Семья как жизнедеятельная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;

Содержание

Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5

1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.

1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).

2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_chistovik.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

Практика  показывает, что беседовать с родителями надо не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет  детей, когда вся обстановка располагает  к беседе. И разговор начинать (если он будет и не совсем приятным) с  положительных моментов. Рассказывая  родителям о ситуации, послужившей  причиной их вызова в школу, попросить  родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель, как  лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о  повторной встрече для того, чтобы  выяснить, как помогают принятые совместно  меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все  время вместе с родителями, следует  снимать отрицательные моменты  в поведении и учебе ребенка.

Одним из необходимых условий правильных взаимоотношений между учителем и родителями является педагогический такт, т.е. умение найти  правильный путь к чувству и сознанию родителей, выбрать наиболее эффективные методы воздействия на личность с учетом ее индивидуальных особенностей. К.Д.Ушинский писал, что в работе воспитателя «должна  царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности  его ребенка его положительные  черты, убедить в необходимости  опираться именно на них. При этом учитель старается не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно, убедительно и  обоснованно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточивание внимания на его недостатках –  этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей, а значит и отдалить выполнение желаемой цели.

Кроме бесед  с родителями в школе, большое  значение имеют беседы с ними на дому. Последние могут проходить  либо в присутствии ребенка, либо без него. Чаще всего учитель приходить  в семью ребенка, чтобы выяснить какие-либо вопросы, возникшие при  первом знакомстве с семьей или при  изучении ребенка в школе. Но иногда посещение связано с потребностью воспитательного воздействия родителей.

В индивидуальной работе с родителями учителю большую  помощь может оказать дневник, в  котором записываются краткое содержание беседы, наблюдения, выводы. Материал этого  дневника используется в повседневной работе с учащимися. Особое значение в индивидуальной беседе учитель  придает развитию детских интересов, так как увлечение ребенка  каким-то делом при правильном руководстве  со стороны учителя и родителей  может являться хорошей основой, на которой формируется интерес  к учению в школе. Внеклассные  и внеурочные занятия способствуют организации свободного времени  ребенка.

Например, Максим С. – мальчик невнимательный, неусидчивый, но он интересуется игрой  в шашки. Заметив это, учитель  приглашает в школу отца. В беседе с отцом намечается ряд мер  по воспитанию внимательности и усидчивости, среди которых главное место  отводится игре в шашки. Теперь игра в шашки носит целенаправленный характер.

В практике школы бывают так, что учителя  не рекомендуют отвлекать слабоуспевающего ученика от учебной работы дополнительными  внеклассными нагрузками (занятия в  спортивных секциях, музыкой и др.). Зачастую это способствует участию  детских интересов, что не только неверно, но и вредно. Школа призвана развивать ребенка.

Таким образом, индивидуальная работа с родителями, оказывает положительное влияние  на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений  с ними.

Оформление  в классе стендов, уголков. Эта форма  помогает сплочению родительского  коллектива и привлечению родителей  в учебно-воспитательный процесс. Оформить выставку рисунков к родительскому  собранию, уголок внеклассного чтения и т.д. Такая работа помогает родителям  узнать о успеваемости своего ребенка  и получить информацию о важнейших  событиях класса и школы.

Педагогическая  практика показывает, что многообразие форм и методов еще не всегда обеспечивает успех работы.

На наш  взгляд для, установления педагогически  целесообразных отношений необходимо единство понимания учителей и родителей, целей и задач воспитания.

Направления, по которым можно работать с родителями, какие цели при этом будут достигнуты, какие формы работы можно использовать наиболее эффективно, мы вели по таблице  Н.Е. Шурковой.

 

 

 

Таблица Н.Е. Шурковой:

 

Направление по Н.Е. Шурковой

Цели

Формы работы

1. Педагогическое просвещение

Вооружить родителей необходимыми психолого-педагогическими  навыками. Познакомить с основами воспитания детей; с актуальными  проблемами семьи

Родительский университет, консультации, конференции. Родительские собрания, открытый урок, вечер вопросов и ответов.

2. Оповещение о ходе развития  учения

Сообщить родителям о результатах  учебной деятельности их ребенка, его  интересах, способностях, поведении, самочувствии и настроении.

Письмо–характеристика записки-извещения, индивидуальная беседа, родительское собрание. Вызов в школу родителей, запись в дневнике, день открытых дверей.

3. Рекомендации по созданию благоприятных  совместных условий

Вооружить родителей знаниями гигиены, режима дня, распределении нагрузок и отдыха, стилю общения в семье. Вести работу против пьянства и наркомании.

Посещение ученика на дому. Родительское собрание. Индивидуальные и групповые  консультации специалистов. Вечера, конференции, круглые столы, экскурсии, диктанты.

4. Приобщение к коллективной классной  деятельности

Привлечение родителей к совместной работе в классе, учебно-воспитательной работе.

Выполнение общественных поручений, оформление стендов в классе, уголков, родительское собрание, совместные праздники, экскурсии.

5. Обсуждение процесса и результатов  воспитания

Нахождение, определение и приведение в жизнь наилучших путей, средств, методов воспитания.

Родительские собрания, практические практикумы, конференция, вечер вопросов и ответов, круглый стол.


 

Выводы по I главе.

 

В I главе теоретические основы семейного воспитания дано понятие семьи как жизнедеятельной системы. Выделены 4 тактики воспитания в семье: диктат, опека, сотрудничество, невмешательство.

Определены  условия семейного воспитания, сочетание  воспитания семейного и общественного. Определены единые педагогические требования к родителям.

    1. Родители воспитывают труженика, доброго человека, активного члена общества, борца за мир и дружбу народов.
    2. Хорошая, здоровая обстановка жизни ребенка в семье, честный труд его родителей, личный моральный пример.
    3. Физическое воспитание детей – первейшая обязанность родителей.
    4. Трудовое воспитание детей.
    5. Коллективизм.

Определены социально-педагогические аспекты развития личности, этапы  возрастного развития личности, возрастные индивидуальные особенности работы. Описаны формы работы учителя  с родителями.

Осуществление всей этой работой, достижения в ней  действительного успеха возможно только при индивидуальном подходе к  каждой матери, каждому отцу, при  наличии такого контакта с родителями, когда каждый из них идет в школу  со своими родительскими радостями  и сомнениями, когда родители класса спрашиваются в единый коллектив.

Таким образом, осуществляется закономерная связь между учителем и учеником и их родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Практическая часть.

2.1 Основные направления взаимодействия  семьи и учащихся начальных  классов (констатирующий эксперимент).

 

Самый распространенный вопрос при обсуждении системы сотрудничества с родителями, можно сформировать таким образом: как создать систему  работы с родителями, как строить  развивающееся взаимодействие?

Не секрет, что часто мероприятия по работе с родителями носят фрагментарный  характер – периодические анкетные опросы, различные акции или праздники, общешкольные собрания или лекции. К сожалению, не всегда такой подход бывает оптимальным.

Мы выделяем 5 основных направлений, представляющих собой логично выстроенную систему, позволяющую дифференцировать родителей  по разным принципам:

  • по степени информированности о разных аспектах жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении, о проблемах образования в целом;
  • по уровню правовой и психо-педагогической копмпетентности;
  • по потребности в консультировании, обучении;
  • по степени активности (для участия в совместной деятельности).

Можно эти  направления обозначить как:

 

Направления работы с родителями:


 

 



 


 


 



 


 

 

Кратко  поясним схему.

Предполагается, что изучению и информированию должны «подвергаться» все родители, а вот  остальные родители, включающиеся в  остальные направления работы, определяются на основе диагностики. Мы провели анкетирование.

Таким образом  определяются наиболее активные родители (явно заинтересованные и располагающие  временем), готовые принимать участие  в жизни класса и школы.

Выявление таких родителей, определение –  какие взаимоотношения складываются у детей с родителями, составили  содержание нашего констатирующего  эксперимента.

Анкетирование проводились в 3 классе. Принимали участие 10 учеников (всего в классе 12 человек) и их родители.

Цель    анкетирования:   

 

-определить    взаимоотношение    детей    с родителями;

-определить   принцип   воспитания   детей   в семье;

-разработать     рекомендации      в      помощь родителям для успешного   воспитания детей. 

Анкетирование проходило в двух видах:  1. для  детей

2. для  родителей.

 

1. Детям даны  были 10 вопросов и вариантов ответов.  Исходя из просмотренных ответов,  можно отметить следующее:

- отношение  к успеваемости очень различно: одни сильно хвалят свое чадо, а другие «наоборот» ругают  и наказывают. По словам детей,  «Золотую середину» мало кто  смог найти.

- на вопрос  о прогулках вне учебное время  все ответили однозначно «иногда». Это говорит о том, что детям  уделяется не достаточное количество  внимания.

- что  касается вопроса о спорте, ответы  были отрицательные. Можно сказать,  что родители не интересуются (если интересуются то единицы)  спортивной жизнью детей.

- на вопросы  6 и 10 дети отвечали по - разному.  Кто - то с родителями постоянно  выполняет домашнее задание, а  кто-то самостоятельно.

 

2. Анкеты  для родителей состояла из 13 вопросов  и тоже с вариантами ответов.  Проанализировав ответы родителей,  можно отметить,

что:

- не  каждый  может легко  и   открыто   поговорить  со  своим

ребенком.

- не каждый  может признаться в своей неправоте  ребенку, а также обладать собой  и сохранять самообладание.

- но в  тоже время практически все  могут представить себя доброй  феей и рассказать забавную  историю из своего детства.

- все  родители могут пообещать ребенку  выполнить его желание за хорошее  поведение, но не все могут  устоять перед капризами и  слезами своего чадо.

Проанализировав все результаты, анкетирование можно  сказать, что большинство родителей  руководствуются двумя принципами:

  1. принцип  взаимосвязи уважения и требовательности  к личности воспитанника. 2. принцип  целенаправленности воспитания, который  можно раскрыть через систему  методических правил:

- воспитывая, старайся предвидеть конечный  результат; 

- помни,  что личность воспитывается целостно, то есть во взаимосвязи друг  с другом;

- добивайся  единства требований к воспитаннику  со стороны семьи и школы.

Согласно  этим данным, к очень активным относится  примерно 27% родителей, в педагогическом просвещении нуждаются 82%, в специальном  обучении около 35%. Естественно загруженность  взрослых в непростой экономической  ситуации накладывает отпечаток  на степень их участия в делах  класса, но считать этот фактор основным все же не следует.

 

Анкета  для детей

 

  1. С кем ты делишь свои радости и беды?

а) С мамой 

б)С папой

c) С бабушкой  и другими родственниками

d) С товарищами

 

2.  Как  в семье относятся к твоим  успехам, и хорошим оценкам?

a) Дарят подарки

b) Хвалят

c) Обсуждают  всей семьей

d) Не обращают внимания

 

3.  Как  относятся к твоим неудачам, плохим  отметкам?

a) Наказывают; ругают

b) Бьют

c) Объясняют,  сочувствуют

d) He обращают внимания

 

4.  Проявляют  ли интерес к твоим учебным  заданиям?

a) Постоянно

b) Почти всегда

c) Изредка

d) Только когда попрошу

 

5.  Как  родители относятся к неудачно  выполненной письменной работе?

a) Ругают, заставляют  переписывать

b) Объясняют,  сочувствуют, но заставляют переписывать

Информация о работе Семья как жизнедеятельная система