Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа
Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;
Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5
1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.
1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).
2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49
Практика показывает, что беседовать с родителями надо не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к беседе. И разговор начинать (если он будет и не совсем приятным) с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении и учебе ребенка.
Одним из необходимых условий правильных взаимоотношений между учителем и родителями является педагогический такт, т.е. умение найти правильный путь к чувству и сознанию родителей, выбрать наиболее эффективные методы воздействия на личность с учетом ее индивидуальных особенностей. К.Д.Ушинский писал, что в работе воспитателя «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности его ребенка его положительные черты, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом учитель старается не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно, убедительно и обоснованно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей, а значит и отдалить выполнение желаемой цели.
Кроме бесед
с родителями в школе, большое
значение имеют беседы с ними на
дому. Последние могут проходить
либо в присутствии ребенка, либо
без него. Чаще всего учитель приходить
в семью ребенка, чтобы выяснить
какие-либо вопросы, возникшие при
первом знакомстве с семьей или при
изучении ребенка в школе. Но иногда
посещение связано с
В индивидуальной работе с родителями учителю большую помощь может оказать дневник, в котором записываются краткое содержание беседы, наблюдения, выводы. Материал этого дневника используется в повседневной работе с учащимися. Особое значение в индивидуальной беседе учитель придает развитию детских интересов, так как увлечение ребенка каким-то делом при правильном руководстве со стороны учителя и родителей может являться хорошей основой, на которой формируется интерес к учению в школе. Внеклассные и внеурочные занятия способствуют организации свободного времени ребенка.
Например, Максим С. – мальчик невнимательный, неусидчивый, но он интересуется игрой в шашки. Заметив это, учитель приглашает в школу отца. В беседе с отцом намечается ряд мер по воспитанию внимательности и усидчивости, среди которых главное место отводится игре в шашки. Теперь игра в шашки носит целенаправленный характер.
В практике
школы бывают так, что учителя
не рекомендуют отвлекать
Таким образом,
индивидуальная работа с родителями,
оказывает положительное
Оформление в классе стендов, уголков. Эта форма помогает сплочению родительского коллектива и привлечению родителей в учебно-воспитательный процесс. Оформить выставку рисунков к родительскому собранию, уголок внеклассного чтения и т.д. Такая работа помогает родителям узнать о успеваемости своего ребенка и получить информацию о важнейших событиях класса и школы.
Педагогическая практика показывает, что многообразие форм и методов еще не всегда обеспечивает успех работы.
На наш взгляд для, установления педагогически целесообразных отношений необходимо единство понимания учителей и родителей, целей и задач воспитания.
Направления, по которым можно работать с родителями, какие цели при этом будут достигнуты, какие формы работы можно использовать наиболее эффективно, мы вели по таблице Н.Е. Шурковой.
Таблица Н.Е. Шурковой:
Направление по Н.Е. Шурковой |
Цели |
Формы работы |
1. Педагогическое просвещение |
Вооружить родителей необходимыми психолого-педагогическими навыками. Познакомить с основами воспитания детей; с актуальными проблемами семьи |
Родительский университет, консультации, конференции. Родительские собрания, открытый урок, вечер вопросов и ответов. |
2. Оповещение о ходе развития учения |
Сообщить родителям о |
Письмо–характеристика записки-извещения, индивидуальная беседа, родительское собрание. Вызов в школу родителей, запись в дневнике, день открытых дверей. |
3.
Рекомендации по созданию |
Вооружить родителей знаниями гигиены, режима дня, распределении нагрузок и отдыха, стилю общения в семье. Вести работу против пьянства и наркомании. |
Посещение ученика на дому. Родительское собрание. Индивидуальные и групповые консультации специалистов. Вечера, конференции, круглые столы, экскурсии, диктанты. |
4.
Приобщение к коллективной |
Привлечение родителей к совместной работе в классе, учебно-воспитательной работе. |
Выполнение общественных поручений, оформление стендов в классе, уголков, родительское собрание, совместные праздники, экскурсии. |
5.
Обсуждение процесса и |
Нахождение, определение и приведение в жизнь наилучших путей, средств, методов воспитания. |
Родительские собрания, практические практикумы, конференция, вечер вопросов и ответов, круглый стол. |
Выводы по I главе.
В I главе теоретические основы семейного воспитания дано понятие семьи как жизнедеятельной системы. Выделены 4 тактики воспитания в семье: диктат, опека, сотрудничество, невмешательство.
Определены условия семейного воспитания, сочетание воспитания семейного и общественного. Определены единые педагогические требования к родителям.
Определены социально-
Осуществление всей этой работой, достижения в ней действительного успеха возможно только при индивидуальном подходе к каждой матери, каждому отцу, при наличии такого контакта с родителями, когда каждый из них идет в школу со своими родительскими радостями и сомнениями, когда родители класса спрашиваются в единый коллектив.
Таким образом, осуществляется закономерная связь между учителем и учеником и их родителями.
Глава II. Практическая часть.
2.1 Основные направления
Самый распространенный вопрос при обсуждении системы сотрудничества с родителями, можно сформировать таким образом: как создать систему работы с родителями, как строить развивающееся взаимодействие?
Не секрет, что часто мероприятия по работе с родителями носят фрагментарный характер – периодические анкетные опросы, различные акции или праздники, общешкольные собрания или лекции. К сожалению, не всегда такой подход бывает оптимальным.
Мы выделяем
5 основных направлений, представляющих
собой логично выстроенную
Можно эти направления обозначить как:
Направления работы с родителями:
Кратко поясним схему.
Предполагается, что изучению и информированию должны «подвергаться» все родители, а вот остальные родители, включающиеся в остальные направления работы, определяются на основе диагностики. Мы провели анкетирование.
Таким образом определяются наиболее активные родители (явно заинтересованные и располагающие временем), готовые принимать участие в жизни класса и школы.
Выявление
таких родителей, определение –
какие взаимоотношения
Анкетирование проводились в 3 классе. Принимали участие 10 учеников (всего в классе 12 человек) и их родители.
Цель анкетирования:
-определить взаимоотношение детей с родителями;
-определить принцип воспитания детей в семье;
-разработать
рекомендации в
помощь родителям для
Анкетирование проходило в двух видах: 1. для детей
2. для родителей.
1. Детям даны
были 10 вопросов и вариантов ответов.
Исходя из просмотренных
- отношение к успеваемости очень различно: одни сильно хвалят свое чадо, а другие «наоборот» ругают и наказывают. По словам детей, «Золотую середину» мало кто смог найти.
- на вопрос
о прогулках вне учебное время
все ответили однозначно «
- что
касается вопроса о спорте, ответы
были отрицательные. Можно
- на вопросы 6 и 10 дети отвечали по - разному. Кто - то с родителями постоянно выполняет домашнее задание, а кто-то самостоятельно.
2. Анкеты
для родителей состояла из 13 вопросов
и тоже с вариантами ответов.
Проанализировав ответы
что:
- не каждый может легко и открыто поговорить со своим
ребенком.
- не каждый
может признаться в своей
- но в тоже время практически все могут представить себя доброй феей и рассказать забавную историю из своего детства.
- все
родители могут пообещать
Проанализировав
все результаты, анкетирование можно
сказать, что большинство родителей
руководствуются двумя
1. принцип
взаимосвязи уважения и
- воспитывая, старайся предвидеть конечный результат;
- помни,
что личность воспитывается
- добивайся
единства требований к
Согласно этим данным, к очень активным относится примерно 27% родителей, в педагогическом просвещении нуждаются 82%, в специальном обучении около 35%. Естественно загруженность взрослых в непростой экономической ситуации накладывает отпечаток на степень их участия в делах класса, но считать этот фактор основным все же не следует.
а) С мамой
б)С папой
c) С бабушкой и другими родственниками
d) С товарищами
2. Как в семье относятся к твоим успехам, и хорошим оценкам?
a) Дарят подарки
b) Хвалят
c) Обсуждают всей семьей
d) Не обращают внимания
3. Как относятся к твоим неудачам, плохим отметкам?
a) Наказывают; ругают
b) Бьют
c) Объясняют, сочувствуют
d) He обращают внимания
4. Проявляют ли интерес к твоим учебным заданиям?
a) Постоянно
b) Почти всегда
c) Изредка
d) Только когда попрошу
5. Как родители относятся к неудачно выполненной письменной работе?
a) Ругают, заставляют переписывать
b) Объясняют,
сочувствуют, но заставляют