Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:52, курсовая работа
Объект: процесс сотрудничества учителя и родителей по созданию в классе благоприятной образовательной среды, здорового нравственно – психологического климата.
Предмет: деятельность учителя начальных классов по организации работы с родителями учащихся.
Гипотеза: несёт в себе предположение, что в классе может сложиться эффективная система взаимодействий учителя и родителей младших школьников, если будут выполнены условия:
• привлечение родителей к жизни класса и школы, их просвещение;
• согласованность в подходе к ребёнку;
• квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях;
Введение. 2
I глава. Теоретические основы семейного воспитания.
1.1 Семья как жизнедеятельная система. 5
1. 2 Условия семейного воспитания. Сочетание воспитания 12
семейного и общественного.
1.3 Содержание и формы работы учителя с родителями 20
учащихся.
II глава. Практическая часть.
2.1 Основные направления взаимодействия семьи и учителя 35
начальных классов. (Констатирующий эксперимент).
2.2 Методика работы учителя начальных классов 42
с родителями. (Формирующий эксперимент).
2.3. Анализ и результаты исследования. 43
(Контрольный эксперимент).
Заключение. 47
Список литературы. 49
Семья может и должна
Культура использования
Духовное общение с детьми – залог успешного решения сложных вопросов формирования личности.
Благоприятная обстановка в
Важным условием успешного
Под авторитетом родителей
Большой вклад в
прежде всего её отличие заключается в характере родительской власти. Наш отец и наша мать уполномочены обществом воспитать будущего гражданина нашего отечества, они отвечают перед обществом. На этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей.»
[19, с. 357].
Анализируя опыт семейного
Авторитет подавления. Особенно
страдают им отцы. По каждому
поводу такой отец
Авторитет чванства – родители
кичатся своими заслугами на
каждом шагу, высокомерны в отношениях
с другими людьми. Как правило,
и дети начинают чваниться
перед своими товарищами: «Вот
я скажу своему папе, он тебе
задаст» или «А ты знаешь, кто
мой папа?» и т.д. При таком
авторитете дети вырастают
Авторитет педантизма –
инициативу, постоянно ждут распоряжения взрослых или сопротивляются требованиям взрослых.
Авторитет резонерства, при
По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и теже. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.
Авторитет любви - самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они люби ли родителей. А как это заслужить? Необходимо показывать детям свою родительскую любовь, считают они. Для этого родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают. Если ребенок плохо ест или не слушается, у него тут же спрашивают: "Значит, ты маму не любишь?"
В этой обстановке у детей воспитывается семейный эгоизм. Ребенок скоро начинает понимать, что папу и маму можно легко обмануть, что угодно у них выпросить, стоит для этого показать, как ты их любишь. В таких семьях вырастают люди с холодным сердцем, циники, расчетливые дельцы. Страдают от такого воспитания в первую очередь сами родители.
Авторитет доброты, где детское послушание покупается добротой родителей, их уступчивостью, мягкостью. Папа и мама выступают перед ребенком как добряки, которые все разрешают, ничего не жалеют. Родители боятся конфликтов в семье, они за мир даже с большими жертвами. В такой семье дети очень скоро начинают командовать родителями, у них появляются капризы, требования.
Авторитет
подкупа – самый
Особенно тяжелы последствия этого авторитета в семьях, где нет слаженности между отцом и матерью, где наметилась конфликтная ситуация. В таких семьях родители задабривают ребенка с целью перетянуть его на свою сторону. Ребенок пользуется этим, но постепенно перестает уважать и отца и мать.
Вырастает человек, который ничего не сделает по собственному внутреннему побуждению, который приучен лавировать, приспосабливаться быть там, где больше платят, там, где он больше получит выгод. Встречаются и другие ложные основания авторитета, которые приводят к нежелательным результатам в воспитании детей.
В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет, на каких основаниях строиться?
На этот
вопрос обстоятельно ответил А. С. Макаренко,
и жизнь подтвердила
Ребенок должен знать, где и как трудятся его родители, старший брат или сестра. Знание, чем заняты родители, неназойливая информация детей о важности данного предприятия или учреждения в нашем народном хозяйстве формируют у них сознательное понимание того, что все профессии у нас в стране важные и нужные, что только труд способен наполнить жизнь человека смыслом. А невзначай, в сердцах оброненное слово отца или матери, вызванное какими-то временными неудачами в работе, может сыграть отрицательную роль в формировании личности их ребенка. Ведь его представления о мире, о его ценностях зависят от взглядов и влияния родителей.
А между тем как часто дети ничего не знают или совсем мало знают о работе своих родителей. Так, на вопрос, заданный первоклассникам: "Где работают твои папа и мама?", были получены ответы, самые неожиданные: "Моя мама работает на работе", "Мой папа - начальник".
Отношение родителей к своей работе, стремление выполнить план, забота об успехах своей бригады, своего предприятия, радость трудовым успехам, огорчение неудачи и недостатками - все это впитывается ребенком. Гордость родителей за свой труд заставит ребенка уважать труд стремиться к хорошим успехам в учебе. Научить ребенка любить любой труд можно лишь тогда, когда заинтересуешь его этим трудом, когда интересно расскажешь о труде, которым ты сам занимаешься.
Не менее важным фактором в воспитании ребенка является искренняя любовь к детям в семье со стороны всех членов семьи. Какой же должна быть любовь родителей, чтобы она укрепляла их авторитет, помогала воспитанию?
Любовь должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умение вовремя оказать ему помощь, поддержку, дать дружеский совет. А. С. Макаренко учил сочетать высокую требовательность к детям с любовью к ним, выражать через предъявление требований к ребенку свое уважение к его личности.
По мере роста и развития ребенка требования к нему усложняются.
Некоторые
родители считают, что требовательность
может оттолкнуть детей от родителей,
но это не так справедливо считал
А.С. Макаренко всепрощение
Значительно помогает в формировании авторитета родителей единство требований к ребенку со стороны родителей и всех взрослых членов семьи. Единство требований - одно из важных условий успешного воспитания, которое ставит ребенка в такие условия, когда не выполнить требование нельзя.
Если же отец не поддерживает требований матери или отец наказывает, а бабушка потихоньку прощает внука, то создается условия, при которых ребенок начинает скрывать от требовательного отца свои промахи, лавирует, юлит, старается уйти от ответственности. В такой семье может вырасти неискренний человек.
Поэтому важно, чтобы к ребенку предъявлялись единые требования со стороны родителей, учителя и других работников школы, шефов, родительской общественности. Эта единая линия предъявляемых к ребенку
требований будет способствовать воспитанию человека дисциплинированного, ответственного за свои действия и поступки.
§3. Содержание и формы работы учителя с родителями учащихся.
Одна
из значимых профессиональных обязанностей
учителя – это организация
такого сотрудничества с родителями
учащихся, чтобы оно дополняло
его педагогические действия, составляя
специфическую сферу
нравственную жизнь учащихся.
Важное
обстоятельство, которое должно приниматься
во внимание при изучении нравственных
отношений школы и семьи: школа
или развивает нравственные качества
ребёнка, заложенные в семье, или
вынуждена его перевоспитывать.
В обоих случаях педагог должен
знать семейную нравственную ситуацию,
а родители – знать нравственно-
Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие
типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации.
Непомерно
большое количество обязанностей, которые
предъявляются сторонами в
Различие
типов отношений к ребёнку
вытекает из различия институтов школы
и семьи – они представляют
собой разные социально-психологические
группы с многообразными функциями
и отношениями. Представители различных
групп начинают взаимодействовать
между собой, сохраняя в отношении
ученика установившиеся и привычные
(для своей группы) связи и стереотипы.
Эти противоречия усиливаются в
том случае, когда учитель - формалист
и рассматривает свою деятельность
как службу, устанавливая с учащимися
лишь деловые отношения. Родители и
близкие же проявляют человеческий
подход к ребёнку, внимание и забота
о нём - это нравственная потребность.
Родители учащихся не могут соглашаться
с сухим отношением учителя к
ученику, учителю же эти претензии
и переживания родителей
Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.