СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного
воспитания.
- Семья как жизнедеятельная система. 5
1. 2 Условия
семейного воспитания. Сочетание
воспитания 12
семейного и общественного.
1.3 Содержание
и формы работы учителя с
родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления
взаимодействия семьи и учителя 35
начальных
классов. (Констатирующий эксперимент).
2.2 Методика работы
учителя начальных классов
42
с родителями. (Формирующий
эксперимент).
2.3. Анализ и результаты
исследования.
43
(Контрольный
эксперимент).
Заключение.
47
Список литературы.
49
Приложения.
51
ВВЕДЕНИЕ.
Высшей ценностью нашего общества
является человек. Внимание к
воспитанию человека, забота о
всестороннем развитии его способностей,
совершенствование личных качеств
входит в круг проблем современного
общества.
Всестороннее развитие каждого
человека – программная цель
нашего общества – предполагает
в качестве важного условия
выявление творческих потенций
личности, формирование индивидуальности
как высшего уровня её развития.
Каждый человек должен иметь
возможности выявить, «выполнить»
себя. В этом заинтересованы и
отдельные личности, и всё общество.
В наше время существенной
проблемой в становлении ребёнка
как личности является проблема
семейного воспитания.
История вопроса о влиянии
семьи на воспитание ребёнка
уходит своими корнями в глубокую
древность. Не считая педагогов,
он волновал умы многих выдающихся
людей разных эпох и народов.
Семейному воспитанию уделяли
в своих трудах внимание Тацит,
Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель,
Екатерина Великая, Жан – Жак
Руссо… Список поистине неисчерпаем.
Ни один известный мыслитель,
политик, государственный деятель
не обошёл эту тему своим
вниманием. Почему? Дело в том,
что семейное воспитание неразрывно
связано с жизнью общества,
государства. Это требует особого
внимания со стороны школы.
Учителю важно увидеть сложность
семейных связей, отношения родителей
к детям. Необходимо хорошо
знать каждую конкретную семью,
чтобы оказать ей действенную
помощь, преодолеть ошибки в воспитании,
поддержать уверенность родителей
в своих силах. Нужна чёткая
спланированная система работы.
В истории педагогики к проблеме
семейного воспитания обращались
Аристотель, Я.А.Коменский, К.А.Каутский,
П.Ф.Лесгафт, В.М.Хвостов.
В педагогической науке вопросы
семейного воспитания затрагивали
В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская,
А.С.Макаренко, Т.М.Афанасьев, Ю.П.Азаров,
Н.П.Безруких, В.В.Бойко, Г.О.Гаврикова,
И.В.Крупина, А.А.Пинт, Б.Спок, В.А.Сухомлинский.
Вычленить вопросы из различных
наук применительно к исследуемой
проблеме помогли труды учёных
З.П.Васильцевой, О.А.Джежелей, Д.И.Добсона,
Я.Корчака, Н.Р.Львова, И.А.Мухиной,
Т.Г.Рамзаевой, Н.Н.Светловской, Э.С.Соколовой.
В трудах Ю.К.Бабанского, С.П.Баранова,
Е.Д.Гончаровой, Т.А.Ильиной, Р.М.Капраловой,
В.Н.Кондратюка, Т.Н.Меньковского, И.Ф.Харламова
рассматриваются задачи школы
по организации работы с семьями
учащихся.
В ряде исследований рассматриваются
вопросы организации работы учителя
начальных классов с родителями
воспитанников (О.С.Богданова,
В.И.Петрова,
Л.И.Рувинский, О.Н.Урбанская, Н.Е.Щуркова),
где значительная роль отводится
родительскому собранию.
Опыт организации работы учителя
с родителями школьников представлен
в работах П.И.Абрамовой, А.Н.Анухиной,
Т.Ю.Барановой, Г.В.Вершининой, С.Попова,
Г.В.Степанова.
Несмотря на широкий спектр
исследованного в науке сотрудничества
семьи и школы, эта тема намного
актуальнее сегодня, нежели раннее.
Это связано с социальными,
политическими, экономическими изменениями
в обществе, в котором мы живём.
Проблемы воспитания детей возникают
не только в неблагополучных
семьях, но и вполне нормальных.
Возникает много различных ситуаций,
в результате которых появляются
трудности и в отношениях между
родителями и детьми. Часто сами
родители не могут справиться
с этими трудностями. Очень
хорошо, если в школе есть свой
психолог. Он может помочь и
найти вместе выход из создавшейся
ситуации. Но если его нет, то
именно учитель начальных классов
приходит на помощь. Он должен
быть готов к различным осложнениям,
должен помочь родителям найти
индивидуальный подход к ребёнку,
раскрыть ребёнка как личность.
Семья является традиционно главным
институтом воспитания. То, что ребёнок
в детские годы приобретает
в семье, он сохраняет в течение
всей последующей жизни. Важность
семьи как института воспитания
обусловлена тем, что в ней
ребёнок находится в течение
значительной части своей жизни,
и по длительности своего воздействия
на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться
с семьёй. В ней закладываются
основы личности ребёнка, и
к поступлению в школу он
уже более чем наполовину сформирован
как личность.
Семья может выступать в качестве
как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное
воздействие на личность ребёнка
состоит в том, что никто,
кроме самых близких для него
в семье людей – матери, отца,
бабушки, дедушки не относятся
к ребёнку лучше, не любят
его так и не заботятся о
нём столько. И вместе с тем
никакой другой социальный институт
не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании
детей, сколько может сделать
семья.
Перечисленные выше доводы определили
выбор темы исследования: «Проблемы сотрудничества
учителя начальных классов с родителями
в воспитании младших школьников».
Тема позволила определить цель: выявить наиболее эффективные
пути совершенствования работы учителя
начальных классов с родителями учащихся.
Объект: процесс сотрудничества учителя
и родителей по созданию в классе благоприятной
образовательной среды, здорового нравственно
– психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных
классов по организации работы с родителями
учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение,
что в классе может сложиться эффективная
система взаимодействий учителя и родителей
младших школьников, если будут выполнены
условия:
- привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
- согласованность в подходе к ребёнку;
- квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;
- информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе; обо всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребёнка;
- справедливое разрешение конфликтов;
- последовательная реализация направлений сотрудничества с учётом накопленного опыта, традиций и социокультурной ситуации в школе.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
- проанализировать психолого– педагогическую и специальную литературу по теме;
- доказать какова педагогическая польза сотрудничества семьи и школы;
- показать, что даёт родителям сотрудничество со школой;
- раскрыть роль родительского воспитания детей;
- определить педагогические условия сотрудничества учителя начальных классов в воспитании младших школьников с родителями.
В ходе работы были использованы
следующие методы: теоретический
анализ психолого-педагогической литературы;
беседа с учителем, родителями; анкетирование,
опытная работа.
База исследования: МОУ «Сухоплотавская
ООШ» исследования проходили
в 3 классе.
Глава
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ.
§1. Семья
как жизнедеятельная система.
Семья представляет собой комплексное
социальное явление, в котором
сплелись воедино многообразные
формы общественных отношений
и процессов и которому присущи
многочисленные социальные функции.
Трудно найти другую социальную
группу, в которой удовлетворялось
бы столько разнообразных человеческих
и общественных потребностей, в
которой протекали бы основные
процессы человеческой жизни
и которая настолько связана
с жизнью каждого индивида, что
накладывает отпечаток на все
его развитие. Поэтому семья является
той социальной группой, которую
человек легче всего идентифицирует
с собой, со своими интересами
и со своим существованием
в целом.
Существует много определений
семьи, но, на мой взгляд, наиболее
полно его даёт наука социология.
С точки зрения содержания
структуры и формы, семья есть
исторически изменяющаяся социальная
группа, универсальными признаками
которой является гетеросексуальная
связь, система родственных отношений
и развитие социальных и индивидуальных
качеств личности и осуществление
определённой экономической деятельности.
Известный отечественный социолог
определяет семью как основанное
на браке и кровном родстве
объединение людей, связанное
общностью быта и взаимной
ответственности. Поскольку семья,
как правило, представляет более
сложную систему, чем брак, поскольку
она может объединять не только
супругов, но и их детей, а
также их родственников, семью
следует рассматривать не просто
как брачную группу, но и как
социальный институт.
Под социальным институтом понимается
организованная система связей
и социальных норм, которые объединяет
значимые общественные ценности
процедуры, удовлетворяющие основным
потребностям общества. В этом
определении под общественными
ценностями понимаются разделяемые
идеи и цели, под общественными
процедурами – стандартизированные
образцы поведения в групповых
процессах, а под системой социальных
связей – сплетение ролей и
статусов, посредством которых это
поведение осуществляется и удерживается
в определённых рамках.
Институт семьи включает в
себя совокупность общественных
ценностей (любовь, отношение к
детям, семейная жизнь), общественные
процедуры (забота о воспитании
детей, их физическом развитии,
семейные правила и обязанности);
переплетение ролей и статусов
(статус и роли мужа, жены, ребёнка,
подростка, тёщи, свекрови, братьев
и т.п.), с помощью которых осуществляется
семейная жизнь.
Таким образом, институт –
это своеобразная форма человеческой
деятельности, основанной на чётко
разработанной идеологии; система
правил и норм, а также развитом
социальном контроле за их
исполнением, Институты поддерживают
социальные структуры и порядок
в обществе.
Каждый социальный институт имеет
специфические особенности и
выполняет ряд функций. Социолог
выделяет следующие функции социальных
институтов:
- Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
- Регулятивную функцию;
- Интегративную функцию;
- Транслирующую функцию;
- Коммуникативную функцию.
Существуют функции явные (перечисленные)
и латентные (скрытые), которые
должны являться предметом пристального
исследования социальных структур,
так как помогают определить
истинную картину социальной
жизни. Выделение института семьи
из других институтов общества
(государства, бизнес, образование,
религия и др.) не случайно. Именно
семья признаётся всеми исследователями
как основной носитель культурных
образцов, наследуемых из поколения
в поколение, а также необходимым
условием для социализации личности.
Именно в семье человек обучается
социальным ролям и получает
основы образования и воспитания.
Наиболее полно функции семьи
как социального института выделяет
социолог:
- Функция сексуального регулирования.
Семья –
это главный социальный институт,
через который общество упорядочивает,
направляет и регулирует естественные
сексуальные потребности людей.
Вместе с тем, практически каждое
общество имеет альтернативные пути
удовлетворения сексуальных потребностей.
- Репродуктивная функция.