Семья как жизнедеятельная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;

Содержание

Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5

1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.

1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).

2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_chistovik.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

Причины противоречий между учителем и родителями учащихся, способные помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто  могут быть смягчены.

Выделение в  семейной педагогике аспекта отношений  «родители учащихся – учитель» исходит  из того, что семья является, бесспорно, важнейшим источником формирования нравственных позиций ребёнка, закрепления  его нравственно-психологических  установок. В семье у ребёнка  формируются начальные представления  о цели и смысле жизни, ценностные ориентации, нравственные и социальные потребности и т.д. Поэтому учитель  должен знать, какие нравственные представления  сформированы у ребёнка, в каких  условиях происходило это формирование.

Характер  взаимоотношений родителей и  учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Педагогу важно  наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог  должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей  в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика - частью его школьной микросреды (как участники  общего педагогического процесса).

Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с  чувством большой ответственности  к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством  и педагогическим тактом.

 

Классные родительские собрания; Авторитет школы и учителя во многом определяет умелой организацией и поведением классных родительских собраний.

Учитель начальных классов – первый учитель  для родителей, у которых дети стали школьниками. От него зависит, как он сумеет "расположить" родителей к школе, будут ли они его помощниками, будут ли регулярно посещать родительские собрания, правильно реагировать на замечания по поводу учебы и воспитания детей.

Родительские  собрания - это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

В практике нашей работы сложились следующие  виды родительских собраний: собрания, подготовленные родительским комитетом  с целью рекомендаций опыта воспитания детей в семьях; собрания-консультации, собрания, на которых учитель отвечает на вопросы родителей.

Наиболее  эффективными являются комбинированные  родительские собрания. На них ведется  педагогическое просвещение родителей, проводятся итоги учебно-воспитательной работы за истекшее время, намечаются новые цели и задачи на последующий  период.

Важным  этапом в проведении родительских собраний является под- готовка к ним.

К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета, а  также актив родителей класса.

При подготовке собрания учитель определяет круг вопросов, которые возникают в процессе учебно-воспитательной работы. На заседании  комитета подробно обсуждается повестка дня предстоящего собрания, объем  работы, распределяются конкретные задания  между родителями.

Таким образом, повседневная работа родителей слагается  из выполнения как запланированных  заданий, так и выполнения текущих  задач, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе.

Любое участие  родителей в работе класса получает оценку на классном собрании.

К родительским собраниям готовиться выставка работ  учащихся, отражающая их классную или  внеклассную деятельность. Так, к  одному собранию готовится выставка лучших тетрадей по математике, к другому - по русскому языку, к третьему- выставка лучших творческих работ, на четвертом  демонстрируются работы по труду, на пятом работы по изобразительному искусству  и т.д.

Больший успехом пользуются выставки ученических  стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни коллектива класса, его успехах и неудачах.

Как приглашать родителей на собрание? 0фициально, записью в дневнике, или с помощью  красочного пригласительного билета?

На итоговые собрания, на отчеты детей приглашения  оформляются более ярко. Эти собрания – праздник, в их подготовке участвуют  и учителя, и родители, и учащиеся.

Текущие вопросы обсуждаются в более  деловой обстановке;  сообщение  о таком собрании делается в дневнике.

Таким образом, сама форма приглашения ориентирует  родителей, определяет заранее их настрой  и помогает осознать особенность  каждого предстоящего собрания.

Очень важно  создать родителям условия для  работы на собрании.

Практика  показывает, что большое значение имеет даже то, где они сидят. Поэтому  каждому родителю предлагается занять место его ребенка. В этом случае родители лучше представляют себя, как протекает процесс обучения, как видит и слышит их ребенок, не мешают ли ему посторонние предметы, они могут познакомиться с  родителями соседа по парте, увидеть  в каком состоянии находится  рабочее место их ребенка.

На каждом собрании проводятся итоги работы за истекший период и намечаются задачи на новый. Эти задачи обязательно  выносятся на обсуждение всех родителей.

Задача  учителя состоит в том, чтобы  поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда  родители на фоне общих дел видят  деятельность своих детей.

Но рассказать о каждом ученике трудно, обычно на собрании отмечаются дети, особенно отличившиеся. Метод поощрения стимулирует детей через родителей, но, конечно, только в том случае, если у учителя не выработалась привычка хвалить одних и тех же детей.

Совершенно  недопустимо "отчитывать" родителя за промахи его ребенка или  зачитывать оценки того или иного  слабого ученика. Такое поведение  учителя неизбежно приводит к  тому, что родители слабо успевающего  ученика перестают посещать собрания. Тем не менее необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах, и особенно недостатках своего ребенка, родители получают от учителя здесь же, на собрании, в письменном виде.

На парту  перед каждым родителем кладутся тетради детей и лист бумаги, свернутый  вдвое, на внутренней стороне каждого  сделаны записи только для этого  родителя.

Например:

"Саша  стал заниматься лучше. Однако  прошу усилить внимание к занятиям  математикой. Прошу прийти на  консультацию в ближайшую субботу  в 13.00 час."

"Катя  стала рассеянной, невнимательной. Почему бы это? Прошу Вас  остаться после собрания для  беседы."

Родительское  собрание ведет председатель родительского  комитета. Содержание первой части  собрания определяется в соответствии с годовым планом педагогического  просвещения и в связи с  вопросами семейного воспитания, возникшими в процессе текущей работы.

Лекции, беседы, проводимые на классных родительских собраниях, обычно не занимают много  времени, не утомляют родителей. Интерес  к лекциям повышается, когда изложение  теоретических вопросов сопровождается анализом примеров из жизни коллектива класса. Конечно, учитель или другой лектор учитывает психологию слушателей. Если при анализе положительных  примеров называются фамилия, имя, отчество родителей, то об отрицательных случаях из жизни детей класса или их родителей говорится только безымянно. Очень популярно на наших родительских собраниях решение педагогических задач. Они предусматривают проведение свободной дискуссии по тому или иному вопросу воспитания. В основе каждой педагогической задачи лежит случай, взятый из жизни класса.

Так, на одном из собраний перед родителями была поставлена следующая задача: "Утром, проверив содержание  портфеля, мать обнаружила, что сын не выполнил задание. Со словами: "А ты опять  не сделал уроки, а мне за тебя краснеть!", - она ушла на работу, хлопнув дверью. Правильно ли поступила мать, оставив  сына дома?" (Учитель не сообщает, в какой семье произошел этот педагогический просчет, не оценивает  его сам, а предоставляет родителям  возможность обсудить его и в  процессе дискуссии дать оценку поступку матери).

Родители  эту и многие другие ситуации обсуждают  очень активно, приводят примеры  из своего жизненного опыта, показывают, к чему могут привести иногда такие "мелочи", "пустяки".

Вторая  часть собрания это обычно сообщение  учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе. Мы стараемся более  разнообразно проводить эту часть  собрания,  намечаем выступление  детей.

He все родители имеют возможность побывать на внеклассных мероприятиях, классных часах, праздниках, утренниках. Поэтому надо, хотя бы изредка, записывать выступления детей на магнитофон и давать родителям возможность прослушать их на собрании.

В конце  собрания проводятся итоги о работе, проделанной родителями в течении месяца (как правило отмечаются отличившиеся родители); намечается план работы на новый месяц и распределяются поручения (определяется, кто из родителей расскажет детям о своей профессии или организует экскурсию к себе на производство, кто подготовит лекцию для родителей к следующему собранию и т.д.).

Все родительские собрания, так же, как и заседания  родительского комитета, протоколируются; документация хранится у учителя.

Конференции и диспуты; Большое внимание учителя уделяют педагогическому просвещению родителей. Занятия для родителей класса строятся так, что родители как бы переходят со своими детьми из класса в класс, приобретая все новые и новые знания, необходимые для воспитания детей. Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с возрастными особенностями детей и в связи с учебно-воспитательными задачами каждого года обучения.  Учитываются, конечно, и конкретные проблемы, возникающие в совместной деятельности учителя и родителей.

Педагогическое  просвещение должно не только давать знания, но и вооружать родителей  практическими умениями и навыками в области воспитания,  будить их самостоятельную педагогическую мысль. Поэтому лекции, беседы строятся на конкретном материале, используется литература, периодическая печать, фильмы, диапозитивы. Очень интересны  и доходчивы рассказы родителей о собственном опыте  семейного воспитания, дискуссии, в ходе которых коллективно решаются педагогические задачи, вечера вопросов и ответов и т.д. Одной из форм педагогической просвещения родителей являются научно-практические конференции, на которых пропагандируются теории воспитания и опыт воспитательной работы семей.

Организаторами  конференции выступают родительский комитет и актив родителей.

Конференции требуют длительной подготовки. Поэтому  не рекомендуется проводить их часто. Как показывает практика, проведение конференции желательно, не чаще одного раза в год. Проводятся конференции в середине, в конце учебного года; это позволяет всем родителям ознакомиться с литературой по теме.

Ход подготовки к конференции обсуждается на родительском комитете. Продумывается  план конференции, выявляются семьи, чей  опыт воспитания достоин распространения. Родителям рекомендуется литература по теме. Причем некоторым из них литература подбирается специально (ведь бывают родители, которые сами не пойдут в библиотеку)

В качестве примера рассмотрим проведенную  в связи с юбилеем     А.С. Макаренко конференцию по "Книге  для родителей". Для обсуждения на конференции родительским комитетом  были разработаны следующие вопросы:

1. Значение  режима дня в семейном воспитании.

2. Воспитание  трудовых навыков.

3.  Воспитание  единственного ребенка.

4. Большая  семья.

5. Требовательная  любовь к детям.

6. Роль личного  примера в воспитании детей.

К конференции  были подготовлены выставка ученических  работ, вы ставка книг по вопросам воспитания, плакат на основе А.С. Макаренко: "В  вашей семье и под вашим  руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий  борец."

Родители  очень активно обсуждали доклад. Их выступления были деловыми и искренними. Это говорило о том, что в классе создался дружный родительский коллектив. Отец Маши К., например, сказал: "Когда я начал знакомиться с материалом по теме, то подумал, что все это, конечно, интересно, но вряд ли принесет нам какую-нибудь реальную пользу. Сейчас я уже не думаю так. Я сожалею, что к этой беседе мне не пришлось готовиться лет семь тому назад, когда моя дочь была малышом и ни о каких серьезных конфликтах с ней мы с женой еще не думали. Если б тогда я знал то, что знаю теперь, то, надеюсь, я смог бы избежать многих грубых ошибок во взаимоотношениях со своим ребенком. Ведь если отец или мать даже и обладают неким человеческим и нравственным комплексом, позволяющим хорошо влиять на развитие ребенка, то здесь требуется еще приложить немалый, и, главное, квалифицированный труд, чтобы хорошо понять своих детей, глубоко их знать и поддерживать с ними контакты в сфере их детских интересов: и сделать это не так просто."

Макаренко пишет, что авторитет может быть организован в каждой семье и  что это не трудное дело, если делать его своевременно, т.е. до пяти лет, когда характер  ещё по существу не сформирован.

Создан  родительский авторитет в школьные годы, если он не сложился ранее –  трудно, но заниматься этим все равно  необходимо. Без авторитета – без  несомненного в глазах ребенка достоинства  старшего невозможно воспитывать ребенка, формировать из него хорошего человека. И вот мы, родители, боремся за утверждение нашего авторитета, но как?

Информация о работе Семья как жизнедеятельная система