Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

1zanatie.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

Раздел  VIII. Основные направления семейного консультирования  в работе социального педагога с семьей. 

8.1.  Основные направления  и виды семейного  консультирования  

     Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям  деятельности учреждения и в пределах  ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако,  по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические,  психологические, социально-психологические, социально-медицинские,  социально-досуговые и т.д.:

    1. По социальным вопросам 1:

- специалистами Центров помощи семье и детям осуществляется разъяснение по конкретным видам и формам социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг; содействие в оказании поддержки семье и отдельным гражданам в решении проблем их самообеспечении, реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций; консультирование родителей по вопросам социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и психическими возможностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; пропаганда и внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий; разъяснять гражданам о комплексных и индивидуальных региональных социальных программах и направлять обратившихся и нуждающихся к соответствующим специалистам для дальнейшего решения вопроса; о применении законодательных документов по вопросам льгот,  монетизации, санаторно-курортного лечения,  оздоровления и т.д.

- специалисты учреждений и организаций социальной защиты населения консультируют и оказывают содействие в решении проблем социальной помощи, поддержки и защиты  семей, находящихся в трудной жизненной, социально-опасной и экстремальной ситуациях; разъясняют  и проводят в пределах своей компетентности индивидуальную профилактическую работу с безнадзорными и беспризорными  несовершеннолетними;

-специалисты социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, проводят беседы с их родителями или лицами, их заменяющими; содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; проводят беседы с родителями и лицами, их заменяющими по основным воспитательным функциям семьи и вопросам осуществления родительских обязанностей и ответственности  за ненадлежащее их исполнение;

- специалисты социальных приютов для детей  обеспечивают не только  временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, но и консультируют родителей по психолого-педагогическим вопросам, особенностям детско-родительских взаимоотношений и возрастным особенностям детей,  проводят беседы с родителями, близкими и родственниками детей, попавшими  в приют;

- специалисты центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенных для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей консультируют и оказывают им содействие в дальнейшем устройстве.

    2. По социально-правовым вопросам:

- специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее –КДНиЗП) органов местного самоуправления осуществляют консультирование родителей  и детей по предупреждению безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, координации усилий субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений по контролю за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних;  осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; разъясняют правовые нормы и меры по воздействию в отношении несовершеннолетних  и их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и субъектов РФ;

- специалистами по охране прав несовершеннолетних муниципальных региональных образований осуществляется работа и в том числе -консультирование семей и детей в области личных неимущественных и имущественных прав ребенка, по вопросам социально-правовой, жилищной,  правовой защите  прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся в социально-опасном положении детям и нуждающимся семьям;

- специалисты  правоохранительных учреждений проводят разъяснительную работу  среди родителей нормы семейного, гражданского, административного и уголовного законодательства; обеспечению безопасности личности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;  беседы профилактического характера; посещают семьи по месту жительства с целью обследования жилищно-бытовых условий; предотвращают применение к детям недопустимых методов воспитания и обращения, т.е. все виды физического и психического насилия над детьми; выясняют  обстоятельства  совершения правонарушения и принимают конкретные меры  к родителям и детям  и т.д.

специалисты правозащитных ведомств, организаций и учреждений  осуществляют надзор по вопросам охраны, поддержки, защиты конституционных прав семьи и детей путем разъяснения и применения общенадзорных, гражданско-правовых, уголовно-правовых средств по обнаружению и устранению допущенных нарушений трудового и жилищного права, права на образование; осуществляют надзор за соблюдением требований семейного законодательства;

специалисты муниципалитетов и региональных правительственных и государственных организаций осуществляется консультирование семей по  административно-правовым вопросам;

- специалисты общественных и негосударственных организаций привлекают к семейному консультированию лучших специалистов и волонтеров (высокая самоотдача и креативность персонала, работающего «ради идеи», а не только за вознаграждение; они лишены ведомственной подчиненности; более мобильны, гибки  и обладают инициативой, восприимчивы к изменяющимся условиям, более глубоко и предметно знают положение дел на местах и в семьях своих подопечных);

- специалисты бюро актов гражданского состояния (ЗАГС) осуществляют консультирование семей по вопросам семейно-брачных отношений, регистрации супружеских пар, усыновление детей, оформление установления наследственных связей, изменение фамилии и имени,  установление подлинности документов семьи и т.д.

3. По  социально-педагогическим вопросам  осуществляется консультирование:

- учителями и преподавателями учебных дисциплин по организации помощи в обучении, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей и т.д.; 

- социальные педагоги дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования консультируют по вопросам педагогической и социально-психологической подготовки родителей к воспитанию будущих школьников; социально-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами и их семей; вопросам взамоотношения различных поколений в семье, методах педагогического воздействия на детей, формировании позитивных отношений между детьми и взрослыми; социально-психологическим проблемам воспитания «трудных» подростков, проблемам отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка; организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье; подготовки детей дошкольного возраста к занятиям в школе; наиболее распространенных ошибках родителей в воспитании детей, особенностям воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т.д.;

- классными воспитателями осуществляется помощь в воспитании родителям, организации  воспитательных функций класса, группы детей и т.д.   

4. По  социально-медицинским вопросам:

- медицинские  работники  образовательных учреждений  распространяют санитарно-гигиенические знания среди детей и родителей, пропагандируют здоровый образ жизни;  разъясняют и проводят медико-педагогические мероприятия по формированию функциональной готовности ребенка к обучению; предотвращению школьной дезадаптации; осуществляют контроль за течением школьной адаптации и проведением медико-педагогической коррекции;  т.д., 

- медицинские работники центров планирования и репродукции семьи и женских консультаций осуществляют консультирование по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, планированию семьи и её естественной репродукции, подготовке к отцовству и материнству,  профилактике женских и мужских заболеваний; обзору законодательства об охране материнства и детства; раннему выявлению аномального материнства и т.д.;

в учреждениях здравоохранения,  поликлиниках и больницах проводится адресное сопровождение соматического состояния всех членов семьи, особое внимание уделяется детям и новорожденным; пропаганде здорового образа жизни, лечению и  профилактике семейных и детских болезней; принимаются меры  употребляющим алкогольные, токсические  и наркотические вещества; своевременно принимаются меры по сохранению жизни и здоровья детей, находящихся в социально-опасном положении.

5. По  социально-психологическим и психологическим вопросам: 

- психологи образовательных учреждений консультируют родителей по вопросам школьной и средовой адаптации,  преодолению   школьных учебных проблем и вопросов межличностного общения, профилактике школьной и средовой дезадаптации,  созданию психолого-педагогических условий благоприятной  адаптации учащихся,

- психологи центров помощи семье и ребенку консультируют родителей по особенностям детско-родительских взаимоотношений, регулирований семейно-брачных отношений, супружеской адаптации  и  т.д.

- психологи реабилитационных центров и детских приютов:  психологическая коррекция и помощь детям и семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию,  психологическая реабилитация детей;

- психологи производственных предприятий и учреждений: изучение психологического климата трудовых коллективов; кадровая подготовка, изучение и подбор административно-кадрового состава, изучение производственного потенциала работников, вопросы психологической адаптации сотрудников и регулирование межличностных взаимоотношений.  

   Консультативную   психологию  можно определить как раздел современной науки, направленной на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консультирования.  Вне зависимости от того, как трактовать психологическое консультирование, очевидно, что этот вид деятельности на настоящем этапе развития общества является реальностью, требующей своего изучения. Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии, вплоть до начала XXI века.  На разных этапах развития психологии возникали и становились актуальными различные ее отрасли. Психологическая наука зародилась как наука о закономерностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика.

   Консультирование - широко распространенный сегодня  и один из основных инструментов в  области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.  Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет рядовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя семейное консультирование по вопросам супружеских и детско-родительских отношений, ибо в какой бы сфере человек не работал, эти проблемы существовали и существуют. Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся,  вступающим в брак  и  т.д.

   Психологическое консультирование предъявляет к  консультанту определенные морально-этические  требования, без следования которым работа не может быть успешной.  По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего - не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.

Информация о работе Основные направления семейного консультирования в работе социального педагога с семьей