Приемы по развитию речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:17, научная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление роли и значения речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе; определение меры реализации формирование речевой деятельности в начальной школе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть психолого-лингвистические основы речевой деятельности;
рассмотреть развитие речи у детей младшего школьного возраста;
рассмотреть развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и чтения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
3
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………..
6

1. Психолингвистические основы развития связной речи
младших школьников …………………………………….
6

2. Методические основы организации работы по развитию
связной речи младших школьников ……………………
11

3. Проблемы в формировании речевой деятельности ……...
16
II.
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ …………..
21

1. Обучение русскому языку и связной речи в 1 классе …
21

2. Обучение русскому языку и связной речи в 2 классе …
33

3. Обучение русскому языку и связной речи в 3 классе …
46

4. Обучение русскому языку и связной речи в 4 классе …
56

5. Эффективные способы развития речевой деятельности ..
69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….
77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….

Вложенные файлы: 1 файл

Приемы по развитию речи мл школьников НОВ.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

С однокоренными словами ученик, учитель, ученый, учит, учу, учение, учебник дети самостоятельно составляли и записывали предложения:

Ученики внимательно  слушают учителя. Наши ученые придумали замечательные машины. Ученые изучают путь к звездам. Наши ученые и рабочие построили спутники. Учение в школе начинается осенью. Я всегда учу уроки. Мама купила мне новые учебники. Учитель учит ребят.

Общий корень подчеркивался.

Изменение приставки  в глаголе требует другого  падежа относящегося к нему существительного (шел с товарищем – зашел за товарищем; пришел к товарищу – ушел от товарища).

Во время работы по теме «Состав слова» дети ничего еще  не знают ни о существительных, ни об их падежных формах, но дело не в определении падежей, а в развитии умения употреблять падежные формы.

Дети образовывали однокоренные глаголы с приставками за-, на-, с-, над-, до-, про- (писал–записал, написал, списал, надписал, дописал, прописал) и составляли с ними предложения:

Мы писали сегодня  сочинение. Ученики записали уроки  в дневники. Учитель написал на доске задачу. Ученики списали стихотворение в тетради. Надо дописать строчку до конца. Я надписал тетрадь. Врач прописал лекарство.

Много предложений было составлено для различения приставок  и предлогов по правилу: «Предлоги  пишутся со словами отдельно, приставки слитно». Дети запоминали, что перед названием действий предлогов не бывает: Птица влетела в гнездо. Ребята добежали до реки. С горы сбежал поток проворный.

Работа над предложением в связи с изучением темы «Имя существительное».

Предложение состоит  из словосочетаний, образованных по способу согласования, управления и примыкания. Уже в I и II классах дети практически приучаются к соблюдению этих видов связи между словами. В III классе они знакомятся с частями речи: именем существительным, именем прилагательным, глаголом. О прилагательном и глаголе учащиеся получают лишь общее понятие» не изучая их грамматических и орфографических форм; однако практически в своей речи им постоянно приходится устно и письменно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, глаголы – в лице и числе, а в прошедшем времени – в роде. Не проводя специальных упражнений на согласование слов, необходимо, однако, следить и в устной и в письменной речи за правильностью форм прилагательных и глаголов в составляемых детьми предложениях.

Падежные формы имени  существительного в III классе изучаются довольно подробно, причем обычно применяются упражнения аналитического характера: грамматический разбор, определение падежей при помощи вопросов.

В практике массовой школы  падеж существительного часто определяется по вопросу к отдельному существительному, входящему в данное предложение, без связи его с другим словом, в результате чего получается неправильное определение падежа. Например: «Рыбка ушла в глубокое море». Рыбка (кто?) – им. п.; море (что?) – им. п. или в море (где? в чем?) – предл. п., вместо ушла (куда? во что?) в море – вин. п.

Чтобы дети чувствовали  зависимость падежных форм имени  существительного от других слов предложения и образовывали словосочетания – пары из управляющего и управляемого слов, полезно применять такой порядок разбора: выписать из предложения (или устно указать) главную пару слов и подчеркнуть в ней подлежащее (им. п.) и сказуемое (прием работы, уже хорошо детям известный), а затем выписывать (или называть) по вопросам другие пары слов, определяя по вопросам падежи существительных.

«Таня приготовила бабушке подарок», (кто?) Таня (им.) приготовила. Приготовила (что?) подарок (вин.). Приготовила (кому?) бабушке (дат.).

«Ребята устроили на берегу реки горку», (кто?) Ребята (им.) устроили. Устроили (что?) горку (вин.). Устроили (где? на чем?) на берегу (предл.). На берегу (чего?) реки (род.).

Для разбора нужно  всегда предлагать полные распространенные предложения. Если в учебнике встречается предложение неполное, безличное или неопределенно-личное, то следует указывать, падеж каких именно существительных нужно определить, без указания подлежащего, например:

Весело (кому?) ребятам (дат.). Весело (где? на чем?) на горке (предл.).

«Крупу делают из семян  гречихи, овса, проса, риса». Делают (что?) крупу (вин.). Делают (из чего?) из семян (род.). Из семян (чего?) гречихи, овса… (род.).

Эти упражнения аналитического характера (грамматический разбор) соединяются с упражнениями синтетического порядка (конструктивного) в образовании отдельных словосочетаний и предложений с падежными формами, относящимися к глаголу или к другому существительному.

Укажем некоторые из таких упражнений.

1. При изучении окончаний именительного, винительного и родительного падежей существительных I склонения давалось задание составить пары слов из данных глаголов и падежных форм существительных I склонения.

Глаголы: скатились, поднялись, полили, сделали, съехали.

Существительные: гору, на гору, с горы, под гору, в гору.

Дети составляли словосочетания, обозначая падеж существительных: сделали (что?) гору (вин.); полили (что?) гору (вин.); поднялись (куда? на что?) на гору (вин.); съехали (откуда? с чего?) с горы (род.).

С этими словосочетаниями составлялись предложения:

Мальчики полили гору водой. Ребята поднялись на гору. Вася и Коля скатились с горы на санках. Витя съехал под гору на коньках.

2. Давались только  падежные формы существительных, а дети сами находили глаголы, с которыми их можно связать. Со словами школу, в школу, в школе, из школы, за школой дети составляли сначала словосочетания, обозначая падеж существительного:

     вин.   предл.      вин.   род.

ухожу в школу, учусь  в школе, построили школу, прихожу  из школы,

твор.

находится за школой.

С этими сочетаниями  писали предложения:

Я ухожу в школу  в 8 часов. Я хожу в школу третий год. После уроков ребята уходят из школы домой. За школой находится  большой сад. Мы учимся в школе.

При изучении II склонения существительных дети составляют словосочетания и предложения с существительным поле в разных падежах (в поле, по полю, с поля, над полем):

Поехали в поле, работали в поле, вернулись с поля, шли  по полю.

Колхозники поехали  в поле. Трактористы работают в  поле. Тракторы шли по полю. Мама вернулась с поля. Над полем звенела песня жаворонка.

Иногда дети, самостоятельно составляя словосочетания и предложения, употребляли слова и сочетания слов, не соответствующие литературному языку: взошел в школу, вошел на лестницу, одел на себя шубу (вместо надел), что давало возможность учителю своевременно замечать подобные неправильности речи и путем упражнений исправлять их.

3. Давались разные  глаголы, которые нужно было  дополнить падежными формами существительных по вопросам и определить падежи:

вин.

Учил (что?) уроки, стихотворение, басни; учил (а) (кого?) ребят, детей,

      вин.          дат.

учеников; учил (а) (чему?) грамматике, арифметике, труду, чтению.

               предл.    дат.

Гулял (а, и) (где? по чему? с кем?) в саду, в лесу; по полю, по лугу, по улице;

 твор.

с мамой, с братом, с  товарищем, с подругой.

Шел, шла, шли (куда? по чему? с кем?) в школу, в лес, на площадку, по дорожке, на праздник, с товарищем, с сестрой.

Говорил (а, и) (о ком? о чем? с кем?) обрате, о сестре, о школе, об уроке, с учеником.

 

Эти словосочетания включались в предложения:

Мы сегодня учили  стихотворение. Учительница учит детей  чтению, письму, труду, Миша учит Султана служить. Ребята пошли в лес на экскурсию. По небу шли черные тучи. Пионерский отряд шел по улице. По морю шел корабль. По рельсам шел поезд.

Сначала падежные формы  подбирались детьми под руководством учителя, а после нескольких упражнений – самостоятельно. Сначала всем детям давались одинаковые глаголы для дополнения их падежными формами, позже – разные глаголы.

4. Были полезны и  упражнения в сочетании существительных с предлогами. К данным предлогам нужно было приписать соответствующие падежные формы существительных разных склонений и составить с ними предложения:

I   II     III

Предлоги   Вопросы  Падежи существительных I и III склонений

пред.

в   чем? где?    в роще, в степи

вин.

в (о)   что? куда?    в рощу, в степь

дат.

по   чему? где?    по роще, по степи

род.

от   чего? откуда?   от рощи, от степи

твор.

над   чем? где?    над рощей, над степью

род.

из   чего? откуда?   из рощи, из степи

 

Учитель пишет на доске  в первой графе предлог (тот или  другой), графы II и III заполняются детьми самостоятельно.

5. В письменных работах  детей часто встречаются неправильные  написания сочетаний родительного падежа существительного с другими существительными (на ветке яблони, в корзине земляники, на вершине ели, в гнезде птицы). Родительный падеж в этих сочетаниях (с приименным управлением) не изменяется при всех изменениях существительного, к которому он относится, но дети изменяют его аналогично изменению управляющего слова (на ветке яблоне, в корзине землянике, на вершине еле) или первое слово изменяют по образцу второго (на ветки яблони, в корзина земляники, на вершини ели).

Упражнения в составлении  таких словосочетаний и предложений  с ними помогали выработать у детей навыки правильного написания окончаний.

   им.      род.

Учитель давал образец словосочетаний, например: ветка яблони,– и объяснял, что в таком сочетании существительное в родительном падеже не изменяется при изменении первого слова.

Дети составляют предложения:

      вин.   род.

Садовник подрезал (что?) ветку (чего?) яблони.

            предл.   род.

Птица сидела (на чем?) на ветке (чего?) яблони.

         твор.         род.

(над чем?) Над ветками  (чего?) яблони жужжали пчелы.

род.      род.

(с чего?) С ветки  (чего?) яблони спорхнула птичка.

 

По такому образцу  дети придумывают другие, подобные этому сочетания песня птички, конец книги, страница тетради и т.п. и составляют предложения:

          вин.         род.        предл.         род.

Дети набрали корзину  земляники. В корзине земляники  были

     им.       род.                                 предл.     род.

и ягоды черники. На последней странице тетради дети написали

             предл. род.                  им.   род.

загадки. На вершине ели  заиграли лучи солнца.

 

Нельзя думать, что  в процессе письма изложений и  сочинений дети размышляют о падежных формах, но упражнения в образовании таких словосочетаний и составлении с ними предложений вырабатывают у них навык писать так, а не иначе.

Предложение выражает законченную  мысль. Связная речь представляет совокупность предложений, выражающих мысли, объединенные общим содержанием.

Основными видами связной письменной речи, которым школа учит детей, являются изложение и сочинение.

Работа над изложением и сочинением играет важную роль в  развитии логического мышления учащихся. Развивать логическое мышление ребенка – значит развивать у него способность осмысленно воспринимать окружающую действительность (виденное, слышанное, прочитанное), выделять из общего частное (анализ), объединять частное в общее (синтез), сравнивать, находить в предметах и явлениях сходное и различное, классифицировать по сходству, видеть главное, существенное, образовывать суждения и выражать результаты этой мыслительной деятельности в соответствующих речевых формах.

В приемах обучения изложению  и сочинению есть много общего, но есть и существенное различие. Оба вида упражнений имеют в виду развитие мышления и речи. Под изложением подразумевается письменная передача текста, прочитанного учителем или самими учащимися. В сочинении ученик излагает мысли, появившиеся у него в результате непосредственного (или организованного учителем) жизненного опыта, трудовых усилий, наблюдений, знаний, приобретенных в процессе обучения; выражает свои чувства, свои переживания.

При изложении прочитанного ученик имеет и тему, и содержание, и словарь, и готовое построение речи. При работе над сочинением он располагает только темой, а содержание сочинения, план, словарь, способ выражения мыслей должен находить сам, сначала при помощи учителя, позже самостоятельно.

Значение изложения  и сочинения в общем и речевом  развитии учащихся неодинаково. При изложении чужих мыслей (прочитанного) ученик должен сохранить все основное содержание текста, не допуская его искажения. Излагаемый текст своим определенным и точным содержанием, последовательностью в ходе мыслей и построением речи дисциплинирует мышление и речь ученика. Работа над изложением помогает правильно строить и сочинение.

Информация о работе Приемы по развитию речи младших школьников