Семья как жизнедеятельная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;

Содержание

Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5

1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.

1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).

2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_chistovik.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

              Помимо диалога для внушения  ребёнку ощущения родительской  любви необходимо выполнять ещё  одно чрезвычайно важное правило.  На психологическом языке эта  сторона общения между детьми  и родителями называется принятием ребёнка. Под принятием понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Родители должны осознавать, что каждая негативная оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым, по сути, она ни была, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьёзный вред контакту с ребёнком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а подвергать критике только неверно осуществлённое действие или ошибочный, необдуманный поступок.

              Дистанция, которая стала преобладающей  во взаимоотношениях с ребёнком  в семье, непосредственно зависит  от того, какое место занимает  деятельность воспитания во всей  сложной, неоднозначной, подчас  внутренне противоречивой системе  различных мотивов поведения  взрослого человека. Поэтому стоит  осознать, какое место в родительской  собственной мотивационной системе  займёт деятельность по воспитанию  будущего ребёнка.

 

 

§ 2. Условия  семейного воспитания.  
Сочетание воспитания семейного и общественного.

 

             Основными условиями успеха в  воспитании детей  в семье  можно считать наличие нормальной  семейной атмосферы, авторитета  родителей, правильного режима  дня, своевременного приобщения  ребёнка к книге и чтению, к  труду.

             Нормальная семейная атмосфера  – это:

  • Осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного  на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;
  • Организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
  • В разумной организации отдыха: в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
  • Взаимная принципиальная  требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

                Созданию высоконравственной атмосферы  в семье способствуют семейные  традиции, крепкие устои и принципы. У каждого дома – собственное  лицо. К ним относится проведение  общественных и семейных праздников  по случаю дня рождения взрослых  и малышей. Подготовка детьми  и взрослыми подарков, вручение  их при особом эмоциональном  подъёме создают ту атмосферу  торжественности, радости и счастья,  которая формирует духовную культуру, цементирует семью как коллектив.

                Важным условием успеха в воспитании  является авторитет родителей  и старших братьев и сестёр. Отец и мать уполномочены воспитать  достойного члена общества, на  этом и основывается их родительская  власть и их авторитет в  глазах детей. А.С.Макаренко определяет  авторитет как такое нормальное  взаимоотношение между воспитателями  и воспитанниками,  когда последние,  уважая своих воспитателей и  доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям.

                Родители являются самыми близкими  и дорогими людьми для детей,  поэтому дети хотят подражать  отцу или матери, быть похожими  на них. Поэтому родители обязаны  показывать пример своим детям  во всём. Нормальные взаимоотношения  детей и родителей в семье  строятся на взаимном уважении  и доверии друг другу. Дети  видят в родителях советчиков во всех  своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей,  с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

               Успешным  воспитание в семье  будет при соблюдении чёткого  режима дня для детей. Режим  дня включает весь распорядок  дня ребёнка в течение суток  – время на полноценный сон,  закаливающие процедуры, на упорядоченный  приём пищи, на все виды труда  и отдыха. При этом учитывается  возраст и состояние здоровья  ребёнка. Режим дня должен иметь  воспитательное значение, что возможно  лишь при обязательном привыкании  к его выполнению без напоминания  взрослых. Со стороны старших  должен осуществляться контроль  за качественным выполнением  режимных моментов и трудовых  поручений, оценка их, помощь при  возникших затруднениях.

              Особое место в воспитании  ребёнка в семье следует отвести  чтению. В дошкольном возрасте  ребёнок особенно любит слушать  сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и  животных. Из книг он узнаёт  о хороших людях, об их делах,  узнаёт   о животных, растениях.  В сказке побеждает всегда  сильный, ловкий, справедливый, честный  и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и  обществом. Слушая сказку, ребёнок  не остаётся равнодушным к  судьбе героя: он переживает, волнуется,  радуется и огорчается, то есть  у него формируются чувства,  постепенно зарождается интерес  к книге. С поступлением ребёнка  в школу, когда он научится  читать, важно закрепить интерес  и выработать навык самостоятельного  и систематического чтения.  Этот  навык не появляется сам по  себе, нужна согласованная и умелая  работа школы и семьи. Только  это приобщит ребёнка к чтению, и он начнёт считать книги  своими спутниками в приобретении  новых знаний. Зародившийся интерес  к чтению приведёт ребёнка  в библиотеку, в книжный магазин.  У него будут свои герои,  которым он будет подражать.

              Трудно переоценить значение  труда в жизни человека. Физический  труд обеспечивает высокий жизненный  тонус мышц и всех органов  человека: улучшает все физиологические  процессы в организме – правильное  дыхание, кровообращение, обмен веществ,  рост всего тела и отдельных  органов. Физический труд является  средством борьбы с утомлением, особенно для лиц, занимающимся  умственным  трудом. Смена видов  труда, разумное их сочетание  в режиме дня ребёнка обеспечивают  его успешную умственную деятельность  и сохраняют работоспособность.

               Трудовое воспитание является  неотъемлемой частью всестороннего  развития личности. По тому, как  ребёнок будет относиться к  труду, какими трудовыми умениями  он будет обладать, окружающие  будут судить о его ценности.

                   Важным условием успешного воспитания  детей является единство      требований, предъявляемых к детям  всеми членами семьи, а

также единые требования к детям со стороны  семьи и школы. Отсутствие

единства  требований между школой и семьёй подрывает авторитет учителя  и родителей, ведёт к потере уважения к ним.

                  Развитые в раннем возрасте  духовные потребности, умение  общаться со сверстниками и  взрослыми обогащают личность  ребёнка, требуют применения возможностей  в обществе. А применить их  можно, доверившись коллективным  формам воспитания. 

                   Сочетание семейного и общественного  воспитания.

                   Продолжая семейное воспитание, чрезвычайно важно найти ключ  к сочетанию воспитания семейного  и общественного, потому что  сочетание такое желательно и  совершенно необходимо. Ведь в  ранние годы жизни ребёнка  семья нужна для формирования  определённых областей человеческого  сознания, человеческой психологии, и отсутствие её влечёт за  собой печальные и далеко идущие  последствия, такие, например, как  правонарушения. Того времени, которое  дети проведут дома, после яслей,  детского сада, школы, вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную  ей роль.

                   В умно организованном, слаженном  ребячьем общении наши мальчишки  и девчонки получают крепкую,  здоровую закваску. Здесь они  привыкают к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство  локтя, приобретают навыки товарищества  и взаимопомощи. Здесь проникаются  ощущением ответственности перед  товарищами и за товарищей.  Здесь приучаются беречь честь  коллектива и считать себя  частью единого целого. Словом, здесь,  в характере детей закладываются  черты, делающие их достойными  членами общества.

                  Пусть растут и совершенствуются  общественные формы воспитания! Не в противовес семье, не  взамен её. А как средство, которое,  органически сочетаясь с домашним  воспитанием, дополняет его, обогащает,  необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не освобождает  родителей от их родительского  долга, нисколько не зачёркивает  того, что выращивание детей является  основной социальной функцией  семьи. Но зато обязывает   активно участвовать в работе  тех учреждений, где он учится  и воспитывается, обязывает помогать  педагогам в воспитании детей.

                 Единство усилий, постоянный дружеский  контакт семьи, школы и общественности - это то, к чему мы должны  стремиться, это залог верного  успеха в воспитании подрастающего  поколения!

                 Итак, каким бы замечательным  ни было воспитание общественное, где конечным назначением является  формирование идеалов, формирование  личности ребёнка закладывается  в семье, под воздействием родительской  любви во имя его будущего, под воздействием авторитета  родителей, семейных традиций. Ведь  всё то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребёнка (именно действий, а не поступка) ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершённому действию, ребёнок входит в контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального взгляда. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живёт семья.

                  Родители ответственны за воспитание  своих детей перед государством. Родители ответственны за судьбу  ребёнка и перед собственной  совестью. За качеством воспитания  следит, по сути дела, всё общество.

                 Воспитание детей в семье имеет  во многом субъективный характер  и зависит от уровня нравственности  и культуры родителей, их жизненных  планов, идеалов и поступков, опыта  социального общения, семейных  традиций. Семья может способствовать  или тормозить формирование всесторонне  развитой личности.

                Общую для всех семей формулу  успешного воспитания дать нельзя. Но на основании обобщения  передового опыта по воспитанию  детей можно назвать некоторые  слагаемые успеха, которые будучи  применимы в каждой конкретной  семье с учётом её особенностей, могут обеспечить хорошие результаты  воспитания. Особенно влияет на  воспитание детей семейная атмосфера.  Атмосфера – это совокупность  многих факторов, действующих в  семье, способов и приёмов влияния  на детей, взаимоотношений между  членами семьи. Воспитывает повседневная  жизнь семьи с её внутренними  и внешними связями, с её  окружением, отношением к труду,  отдыху, большим и малым событиям  в стране. Атмосфера в семье  определяется, прежде всего, сознательностью  родителей и всех старших членов  семьи. Каждый трудоспособный  человек в нашем обществе трудится. И если труд родителей отвечает  задачам общества, и если в  семье радуются общим трудовым  успехам своего предприятия и  всей страны, если дети знают  о трудовых и общественных  делах родителей и вместе переживают  радость успехов, то тем самым  создаётся благоприятная обстановка  для воспитания детей, для передачи  ценного опыта от старшего  поколения к младшему.

                Благоприятный нравственный микроклимат  в семье обеспечивается также  участием всех её членов в  труде по самообслуживанию и  организации быта семьи, когда  каждый её член имеет постоянные трудовые обязанности. В семьях, где родители помогают друг другу, не делят домашнюю работу на мужскую и женскую, дети рано получают трудовые уроки взаимопомощи, предупредительности. Особенно сплачивается семейный коллектив во время совместной работы по уборке квартиры, приготовлению пищи, работы на огороде. Благоприятно воздействуют на детей совместные праздничные заботы: уборка, приготовление праздничного обеда, изготовление подарков ко дню рождения, к Новому году. Совместная работа вырабатывает у детей чувство ответственности за порученное дело, инициативу, стремление сделать людям приятное и радостное.

               Нравственно-эмоциональный климат  семьи создаёт общая духовная  культура, царящая в ней: что  и как читают родители? Делятся  ли впечатлениями о прочитанном?  Что их радует и огорчает? Родители  должны знать, что читают дети, что из прочитанного их взволновало,  обеспокоило, какие ответные поступки  вызвали у детей прочитанная  книга, увиденный фильм. В семье  должно быть совместное обсуждение  прочитанных книг, театральных и  телевизионных постановок, кинофильмов.  В этих беседах родители видят,  как формируются убеждения детей,  помогают им вырабатывать оценочные  суждения в отношении действий  и поступков своих сверстников  и взрослых людей.  

Информация о работе Семья как жизнедеятельная система