Семья как жизнедеятельная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;

Содержание

Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5

1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.

1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).

2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_chistovik.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

— лекциями о воспитании;

— специальными практическими занятиями;

— информацией  об особенностях развития моего ребенка;

  • информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;

 

10.   Сколько   бы   вы   могли  уделить   времени  для   повышения   своей  педагогической компетентности, если для вас в нашей школе  будут организованы специальные  занятия?

— не более  одного часа в неделю;

— примерно пару часов в месяц;

— трудно сказать.

11.  Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о  своей семье: Ваш возраст ___ лет.

Возраст ваших  детей __________________________. Ваше       образование _______________________.

 

Спасибо за ответы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе.

 

Внеклассная работа это одна из форм связи школы  с семьей, она способствует достижению основной цели воспитания – всестороннему  развитию личности.

Эффективность внеклассной работы зависит от правильного  педагогического руководства, от деятельности школьников, формирования и развития разнообразных интересов, склонностей  детей.

В своем  исследовании, мы взяли внеклассную  работу, как направление в сотрудничестве родителей и учителя.

Констатирующий  эксперимент позволил нам определить основные направления взаимодействия семьи и учителя начальных  классов.

Формирующий позволил разработать методику сотрудничества учителя начальных классов с  родителями.

Контрольный эксперимент показал, что мы избрали верное направление сотрудничества и помощь родителям в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Не следует  думать, что сотрудничество с родителями – абсолютно новое явление  в отечественной школе. Стратегия  сотрудничества с родителями не может  быть определена без ясного представления  о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно. В своем исследовании мы постарались  показать процесс сотрудничества учителя  начальных классов и родителей  по созданию в классе благоприятной  образовательной среды, здорового  нравственно-психологического климата. Были выделены 5 основных направлений, представляющих собой логично выстроенную  систему, позволяющую дифференцировать родителей по разным принципам, направления  работы с родителями.

Диагностическая работа, анкетирование родителей  и детей позволило определить принципы воспитания  детей, которые  используют родители, определили как строится их взаимоотношение и нужен педагогам и родителям.

   Мы попытались вовлечь родителей в работу класса, через совместную деятельность: проведение праздников ВВМ; проводили беседы, наблюдение, родительские собрания. Все это помогло решить поставленные задачи и определить педагогические условия сотрудничества учителя начальных классов с родителями:

  • привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
  • согласованность в подходе к ребенку;
  • квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;
  • информированность родителей и школьной жизни, об образовательном процессе; о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребенка;
  • справедливое разрешение конфликтов;
  • последовательная реализация направлений сотрудничества с учетом накопленного опыта, традиций и социально культурной ситуации в школе.

 

Принципы  педагогического просвещения родителей.

 

  1. Гуманистический характер отношений педагога и родителя, родителя и ребенка: все участники рассматриваются как активные субъекты совместной деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, демократии и творческих началах.
  2. Максимальный учет индивидуальных особенностей участников позволяет организовать просвещение и работу с родителями.
  3. Работа должна быть организована с учетом всего периода обучения ребенка в школе (согласно принципу природосообразности).
  4. Принцип индивидуального продвижения в освоении учебного материала.
  5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала.
  6. Участие всего коллектива: родители, дети, учителя.

 

Выделили 3 направления обучения родителей:

  1. Обучение родителя как воспитателя;
  2. Обучение родителя как учителя своего ребенка;
  3. Обучение родителя как союзника, партнера.

 

Мы проводили  консультирование двух типов:

  • методическое (все что касается освоения образовательной программы, индивидуального образовательного материала).
  • Психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией)

 

Принципы  консультирования:

  • создание доверительных отношений;
  • взаимоуважение;
  • заинтересованность консультантов;
  • компетентность;
  • формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;
  • хорошая организация консультирования.

 

Изучение  мира родителей требует использования  гуманитарных методов познания: понимающего  диалога с родителями, анализа  их обращений к психологу, наблюдение за взаимодействием ребенка и  его родителей при посещении  семьи и при проведении нескольких дел.

Проведенная нами работа помогла доказать нашу гипотезу и предложить учителям в  качестве рекомендаций работы с родителями проведения диагностик, которые могут  помочь. Это:

-    Методика изучения семьи.

  • Методика изучения показателей педагогического просвещения.
  • Методика «Характеристика уровней результативности педагогического просвещения».
  • И диагностика уровня педагогической компетентности родителей.

Любая совместная деятельность начинается с кратковременных контактов. Если эти контакты приносят сторонам обоюдное удовлетворение, то можно говорить о том, как организовать более  широкомасштабную совместную работу, которая поможет родителям заботиться не только о интересах своего ребенка, но и о развитии всего образовательного учреждения в целом.

 

Список литературы.

 

1. Афанасьева, Т.М.  Семья сегодня. [Текст] / Т.М. Афанасьева. - М.: Знание,  1977. – 186с.

2. Белова, Л.В.  В семье первоклассник: записки  учительницы. [Текст] / Л.В. Белова. - М.: Педагогика. 1980.

3. Богданова,  О.С.   Методика   воспитательной   работы   в  начальных классах. [Текст] / О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение. 1979.

4.Бойков, Ф.Я.  Ответственность родителей: Заметки  о воспитании детей в семье. [Текст] / Ф.Я. Бойков. - Л: Лениздат, 1983.

5. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной  работы в начальных классах. [Текст] / Л.Р. Болотина. - М.. Просвещение, 1978.

6. Воликова, Т.В. Учитель и семья. [Текст] / - Т. В. Воликова. - М.: Просвещение, 1980.

7. Гордин, Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. [Текст] / Л. Ю. Гордин. -  М.: Педагогика, 1971.

8. Гребенников,  И.В. Школа и семья. [Текст] / И. В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1985.

9.  Истомина, И.В. Грамота общения [Текст]/ И.В. Истомина//Начальная школа.-1985. - №1.-с.58-63.

10. Капралова,     P.M.     Работа     классного     руководителя     с     родителями. [Текст] / Р.М. Капралова. -     М.: Просвещение, 1980.

11. Кондратюк,  В.К Изучение методов семейного  воспитания [Текст] / В.К. Кондратюк //Начальная школа.-1993. -Т1.-С.70-72.

12. Красновский,  Л.З. Школа плюс родители [Текст] / Л.З. Красновский // Начальная школа.-1989.-с7.

13. Крутецкий,  В. А. Психология. [Текст] / В.А. Крутецкий. - М., 1986.

14. Кузнецова,    Л.В.    Гармоническое    развитие    личности    мл.    школьника. [Текст] / Л.В. Кузнецова. -    М.: Просвещение, 1988.

15. Лавров, А.С.  Товарищ ребёнок. [Текст] / А.С. Лавров, О.Л. Лаврова. - М.: Знание, 1964.

16. Лихачев  Б.Т. Простые истины воспитания. [Текст] / Б.Т. Лихачёв. -М.:Педагогика,1983.

17. Любимцева  М.И. Родители глазами детей  [Текст] / М.И. Любимцева // Начальная школа.-1993.-№6.-с.72-75.

18. Любицына  М. И. В.А. Сухомлинский о  воспитании детей. [Текст] / М.И. Любицына. - Л., 1974.

19. Макаренко  А.С. Проблемы школьного воспитания. [Текст] / А.С. Макаренко.  - М, 1958.С. 179.

20. Николаева  B.C. В школе и после школы вместе. [Текст] / В.С. Ниолаева.  - М.: Просвещение, 1980.

21 Баранов   С.П. Педагогика. [Текст] / С.П. Баранов   - М.: Просвещение,

1976.

22. Пидкасистый  П.И.    Педагогика. [Текст] / П.И. Пидкасистый        -    М.:

Роспедагентство, 1996;

23. Полищук  Е.Г. Ищу контакта с родителями [Текст] / Е.Г. Полищук // Начальная школа.-1991.-№4.-с.85-87.

24. Розанов  В. В. Сумерки просвещения. [Текст] / В.В. Розанова - М., 1990.

 

25. Сотникова  Г.Н. Делимся опытом работы  с родителями. [Текст] / Г.Н. Сотникова  // Начальная школа. –1985 - № 2 –  с. 70-74.

26.. Спицин  Н.П. Учитель – родителям: правила  общения. [Текст] / Н.П. Спицын. -  Просвещение. 1978

27. Сухомлинский  В.А. Как воспитать настоящего  человека. [Текст] / В.А. Сухомлинский  – Киев, 1975.

28. Сухомлинский  В.А. Мудрость родительской любви. [Текст] / В.А. Сухомлинский. -  Педагогика 1989.

29. Урбанская  О.Н. Работа с родителями младших  школьников. [Текст] / О.Н. Урбанская   – М. Просвещение, 1986.

30. Цветкова К.Г. Из опыта работы  школы с родителями. [Текст] / К.Г. Цветкова. // Начальная школа – 1988 № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тема: «Русские посиделки».

 

Цель: 1. Способствовать укреплению связи семьи и школы.

2. Развивать  творческую активность детей.

3. Воспитывать  чувства коллективизма.

 

Подготовка  к празднику: Класс вместе с родителями был поделен на три команды  – по рядам, в жюри, выбраны родители из каждой команды, программу праздника  разрабатывала я, а вот готовили все, родители и дети.

 

Оборудование: 12 разрезных пословиц, зеркальце  на ручке, 3 газеты, проигрыватель, пластинки  с записью народных песен.

 

Оформление  класса: самовар, на столе расшитые рушники, дети, по желанию одеты в  народные костюмы.

 

Инициативная  группа: 5 детей с родителями.

 

Ход праздника.

 

  1. Конкурс на лучшее название деревни. Этот конкурс потребовал домашней подготовки. Нужно было придумать для своей команды название, а так как мы находились на посиделках, то название команды совпадало с названием деревни из которой эта команда «приехала». Кроме названия нужно было придумать песню или частушки для своей деревни и приветствие для других команд. Выдумыванием занимались, в основном родители, т.к. сочинительские таланты у самих детей не обнаружились. У нас получились такие команды.
    1. – Деревня «Яблонька» с танцем «яблоко» и частушки в том же стиле.
    1. – «Веселая» с замечательными очень жизненными частушками о ребятах класса
    2. – «Старушки-веселушки» выступившая с народной песней, танцем и загадками.

 

  1. Конкурс, разрезных пословиц. Каждой команде раздали по 4 пословицы, разрезанных пополам. Их нужно было собрать и как можно быстрее. Пословицы были подобраны редкие и собрать их было нелегко, но команды с честью вышли из положения. Выиграла деревня «Веселая».
  2. Конкурс пантомимы или «К нам приехал зоопарк». Зоопарк состоял из тех животных, которых показывали дети и родители. Каждой команде было дано тайное задание, а две другие деревни должны были угадать какое животное приехало к ним в гости. Деревня «Яблонька» представляла лягушку и кошку. «Веселая» – верблюда и лису. «Старушки-веселушки» – зайца и медведя. Конкурс прошел очень весело, особенно много смеха было, когда животных изображали родители.
  3. Танец на газете. На газете танцевали парами и выиграла деревня «Старушки-веселушки». Они танцевать на четверти театрального листа.
  4. Рисунок с закрытыми глазами. С закрытыми глазами рисовали мамы.
  5. Конкур-шутка «Жили у бабуси». Каждая деревня должна была петь эту бессмертную песню хором. Деревня «Яблонька» – заменив все гласные буквой «е», «Веселая» – буквой «о», «Тарушки-веселушки» буквой «у», этот конкурс не оценивался, главное что бы пела вся деревня, дружно и громко.
  6. Конкурс деревенских красавиц. Одна из представительниц прекрасного пола из каждой деревни, самая бойкая, взяв в руки зеркальце должна была расхваливать себя.
  7. Конкурс капитанов. Каждому капитану предлагалось разгадать кроссворд и чем быстрее, тем лучше.

Информация о работе Семья как жизнедеятельная система