Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа
Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;
Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5
1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.
1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).
2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49
c) Объясняют и просят выполнить работу лучше
6. Часто
ли вы сообща с родителями
выполняете какое-либо
a) Да
b) Очень редко
c) Никогда практически
а) Часто
b) Иногда
c) Практически нет
8. Бываете
ли вы с родителями на
a) Часто
b) Иногда
c) Практически нет
9. Принимают
родители участие в твоих
a) Часто
b) Иногда
c) Практически нет
10. Любишь ли ты говорить с родителями про школьные дела?
a) Да
b) Не очень
c) Нет
По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной о отношению к нему?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не
могу
4. Извиниться перед ребенком в случае, если Вы были не правы?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
5. Овладеть собой и сохранить
самообладание, даже если
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
6. Поставить себя на место ребенка?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
7. Поверить хотя бы на минутку, что Вы добрая фея или прекрасный принц?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
9. Всегда
воздержаться от слов и
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает, и вести себя как хочет, и вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
c) Не могу
13. Устоять против слез, каприз, просьб, если известно, что это прихоть?
a) Могу и всегда так поступаю
b) Могу, но не всегда так поступаю
Нас не совсем устроили ответы детей на анкету 1 и мы провели анкету 2.
В вопросе о трудовом воспитании родители оказались поразительно единодушны. Очень редко можно встретить ответ ребенка, где он говорит о том, что не помогает маме убирать квартиру. Чаще всего дети выполняют дома посильную работу.
В проблеме эстетического и нравственного воздействия природы на воспитание ребенка мнения родителей разделились. Но все же большая часть родителей старается бывать с детьми на природе или посещать парк и кино. И здесь родителей можно понять. Ведь не всегда в выходной день удается найти время для прогулки или посещения кинотеатра.
Еще один
фактор, позволяющий активировать участие
родителей в жизни школы –
это рост числа домохозяек, занимающихся
только воспитанием детей. Те мамы,
которые выбрали воспитание ребенка
в качестве своей основной социальной
деятельности, как правило очень
внимательно относятся к
Проведя диагностирование в классе. Мы пришли к выводу, что взаимопонимание родителей с детьми находится на уровне, который мог быть и выше.
Так как образовательный уровень
современных родителей
Естественно, что привлечение родителей к сотрудничеству должно быть адресным и посильным для семьи.
Так как временные рамки и возможности наши были ограничены мы взяли за основу совместную деятельность – это внеклассная работа.
2.2 Методика
работы учителя начальных
Работа проводилась в 3 классе, мы проводили ВВМ стараясь привлечь родителей к участию в них.
Дети с радостью участвовали в конкурсах, мамы и бабушки очень переживали, но были опять не все 10 человек.
Чай пили все, с пирогами и печеньем.
Дети пекли с бабушками и мамами пироги. Потихоньку, понемногу родители переставали стесняться и даже общались друг с другом.
Уважайте Пологайте
Доверяйте Учитесь
Благодарите
2.3 Анализ и результаты исследования. (Контрольный эксперимент).
Чтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент.
Было предложено 11 вопросов.
1 вопрос – все 12 ответили, что не считают свои знания достаточными для воспитания детей.
2 вопрос – в основном главный источник информации, это беседы с учителем, друзья.
3 вопрос – взаимное непонимание - 50%
4 вопрос – всем очень хотелось быть другом своего ребенка.
5 вопрос – на этот вопрос 10 человек затруднились ответить, 6 – сомневаются.
6 вопрос – о своих проблемах они говорят с учителем.
7 вопрос – главная помощь – это помощь учителя.
8 вопрос – и семья и школа оказывают влияние на ребенка.
9 вопрос
– помощь специальными
10 вопрос
– здесь опять многие
11 вопрос – все 100% (16 человек) ответили правильно.
Анализируя ответы родителей, можно сказать, что мы избрали верное направление сотрудничества и помощь родителям в совместной деятельности.
Из 11 вопросов, в 6 – прозвучало, что помощь учителя для них важна и нужно. Это уже положительный момент.
взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять
удовольствие и той и другой стране. А семейное воспитание - это педагогика будней, педагогика каждого дня, которое повседневной жизни совершает великое таинство - формирование личности человека.
Анкета для родителей.
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер ответа или допишите свой.
1. Да 2. Нет 3 Не вполне
2. Из каких
источников вы получаете
— СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);
— специальные книги о педагогике;
— беседы с друзьями и знакомыми;
— беседы с учителями;
3. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании:
— взаимное непонимание детей и взрослых;
— успеваемость детей;
— непослушание;
— бездуховность;
— лень;
— половое воспитание;
1 – ______________
2 – ни с кем.
7. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
— психолога,
— педагога,
— врача,
8. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка — семья или школа?
— безусловно, семья;
— в большей мере семья;
— в равной степени и семья, и школа;
— школа, так как там ребенок проводит много времени;
9. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем?