентирован утвержденным “центром” планом мероприятий. Речь должна идти о кардинальной реформировании не только принципов и методов ведения хозяйства, но главным образом о формировании нового “рыночного” мышления на всех уровнях управления предприятием. Процесс реформирования охватывает абсолютно все аспекты деятельности предприятия, включая производственно-кадровый потенциал, организационно-управленческие структуры, правовую форму, хозяйственный механизм.

Современный менеджмент - это особая сфера экономических  отношений, имеющая собственную  логику развития. Не случайно выдающийся экономист нашего века Альфред Маршалл  выделил управление в отдельный фактор производства наряду с тремя традиционными - капиталом, трудом и землей [20].

Информация о работе Совершенствование управления предприятием (на примере ООО “Печорский завод ЖБК”)