Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:28, научная работа
Решение приоритетных задач учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования, требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (см. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утв. Постановлением Министерства образования № 42 от 27.04.2006 г.) является "необходимость своевременной комплексной личностно – ориентированной социально-педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения". Реализация данной цели требует от педагогов-психологов наряду с диагностическими,
Основные направления деятельности педагога-психолога
Содержание.
1. Направления деятельности педагога-психолога школы и их краткая характеристика………………………………………..
2. Рекомендации по организации работы СППС с детьми и подростками, нуждающимися в социально-педагогической и психологической помощи……………………………………….
3. Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения …………………………………………………………….
4. Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся ………………………………………….......
5. Взаимодействие педагога-психолога школы со специалистами ЦКРОиРа по вопросам психолого-педагогического сопровождения школьников, имеющих особенности психофизического развития.....
6. Психодиагностические минимумы …………………………….
6.1. Психодиагностический минимум на начальном этапе обучения в школе ………………………………………
6.2. Психодиагностический минимум при переходе из начальной в среднюю школу………………………………
6.3. Психодигностический минимум на этапе перехода учащихся в профильную школу…………………………..
6.4. Другие психодиагностические работы……………………
6.5. Наиболее простые подходы к обработке данных…………
6.6. Использование компьютера……………………………….
Использованная литература……………………………………….
Приложения………………………………………………………….
Приложение 1. Схема координации деятельности педагогов-психологов………………………………………………
Приложение 2. Программа работы СППС школы с учащимися с проблемным поведением…………………………………………
Приложение 3. Опросник социально-психологического климата коллектива…………………………………………………………..
Приложение 4. Схема психологического анализа внеклассного мероприятия…………………………………………………………
Приложение 5. Диагностика творческих способностей учащихся…………………………………………………………….
Приложение 6. Матрица определения видов одаренности……
Приложение 7. Комплексно-целевая программа психолого-педагогического сопровождения образования одаренных детей…
педагога-психолога
Согласно "Общей
характеристике специальности
Коррекционно-развивающая
деятельность. Коррекция в буквальном
переводе с латинского означает "изменение,
исправление"; развитие - это движение
по восходящей линии, от простого к
сложному, от низшего к высшему (БСЭ, т.35,
с. 600). Для того чтобы осуществлять работу
по коррекции или развитию того или иного
качества, необходимо провести изучение
(диагностику) уровня развития умений,
знаний, навыков, особенностей личности,
так как диагностика является неотъемлемым
элементом коррекционно-развивающей деятельности
педагога-психолога. В его работе она является
не самоцелью, а средством, способствующим
более эффективной организации работы.
Коррекционно-развивающая
деятельность осуществляется
Консультирование -
это особым образом организованное
общение педагога-психолога с
учеником, педагогом, родителем
31
или их группами.
Консультации могут быть
Консультирование
как особый вид деятельности
психолога возникло лишь в
50-е годы XX в. До этого времени оно
было частью психотерапии. Кроме психотерапии,
оно имеет много общего с обучением. В
консультировании педагоги-психологи
имеют дело со здоровым человеком и большое
внимание уделяют активизации сил и возможностей
человека, обратившегося за консультацией.
Развитие консультируемого происходит
не только путем передачи ему знаний, но
больше за счет формирования особых отношений
с консультантом, приводящих к самостоятельному
развитию клиента.
В консультации
выделяют несколько этапов:
1. Установление контакта
с консультируемым(и). Как правило,
консультации затрагивают
32
Определение запроса
и постановка проблемы. Запрос - это
обращение к педагогу-
Диагностика. После постановки проблемы проводится изучение того, на каком уровне у человека развиты те или иные качества или каковы его особенности, относительно которых сформулирована проблема. Для диагностики используются специальные методы: наблюдение, тесты, опросники, результаты беседы с человеком (о них см. в разделе 3.4 данной главы).
Совместная работа
по решению проблемы, которая проводится
с помощью специальных
В консультировании
ученик (или взрослый) рассматривается
как равный партнер. Он имеет
абсолютно равные права в
Преподавательская
и культурно-просветительская деятельность.
Преподавательская и
Многие авторы
(например, И.В. Дубровина) отмечают,
что учителя обладают
Психологическое
просвещение - самый первый этап
приобщения педагогического
33
к психологическим
знаниям. И.В. Дубровина видит
смысл такого просвещения в
следующем: знакомить
Для того чтобы
приобретение и использование
психологических знаний стало
потребностью детей, их
Преподавание - это
специальным образом
Педагог-психолог
может стать хорошим
34
В основе преподавательской
работы педагога-психолога
активность учеников в образовательном процессе;
развитие у детей интереса к изучаемому материалу;
диалогичность общения (равноправного сотрудничества с учениками);
диагностичность (в основе действий педагога-психолога лежат результаты наблюдения за учебной деятельностью учеников);
разделение учебного материала на организационно-содержательные учебные единицы, соответствующие возможностям учеников;
учет в преподавании особенностей восприятия детей;
обучение с учетом когнитивного стиля и уровня умственного развития учащихся;
применение различных форм групповой и индивидуальной работы;
развитие инициативы и ответственности учеников в учебном процессе;
развитие самооценки,
личной и культурной идентичности детей
в обучении.
Соблюдать перечисленные
принципы педагог-психолог
Хорошо подготовленный
урок, основанный на методе
Вступление. Его функции: установление контакта, привлечение внимания и ознакомление аудитории (класса, педагогического коллектива, родителей) с темой разговора.
Сообщение основной информации, которая передается в спокойной манере, без лишних эмоций, точно и доступно для понимания аудитории.
Аргументация. Приведение доказательств, примеров, фактов, поддерживающих точку зрения учителя или доказывающих выдвинутые учителем на уроке положения.
Контраргументация.
Опровержение противоположных доводов,
иных теоретических положений, возражений
и т. д. Данный этап дает педагогу возможность
полнее и интереснее раскрыть тему.
Даже если класс не имеет противоположных
доводов, необходимо подготовить их
заранее, самому привести их и опровергнуть.
35
Заключение. Функции
заключения: подведение итогов, обобщение,
повторение выводов и определение
перспектив (что будет делаться далее,
кто за что отвечает, сроки исполнения,
какая тема будет изучаться после
и т. д.). Последняя функция очень
важна, поскольку дает возможность
ученикам осознать себя активными участниками,
а не пассивными зрителями процессов,
происходящих в классе.
На этапах аргументации
и контраргументации
Научно-методическая
деятельность. Работа педагога-психолога
никогда не носит только прикладной
характер. Причин тому несколько, но главная
состоит в том, что педагог-психолог
постоянно использует в своей
работе научные сведения из различных
областей психологии, возрастной физиологии,
педагогики. Плох тот учитель, который
несколько лет работает по одним
и тем же конспектам уроков. Представить
себе педагога-психолога, который дает
одни и те же рекомендации после
проведения диагностики или одними
и теми же словами проводит консультации,
просто невозможно. Любое заключение
о личности и поведении человека
оправданно, только если оно имеет
под собой строгую научно обоснованную
базу. И.В. Дубровина пишет, что педагог-психолог
"сочетает в себе ученого и
практика: ученого в том смысле,
что он должен быть компетентным исследователем
и содействовать получению
Информация о работе Основные направления деятельности психолога