Приемы по развитию речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:17, научная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является выявление роли и значения речевой деятельности в учебно-воспитательном процессе; определение меры реализации формирование речевой деятельности в начальной школе.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть психолого-лингвистические основы речевой деятельности;
рассмотреть развитие речи у детей младшего школьного возраста;
рассмотреть развитие речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка и чтения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………
3
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………..
6

1. Психолингвистические основы развития связной речи
младших школьников …………………………………….
6

2. Методические основы организации работы по развитию
связной речи младших школьников ……………………
11

3. Проблемы в формировании речевой деятельности ……...
16
II.
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ …………..
21

1. Обучение русскому языку и связной речи в 1 классе …
21

2. Обучение русскому языку и связной речи в 2 классе …
33

3. Обучение русскому языку и связной речи в 3 классе …
46

4. Обучение русскому языку и связной речи в 4 классе …
56

5. Эффективные способы развития речевой деятельности ..
69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….
77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….

Вложенные файлы: 1 файл

Приемы по развитию речи мл школьников НОВ.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, одной из задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи, поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы. Задача уроков родного языка в школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, речь – это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.

Переход от замысла (или «мысли») к развёрнутой внешней речи происходит через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание, через процесс внутренней речи.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.

Основными положениями  практики развития речи являются: связь  работы по развитию речи с мышлением и взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Развитие речи – отрасль педагогики, которая изучает процессы и закономерности развития речи у младших школьников в специфических явлениях развития ребёнка. Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

С психологической точки  зрения речь – средство общения, включённое в коммуникативный контур и состоящее в передаче смысла.

Развитие речи в процессе обучения – это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию речи.

Специфическая структура  уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике (хрестоматии), направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т.д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.

В целом, система литературного  чтения направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку в начальной школе – принципа развития речи и наряду с другими аспектами языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию.

Задачи, намеченные в  работе, на наш взгляд, выполнены  в основном: изучена литература по теме, обобщен опыт работы учителей, который помог в разработке систем и упражнений, способствующих развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Просвещение, 1986. – 284 с.
  2. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. – 2000. – №4. – С. 35-39.
  3. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. – М.:  Просвещение, 1987. – 368 с.
  4. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. – 2003. – №4. – С. 47-51.
  5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – С-Пб.: Питер, 2008. – 298 с.
  6. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа. – 2003. – №10. – С. 41-44.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1996. – 115 с.
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
  9. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. – М.: Вентана-Граф, 2004. –  
    224 с.
  10. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа «Литературное чтение» 1-4 классы // Начальная школа. – 2007. – №8. – С. 20-41.
  11. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. – М.: Знание, 1969. – 204 с.
  12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Просвещение, 1982. – 198 с.
  13. Запорожец И.В. Культура речи // Начальная школа. – 2003. – №5. –  
    С. 38-39.
  14. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. – М.: Педагогика, 1980. – 210 с.

 

  1. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе: методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред. Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8-25.
  2. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М., 1965.
  3. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Педагогика, 2007. – 218 с.
  4. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.
  5. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования // Начальная школа. – 2003. – №11. – С. 14-23.
  6. Речевое развитие младших школьников / Сб. статей под ред.Н.С. Рождественского. – М., 1970.
  7. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1976
  8. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А.П. Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. –  
    С. 16-18.

Информация о работе Приемы по развитию речи младших школьников