Приемы по развитию речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:17, научная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление роли и значения речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе; определение меры реализации формирование речевой деятельности в начальной школе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть психолого-лингвистические основы речевой деятельности;
рассмотреть развитие речи у детей младшего школьного возраста;
рассмотреть развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и чтения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
3
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………..
6

1. Психолингвистические основы развития связной речи
младших школьников …………………………………….
6

2. Методические основы организации работы по развитию
связной речи младших школьников ……………………
11

3. Проблемы в формировании речевой деятельности ……...
16
II.
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ …………..
21

1. Обучение русскому языку и связной речи в 1 классе …
21

2. Обучение русскому языку и связной речи в 2 классе …
33

3. Обучение русскому языку и связной речи в 3 классе …
46

4. Обучение русскому языку и связной речи в 4 классе …
56

5. Эффективные способы развития речевой деятельности ..
69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….
77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….

Вложенные файлы: 1 файл

Приемы по развитию речи мл школьников НОВ.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Мы предоставляли детям  возможность и для вполне самостоятельных  творческих работ, когда учащиеся сами выбирали и тему и содержание сочинения. Эти сочинения, которые были необязательны для детей и выполнялись ими и дома и в классе, очень интересовали ребят, им хотелось писать свое, хотелось знать, что пишут их товарищи; они обсуждали и содержание этих работ и их речевую сторону, составляли из них в порядке внеклассной работы сборники с иллюстрациями к рассказам и с другими рисунками.

Письмо сочинения, т. е. выражение содержания темы в словах,–  наиболее ответственная и трудная для учеников часть работы. Так как сочинение – работа обучающая, то важно, чтобы в процессе письменного выражения детьми своих мыслей учитель помогал отдельным, затрудняющимся учащимся сформулировать свою мысль, правильно построить предложение, найти подходящее слово, припомнить правило правописания и пр. Однако помощь эта должна быть лишь направляющей ученика по верному пути, а не лишающей его работу самостоятельности. Приемы этой работы указаны в разделах о сочинении в III классе и об изложении в IV классе.

Если сочинение является контрольным, то такая помощь учителя детям исключается.

 

5. Эффективные способы развития речевой деятельности

 

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать  хорошо  поставленным  голосом,  излагать   собственные   мысли в свободной, творческой интерпретации, в  устной  и  письменной  форме,  уметь выражать свои эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и  кропотливое дело, требующее от  учителя  напряжённого  труда,  а  главное  –  эффективно действующего  подхода  к  развитию  речевой  деятельности  в  самом  широком понимании, его организации и корректировке.

В  чём  же  мы  видим  пути  повышения эффективности развития  речевой деятельности учащихся. Во-первых, повышению эффективности  развития  речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский  язык).

Планируя урок, мы  чётко представляем себе,  с чем на  данном  уроке должны познакомиться учащиеся и  что  должно  быть  ими  усвоено,  чем  они  должны овладеть  на  уровне  практического  применения.  Эта  целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

1. Цель планируем как для учителя, так и для ученика (изучить,               запомнить, научиться).

2. С целью обогащения  словарного запаса и уменьшения  времени на организационный момент часто планируем  нестандартное  начало урока:

- Составь  словосочетания,  изменяя  при  необходимости   форму  слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.

- Скажи наоборот: холодно  - ; сладкий - ; близко - .

- Назови слова с  ударением на первом (втором) слоге.

- Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.

3. Продуманность отбора  материала:

- Содержание подчинено  одной теме, что позволяет   обогащать  словарный запас, группировать слова по темам.

- Обязательное введение  новых слов: минимум – 1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.

- Введение в урок  пословиц и поговорок – сокровищниц  русской  народной речи и  народной  мудрости  –  необходимо  как  для  воспитательного воздействия, так и для запоминания.

-   Воспитательная   направленность   речевого   общения   достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащаем урок  словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».

- Учим строить свободные высказывания. Для этого:

а) предлагаем составить описательные или сравнительные высказывания  по демонстрируемым предметам;

б) проводим игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош,  что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем,  что  он  хрупок  и может разбиться»;

в) ставим вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;

г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?».

Важную роль в речевом  развитии  детей  имеет  внимательное  отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной,  содержательной речи  должна  быть  речь  учителя.  Поэтому  тщательно  готовимся к  уроку, продумываем  ход изложения материала,  вопросы  к  учащимся,  работаем над точностью  формулировок.  Контролируем  речь  учащихся,  исправляем недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов,  наиболее  точно  выражающие мысли и отражающие действительность.

4. Об оценивании. Стараемся работу детей оценивать систематически. Оценка может быть словесная, мимическая  или материализованная. Оценка стимулирует  ученика  к  овладению речевыми умениями, показывает его продвижение. Учим оценивать речь товарища, тем самым подводим к самооценке.

Во-вторых, мы считаем, что одна из важнейших задач сегодняшней школы – обучение живому языку,  «очеловеченному».  Слово  должно  представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь  нравственно-эстетических (слово живое).  Следует  приобщать  детей  к  искусству слова, помочь им понять  и  почувствовать  эстетическую  ценность  русского  слова.

Мы придерживаемся позиции,  что обучение  родному языку должно  строиться  не только на основах описательной грамматики  языка,  но  и  на  осознании  его использования в различных речевых и житейских ситуациях.

Свою работу строим следующим образом. Тематика заданий ориентирована, прежде  всего,   на   обогащение   социально-нравственного   опыта   младших школьников, восприятие окружающего мира, на  развитие  способности  речевого самовыражения.

Начинаем с обогащения  словаря детей.  Стараемся пробудить  интерес  к отдельно взятому слову.  Изучаем  происхождение  слова,  строение  (состав), произношение, написание, его значение. И  здесь  на  помощь  приходит  игра.

Разнообразные игры со словами  стараемся включать в каждое  занятие,  так  как они развивают у детей природное языковое чутьё.

-  Назови  слова   близкие (противоположные по смыслу).

- Среди слов найди  лишнее: «лиса, медведь, волк  (1  слог)».  Выделяют сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.

- Назови слово, поставь  буквы в алфавитном порядке.

- Назови новое слово,  поменяв порядок слогов, букв: «гила  – игла».

- Объясни значение, поменяв  одну букву: «бочка – точка».

- Измени ударение. Как  изменилось значение: «замок, стрелки».

Слово – это часть  строительного  материала  для  предложений,  ключ  к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать  в  смысл  слова, плохо понимает  или  вообще  не  понимает  его  значения,  он  всегда  будет страдать от непонимания самого предмета.  Скудный  словарный  запас  ученика лишает его успешной работы. Поэтому  наша задача  –  не  просто  познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать  его  объектом наблюдения, анализа,  учитывая  его  этимологию.  Чтобы  добиться этого мы, прежде всего вместе с детьми выясняем, каким может быть слово.

Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.

Слова умеют плакать  и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом  дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Словарная работа является  ведущим  направлением  в  развитии  речевой деятельности учащихся, а  наиболее  распространённым  приёмом  –  объяснение детям незнакомых слов. Поэтому  на  уроках  знакомим детей  с  этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта,  реальное событие нашего прошлого. А  это  нужно  нам  для  того,  чтобы  понимать  их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.

Систематическая  словообразовательная  работа   на   уроке   позволяет учащимся увидеть и понять, как  образуются  слова,  проникнуть  в  тайну  их рождения. Известно, что смысл слова  зависит  от  всех  его  частей:  корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков.  В качестве  материала  для  наблюдений,  мы используем производные слова   с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова  предлагаем в текстах,  чтобы раскрыть их смысл, а также  наблюдать  непосредственное  употребление  их  в речи. Например:

Рад и взрослый, и ребёнок,

Когда беленький, как  снег,

В стаде первый оленёнок

Появляется на свет.

Затем идёт беседа:

- О ком идёт речь  в стихотворении? (об оленёнке).

- Объясните значение  слова «оленёнок» (маленький олень).

- Сравните слова по  значению. В чём заключается различие?

- Благодаря  какой   части  в  составе  слова   «оленёнок»,  его  значение отличается от слова «олень».

Или:

Чайчонок встал на дрожащие ноженьки,  поёрзал  шерстинками  крыльев  и смело шагнул вперёд.

Чайчонок – чайка.

- С помощью какого  слова выражено отношение автора к птенцу?

- Какая часть слова  выражает это отношение?

Проводим различные упражнения,  направленные  на  формирование  умения выделять ближайшие  родственные  слова,  сравнивать  их,  определять,  каким способом они образованы и как  меняется  от  этого  их  значение.  Например: «волк – волчица – волчонок».

Среди разнообразных  упражнений, направленных на расширение  словарного запаса детей, особое место отводится работе с синонимами  и антонимами.  Делаем это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то  мере  усилить  впечатление от своей  речи,  воздействовать  на  чувства  слушателей,  заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При  работе с синонимами используем следующие упражнения:

- Соедини слова в  пары: «метель, рубеж, вьюга, граница».

- Запиши слова в   порядке  уменьшения  качеств:  «маленький,  крохотный, небольшой».

- Запиши прилагательные  с теми существительными,  с   которыми  их можно употребить: «пунцовый, кумачовый – флаг, мак».

- Замени глагол: «В  магазине мы деньги теряем (тратим)».

- Уточни действие: «Собака  съела конфетку (проглотила, сгрызла)».

В отличие от слова, предложение  обладает  смысловой  и  интонационной законченностью.  Исключительно  широкие  возможности  для  усвоения детьми признаков предложения  заключает  в  себе  такой  вид  заданий  как  «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по  одному  слову  в  предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы. Например:

«Картина висит».

«Картина висит на стене».

«Картина висит  на стене в детской».

Ещё в практике использую  такой вид работы с предложением, как:

- Составь предложение  по схеме:

Кто?             Что делает?

Дятел            стучит

Какой?         Где?

- Подбери и напиши  подходящие по смыслу слова:  «(Какой?) в сентябре  лес– в нём рядом весна  и  осень.  (Какой?)  лист  и  (какая?)  травинка.

(Какое?) солнце и (какой?) ветер».

Пословицы и поговорки  – традиционный дидактический набор  для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.

Каким же образом материал можно вписать в систему организации  работы по  развитию  речевой  деятельности.  Из  копилки   пословиц   и   поговорок предлагаю, например следующее:

Мал золотник, да дорог.

Гроша не стоит, а выглядит рублём.

Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.

Друзья познаются в  беде.

Задание предлагаю такое:

1. Прочитай  одно  (по  выбору)  предложение-пословицу.  Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.

2. Отталкиваясь от  данного предложения, разверни  свою  мысль.

Помни,  что  предложение-опора  является  названием  твоего будущего текста, в этом заголовке выражена  главная  мысль.

Твой  текст  может   иметь   форму   небольшого   рассказа, поучительной сказки или текста-рассуждения. Так постепенно, ты научишься одно предложение превращать в текст.

Эффективным приёмом  конструирования внутренней и внешней  сторон  речи является такой приём,  как  «Слово-магнит».  Учитель  представляет  слово  с точки  зрения  нравственно-эстетической,  человеческой:  слово  –   существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть  добрым и злым.  Отличать  слово  доброе  от  слова  злого  нам  помогает  его  смысл.

Лексическое значение  слова  можно  узнать,  заглянув  в  толковый  словарь.

Добрые, светлые слова  мы вместе с детьми  отмечаем  знаком  «+»,  а  злые  – знаком   «-».   По   просьбе   учителя   дети   называют   слова   (наиболее употребляемые):    существительные,    прилагательные,    глаголы.    Ребята фантазируют,  представляя  произнесённое  и  записанное  слово  в   качестве «магнита», способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Что  же получилось?  Необычное  поле   слов,   состоящее   из отдельных слов и словосочетаний. Приводим  детей  к  осознанию  и  пониманию  того,  что  ими приготовлен строительный материал (речевые кирпичики)  для  конструирования, строительства  целого  здания  –  составления  своего  связного  письменного текста.

Информация о работе Приемы по развитию речи младших школьников