Семья как жизнедеятельная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;

Содержание

Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5

1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.

1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).

2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_chistovik.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

Одна  из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений  его членов. При этом важно, чтобы  дети были физически и психически здоровыми и в последствии  имели способности к обучению социализации. Важным условием существования  общества является регулирования рождаемости, избежания демографических взрывов  и спадов. Семья – основной институт, ответственный за воспроизводство  новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально  не  одобряются.

  1. Функция социализации.

Семья –  это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребёнком социального  опыта. Неформальное общение, атмосфера  любви и заботы друг о друге, полезная повседневная деятельность детей и  взрослых создаёт уникальные возможности  для формирования у ребёнка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости.

  1. Функция эмоционального удовлетворения.

Получение психологической защиты, эмоциональной  поддержки, эмоциональной стабилизации, психологической терапии оказывает  позитивное влияние на человека не только в детстве, но и на протяжении всей его жизнедеятельности. Благодаря  своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения  родства и супружества предоставляют  людям такую возможность.

  1. Статусная функция.

Каждый  воспитанный человек в семье  получает в качестве наследия некоторые  статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего отношения  к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской  и сельской культуре и др. В классовых  обществах принадлежность семьи  к определённому социальному  статусу предоставляет ребёнку  возможности и вознаграждения, характерные  для этого слоя и в подавляющем  большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь.

Конечно, классовый статус может измениться благодаря умениям человека и  благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье  этого человека. Семья должна обязательно  осуществлять ролевую подготовку ребёнка  к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

  1. Защитная функция.

Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую  и психологическую защиту своих  членов. Общеизвестно, что, задевая  интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены  которой защищают своего близкого.

  1. Экономическая функция.

 Ведение  членами семьи общего хозяйства,  общего бизнеса способствуют  формированию крепких экономических  связей между ними. Семья представляет  собой самую крепкую экономическую  ячейку общества, где обязательны  помощь и поддержка. Общество  постоянно меняется, вместе с  ним меняется и семья. Семья  – это живая, постоянно меняющаяся  система. Она меняется не только  под воздействием социально –  экономических условий, но и  в силу внутренних процессов  развития. На семью влияют также  такие явления, как миграция, урбанизация,  индустриализация и др. Возникают  проблемы, которых не было раньше.

            Каковы же проблемы, с которыми  сталкивается семья в результате  социальных и экономических изменений?  Как указывал А.Ф.Безлепкин, директор  Департамента семьи,  женщин и  детей Министерства Социальной  защиты населения РФ, это:

  • Увеличение малообеспеченных слоёв населения;
  • Увеличение социальной и географической мобильности;
  • Миграции, в том числе и за пределы государства;
  • Ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);
  • Фундаментальные изменения традиционных ролей  членов семьи, особенно женщин;
  • Рост количества неполных семей;
  • Повышение коэффициента иждивенчества;
  • Население в семье, социальное сиротство.

              За всем этим – совместная  ответственность государственных  органов, семьи, промышленников  и предпринимателей. Очевидно, что  замедленное, непоследовательное  построение государственности России, серьёзные ошибки в формировании  социально – экономической жизни  нанесли ущерб таким социальным  ценностям, как разветвлённая  бесплатная система дошкольного  и внешкольного воспитания, оздоровительного  отдыха детей.

              Таким образом, серьёзные социально-экономические  и духовно-нравственные трудности  нашей жизни являются существенными  факторами, которые дестабилизируют  традиционные семейные отношения,  усиливают их неустойчивость.

              Отсутствует и должная подготовка  подрастающих поколений к семейной  жизни, которая бы способствовала  достижению доверия в брачных  отношениях. Наше общество, как никогда  ранее, заинтересовано в прочной  семье, здоровой физически, духовно  и нравственно, в устранении  многих перекосов, допущенных  в отношении семьи в прошлом.

              Поэтому сегодня особенно важна  работа всех государственных  и негосударственных структур, общественных  организаций по укреплению семьи  и оказанию всемирной помощи  в улучшении материальных, жилищных  и бытовых условий с целью  обеспечения должного уровня  жизни семьи и более полной  реализации её воспитательных  функций.

 

               Воспитание ребёнка состоит из  многочисленных форм взаимодействия  и рождается в совместной жизни  в семье. Прежде всего, успех  воспитания ребёнка будет зависеть  от той внутренней атмосферы,  которая складывается в семье.

                В семье ребёнок получает первый  жизненный опыт, делает первые  наблюдения и учится как себя  вести в различных ситуациях.    Очень важно, чтобы то, чему  родители учат ребёнка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы  он видел, что у взрослых  теория не расходится с практикой.  Главное в воспитании маленького  человека – достижение душевного  единения, нравственной связи родителей  с ребёнком. Родителям ни в  коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотёк.

                Между родителями не должно  возникать конфликтных ситуаций. Когда один родитель принимает  решение, он обязательно должен  помнить о позиции второго.  Родители должны сделать так,  чтобы ребёнок не видел противоречий  в их позициях, т.е. обсуждать  эти вопросы лучше без него. Родители, принимая решение, должны  на первое место ставить не  собственные взгляды, а то, что  будет более полезным для ребёнка.

                Будущие родители задумываются  о том, как лучше сформулировать  для самих себя цели работы  по воспитанию своего ребёнка.  Цель и мотив воспитания ребёнка  – это счастливая, полноценная,  творческая, полезная людям жизнь  этого ребёнка. На созидание  такой жизни и должно быть  направлено семейное воспитание.

                Связь воспитания с другими  видами деятельности, подчинение  воспитания тем или иным мотивам,  а так же место воспитания  в целостной личности человека  – всё это и придаёт воспитанию  каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

                В педагогической деятельности  абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во  всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи,  поражения. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым  человеком, глубоко индивидуальны  и неповторимы.

                 Например, если родители во всём  совершенны, знают правильный ответ  на любой вопрос, то в этом  случае они вряд ли смогут  осуществить самую главную родительскую  задачу – воспитать в ребёнке  потребность к самостоятельному  поиску, к познанию нового.

               В каждой семье объективно  складывается определённая система  воспитания. Под системой воспитания  понимаются цели воспитания, формулировка  его задач, более или менее  целенаправленное применение методов  и приёмов воспитания, учёт того, что можно и чего нельзя  допустить в отношении ребёнка.  Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие  им 4 типа семейных взаимоотношений,  являющиеся и предпосылкой и  результатом их возникновения:  диктат, опека, «невмешательство»  и сотрудничество.

               Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

               Опека в семье – это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких – либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

               Система межличностных отношений  в семье, строящаяся на признании  возможности и даже целесообразности  независимого существования взрослых  от детей, может порождаться  тактикой «невмешательства».

               Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

               Родители составляют первую общественную  среду ребёнка. Личности родителей  играют существеннейшую роль  в жизни каждого человека. Специфика  чувств, возникающих между детьми  и родителями, определяется главным  образом тем,  что забота родителей  необходима для поддержания самой  жизни ребёнка. Любовь каждого  ребёнка к своим родителям  беспредельна, безусловна, безгранична.  Причём, если в первые годы  жизни любовь к родителям обеспечивает  собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская  любовь всё больше выполняет  функцию поддержания и безопасности  внутреннего, эмоционального и  психологического мира человека. Родительская любовь – источник  и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья.

                Именно поэтому первой и основной  задачей родителей является создание  у ребёнка уверенности в том,  что его любят и заботятся  о нём. Самая естественная и  самая необходимая из всех  обязанностей родителей – это  относиться к ребёнку в любом  возрасте любовно и внимательно.  И, тем не менее, подчёркивание  необходимости создания у ребёнка  уверенности в родительской любви  диктуется рядом   обстоятельств.  Психологами доказано, что за  трагедией подросткового алкоголизма  и подростковой наркомании часто  стоят родители, не любящие своих  детей. Главное требование к  семейному воспитанию – это  требование любви. Только при  уверенности ребёнка в родительской  любви и возможно правильное  формирование психического мира  человека, только на основе любви  можно воспитать нравственное   поведение, только любовь способна  научить любви.

               Многие родители считают, что  ни в коем случае нельзя  показывать детям любовь к  ним, полагая что, когда ребёнок  хорошо знает, что его любят,  это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот  – эти неблагоприятные личностные  черты как раз возникают при  недостатке любви, когда создаётся  некий эмоциональный дефицит,  когда ребёнок лишён прочного  фундамента неизменной родительской  привязанности.

               Глубокий постоянный психологический  контакт с ребёнком – это  универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени  может быть рекомендовано всем  родителям, контакт необходим  в воспитании каждого ребёнка  в любом возрасте. Именно ощущение  и переживание контакта с родителями  дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для  сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка.

               Когда говорится о взаимопонимании,  эмоциональном контакте между  детьми и родителями, имеется  ввиду некий диалог, взаимодействие  ребёнка и взрослого друг с  другом. Главное в установлении  диалога – это совместное устремление  к общим целям, совместное видение  ситуаций, общность в направлении  совместных действий. Первостепенное  значение имеет сам факт совместной  направленности к разрешению  проблем. Ребёнок всегда должен  понимать, какими целями руководствуется  родитель в общении с ним.  Ребёнок, даже в самом малом  возрасте, должен становиться не  объектом воспитательных воздействий,  а союзником в общей семейной  жизни, в известном смысле её  создателем и творцом. Когда  ребёнок участвует в общей  жизни семьи, разделяя все её  цели и планы, наступает подлинный  диалог. Ещё важно соблюсти равенство  позиций – то есть признание  активной роли ребёнка в процессе  его воспитания. Человек – всегда  активный субъект самовоспитания. Равенство позиций в диалоге  состоит в необходимости для  родителей постоянно учиться  видеть мир в самых разных  его формах глазами своих детей. 

Информация о работе Семья как жизнедеятельная система