Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования явилось, во-первых, определение предпочитаемых стратегий выхода из конфликтов администрации и работников производства, во-вторых, выяснение причин конфликтов между администрацией и работниками предприятия, с точки зрения, как администрации, так и самих работников.
Нашей гипотезой послужило предположение о том, что на степень напряжённости конфликтных отношений между администрацией и работниками предприятия влияют особенности оценки ими причин, вызывающих деловые отношения между ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Определение понятия конфликт………………………………………6
1.2 Природа конфликта в организации…………………………………..12
1.3 Стадии развития конфликта…………………………………………….22
1.4 Особенности управления конфликтами на производстве……………33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1 Методы исследования…………………………………………………40
2.2 Результаты экспериментального исследования особенностей производственных конфликтов между администрацией и работниками предприятия ……………………………………………………………………45
2.3 Разработка производственной административной модели управления конфликтами на производстве ………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

управление конфликтами 2.docx

— 97.49 Кб (Скачать файл)

           Северо Восточный Федеральный Университет ПедИнститут   
 
 
 
 
 
 
 

                               Курсовая работа

   Тема:    Управление конфликтами и пути совершенствования методов их   разрешения.  
 
 
 
 

   Выполнила студентка з/о ЗМО -06

   Барашкова Екатерина Егоровна

   Проверила: преподаватель СВФУ ПИ

   Жиркова Зоя Семеновна 
 
 
 
 
 
 
 

   Якутск 2012 г. 

          СОДЕРЖАНИЕ 

   ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

   ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТА В ОРГАНИЗАЦИИ

   1.1 Определение понятия конфликт………………………………………6

   1.2 Природа конфликта в организации…………………………………..12

   1.3 Стадии развития конфликта…………………………………………….22

   1.4 Особенности управления конфликтами  на производстве……………33  

   ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

   2.1 Методы исследования…………………………………………………40

   2.2 Результаты экспериментального  исследования особенностей производственных  конфликтов между администрацией  и работниками предприятия ……………………………………………………………………45

   2.3 Разработка производственной административной  модели управления конфликтами  на производстве ………………………………………………..50

   Заключение…………………………………………………………………..56

   Список  использованной литературы……………………………………  58 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

   Проблема  конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными  для администрации любого производства. Характер и содержание переживаемых производством противоречий, кризисных  ситуаций и их преодоление, являющихся источником развития предприятия, определяют его конструктивный или деструктивный  сценарий деятельности, служат фундаментальной  основой объяснительных моделей управления конфликтами.

   Среди наук, раскрывающих проблематику конфликтов, менеджмент занимает одно из лидирующих положений. Тем не менее, в менеджменте  сложилась определенная неравномерность  в изучении различных видов конфликтов в организации.

   Наиболее  неразработанной, на наш взгляд, является проблема управления конфликтами на современном этапе развития предприятий.

   Конфликты, в широком смысле на современном  этапе рассматривают как конфликтное  и иррациональное взаимодействие между  структурными элементами отечественной  системы производства, которая находится в стадии переходного периода.

   Конфликты в узком смысле рассматриваются  как процесс неадекватного взаимодействия субъектов производственного процесса. Нынешние администраторы с привычными для них системами ценностей  зачастую не могут понять потребностей работников (исполнителей), порой не способны измениться сами, а также  изменить свое отношение к своему сложившемуся опыту как единственно  верному и абсолютно ценному, изменились и сами работники предприятий.

   В результате такого положения в отечественной  производственной системе прогрессирует  диссонантность, инконгруэнтность в  отношениях между администрацией и работниками предприятий.

   Исходя из вышесказанного мы сочли тему «Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения» актуальной.

   Теоретическая значимость данной работы состоит в раскрытии понятия конфликтной ситуации, её образов, объекта, предмета, участников, действий сторон, условий протекания, динамики конфликта, особенностей производственных конфликтов.  

   Проблема  управления производственными конфликтами  исследовалась учеными в разноаспектном их преломлении: в теории управления (П.Ф. Друкер, С. Бауэрс, Т. Леймдорфер, Д. Стейнер, Ф.У. Тейлор, Л. Гилберт, Г. Гантта и др.); в психологии управления (Н.Н. Руденко, Г.С. Никифоров, С.И. Макшанов, Л.А. Петровская, Н.В. Гришина, Р. Фишер, У. Юрии и др.); в менеджменте (В.Н. Щербак, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, М.М. Рыбакова, Ю.Г. Запрудский), в конфликтологии (А.В. Дмитриев, Э.А.Уткин, Д. Скотт, Л. Коузер, В.П. Ратников, Г.И. Козырев и др.).

   В своей работе мы будем определять производственный конфликт как взаимодействие сторон (субъектов производственной деятельности – администрацию и  производителей (работников) производства) на основе противоречия интересов, ценностей, норм и способов деятельности в рамках производственного процесса.

   Целью нашего исследования явилось, во-первых, определение предпочитаемых стратегий выхода из конфликтов администрации и работников производства, во-вторых, выяснение причин конфликтов между администрацией и работниками предприятия, с точки зрения, как администрации, так и самих работников.

   Нашей гипотезой послужило предположение о том, что на степень напряжённости конфликтных отношений между администрацией и работниками предприятия влияют особенности оценки ими причин, вызывающих деловые отношения между ними.

   Объектом исследования явился конфликт.

   Предметом исследования – деловые конфликты между администрацией и работниками предприятия.

   В соответствии с поставленной целью  исследования были поставлены следующие задачи:

   - теоретический анализ проблемы производственного конфликта;

   - разработка методов изучения  конфликтов на предприятии;

   - выяснение причин конфликтов  между администрацией и работниками на производстве;

   -      диагностика стратегий выхода из конфликтов на производстве;

   -      диагностика частоты возникновения конфликтов на производстве;

   -      разработка производственной административной  модели управления конфликтами  на производстве. 

   В процессе исследования нами использовался  следующий блок методик: опросник, направленный на определение типа поведения людей  в конфликтных ситуациях (К. Томаса), анкета «Причина возникновения конфликтов между администрацией и работниками  производства», анкета «Частота возникновения  конфликтных ситуаций», а также метод беседы и наблюдения.

   Исследование  проводилось на ОАО «Тираспольском заводе металлоизделий им. П.В. Добродеева»  в отделах: снабжения, сбыта, маркетинга, плановом и производственном. Всего  исследованием было охвачено 165 человек.

   Практическая  значимость данной работы состоит в  отработке методов диагностики  стратегий выхода администрации  и работников производства из конфликтов, выявление причин конфликтов между  администрацией и работниками производства, разработка производственной административной модели управления конфликтами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ КОНФЛИКТА  В   ОРГАНИЗАЦИИ 

                        1.1 Определение понятия конфликт

   В современной конфликтологической  литературе существуют самые различные  определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Коузером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника [1].

   Это определение раскрывает конфликт в  большей степени с социологической  точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

   В отечественной литературе большинство  определений конфликта носит  также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные, необходимые  признаки социального конфликта, представленного  многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными  общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей.

   Л.Г. Здравомыслов понимает конфликт как  важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма  отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального  действия, мотивация которых обусловлена  противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [2].

   Ю.Г. Запрудский понимает социальный конфликт как явное или скрытое состояние  противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций  развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия  существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству [4].

   А.В. Дмитриев под социальным конфликтом обычно понимает тот вид противостояния, при котором стороны стремятся  захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам  или группам, их собственности или  культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны [3].

   В психологии конфликт определяется как  столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций  в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях  или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [4].

   Иными словами, конфликт - это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить  с помощью убеждения или действия на фоне проявления эмоций.

   Конфликт  — есть качество взаимодействия между  людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

   Необходимо  отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие  между людьми или внутри структуры  самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта.

   Хотя  следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно  носят объективный характер. Они  могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми (иллюзорными). Однако если они  имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.

   Имея  в виду важную для понимания конфликта  роль противоречий, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками  взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве.

   При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может  разрешиться и бесконфликтным образом.

     Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру [5].

   Под структурой любого конфликта понимается совокупность его частей, элементов  и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность (см. рис.).

     Конфликтная ситуация

     Предмет конфликта

     Информационная модель

     Информационная модель конфликтной ситуации

   Объект  конфликтной ситуации

     Мотивы 

     Группа Стратегия 

   Стратегия Группа  поддержки 

     Тактика 

     Оппонент 1 Оппонент 2

     Микро- и макросреда

     Другие  участники 

Информация о работе Управление конфликтами и пути совершенствования методов их разрешения