Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:17, научная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выявление роли и значения речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе; определение меры реализации формирование речевой деятельности в начальной школе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть психолого-лингвистические основы речевой деятельности;
рассмотреть развитие речи у детей младшего школьного возраста;
рассмотреть развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и чтения.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
3
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………..
6
1. Психолингвистические основы развития связной речи
младших школьников …………………………………….
6
2. Методические основы организации работы по развитию
связной речи младших школьников ……………………
11
3. Проблемы в формировании речевой деятельности ……...
16
II.
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ …………..
21
1. Обучение русскому языку и связной речи в 1 классе …
21
2. Обучение русскому языку и связной речи в 2 классе …
33
3. Обучение русскому языку и связной речи в 3 классе …
46
4. Обучение русскому языку и связной речи в 4 классе …
56
5. Эффективные способы развития речевой деятельности ..
69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….
77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….
Опасаясь ошибок, учитель обычно или избегает таких словосочетаний при письме, или отчетливым произношением окончания, а иногда и прямым указанием предупреждает ошибку. Такие приемы, применяемые от случая к случаю, основанные не на совместной деятельности слуха, зрения, произношения и письма, а на подсказке, не вырабатывают у детей чутья грамматических и орфографических форм языка.
Наш опыт показал, что не следует избегать написания сочетаний прилагательного с существительным. Наоборот, нужно вводить их уже в I классе, когда дети учатся выделять в речи слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? и во II классе при ознакомлении со словами, обозначающими признаки предметов. Мы стремились к тому, чтобы дети не только слышали звуковое соответствие окончаний этих слов окончаниям вопросов, имеющих ударение (какая? красная звезда, какое? красное солнышко), но и воспринимали первые зрительно, отчетливо произносили перед письмом и в письме закрепляли.
Для этой цели полезны следующие упражнения.
Списать словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного, поставив вопросы и выделив окончания. Предварительно прочитать их вслух и выделить произношением окончания вопроса и прилагательного.
Зима (какая?) холодная.
Весна (какая?) веселая, теплая.
Летo (какое?) жаркое.
Утро (какое?) радостное.
Берег (какой?) крутой.
Мяч (какой?) круглый и т.д.
(Окончанию вопроса какой? соответствуют два окончания: – ой и - ый).
2. Добавить к существительному прилагательное в нужной форме.
Трава (какая?) зеленый, зеленое, зеленая. Дерево (какое?) высокое, высокий, высокая. Мяч (какой?) красная, красный, красное.
Или: к прилагательному добавить существительное в соответствующей форме.
Глубокое…
Глубокая…
Молодая…
Молодое…
Жаркая…
Жаркое…
(река, озеро, лето, деревцо, погода, яблоня)
Дети придумывали и сами такие словосочетания, отчетливо произнося окончания при устном ответе и правильно их записывая. Учились ставить вопросы не только именительного падежа, но и другого падежа: какую? какому? о каком? (какую? спелую землянику, радовались какому дню? светлому дню, говорили о каком пионере? о смелом пионере).
С этими сочетаниями дети составляли предложения: Дети рвали спелую землянику. Мы рады светлому дню. Ребята читали о смелом пионере и пр.
Дети понимали, что такие, например, слова, как: черный, доска, большой, окно, чистый, тетради, не связаны между собой, и умели связать их окончаниями в словосочетания: Черная доска, большое окно, чистые тетради и пр.
Таким образом, хотя учащиеся II класса и не изучают специально падежных окончаний прилагательных (что относится к курсу III и IV классов), у них тем не менее начинает развиваться без всяких правил чутье языковых и орфографических форм.
Диктант в конце года на согласование и правописание окончаний глаголов прошедшего времени и прилагательных с существительными женского и среднего рода дал небольшое количество ошибок.
Текст диктанта состоял из словосочетаний и предложений.
Луна светила. Солнце светило. Перо упало. Книга упала. Веселое утро. Веселая песня. Теплое пальто. Теплая шуба. Прошло жаркое лето. Наступила холодная зима. Окно замерзло. Маша надела теплое пальто.
Диктант писали 80 человек (2 класса). Результат: без ошибок в окончаниях – 61 диктант, с одной ошибкой – 8 диктантов, с двумя ошибками – 5, с тремя – 3, с пятью – 2, с семью – 1 диктант.
Упражнения в правильном расположении слов в предложении.
В самостоятельных детских письменных работах мы встретились с большим разнообразием в строе предложений.
1. Подлежащее с относящимся к нему словом – на первом месте и сказуемое с относящимися к нему словами – на втором (Весеннее солнце сально грело землю. Капли дождя громко застучали по крыше).
2. На первом месте сказуемое с относящимся к нему словом, на втором – подлежащее с относящимися к нему словами (По небу плывут черные тучи. В густой траве шуршат колючие ежи).
3. Предложения с отрывом второстепенных членов предложения от слов, к которым они относятся (Под крышей птичка свила гнездо. На берегу рыбаки развели большой костер. Зимой ребята строят для птиц кормушки. Пришел в лес охотник с собакой).
4. Предложения с однородными членами (Костя поймал ворону и посадил ее в клетку. Однажды ворона улетела и не вернулась).
В общем дети владели строем таких предложений. Однако встречались и нарушения нормального порядка слов (На лужайке краснела земляника спелая. Все звери проснулись лесные. Доска черная у нас в классе висит. Командир солдату вручил орден. К осени ее (вороны) крыло только зажило).
Часто наблюдается неполнота предложения (Пионер должен помогать дома, (кому? в чем?). Дети увидели журавлей, летели на юг (кто?). Искали, искали (кто?! кого?) в лесу и не нашли. Рабочие и крестьяне работали много, а платили мало (кто? кому?).
Все упражнения в образовании словосочетаний, о которых мы говорили выше, помогают развитию навыка правильно располагать слова в предложении. Кроме того, полезны для этой цели и другие приемы, например ответы на вопросы. Расположение слов в вопросительном предложении предопределяет и порядок их в предложениях-ответах.
Вопросительные слова указывают на основной смысл вопроса и на то, какое слово в ответном предложении является ответом на него. Поэтому в устной речи смысловое ударение должно стоять на вопросительном слове вопросительного предложения и на соответствующем ему слове в ответном предложении (Что кот увидел на дереве? Кот увидел на дереве грачиное гнездо. Куда улетели грач с грачихой? Грач с грачихой улетели за кормом).
Дети не только отвечали на заданные им вопросы, но и сами составляли вопросительные предложения, начинающиеся вопросительными словами кто? что? куда? где? когда? и пр. Иногда выбор содержания вопроса предоставлялся детям, но большей частью учитель давал какую-нибудь тему, связанную со школьной жизнью в данное время (экскурсия, праздники и т.д.), с содержанием прочитанного или картины.
Например, по картине «Рыбная ловля» («Родная речь», II класс) ученики составили такие вопросы: Куда пришли дети? Как их звали? Зачем они пришли на реку? Какая рыба клюнула у Вити? Что случилось с окунем?
Как и в I классе, дети часто упражнялись в распространении предложений по вопросам: (Какая?) туча закрыла (что?). (Где?) блеснула (какая?) молния. Раздался (какой?) удар (чего?) и пр.
Повторялись упражнения в восстановлении правильности деформированного предложения.
В I классе детям указывалось заглавной буквой первое слово предложения, что облегчало дальнейший распорядок слов. Во II классе первые слова не указывались, дети должны были сами решать, каким словом начать предложение и каким кончить (без нарушения грамматического строя предложения). Написав предложение, дети подчеркивали в нем главную пару слов. Иногда из составленного таким образом предложения выписывались связанные по смыслу слова с вопросами от слова к слову (парами).
Порядок слов при восстановлении одиночного предложения, не включенного в какой-либо контекст, может быть чрезвычайно разнообразным. Поэтому мы допускали различное расположение слов в предложении, если грамматическая правильность его не нарушалась, например:
Осеннее солнышко редко светит.
Осеннее солнышко светит редко.
Редко светит осеннее солнышко.
Но если деформированное предложение входит в какой-либо контекст, то порядок слов определяется общим смыслом контекста. Так, например, ряд деформированных предложений под заглавием «Поздняя осень» содержит признаки осени:
Осень, наступила, поздняя. Солнышко, редко, осеннее, светит, Дождь, часто, мелкий, идет.
Смысл контекста требует такого расположения слов в предложениях: Наступила поздняя осень. Редко светит осеннее солнышко. Часто идет мелкий дождь.
В этих случаях мы старались довести до сознания детей, почему порядок слов в данном случае должен быть таким, а не иным, не ограничиваясь утверждением, что так «складнее», так «красивее», как это часто бывает в школьной практике. Требование располагать слова в предложении всегда в определенном порядке вырабатывает у детей трафарет в построении предложения, что придает их изложениям и сочинениям однообразный, скучный тон. Поэтому необходимо приучать школьников к тому, чтобы они обращали внимание на смысл предложения и всего контекста.
Полезно составление предложений из данных словосочетаний.
На лужайке краснела….
На полях зрела….
На небе собирались….
(Спелая земляника, черные тучи, густая пшеница.)
Или:
Солнце золотило….
Роса покрывала….
Дети строили….
(Домики для птиц, верхушки деревьев, высокую траву.)
По данным образцам дети сами составляли предложения из двух, трех, четырех, пяти слов (с предлогами).
Образец: Трава зазеленела.
Молодая трава зазеленела.
Трава зазеленела на пригорке.
Молодая трава зазеленела на пригорке.
Или с обратным порядком слов: Зазеленела трава.
Зазеленела молодая трава.
На пригорке зазеленела трава.
На пригорке зазеленела молодая трава.
Детям нравится заполнять графики по образцу.
Например:
кто? что делали? что?
Дети собирали грибы
Ученики решали задачи
Девочки рвали цветы
Птицы пели песни
Или:
когда? кто? что делают? куда?
Утром ученики идут в школу
Весной колхозники едут в поле
Летом ребята едут в лагерь
Учащиеся, перешедшие во II класс, умели различать предложения в тексте и составлять их из трех-пяти слов, знали, что предложение выражает мысль, что в предложении всегда о ком-нибудь или о чем-нибудь и что-нибудь говорится, могли по вопросам или без вопросов написать изложение из трех-четырех предложений.
В разделе программы «Связная речь» для учащихся II класса предусмотрены такие умения: устный пересказ и письменное изложение текста (50–60 слов) по данному учителем плану с предварительной орфографической подготовкой.
Во II классе по обучению изложению проводятся те же виды работ, что и в I, но приемы их усложняются. Так, если учащееся I класса при письме изложения по вопросам составляли ответы только из одного предложения, пользуясь в основном словами вопроса, то в II классе, в связи с увеличением объема текстов для изложения до 50–60 слов, дети отвечали на каждый вопрос уже двумя-тремя предложениями, не повторяя слов вопроса, а пользуясь своими словами.
На уроках чтения учащиеся II класса получают понятие о плане рассказа, статьи, учатся составлять рассказ. Такая же работа проводилась и при обучении изложению.
3. Обучение русскому языку и связной речи в 3 классе
Наблюдая в III и IV классах приемы обучения детей выражению своих мыслей, замечаем, что эти приемы, во-первых, не представляют какой-либо системы; во-вторых, проводятся в отрыве от обучения детей другим сторонам языка – грамматике, орфографии, чтению; в-третьих, в школьной практике преобладают грамматико-орфографические упражнения и недооцениваются работы по развитию речи (построение предложений, связная речь).
Эти недостатки являются следствием малой разработанности данных вопросов в методических пособиях, в которых обычно не указываются конкретно приемы связи обучения выражению своих мыслей с обучением другим, сторонам языка: как, например, связать изучение частей речи с работой над предложением, как связать обучение излагать свои мысли (изложение, сочинение) с обучением грамматике, орфографии.
Имея в виду эти недостатки, мы стремились построить работу в III и IV классах таким образом, чтобы в ней были обеспечены все необходимые связи морфологической и синтаксической сторон русского языка.
Программа по русскому языку для III класса содержит ряд грамматических тем: «Предложение», «Состав слова», «Общее понятие о частях речи», «Имя существительное» (склонение и правописание окончаний).
Работа над предложением в связи с изучением темы «Состав слова».
Понятие о корне и образовании от корня с использованием приставок и суффиксов однокоренных слов обычно усваивается детьми при помощи как анализа – выделения корня из однокоренных слов, так и синтеза – подбора однокоренных слов. Значения однокоренных слов часто бывают далеки друг от друга и лучше осознаются детьми при включении их в предложения. Однако составление предложений с однокоренными словами важно не только для лучшего осознания учащимися значения слов, но и для развития навыка правильно сочетать формы слов, так как каждое значение слова, его категория (существительное, прилагательное, глагол, наречие), его грамматическая форма требуют соответствующих форм других слов предложения, соответствующего расположения слов в предложении. С существительным летчик дети составляют предложения:
Наши летчики – герои. Мой брат – летчик. Я буду летчиком. Летчик управляет самолетом.
С однокоренным с ним глаголом летят предложения получают другие формы:
Высоко в небе летят наши воздушные корабли. Птицы летят на юг. Осенью с деревьев летят листья.
Информация о работе Приемы по развитию речи младших школьников