Одна
из основных задач любого общества
– воспроизводство новых поколений
его членов. При этом важно, чтобы
дети были физически и психически
здоровыми и в последствии
имели способности к обучению
социализации. Важным условием существования
общества является регулирования рождаемости,
избежания демографических взрывов
и спадов. Семья – основной институт,
ответственный за воспроизводство
новых членов общества. Другие пути
неэффективны и, как правило, социально
не одобряются.
- Функция социализации.
Семья –
это самый мощный механизм социализации
личности, накопления ребёнком социального
опыта. Неформальное общение, атмосфера
любви и заботы друг о друге, полезная
повседневная деятельность детей и
взрослых создаёт уникальные возможности
для формирования у ребёнка нравственных
ценностей, отношений, жизненных установок,
социальной зрелости.
- Функция эмоционального удовлетворения.
Получение
психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональной стабилизации,
психологической терапии оказывает
позитивное влияние на человека не
только в детстве, но и на протяжении
всей его жизнедеятельности. Благодаря
своей структуре и качествам,
семья служит самым важным источником
эмоционального удовлетворения. Отношения
родства и супружества предоставляют
людям такую возможность.
- Статусная функция.
Каждый
воспитанный человек в семье
получает в качестве наследия некоторые
статусы, близкие к статусам членов
его семьи. Это прежде всего отношения
к таким важным для личности статусам,
как национальность, место в городской
и сельской культуре и др. В классовых
обществах принадлежность семьи
к определённому социальному
статусу предоставляет ребёнку
возможности и вознаграждения, характерные
для этого слоя и в подавляющем
большинстве случаев определяет
его дальнейшую жизнь.
Конечно,
классовый статус может измениться
благодаря умениям человека и
благоприятным обстоятельствам, но
начало будущего нужно искать в семье
этого человека. Семья должна обязательно
осуществлять ролевую подготовку ребёнка
к статусам, близким к статусам
его родителей и родственников,
прививая ему соответствующие интересы,
ценности, образ жизни.
- Защитная функция.
Во всех
обществах институт семьи осуществляет
в разной степени физическую, экономическую
и психологическую защиту своих
членов. Общеизвестно, что, задевая
интересы и безопасность любой личности,
мы задеваем и его семью, члены
которой защищают своего близкого.
- Экономическая функция.
Ведение
членами семьи общего хозяйства,
общего бизнеса способствуют
формированию крепких экономических
связей между ними. Семья представляет
собой самую крепкую экономическую
ячейку общества, где обязательны
помощь и поддержка. Общество
постоянно меняется, вместе с
ним меняется и семья. Семья
– это живая, постоянно меняющаяся
система. Она меняется не только
под воздействием социально –
экономических условий, но и
в силу внутренних процессов
развития. На семью влияют также
такие явления, как миграция, урбанизация,
индустриализация и др. Возникают
проблемы, которых не было раньше.
Каковы же проблемы, с которыми
сталкивается семья в результате
социальных и экономических изменений?
Как указывал А.Ф.Безлепкин, директор
Департамента семьи, женщин и
детей Министерства Социальной
защиты населения РФ, это:
- Увеличение малообеспеченных слоёв населения;
- Увеличение социальной и географической мобильности;
- Миграции, в том числе и за пределы государства;
- Ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);
- Фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;
- Рост количества неполных семей;
- Повышение коэффициента иждивенчества;
- Население в семье, социальное сиротство.
За всем этим – совместная
ответственность государственных
органов, семьи, промышленников
и предпринимателей. Очевидно, что
замедленное, непоследовательное
построение государственности России,
серьёзные ошибки в формировании
социально – экономической жизни
нанесли ущерб таким социальным
ценностям, как разветвлённая
бесплатная система дошкольного
и внешкольного воспитания, оздоровительного
отдыха детей.
Таким образом, серьёзные социально-экономические
и духовно-нравственные трудности
нашей жизни являются существенными
факторами, которые дестабилизируют
традиционные семейные отношения,
усиливают их неустойчивость.
Отсутствует и должная подготовка
подрастающих поколений к семейной
жизни, которая бы способствовала
достижению доверия в брачных
отношениях. Наше общество, как никогда
ранее, заинтересовано в прочной
семье, здоровой физически, духовно
и нравственно, в устранении
многих перекосов, допущенных
в отношении семьи в прошлом.
Поэтому сегодня особенно важна
работа всех государственных
и негосударственных структур, общественных
организаций по укреплению семьи
и оказанию всемирной помощи
в улучшении материальных, жилищных
и бытовых условий с целью
обеспечения должного уровня
жизни семьи и более полной
реализации её воспитательных
функций.
Воспитание ребёнка состоит из
многочисленных форм взаимодействия
и рождается в совместной жизни
в семье. Прежде всего, успех
воспитания ребёнка будет зависеть
от той внутренней атмосферы,
которая складывается в семье.
В семье ребёнок получает первый
жизненный опыт, делает первые
наблюдения и учится как себя
вести в различных ситуациях.
Очень важно, чтобы то, чему
родители учат ребёнка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы
он видел, что у взрослых
теория не расходится с практикой.
Главное в воспитании маленького
человека – достижение душевного
единения, нравственной связи родителей
с ребёнком. Родителям ни в
коем случае не стоит пускать
процесс воспитания на самотёк.
Между родителями не должно
возникать конфликтных ситуаций.
Когда один родитель принимает
решение, он обязательно должен
помнить о позиции второго.
Родители должны сделать так,
чтобы ребёнок не видел противоречий
в их позициях, т.е. обсуждать
эти вопросы лучше без него.
Родители, принимая решение, должны
на первое место ставить не
собственные взгляды, а то, что
будет более полезным для ребёнка.
Будущие родители задумываются
о том, как лучше сформулировать
для самих себя цели работы
по воспитанию своего ребёнка.
Цель и мотив воспитания ребёнка
– это счастливая, полноценная,
творческая, полезная людям жизнь
этого ребёнка. На созидание
такой жизни и должно быть
направлено семейное воспитание.
Связь воспитания с другими
видами деятельности, подчинение
воспитания тем или иным мотивам,
а так же место воспитания
в целостной личности человека
– всё это и придаёт воспитанию
каждого родителя особый, неповторимый,
индивидуальный характер.
В педагогической деятельности
абсолютной нормы не существует.
В родительском труде, как во
всяком другом, возможны и ошибки,
и сомнения, и временные неудачи,
поражения. Отношения с ребёнком,
так же как и с каждым
человеком, глубоко индивидуальны
и неповторимы.
Например, если родители во всём
совершенны, знают правильный ответ
на любой вопрос, то в этом
случае они вряд ли смогут
осуществить самую главную родительскую
задачу – воспитать в ребёнке
потребность к самостоятельному
поиску, к познанию нового.
В каждой семье объективно
складывается определённая система
воспитания. Под системой воспитания
понимаются цели воспитания, формулировка
его задач, более или менее
целенаправленное применение методов
и приёмов воспитания, учёт того,
что можно и чего нельзя
допустить в отношении ребёнка.
Могут быть выделены 4 тактики
воспитания в семье и отвечающие
им 4 типа семейных взаимоотношений,
являющиеся и предпосылкой и
результатом их возникновения:
диктат, опека, «невмешательство»
и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом
подавлении одними членами семейства
инициативы и чувства собственного достоинства
у других его членов.
Опека в семье – это система отношений,
при которой родители, обеспечивая своим
трудом, удовлетворение всех потребностей
ребёнка, ограждают его от каких – либо
забот, усилий и трудностей, принимая их
на себя.
Система межличностных отношений
в семье, строящаяся на признании
возможности и даже целесообразности
независимого существования взрослых
от детей, может порождаться
тактикой «невмешательства».
Сотрудничество как тип взаимоотношений
в семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в семье общими
целями и задачами совместной деятельности,
её организацией и высокими нравственными
ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается
эгоистический индивидуализм ребёнка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений
является сотрудничество, обретает особое
качество, становится группой высокого
уровня развития – коллективом.
Родители составляют первую общественную
среду ребёнка. Личности родителей
играют существеннейшую роль
в жизни каждого человека. Специфика
чувств, возникающих между детьми
и родителями, определяется главным
образом тем, что забота родителей
необходима для поддержания самой
жизни ребёнка. Любовь каждого
ребёнка к своим родителям
беспредельна, безусловна, безгранична.
Причём, если в первые годы
жизни любовь к родителям обеспечивает
собственную жизнь и безопасность,
то по мере взросления родительская
любовь всё больше выполняет
функцию поддержания и безопасности
внутреннего, эмоционального и
психологического мира человека.
Родительская любовь – источник
и гарантия благополучия человека,
поддержания телесного и душевного
здоровья.
Именно поэтому первой и основной
задачей родителей является создание
у ребёнка уверенности в том,
что его любят и заботятся
о нём. Самая естественная и
самая необходимая из всех
обязанностей родителей – это
относиться к ребёнку в любом
возрасте любовно и внимательно.
И, тем не менее, подчёркивание
необходимости создания у ребёнка
уверенности в родительской любви
диктуется рядом обстоятельств.
Психологами доказано, что за
трагедией подросткового алкоголизма
и подростковой наркомании часто
стоят родители, не любящие своих
детей. Главное требование к
семейному воспитанию – это
требование любви. Только при
уверенности ребёнка в родительской
любви и возможно правильное
формирование психического мира
человека, только на основе любви
можно воспитать нравственное
поведение, только любовь способна
научить любви.
Многие родители считают, что
ни в коем случае нельзя
показывать детям любовь к
ним, полагая что, когда ребёнок
хорошо знает, что его любят,
это приводит к избалованности,
эгоизму, себялюбию. Наоборот
– эти неблагоприятные личностные
черты как раз возникают при
недостатке любви, когда создаётся
некий эмоциональный дефицит,
когда ребёнок лишён прочного
фундамента неизменной родительской
привязанности.
Глубокий постоянный психологический
контакт с ребёнком – это
универсальное требование к воспитанию,
которое в одинаковой степени
может быть рекомендовано всем
родителям, контакт необходим
в воспитании каждого ребёнка
в любом возрасте. Именно ощущение
и переживание контакта с родителями
дают детям возможность почувствовать
и осознать родительскую любовь, привязанность
и заботу. Основа для сохранения контакта
– искренняя заинтересованность во всём,
что происходит в жизни ребёнка.
Когда говорится о взаимопонимании,
эмоциональном контакте между
детьми и родителями, имеется
ввиду некий диалог, взаимодействие
ребёнка и взрослого друг с
другом. Главное в установлении
диалога – это совместное устремление
к общим целям, совместное видение
ситуаций, общность в направлении
совместных действий. Первостепенное
значение имеет сам факт совместной
направленности к разрешению
проблем. Ребёнок всегда должен
понимать, какими целями руководствуется
родитель в общении с ним.
Ребёнок, даже в самом малом
возрасте, должен становиться не
объектом воспитательных воздействий,
а союзником в общей семейной
жизни, в известном смысле её
создателем и творцом. Когда
ребёнок участвует в общей
жизни семьи, разделяя все её
цели и планы, наступает подлинный
диалог. Ещё важно соблюсти равенство
позиций – то есть признание
активной роли ребёнка в процессе
его воспитания. Человек – всегда
активный субъект самовоспитания.
Равенство позиций в диалоге
состоит в необходимости для
родителей постоянно учиться
видеть мир в самых разных
его формах глазами своих детей.