Семья как жизнедеятельная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;

Содержание

Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5

1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.

1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).

2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_chistovik.docx

— 110.15 Кб (Скачать файл)

                Семья может и должна вооружить  ребёнка человеческими ценностями, умениями устоять перед трудностями,  сделать его неуязвимым против  любого дурного влияния.

                Культура использования свободного  времени закладывается в семье  в совместных прогулках, походах  в кино, театры, музеи, на выставки, в поездках за город, за грибами,  на рыбалку. Нравственному сплочению  старших и младших  в семье  способствует увлечённость всех  её членов каким-либо делом.  Таким общим интересом становятся  для семьи книги, в ней все  с увлечением читают, собирают  домашнюю библиотеку, устраивают  обсуждения книг. Есть семьи театралов,  спортивные семьи, немало туристических  семей, которые проводят выходные  дни за городом, а в отпуск  отправляются в путешествия и  походы. Совместные занятия с  детьми техникой, коллекционированием,  садоводством, обогащают и облагораживают  внутрисемейные отношения.

                 Духовное общение с детьми  – залог успешного решения  сложных вопросов формирования  личности.

                 Благоприятная обстановка в семье  создаётся также и тем, что  взрослые с большим уважением  относятся к учебным и общественным  делам своих детей. Интерес  старших к школьным делам ученика  помогает ему осознать сложность  и ответственность того дела, которое он  выполняет.

        Важным условием успешного воспитания  детей является авторитет родителей.

               Под авторитетом родителей следует  понимать влияние отца и матери  на детей, основанное на уважении  и любви к родителям, доверии  к их жизненному опыту, их  словам, делам и поступкам.

               Большой вклад в педагогическую  науку и в понимание роли  авторитета родителей в воспитании  детей внёс А.С.Макаренко. Он  отмечал: « … советская семья  многим отличается от семьи  буржуазной. И, 

прежде  всего её отличие заключается  в характере родительской власти. Наш отец и наша мать уполномочены обществом воспитать будущего гражданина нашего отечества, они отвечают перед  обществом. На этом и основывается их родительская власть и их авторитет  в глазах детей.» 

[19, с. 357].

               Анализируя опыт семейного воспитания, А.С.Макаренко пришёл к выводу: далеко не все родители понимают  значение их авторитета в воспитании  детей и далеко не всегда  педагогически оправданными являются  поступки по установлению авторитета. А.С.Макаренко критикует ложные  основания авторитета. К сожалению,  со многими из них можно  встретиться и сегодня.

               Авторитет подавления. Особенно  страдают им отцы. По каждому  поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко  хватается и за ремень. При  таком отцовском терроре положение  матери в семье сводится к  нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими  за своё подавленное детство.

               Авторитет чванства – родители  кичатся своими заслугами на  каждом шагу, высокомерны в отношениях  с другими людьми. Как правило,  и дети начинают чваниться  перед своими товарищами: «Вот  я скажу своему папе, он тебе  задаст» или «А ты знаешь, кто  мой папа?»  и т.д. При таком  авторитете дети вырастают хвастливыми,  не умеющими самокритично отнестись  к своему поведению.

               Авторитет педантизма – родители  держат детей в повышении на  приказах, распоряжениях. В семьях  не советуются с детьми, не  считаются с их мнением. Дети  из таких семей не умеют  проявить самостоятельность,

инициативу, постоянно ждут распоряжения взрослых или сопротивляются требованиям  взрослых.

                  Авторитет резонерства, при котором  родители буквально заедают детскую  жизнь бесконечными поручениями  и назидательными разговорами. 

По каждому  поводу родители начинают длинные и  скучные речи, подчас одни и теже. Дети привыкают к ним, не реагируют  на них,  часто озлобляются и  перестают слушать и уважать  родителей.

                Авторитет любви - самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они люби ли родителей. А как это заслужить? Необходимо показывать детям свою родительскую любовь, считают они. Для этого родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают.  Если ребенок плохо ест или не слушается, у него тут же спрашивают: "Значит, ты маму не любишь?"

В этой обстановке у детей воспитывается семейный эгоизм. Ребенок скоро начинает понимать, что папу и маму можно легко  обмануть, что угодно у них выпросить, стоит для этого показать, как  ты их любишь. В таких семьях вырастают  люди с холодным сердцем, циники, расчетливые дельцы. Страдают от такого воспитания в первую очередь сами родители.

Авторитет доброты, где детское послушание покупается добротой родителей, их уступчивостью, мягкостью. Папа и мама выступают  перед ребенком как добряки, которые  все разрешают, ничего не жалеют. Родители боятся конфликтов в семье, они за мир даже с большими жертвами. В такой семье дети очень скоро начинают командовать родителями, у них появляются капризы, требования.

Авторитет подкупа – самый безнравственный  авторитет, как послушание ребенка покупается подарками и различными обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться – куплю тебе велосипед или пойдем в цирк.

Особенно  тяжелы последствия этого авторитета в семьях, где нет слаженности  между отцом и матерью, где  наметилась конфликтная ситуация. В  таких семьях родители задабривают  ребенка с целью перетянуть его на свою сторону. Ребенок пользуется этим, но постепенно перестает уважать и отца и мать.

Вырастает человек, который ничего не сделает  по собственному внутреннему побуждению, который приучен лавировать, приспосабливаться  быть там, где больше платят, там, где  он больше получит выгод. Встречаются и другие ложные основания авторитета, которые приводят к нежелательным результатам в воспитании детей.

В чем  же должен состоять настоящий родительский авторитет, на каких основаниях строиться?

На этот вопрос обстоятельно ответил А. С. Макаренко, и жизнь подтвердила справедливость его выводов: "Главным основанием родительского авторитета только и  может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение". [19, с. 357].

Ребенок должен знать, где и как трудятся его родители, старший брат или  сестра. Знание, чем заняты родители, неназойливая информация детей о  важности данного предприятия или  учреждения в нашем народном хозяйстве  формируют у них сознательное понимание того, что все профессии  у нас в стране важные и нужные, что только труд способен наполнить  жизнь человека смыслом. А невзначай, в сердцах оброненное слово отца или матери, вызванное какими-то временными неудачами в работе, может  сыграть отрицательную роль в  формировании личности их ребенка. Ведь его представления о мире, о  его ценностях зависят от взглядов и влияния родителей.

А между  тем как часто дети ничего не знают  или совсем мало знают о работе своих родителей. Так, на вопрос, заданный первоклассникам: "Где работают твои папа и мама?", были получены ответы, самые неожиданные: "Моя мама работает на работе", "Мой папа - начальник".

Отношение родителей к своей работе, стремление выполнить план, забота об успехах  своей бригады, своего предприятия, радость трудовым успехам, огорчение  неудачи и недостатками - все это  впитывается ребенком. Гордость родителей за свой труд заставит ребенка уважать труд стремиться к хорошим успехам в учебе. Научить ребенка любить любой труд можно лишь тогда, когда заинтересуешь его этим трудом, когда интересно расскажешь о труде, которым ты сам занимаешься.

Не менее  важным фактором в воспитании ребенка  является искренняя любовь к детям  в семье со стороны всех членов семьи. Какой же должна быть любовь родителей, чтобы она укрепляла  их авторитет, помогала воспитанию?

Любовь  должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умение вовремя оказать ему помощь, поддержку, дать дружеский совет. А. С. Макаренко учил сочетать высокую  требовательность к детям с любовью  к ним, выражать через предъявление требований к ребенку свое уважение к его личности.

По мере роста и развития ребенка требования к нему усложняются.

Некоторые родители считают, что требовательность может оттолкнуть детей от родителей, но это не так справедливо считал А.С. Макаренко всепрощение родителей  ложным основанием авторитета.

Значительно помогает в формировании  авторитета родителей единство требований к  ребенку со стороны родителей  и всех взрослых членов семьи. Единство требований - одно из важных условий  успешного воспитания, которое ставит ребенка в такие условия, когда не выполнить требование нельзя.

Если  же отец не поддерживает требований матери или отец наказывает, а бабушка потихоньку прощает внука, то создается условия, при которых ребенок начинает скрывать от требовательного отца свои промахи, лавирует, юлит, старается уйти от ответственности. В такой семье может вырасти неискренний человек.

Поэтому важно, чтобы к ребенку предъявлялись  единые требования со стороны родителей, учителя и других работников школы, шефов, родительской общественности. Эта  единая линия предъявляемых к  ребенку 

требований  будет способствовать воспитанию человека дисциплинированного, ответственного за свои действия и поступки.

 

 

 

 

 

§3. Содержание и формы работы учителя с родителями учащихся.

 

Одна  из значимых профессиональных обязанностей учителя – это  организация  такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло  его педагогические действия, составляя  специфическую сферу родительского  влияния. В систему отношений "учитель - родители учащихся" учитель вовлекается  объективной необходимостью и самими условиями осуществления педагогического  процесса. Эта система отношений  способна функционировать и без  непосредственного контакта её участников, потому что их связывает ученик как  объект взаимного влияния. Отношения "учитель - родители учащихся" являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие  на

нравственную  жизнь учащихся.

Важное  обстоятельство, которое должно приниматься  во внимание при изучении нравственных отношений школы и семьи: школа  или развивает нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или  вынуждена его перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.

Противоречия  между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В  их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые  предъявляются сторонами друг к  другу; различие

типов    отношений    к    ребёнку;    различный    уровень    педагогической квалификации.

Непомерно большое количество обязанностей, которые  предъявляются сторонами в самой  общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует  об особом статусе учителя, высоком  уровне ожиданий от него.

Различие  типов отношений к ребёнку  вытекает из различия институтов школы  и семьи – они представляют собой разные социально-психологические  группы с многообразными функциями  и отношениями. Представители различных  групп начинают взаимодействовать  между собой, сохраняя в отношении  ученика установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти противоречия усиливаются в  том случае, когда учитель - формалист  и рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися  лишь деловые отношения. Родители и  близкие же проявляют человеческий подход к ребёнку, внимание и забота о нём - это нравственная потребность. Родители учащихся не могут соглашаться  с сухим отношением учителя к  ученику, учителю же эти претензии  и переживания родителей покажутся  чрезмерными. Из-за разной природы подхода  к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения родителей  за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.

Разный  уровень педагогической подготовки родителей и учителя также  может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании  целей, задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение  во взглядах, создаёт у учителя  неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость  в сотрудничестве.

Информация о работе Семья как жизнедеятельная система