Основные направления деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа

Краткое описание

Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,

Содержание

Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…

Вложенные файлы: 1 файл

Основные направления деятельности педагога.docx

— 112.87 Кб (Скачать файл)

 В рамках данного  направления педагог-психолог на  основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных  руководителей, педагогов-предметников, педагога социального,  родителей,  а также на основании результатов  диагностических мероприятий выделяет  группы детей, нуждающихся в   коррекционной поддержке. 

 Педагог-психолог  мотивирует учащихся и их родителей  на посещение  коррекционных  мероприятий. Включение учащихся  в коррекционные группы возможно  только с разрешения родителей  или лиц, их замещающих.

 Педагог-психолог  располагает  сведениями об  учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих  специальные медицинские,  психологические, психотерапевтические  услуги. Направляет учащихся  на  консультации или в коррекционные  группы,  работающие в региональных  центрах, в том числе социально-педагогических, центрах внешкольной работы, центрах  коррекционно-развивающего обучения  и реабилитации и т. д.   Поддерживает связь с ведущими  коррекционных групп, собирает  информацию о происходящих изменениях (ведет учет, базу данных). 

 На основании  рекомендаций, полученных от ведущих  групп, формулирует систему мер  для педагогов и классных руководителей  с целью поддержки результатов  коррекционной работы с учеником. При отсутствии возможности оказания  ребенку психологической коррекционно-развивающей  помощи в условиях центра коррекционно-развивающего  обучения и реабилитации (ЦКРОиР) (например, в силу территориальной  удаленности) специалисты данного  центра составляют совместно  с педагогом-психологом  школы  развернутую  коррекционно-развивающую  программу,  оказывают методическую  помощь.

 Коррекционно-развивающая  работа педагога-психолога в школе   ориентирована  на коррекцию  межличностных отношений в классах,  содействие преодолению кризисных  периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в  профильные классы, вступление в  подростковый возраст, подготовка  к сдаче экзаменов  и т.  п.)   через систему больших   психологических игр, малых тренингов  с коллективами классов.

 Значимым направлением  развивающей работы педагога-психолога  является  помощь старшеклассникам  в определении  их жизненных  планов, в прояснении временной  перспективы, в профессиональном  и личностном самоопределении.

 Психолог   организует  коррекционно-развивающую  работу в виде факультативов,  кружков, клубов, в рамках часов  школьного компонента.

 Основная роль  в  коррекции познавательной  сферы учащихся младших классов,  имеющих трудности в обучении, принадлежит   школьным логопедам  и дефектологам.

 В тех случаях,  когда в населенном пункте  отсутствуют учреждения и организации,  оказывающие специализированную  психологическую помощь, и невозможно  осуществить диспетчерскую функцию,  педагог-психолог ведет коррекционные  группы, в том числе  психотерапевтической  направленности. 

Психолого-педагогическое консультирование  

Цель данного направления  работы – оказание   помощи учащимся, их родителям и педагогам в  решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений.

 Психолого-педагогическое  консультирование носит характер  индивидуальной или групповой   работы и реализуется по отношению  ко всем участникам учебно-воспитательного  процесса.

 Для учащихся  возможны такие консультативные  формы, как телефон доверия,  консультирование в школьной  печати, групповые консультации  на классных часах, а также   психологическая поддержка в  экстренных случаях.

 Консультации  для родителей организуются по  специфическим проблемам учащихся (например: информирование о школьных  трудностях их ребенка, разъяснение  особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, характере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.).

 С педагогами  проводятся психолого-педагогические  консилиумы по вопросам предотвращения  дезадаптации учащихся, индивидуальные  консультации   в случаях возникновения  острых проблемных ситуаций.

 В случае появления  запроса на психотерапевтическое  и психологическое консультирование  по личным проблемам со стороны  родителей или педагогов  педагог-психолог   выполняет диспетчерскую функцию,  направляя к другим специалистам,  сведениями о которых он располагает. 

Психопрофилактика  и просвещение 

Цель принципиально  важного  направления  школьной практической деятельности педагога-психолога –  развитие психолого-педагогической компетентности  (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей.

 Психопрофилактическая  работа педагога-психолога строится  в соответствии с планами работы  учреждений образования, согласуется  с заместителем директора по  воспитательной работе. Осуществляется  в интерактивной форме на педсоветах  и методических объединениях, родительских  собраниях, классных часах и  т.п. 

 Содержанием психопрофилактической  и просветительской работы для  педагогов должно  стать обучение  педагогов учреждения образования  технологиям проведения мероприятий  по социализации учащихся на  разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия  учителя с учениками, организации  и проведения педагогического  диагностического мероприятия и  т.п. 

 С учащимися  мероприятия организуются на  классных часах, с родителями  – на родительских собраниях  и др.  К проведению этих  мероприятий могут привлекаться  соответствующие специалисты. Основой  для выбора темы являются:  ситуация в образовательной среде  данной школы; психологическое  содержание возрастных и кризисных  периодов обучения; психологические  аспекты трансформации  образования. 

 Еженедельное  просветительское мероприятие должно  стать нормой для педагога-психолога. 

Методическая работа 

 Цель методической  работы – накопление психологических  методических материалов для  организации учебного и воспитательного  процесса и предоставление возможности  их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы.

 Методическая  работа включает сотрудничество  с заместителями директора   школы по вопросам реализации  поставленных перед учреждением  образования задач, в том числе  – участие в составлении плана  работы школы, с педагогом социальным  – разработку психологически  адекватных программ воспитательного  воздействия, с педагогами-предметниками  – участие в подготовке заседаний  предметных методических объединений.     

 По запросу  администрации педагог-психолог  выполняет психологический анализ    мероприятий. Участвует в программах  работы с молодыми специалистами. 

 Социально-психологическое   обеспечение  управленческих  процессов 

В рамках данного  направления  педагог-психолог участвует  в  разработке программ развития учреждения образования,  проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов,  продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – учителя, администрация – учителя –  ученики, учителя –- ученики.

 Педагогом-психологом  осуществляется поиск и апробация  форм эффективного делового и  досугового взаимодействия классных  руководителей, педагогов-предметников, педагогов социальных  и педагогов-организаторов.  Он регулярно информирует членов  педагогического коллектива о  своих профессиональных обязанностях, плане работы, а также о системе  взаимодействия с классными педагогами  и учителями-предметниками. 

Педагог-психолог в  учреждении образования подчиняется  руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе. 

 Методическое  руководство  педагогами-психологами  учреждений образования в районе  осуществляют специалисты регионального  социально-педагогического центра. 

Координация деятельности  педагогов-психологов учреждений образования  района, города 

Координацию психологической  работы в районе, городе осуществляет специалист регионального социально-педагогического  центра, который располагает базой  данных о кадрах педагогов-психологов, психологических  и социальных службах  района, города; соответствующих специалистах, работающих в  медицинских учреждениях (см. приложение 1).

 Данный специалист  участвует  в подборе и расстановке  кадров социально-педагогической  и психологической службы в  соответствии с целями, задачами  и особенностями структуры учреждений  образования. Организует систематическую  учебу для педагогов-психологов  по утвержденному плану, направляет на курсы повышения квалификации в областные и республиканские учреждения.

 Является координатором  коррекционно-развивающей работы  в районе с учащимися.  Совместно с руководителями центров, в которых работают психологи, в начале учебного года составляет план  проведения коррекционных групп в соответствии с потребностями района,  города, контролирует функционирование коррекционных групп.

 В районе целесообразна  организация групп по следующим  направлениям  (примерная тематика):

для младших школьников:

эмоционально-поведенческие  нарушения (например: агрессия, упрямство, несформированность произвольной сферы, тревожность,  синдром двигательной активности и т. п.);

коммуникативные умения (например: застенчивость, неуверенность, неумение  вступать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми  и т.п.);

коррекция познавательной сферы; 

для подростков:

коммуникативные умения (застенчивость, неуверенность,  неумение вступать в контакт со сверстниками противоположного пола, противостояние вредному влиянию (курение, наркотики, алкоголь и т.п.));

эмоционально-поведенческие  нарушения ("трудные",  группа риска  с разными проявлениями);

группы по подготовке волонтеров для работы со сверстниками; 

для старшеклассников:

тренинг целеполагания, профессионального и личностного  самоопределения; 

для родителей:

тренинг "Эффективный  родитель".

Документация педагога-психолога 

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

1)  план работы  на год, утвержденный руководителем  учреждения;

планы работы на месяц, на день (неделю) и отчеты об их выполнении;

индивидуальные психодиагностические материалы, которые хранятся до выпуска  обучающихся из учреждения образования;

график работы;

аналитические отчеты о работе за год;

отчеты и аналитические  материалы о реализации программ психологической поддержки и  планов оказания  помощи конкретным категориям обучающихся, воспитанников, родителям;

журнал учета консультаций обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов;

перечень психологических  методик, используемых  в работе. 

При увольнении педагог-психолог обязан оставить в учреждении образования  все документы и материалы, касающиеся профессиональной деятельности,   за исключением литературы, приобретенной  за счет собственных средств. 
 
 

Глава 3. СУЩНОСТЬ И  ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 

3.1. Виды профессиональной  деятельности

Информация о работе Основные направления деятельности психолога