Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа
Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;
Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5
1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.
1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).
2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49
Авторитет - это наше влияние на ребенка, наша значимость в его детской жизни. Мы должны иметь это влияние, чтобы, пользуясь им, помочь ему стать человеком общественно-ценным и счастливым и расти, конечно, здоровым, Вне этой задачи авторитет теряет смысл. Остается только власть, приспосабливающая поведение ребенка к нашим потребностям, нашему покою и удобствам, нашему тщеславию похвастать – перед другими, как наше дитя умно или как оно прекрасно воспитано. Всегда ли мы отдаем себе в этом отчет? Строим ли мы подлинный свой авторитет в сознании наших детей или ложный, когда стремимся любой ценой достичь абсолютного послушания; беспрекословного выполнения нашей воли.
Конечно, никакая литература не поможет нас научить, как нужно поставить в том или ином случае. Макаренко, опытнейший педагог, когда к нему обращались за советом, не давал его родителям, а приходил, если мог, знакомился с ребенком, и только тогда решался на те или иные рекомендации. Но мы можем уяснить себе то, как поступать не следует. Наши отношения с детьми должны строиться на прочной основе. Бывает, что абсолютное послушание оборачивается полным крахом: неподчинением любому требованию родителей. Причиной здесь может быть создание ложного авторитета, т.е. выбор ложного пути к власти над ребенком. Такие модели ложного авторитета описаны А.С. Макаренко, их необходимо знать, и в свете этого знания давайте само критично посмотрим на себя..."
Разговор продолжается. Родители говорят о том, как подготовить детей в жизни, в которой они станут полезными обществу, да и сами будут счастливы, как организовать в семье интересную, красивую, духовно насыщенную жизнь, чтобы дети выросли красивыми и достойными людьми.
Конференция показала, что родители внимательно прочли книгу А.С.Макаренко, что некоторые из них пересмотрели свое собственное поведение и отношение к детям; стали больше уделять внимание тем вопросам, которые решает школа.
Диспут: Очень популярна у нас среди родителей еще одна форма пропаганды семейного воспитания – диспут. Их можно проводить один-два раза в год.
Как показала практика, диспуты успешно проходят только тогда, когда в классе сформировался дружный родительский коллектив и каждый родитель не стесняясь своих товарищей, может высказаться. Отличительной особенностью диспута является высокая активность его участников. Естественно, что оно зависит и от актуальности вынесенной на обсуждение проблемы. Почти всегда вызывают интерес родителей такие вопросы: "Семейное счастье... В чем оно?", "Любовь к детям... Какая она?", "Как вы понимаете семейный уют?" и др.
Успешное проведение диспута требует хорошей его подготовки.
В качестве примера рассмотрим проведенный с родителями третье классников диспут на тему " Семейное счастье... в чем оно?"
Члены родительского комитета заранее наметили основные вопросы для обсуждения и предложили их всем родителям за месяц до начала диспута.
Вот эти вопросы:
1. Из каких компонентов складывается семейное счастье?
Какие примеры по данному вопросу Вы могли бы привести из жизни, из художественных произведений?
2. Существует мнение, что любовь родителей друг к другу должна быть главенствующей, преобладающей над любовью к детям. А как Вы думаете?
3. Зависит
ли семейное счастье от
А.С. Макаренко утверждает ("Беседы для родителей")» что именно большая семья создает необходимую для современной жизни атмосферу дружбы, тепла, взаимной поддержки. Какова Ваша точка зрения?
4. Зависит
ли счастье семьи от
5. Роль женщины-матери в создании счастливой семьи?
6. Роль отца-мужа в создании счастливой семьи.
Детям также предложили ряд вопросов:
1. Как ты считаешь, в счастливой ли семье ты живешь? Почему?
2. О чем мечтаешь ты? О чем мечтают твои мама, папа?
3. Какую семью ты считаешь счастливой? Почему?
До начала диспута, когда все было готово (и красиво оформленные на стене вопросы, и выставка педагогической литературы и газеты "Голос родителей"), мы решили расставить ученические столы в один большой круг, так, чтобы каждый мог видеть друг друга, чтобы во время выступления не приходилось бы выходить, вставать с места, чтобы беседа получилась бы непринужденной, более сердечной и откровенной.
Открыл диспут председатель родительского комитета. Во вступи- тельном слове он объяснил, чем вызвано проведение диспута на такую тему и какова цель, которую мы бы все хотели достичь: "Любовь и семья, - говорил он, - это вечные вопросы.
Они волновали человечество, в прошлом, не дают покоя и нашим современникам. Каждый хочет, чтобы его семья была счастливой, крепкой. Да, хорошая семья необходимый элемент человеческого счастья.
А как создать ее? Как уберечь ее среди жизненных невзгод? Как добиться, чтобы не было конфликтов, чтобы мужья не обижались на жен, а жены на мужей? Какими достоинствами должны обладать супруги, чтобы быть счастливыми и воспитывать хороших детей?" Бурным было обсуждение вопроса о взаимоотношениях родителей, об их любви друг к другу. Особенно запомнилось выступление бабушки Наташи Р. Она рассказала о той беде, которая когда-то случилась с ней. У нее отнялись ноги. Около года она лежала в постели, не поднималась. Приезжали дети, навестят, поживут несколько дней, уедут. У всех свои дела, заботы. А муж... Он ухаживал за ней весь год, кормил, стирал, мыл. "Это он поставил меня на ноги, - говорит она. Сейчас я здорова, хожу. На лето привозят ко мне внучат мои дети, чтобы самим отдохнуть. Да, детей надо любить, и любовь к детям особая, ее не сравнить с любовью к мужу. Но мужа любить надо, жалеть надо и беречь его всю жизнь.
А сколько мужчин, искалеченных, израненных в годы войны, обогретые лаской, теплотой женщин, смогли подняться, приносить пользу обществу, радость своим детям! Поэтому я говорю вам, молодые мамы и папы, любите друг друга, жалейте друг друга. Счастливы будете вы и ваши дети.
В своих выступлениях родители отмечали, что чаще всего один ребенок растет в семье эгоистом и что лишь семья, в которой детей двое-трое, может воспитать в ребенке чувства заботы, внимания, взаимопомощи.
Родители также говорили о том, как важно, когда у мужа и жены одинаковый уровень развития, общие интересы. Если этого нет, если из членов семьи отстает в своем духовном развитии, то на другого ложится, большая ответственность, он должен вести любимого за собой, заботливо помогать расти.
Говорили о важности для воспитания детей самовоспитания взрослых Важно не только то, слушают ли нас дети, но и умеем ли мы слушать их, слушать друг друга, умеем ли расти вместе со своими детьми, постоянно обновлять и совершенствовать свои знания, воспитывать свою душу. Да, мы, взрослые, многому должны учиться сами, следить за собой. Умеем ли мы радоваться чужому счастью, умеем ли сострадать чужому горю, подавлять чувство зависти к чужому успеху, спешим ли на помощь человеку, попавшему в беду. Без этих развитых чувств, стремлений не может быть человека-гуманиста, просто-напросто доброго человека. А без доброты не может быть счастья в семье, не может быть и настоящего воспитания.
Никакое материальное благополучие не принесет человеку радости, удовлетворения. Ему всегда будет хотеться все больше и больше, он всегда будет замечать тех людей, которые достигли больше, чем он, которые богаче, имеют то, что не имеет он. Не стремление к материальному благополучию, а доброта, способность радоваться жизни, искать в ней хорошее вот те качества, которые могут способствовать человеческому счастью, а значит, и счастью семьи.
Родители говорили о том, какую большую роль играет семья в воспитании детей. От обстановки в семье, от взаимосвязи семьи с обществом зависит развитие детей.
Они полностью солидарны со словами А.С. Макаренко: "Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем.
В конце диспута учитель читает родителям отрывки из сочинений детей:
Вика З.: "Мы счастливы, потому что у нас хорошая бабушка, она добрая, веселая, смелая, умелая. Бабушку надо беречь, я помогаю ей во всем. Мы с бабушкой вместе ходим в лес, в музеи. Нам с ней всегда весело. Когда идем в лес, то поем Винни Пуха. Она хорошо рассказывает о художниках, о картинах. Когда приходят к нам домой ребята, учит нас разным веселым играм. Это она меня научила кататься на коньках, на велосипеде, на лыжах, хотя сама не умеет. С дедом мы ходим на рыбалку, за грибами, играем в теннис, биллиард. Летом мы с мамой поедем в Москву."
День открытых дверей, вечера вопросов и ответов:
Первую субботу каждого месяца мы установили днем открытых дверей класса.
На уроки
и внеклассные занятия
Конечно, проведение дня открытых дверей - это дополнительные заботы, хлопоты, подготовка. Но все это себя оправдывает. Так, иногда родителям кажется, что их ребенок читает хорошо, неплохо соображает по математике, что получаемые им оценки не соответствуют его знаниям. Однако, когда сами они побывают на уроках, ознакомиться с требованиями учителя, то смогут правильнее, объективнее оценить успехи своего ребенка.
Родители могут увидеть, как ведет себя ребенок на перемене, с товарищами, как завтракает в столовой, умеет ли быстро и хорошо переодеться в раздевалке и т.д.
Те родители, которые посещают дни открытых дверей систематически, видят продвижение своих детей в учебе, знакомятся с огромным трудом учителя, проникаются к нему уважением.
А если ребенок болен и не может посещать школу, то родители
знают, как помочь ему, так как они побывали в школе, послушали, как объясняет учитель, получили консультацию.
Родители могут посмотреть тетради других учеников, а после уроков обменяться мнениями, получить ценные советы, педагогические рекомендации.
Родители любят посещать уроки в начальных классах. Дети готовятся к этому дню. Они ждут своих пап и мам, и им хочется выглядеть лучше. Они стараются показать свои достижения в учебе, в труде.
Проведение дня открытых дверей способствует тому, что родители находятся постоянно в курсе дел класса.
Вечера вопросов и ответов, как форма педагогической пропаганды, могут применятся в любых аудиториях, но не часто.
Целесообразно проводить их после цикла бесед по основам семейного воспитания. На таком вечере родителям предоставляется возможность получить ответ на любой вопрос, касающийся воспитания, здоровья жизни ребенка. Все, что неясно, что беспокоит семью, в чем сомневаются родители, можно выяснить на этом вечере.
Подготовку
к проведению такого вечера нужно
вести заблаговременно. Приблизительно
за месяц надо сообщить родителям
об этом вечере, объяснить, что вопросы
могут быть переданы родителям в
письменном виде учителю или же опушены
в специальный ящик. Вопросы будут
систематизироваться и
Такие вечера родители охотно посещают. Буквально всех родителей интересует, как воспитывают детей в других семьях, как справляются с трудностями, ведь даже в очень благополучных семьях есть свои сложности.
Такие вечера вопросов и ответов проходят живо, интересно. Они дают пользу и школе, и родителям, так как идет обмен мнениями между школой и семьей.
Систематичность, целенаправленность в работе с родителями, как показала практика, приводит к тому, что в классе создается коллектив родителей, коллектив учащихся, и поэтому и родители и дети активно участвуют в общественной жизни школы, в общественно полезном труде.
Индивидуальная работа с родителями; Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями, Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании, но о многом можно поговорить в беседе с глазу на глаз. Между учителем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения.
Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.
Индивидуальные беседы учителя с родителя, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большого взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.
Индивидуальные
беседы позволяют устранять
Эти встречи учителя с родителями происходят по инициативе родителей, потому что родители знают, что учитель их встретит с уважением, доброжелательно, постарается помочь. Но в жизни класса не нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы.
Обычно
родителей приглашают для беседы
после того, как ученик нарушил
дисциплину, или снизил успеваемость.
Это неверно. Беседы не должны сводиться
к назиданиям, выговорам, им не должно
предшествовать ожидание неприятной встречи
с учителем. Беседы, являясь эффективным
средством воздействия учителя
на родителей, должны стать естественным
видом связи родителей с
Чтобы беседы учителя достигли цели, а его слово воспринималось бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужным совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место.