Семья как жизнедеятельная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;

Содержание

Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5

1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.

1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).

2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_chistovik.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение.                 2

 

I глава. Теоретические основы семейного воспитания.

    1. Семья как жизнедеятельная система.                           5

            

        1. 2  Условия  семейного воспитания. Сочетание  воспитания 12

               семейного и общественного. 

    

        1.3  Содержание  и формы работы учителя с  родителями        20

               учащихся.             

 

II глава. Практическая часть.

       2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35

        начальных  классов. (Констатирующий эксперимент). 

       

       2.2 Методика работы учителя начальных классов                    42

       с родителями. (Формирующий эксперимент). 

       2.3. Анализ и результаты исследования.                                     43

       (Контрольный  эксперимент).

 

Заключение.                                                                              47

 

Список литературы.                                                                             49                        

Приложения.                                                                                        51              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

       

            Высшей ценностью нашего общества  является человек. Внимание к  воспитанию человека, забота о  всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств  входит в круг проблем современного  общества.

            Всестороннее развитие каждого  человека – программная цель  нашего общества – предполагает  в качестве важного условия  выявление творческих потенций  личности, формирование индивидуальности  как высшего уровня её развития.

            Каждый человек должен иметь  возможности выявить, «выполнить»  себя. В этом заинтересованы и  отдельные личности, и всё общество. В наше время существенной  проблемой в становлении ребёнка  как личности является проблема  семейного воспитания.

            История вопроса о влиянии  семьи на воспитание ребёнка  уходит своими корнями в глубокую  древность. Не считая педагогов,  он волновал умы многих выдающихся  людей разных эпох и народов.  Семейному воспитанию уделяли  в своих трудах внимание Тацит,  Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан – Жак  Руссо… Список поистине неисчерпаем.  Ни один известный мыслитель,  политик, государственный деятель  не обошёл эту тему своим  вниманием. Почему? Дело в том,  что семейное воспитание неразрывно  связано  с жизнью общества, государства. Это требует особого  внимания со стороны школы.  Учителю важно увидеть сложность  семейных связей,  отношения родителей  к детям. Необходимо хорошо  знать каждую конкретную семью,  чтобы оказать ей действенную  помощь, преодолеть ошибки в воспитании, поддержать уверенность родителей   в своих силах. Нужна чёткая  спланированная система работы.

            В истории педагогики к проблеме  семейного воспитания обращались  Аристотель, Я.А.Коменский, К.А.Каутский, П.Ф.Лесгафт, В.М.Хвостов.

            В педагогической науке вопросы  семейного воспитания затрагивали  В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Т.М.Афанасьев, Ю.П.Азаров, Н.П.Безруких, В.В.Бойко, Г.О.Гаврикова,  И.В.Крупина, А.А.Пинт, Б.Спок, В.А.Сухомлинский.

            Вычленить вопросы из различных  наук применительно к исследуемой  проблеме помогли труды учёных  З.П.Васильцевой, О.А.Джежелей, Д.И.Добсона,  Я.Корчака, Н.Р.Львова, И.А.Мухиной,  Т.Г.Рамзаевой, Н.Н.Светловской, Э.С.Соколовой.

             В трудах Ю.К.Бабанского, С.П.Баранова, Е.Д.Гончаровой, Т.А.Ильиной, Р.М.Капраловой, В.Н.Кондратюка, Т.Н.Меньковского, И.Ф.Харламова  рассматриваются задачи школы  по организации работы с семьями  учащихся.

             В ряде исследований рассматриваются  вопросы организации работы учителя  начальных классов с родителями  воспитанников (О.С.Богданова,

 

В.И.Петрова, Л.И.Рувинский, О.Н.Урбанская, Н.Е.Щуркова), где значительная роль отводится  родительскому собранию.

            Опыт организации работы учителя  с родителями школьников представлен  в работах П.И.Абрамовой, А.Н.Анухиной, Т.Ю.Барановой, Г.В.Вершининой, С.Попова, Г.В.Степанова.

            Несмотря на широкий спектр  исследованного в науке сотрудничества  семьи и школы, эта тема намного  актуальнее сегодня, нежели раннее. Это связано с социальными,  политическими, экономическими изменениями  в обществе, в котором мы живём.  Проблемы воспитания детей возникают  не только в неблагополучных  семьях, но и вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в результате которых появляются  трудности и в отношениях между  родителями и детьми. Часто сами  родители не могут справиться  с этими трудностями. Очень  хорошо, если в школе есть свой  психолог. Он может помочь и  найти вместе выход из создавшейся  ситуации. Но если его нет, то  именно учитель начальных классов  приходит на помощь. Он должен  быть готов к различным осложнениям,  должен помочь родителям найти  индивидуальный подход к ребёнку,  раскрыть ребёнка как личность.

             Семья является традиционно главным  институтом воспитания. То, что ребёнок  в детские годы приобретает  в семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни. Важность  семьи как института воспитания  обусловлена тем, что в ней  ребёнок находится в течение  значительной части своей жизни,  и по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов  воспитания не может сравниться  с семьёй. В ней закладываются  основы личности ребёнка, и  к поступлению в школу он  уже более чем наполовину сформирован  как личность.

             Семья может выступать в качестве  как положительного, так и отрицательного  фактора воспитания. Положительное  воздействие на  личность ребёнка  состоит в том, что никто,  кроме самых близких для него  в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся  к ребёнку лучше, не любят  его так и не заботятся о  нём столько. И вместе с тем  никакой другой социальный институт  не может потенциально нанести  столько вреда в воспитании  детей, сколько может сделать  семья.

             Перечисленные выше доводы определили  выбор темы исследования: «Проблемы сотрудничества учителя начальных классов с родителями в воспитании младших школьников».

             Тема позволила определить цель: выявить наиболее эффективные пути совершенствования работы учителя начальных классов с родителями учащихся.

             Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.

             Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.

             Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:

  • привлечение родителей к жизни класса  и школы, их просвещение;
  • согласованность в подходе к ребёнку;
  • квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;
  • информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе; обо всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребёнка;
  • справедливое разрешение конфликтов;
  • последовательная реализация направлений сотрудничества с учётом накопленного опыта, традиций и социокультурной ситуации в школе.

            Цель и гипотеза определили задачи исследования: 

  • проанализировать психолого– педагогическую и специальную литературу по теме;
  • доказать какова педагогическая польза сотрудничества семьи и школы;
  • показать, что даёт родителям сотрудничество со школой;
  • раскрыть роль родительского воспитания детей;
  • определить педагогические условия сотрудничества учителя начальных классов в воспитании младших школьников с родителями.

               В ходе работы были использованы  следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; беседа с учителем, родителями; анкетирование, опытная работа.

               База исследования: МОУ  «Сухоплотавская  ООШ» исследования проходили  в 3 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

§1. Семья  как жизнедеятельная система.

 

                 Семья представляет собой комплексное  социальное явление, в котором  сплелись воедино многообразные  формы общественных отношений  и процессов и которому присущи  многочисленные социальные функции.  Трудно найти другую социальную  группу, в которой удовлетворялось  бы столько разнообразных человеческих  и общественных потребностей, в  которой протекали бы основные  процессы человеческой жизни  и которая настолько связана  с жизнью каждого индивида, что  накладывает отпечаток на все  его развитие. Поэтому семья является  той социальной группой, которую  человек легче всего идентифицирует  с собой, со своими интересами  и со своим существованием  в целом.

                 Существует много определений  семьи, но, на мой взгляд, наиболее  полно его даёт наука социология. С точки зрения содержания  структуры и формы, семья есть  исторически изменяющаяся социальная  группа, универсальными признаками  которой является гетеросексуальная  связь, система родственных отношений  и развитие социальных и индивидуальных  качеств личности и осуществление  определённой экономической деятельности.

                  Известный отечественный социолог  определяет семью как основанное  на браке и кровном родстве  объединение людей, связанное  общностью быта и взаимной  ответственности. Поскольку семья,  как правило, представляет более  сложную систему, чем брак, поскольку  она может объединять не только  супругов, но и их детей, а  также их родственников, семью  следует рассматривать не просто  как брачную группу, но и как  социальный институт.

                   Под социальным институтом понимается  организованная система связей  и социальных норм, которые объединяет  значимые общественные ценности  процедуры, удовлетворяющие основным  потребностям общества. В этом  определении под общественными  ценностями понимаются разделяемые  идеи и цели, под общественными  процедурами – стандартизированные  образцы поведения в групповых  процессах, а под системой социальных  связей – сплетение ролей и  статусов, посредством которых это  поведение осуществляется и удерживается  в определённых рамках.

                  Институт семьи включает в  себя совокупность общественных  ценностей (любовь, отношение к  детям, семейная жизнь), общественные  процедуры (забота о воспитании  детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребёнка,  подростка, тёщи, свекрови, братьев  и т.п.), с помощью которых осуществляется  семейная жизнь.

                 Таким образом, институт –  это своеобразная форма человеческой  деятельности, основанной на чётко  разработанной идеологии; система  правил и норм, а также развитом  социальном контроле за их  исполнением, Институты поддерживают  социальные структуры и порядок  в обществе.

               Каждый социальный институт имеет  специфические особенности и  выполняет ряд функций. Социолог  выделяет следующие функции социальных  институтов:

  1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
  2. Регулятивную функцию;
  3. Интегративную функцию;
  4. Транслирующую функцию;
  5. Коммуникативную функцию.

               Существуют функции явные (перечисленные)  и латентные (скрытые), которые  должны являться предметом пристального  исследования социальных структур, так как помогают определить  истинную картину социальной  жизни. Выделение института семьи  из других институтов общества (государства, бизнес, образование,  религия и др.) не случайно. Именно  семья признаётся всеми  исследователями  как основной носитель культурных  образцов, наследуемых из поколения  в поколение, а также необходимым  условием для социализации личности. Именно в семье человек обучается  социальным ролям и получает  основы образования и воспитания.

               Наиболее полно функции семьи  как социального института выделяет  социолог:

  1. Функция сексуального регулирования.

Семья –  это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем, практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей.

  1. Репродуктивная функция.

Информация о работе Семья как жизнедеятельная система