Приемы по развитию речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:17, научная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление роли и значения речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе; определение меры реализации формирование речевой деятельности в начальной школе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть психолого-лингвистические основы речевой деятельности;
рассмотреть развитие речи у детей младшего школьного возраста;
рассмотреть развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и чтения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
3
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………..
6

1. Психолингвистические основы развития связной речи
младших школьников …………………………………….
6

2. Методические основы организации работы по развитию
связной речи младших школьников ……………………
11

3. Проблемы в формировании речевой деятельности ……...
16
II.
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ …………..
21

1. Обучение русскому языку и связной речи в 1 классе …
21

2. Обучение русскому языку и связной речи в 2 классе …
33

3. Обучение русскому языку и связной речи в 3 классе …
46

4. Обучение русскому языку и связной речи в 4 классе …
56

5. Эффективные способы развития речевой деятельности ..
69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….
77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….

Вложенные файлы: 1 файл

Приемы по развитию речи мл школьников НОВ.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Овладение языком, речью  – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.

Однако нельзя не признать, что формирование навыков связной  речи зачастую не имеет систематического подхода, системы необходимых упражнений, нужных для этой работы пособий. Это приводит к тому, что в настоящее время школа сталкивается с огромной проблемой безграмотности, несвязности, бедности не только устной, но и письменной речи большинства учащихся.

Из анализа литературных источников, следует что понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.П. Глухов считают, что диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном обмене репликами. Отличительными чертами диалогической речи являются:

  • эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;
  • ситуативность.

В школьном возрасте основными  видами являются описание, повествование и элементарные рассуждения [6, 15].

Развитие словаря как  основы речи, его расширение и уточнение  выполняют развивающую функцию для формирования познавательной деятельности, овладения речевыми умениями и навыками. Полноценное овладение речью предполагает адекватное усвоение и порождение речи в единстве формы и содержания, означающего и означаемого. Конкретное слово уже в момент появления является одновременно и звучанием, и значением. Имея свою структуру, как языковой знак, оно включается в языковую систему и функционирует в ней по законам данного языка. [4, 71].

Связная речь – это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие.

Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера [3, 5]. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность.

Леонтьев А.А. определяет термин «высказывание» как коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой [16, 10].

2. Методические основы организации работы

    по развитию связной речи младших школьников

 

Устная речь протекает  в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К первому классу ребёнок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладение письменной речью осознаётся так же процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении средств языка. [7, 27].

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Письменным сочинениям в 1 классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединенных темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединенные темой, устные рассказы по прочитанному, по аналогии с прочитанным. Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определенном порядке, последовательно [19, 33]. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность.

В школах используются учебные  картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, но не всегда достаточно выразительны. Поэтому  для развития связной речи следует  использовать художественные картины [18, 49]. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Первые сочинения по одной картине должны быть устными  и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах).

В начальных классах  дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что  на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов. В-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть. Наконец, идейный смысл, «настроение» картины.

Уже во 2 классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

Наблюдательность очень  важна для развития связной речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.

Рассказы по наблюдениям  получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

В развитии речи нужна  кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

  • во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
  • во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
  • в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
  • в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Связность как один из самых значимых категориальных признаков  текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.

Были выявлены особенности  связных высказываний детей в  зависимости от характера наглядного материала и ситуации общения, определены наиболее эффективные методические приемы формирования связности речи, отобраны такие ситуации, при которых в большей мере обеспечиваются развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.

Таким образом, одновременное  использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Подготовительная работа начинается в букварный период и  проводится на протяжении всего учебного года. Для этого используются сюжетные раздаточные картинки по развитию не просто речи, а по развитию связной речи [14, 20] и сюжетные картинки, данные в учебниках. Такая работа приближает учащихся к связному рассказу.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов  и средств. В процессе занятий  многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жёсткое задание» (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.

Более сложным видом  упражнений в связной речи являются устные рассказы. Такая работа помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, т.е. подготавливает к письменным сочинениям [14, 32].

Устному рассказу, как  и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.

Тематика устных рассказов  определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления  и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:

Сообщение темы и цели работы.

Чтение вслух плана  рассказа, данного учителем, или  коллективное составление плана.

Коллективное составление  плана рассказа по плану.

Обдумывание рассказа в  целом каждым учеником.

Связные рассказы по плану.

При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:

1. Постановка перед  классом цели работы.

2. Рассматривание картинок  и уяснение сюжета.

3. Озаглавливание картинок.

4. Устные рассказы  по плану. 

Первые же сочинения  по одной картине должны быть устными  и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах). [9, 54].

Учащиеся не резко  затрудняются в построении связной  монологической речи. При пересказах они не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании учениками сочинений и изложений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программным материалом по гуманитарным предметам.

После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, мы учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ.

Далее мы учим детей творческому  пересказу, составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста. Этот вид работа требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.

3. Проблемы в формировании речевой деятельности

 

Речь представляет собой  очень сложное и в то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.

В начальном курсе  русского языка всё более чётко  выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование  и  речевое  развитие.  При этом знания по языку и речеведению составляют  для  учащихся  фундамент, на котором   происходит   овладение   речевыми   умениями.   Развитие   речевой деятельности на уроках русского  языка  происходит  неразрывно  с  изучением разделов русского языка. Рассмотрим проблемы развития  речевой  деятельности при изучении разделов русского языка.

Сегодня  приходится  констатировать,  что,  несмотря  на  значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое  в  последние  годы,  эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда  удовлетворяет  школу,  и  обучение  речи  пока   страдает   большими недостатками.

К моменту поступления  в школу  дети  в  большинстве  случаев имеют  достаточно  тренированный  речевой  аппарат  и  достаточно  развитый речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить  в  собственной  речи все смыслоразличительные свойства звуковых  единиц.  Между  тем  специальные исследования детской  речи  показывают,  что  в  развитии  произносительного навыка  учащихся  имеются  существенные  проблемы.  Так  значительная  часть учащихся  начальной  школы  не  владеет  достаточно  чёткой  членораздельной речью. Это отражается и на навыках  письменной  речи:  плохая  дикция  часто является причиной ошибок типа описок. Недостаток  развития  артикуляционного навыка  учащихся  проявляется  в  чрезмерном  затруднении  при  произношении незнакомых слов, слов  иноязычного  происхождения  или  сложных  по  составу («эксплуатация»),  слова с повторяющимися  звуками  («лаборатория»). При произношении подобных слов детьми часто  допускаются  искажения (выпадение, перестановка звуков), причём такого рода затруднения  не  проходят  сами  по себе с возрастом, а  нередко  сохраняются  на  всю  жизнь.  С  недостаточным развитием речевого слуха чаще всего связаны и  отклонения  от  орфоэпической нормы.   Нарушение литературной произносительной нормы может быть обусловлено:

Информация о работе Приемы по развитию речи младших школьников