Семья как жизнедеятельная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;

Содержание

Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5

1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.

1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).

2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_chistovik.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

c) Объясняют  и просят выполнить работу  лучше

 

6.  Часто  ли вы сообща с родителями  выполняете какое-либо домашнее  дело?

a) Да

b) Очень редко

c) Никогда  практически

 

  1. Часто ли вы вместе читаете?

а) Часто

b) Иногда

c) Практически  нет

 

8.  Бываете  ли вы с родителями на прогулках,  в кино?

a) Часто

b) Иногда

c) Практически  нет

 

9.  Принимают  родители участие в твоих занятиях  спортом?

a) Часто

b) Иногда

c) Практически  нет

 

10. Любишь  ли ты говорить с родителями  про школьные дела?

a) Да

b) Не очень

c) Нет

Анкета  для родителей

 

По результатам  ответов на эту анкету  можно  определить,  верно ли  выбран  принцип воспитания детей.

Можете  ли вы:

 

1.   В  любой момент оставить все  свои дела и заняться ребенком?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)  Могу, но  не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

2.   Посоветоваться  с ребенком, несмотря на его  возраст?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)  Могу, но  не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

3.   Признаться  ребенку в ошибке, совершенной  о отношению к нему?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)   Могу, но не всегда так поступаю

c)   Не  могу                                              

 

4.   Извиниться  перед ребенком в случае, если  Вы были не правы?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)   Могу, но не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

5.   Овладеть собой и сохранить  самообладание, даже если поступок  ребенка вывел Вас из терпения?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)  Могу, но  не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

6.   Поставить  себя на место ребенка?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)  Могу, но  не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

7.   Поверить  хотя бы на минутку, что Вы  добрая фея или прекрасный  принц?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)  Могу, но  не всегда так поступаю

  1. Не могу

 

8.   Рассказать   ребенку   поучительный   случай    из   детства,    представляющий   Вас   в невыгодном свете?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)   Могу, но не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

9.   Всегда  воздержаться от слов и выражений,  которые могут ранить ребенка?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)   Могу, но не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

10. Пообещать  ребенку исполнить его желание  за хорошее поведение?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)   Могу, но не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что  желает, и вести себя как хочет,  и вы при этом ни во что  не вмешиваетесь?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)   Могу, но не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

12. Не прореагировать, если Ваш  ребенок ударил, толкнул или незаслуженно  обидел другого ребенка?

a)   Могу  и всегда так поступаю

b)   Могу, но не всегда так поступаю

c)   Не  могу

 

13.  Устоять  против слез, каприз, просьб, если  известно, что это прихоть?

a)   Могу и всегда так поступаю

b)   Могу, но не всегда так поступаю

  1. Не могу

 

Нас не совсем устроили ответы детей на анкету 1 и  мы провели анкету 2.

Анкета № 2

 

  1. Фамилия, Имя
  2. Класс, школа
  3. Помогают ли тебе родители делать уроки, и если да, то что именно они делают?
  4. Часто ли родители читают вместе с тобой книги (неучебные)?
  5. Помогаешь ли ты родителям в уборке квартиры и что именно ты делаешь?
  6. Часто ли ты ходишь с родителями на прогулки в лес или парк, в кино или на дачу?

Результаты оказались  разными и подчас даже неожиданными. Надо сказать, что основная масса  родителей, судя по ответам детей  уделяет довольно много времени  учебной деятельности ребенка, а  вот среди ответов на вопрос № 4 довольно часто встречаются отрицательные  ответы. Хотя, на мой взгляд родителям  следует уделять больше времени  расширению читательского кругозора  детей. Ведь ни кто иной, как родители должны быть заинтересованы в выборе книги для детского чтения и в  развитии навыков самостоятельного беглого чтения.

В вопросе  о трудовом воспитании родители оказались  поразительно единодушны. Очень редко  можно встретить ответ ребенка, где он говорит о том, что не помогает маме убирать квартиру. Чаще всего дети выполняют дома посильную  работу.

В проблеме эстетического и нравственного  воздействия природы на воспитание ребенка мнения родителей разделились. Но все же большая часть родителей  старается бывать с детьми на природе  или посещать парк и кино. И здесь  родителей можно понять. Ведь не всегда в выходной день удается найти  время для прогулки или посещения  кинотеатра.

Еще один фактор, позволяющий активировать участие  родителей в жизни школы –  это рост числа домохозяек, занимающихся только воспитанием детей. Те мамы, которые выбрали воспитание ребенка  в качестве своей основной социальной деятельности, как правило очень  внимательно относятся к успехам  своих детей. Ждут от педагога советов  и рекомендаций. Принимают участие  в жизни класса и школы. Таким  родителям особенно необходимо внимание со стороны педагогов, так как  они могут быть своеобразным активным ядром любых родительских объединений.

Проведя диагностирование в классе. Мы пришли к выводу, что взаимопонимание  родителей с детьми находится  на уровне, который мог быть и  выше.

Так как образовательный уровень  современных родителей достаточно высок, современные родители охотно учатся и переучиваются. Многие из них  осваивают новые профессии и  постоянно повышают свою квалификацию. Пример таких активных родителей  может послужить толчком к  развитию инициативы у более пассивных.

Естественно, что привлечение родителей  к сотрудничеству должно быть адресным и посильным для семьи.

Так как  временные рамки и возможности  наши были ограничены мы взяли за основу совместную деятельность – это внеклассная  работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методика  работы учителя начальных классов  с родителями (формирующий эксперимент).

 

Работа  проводилась в 3 классе,  мы проводили  ВВМ стараясь привлечь родителей  к участию в них.

 

 

  1. Мероприятие «Русские посиделки» была избрана временная инициативная группа, уже из 5 мам.

Дети  с радостью участвовали в конкурсах, мамы и бабушки очень переживали, но были опять не все 10 человек.

Чай пили все, с пирогами и печеньем.

Дети  пекли с бабушками и мамами пироги. Потихоньку, понемногу родители переставали стесняться и даже общались друг с другом.

 

 

  1. На родительском собраниях, мы старались обогреть каждого родителя, помня золотые правила, проведения собраний:
  2. Собрание должно быть целенаправленным;
  3. Должно отвечать вопросам и интересам родителей;
  4. Должно иметь четко обозначенный практический характер (реально выполнимую программу действий родителей);
  5. Должно проводиться в форме диалога, а не монолога;
  6. На собрании не стоит предавать гласности неудачи детей в учении, просчеты родителей в воспитании;
  7. Соблюдать такт, уважительно относиться к родителям;

 

 

  1. Беречь их и свое время. Из этого вытекает Семь обязательных правил:

 

Уважайте  Пологайте  Объясняйте

Доверяйте  Учитесь  Спрашивайте

Благодарите

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ  и результаты исследования. (Контрольный  эксперимент).

 

Чтобы убедиться  в эффективности используемого  формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент. 

 

Было  предложено 11 вопросов.

1 вопрос  – все 12 ответили, что не считают свои знания достаточными               для воспитания детей.

2 вопрос  – в основном главный источник  информации, это беседы с   учителем, друзья.

3 вопрос  – взаимное непонимание  - 50%

4 вопрос  – всем очень хотелось быть  другом своего ребенка.

5 вопрос  – на этот вопрос 10 человек  затруднились ответить, 6 – сомневаются.

6 вопрос  – о своих проблемах они  говорят с учителем.

7 вопрос  – главная помощь – это  помощь учителя.

8 вопрос  – и семья и школа оказывают  влияние на ребенка.

9 вопрос  – помощь специальными занятиями.

10 вопрос  – здесь опять многие затруднились  ответить.

11 вопрос  – все 100% (16 человек) ответили  правильно.

 

Анализируя  ответы родителей, можно сказать, что  мы избрали верное направление сотрудничества и помощь родителям в совместной деятельности.

Из 11 вопросов, в 6 – прозвучало, что помощь учителя  для них важна и нужно. Это  уже положительный момент.

И в заключении хочется сказать, что воспитание - это такой процесс

взаимодействия  родителей и детей, который непременно должен доставлять

удовольствие  и той и другой стране. А семейное воспитание - это педагогика будней, педагогика каждого дня, которое  повседневной жизни совершает великое  таинство - формирование личности человека.

 

 

 

                              Анкета для родителей.

 

                                               Уважаемые родители!

 

Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже. Мы очень надеемся, что на основании  ваших ответов мы могли бы оказать  вам педагогическую поддержку в  воспитании ваших детей. Для заполнения анкеты, пожалуйста, обведите нужный номер  ответа или допишите свой.

 

  1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

1. Да       2. Нет       3 Не вполне

 

2.  Из каких  источников вы получаете информацию  о воспитании:

— СМИ (радио, ТВ, газеты, журналы);

— специальные  книги о педагогике;

— беседы с  друзьями и знакомыми;

— беседы с  учителями;

 

3.  Назовите  самую важную, на ваш взгляд, проблему  в воспитании:

— взаимное непонимание детей и взрослых;

— успеваемость детей;

— непослушание;

— бездуховность;

— лень;

— половое  воспитание;

 

  1. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

 

  1. Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему?

 

  1. С кем вы говорили о вашей проблеме?

      1 – ______________

      2 – ни  с кем.

 

7. В чьей  помощи вы нуждаетесь наиболее  остро?  

— психолога,

— педагога,  

— врача,

 

8. Как вы  считаете, кто оказывает большее  влияние на ребенка — семья  или школа?

— безусловно, семья;

— в большей  мере семья;

— в равной степени и семья, и школа;

— школа, так  как там ребенок проводит много  времени;

  • школа и улица.

 

9.  В какой  форме школа могла бы помочь  вам в решении ваших проблем?

Информация о работе Семья как жизнедеятельная система