Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 22:46, курсовая работа
Каждая из основных европейских стран имеет основания называться родиной
социологии, поскольку в каждой из них с начала ХIХ века возникали попытки объяснения
явлений общественной жизни, преодолевающие влияние господствовавших религиозных
воззрений. Как правило, клерикализм этого времени был тесно сопряжен с монархической
идеей. В ходе Великой Французской революции была впервые осмыслена потребность в
светском мировоззрении и светском обосновании
1. Исторические и культурные предпосылки формирования французской
Социологии
2. Возникновение социологии как «науки об обществе»
3. Эмиль Дюркгейм – создатель французской социологической школы и
классик современной социологии
3-1. Дюркгейм и Третья республика
3-2. Критика Дюркгеймом утилитаристской концепции современного общества
3-3. Анализ морального кризиса и путей выхода из него
3-4. Социальные факты, принуждение, социальный контроль
3-5. Обоснование светской морали
4. Французская социология после Дюркгейма
5. Послевоенная социология Франции
6. Пьер Бурдье (1930-2002)
6-1. Жизнь и творчество
6-2. Социология как теория практики
6-3. Преодоление дихотомий: габитус, поле, капитал
6-4. Социальная дифференциация
6-5. Социология интеллектуалов и императив рефлексивности
Дополнение
Интервью проф. А. Здравомыслова с Аланом Туренном
Париж, Дом Наук о Человеке. 25 ноября 1996 г.
Заключение
Московский
государственный университет
Факультет социологии
Курсовая работа
Социология
во Франции
Выполнила
Студентка 2 курса
Очной формы
обучения
Проверила преподаватель
Истории социологии
20.04.12 год
Содержание
1. Исторические и культурные предпосылки формирования французской
Социологии
2. Возникновение социологии как «науки об обществе»
3. Эмиль Дюркгейм – создатель французской социологической школы и
классик современной социологии
3-1. Дюркгейм и Третья республика
3-2. Критика Дюркгеймом утилитаристской концепции современного общества
3-3. Анализ морального кризиса и путей выхода из него
3-4. Социальные факты, принуждение, социальный контроль
3-5. Обоснование светской морали
4. Французская социология после Дюркгейма
5. Послевоенная социология Франции
6. Пьер Бурдье (1930-2002)
6-1. Жизнь и творчество
6-2. Социология как теория практики
6-3. Преодоление дихотомий: габитус, поле, капитал
6-4. Социальная дифференциация
6-5. Социология интеллектуалов и императив рефлексивности
Дополнение
Интервью проф. А. Здравомыслова с Аланом Туренном
Париж, Дом Наук о Человеке. 25 ноября 1996 г.
Заключение
1. Исторические и культурные предпосылки формирования французской
социологии
Каждая из основных
европейских стран имеет
социологии, поскольку в каждой из них с начала ХIХ века возникали попытки объяснения
явлений общественной жизни, преодолевающие влияние господствовавших религиозных
воззрений. Как правило, клерикализм этого времени был тесно сопряжен с монархической
идеей. В ходе Великой Французской революции была впервые осмыслена потребность в
светском мировоззрении и светском обосновании государственной власти. Именно во
Франции появляются труды Огюста Конта. Здесь была сформулирована идея прогресса
как поступательного движения общества по восходящей линии. Здесь утверждались
принципы рационалистического мышления, опиравшиеся на традиции картезианства. И
несмотря на то, что обе эти идеи подвергались впоследствии сомнению, их значение в
истории становления современного общества трудно переоценить. Франция является
родиной Просвещения – наиболее влиятельного интеллектуального движения в истории
мировой культуры.
Она, как и Германия, – страна
с богатой философской
Французская социологическая мысль при своем возникновении, в отличие от
американской, в меньшей степени связана с практическим запросом разрешения текущих
социальных проблем. Она ориентирована на выяснение законов общества вообще, и в
силу этого во французской социологической традиции гораздо явственнее выражен ее
теоретический характер. Далее, при своем возникновении французская социология
опирается на более основательную традицию истории социальной мысли. Р. Декарт,
Ш.Л. Монтескье,
Д. Дидро и Вольтер уже
и социология исходила из традиции Просвещения, а значит, в ней более отчетливо
ставились вопросы отношения к религии, более жестко определялись границы светского
мировоззрения. К моменту формирования "Курса позитивных наук" Конта во Франции
получил развитие ряд направлений общественной мысли, которые не могли быть
проигнорированы. Теории социального равенства и социализма (А. Сен-Симон и
Ш. Фурье), опыт построения теорий прогресса (Ж. Кондорсе) и теории "социальной
физики" (А. Кетле), – вот наиболее заметные направления социологической мысли до
возникновения социологии, уже сформировавшиеся к середине ХIХ в. во Франции.
Наконец, к моменту возникновения социологии французская культура впитала в себя
опыт Великой французской революции, наполеоновских войн и реставрации.
Вклад Франции в историю социальной мысли заслуживает более обстоятельного
обоснования, ибо не только Конт как таковой, но и в целом французская культура и
политика породили современное социальное мышление и социологию. Задолго до «Курса
позитивных наук» возникло столь величественное произведение как творение Монтескье
«О духе законов», появилась первая Энциклопедия, порожденная энциклопедистами (Д-
Аламбер, Дидро, Монтескье). Жан Жак Руссо создал теорию общественного договора,
указавшую на возможность светской интерпретации отношений между государством и
подданными. Монах Жан Мелье написал опровержение основных постулатов Фомы
Аквинского, доказывающих существование Бога, и, следовательно, опровергающих
божественное основание монархии. Гольбах и Гельвеций заложили основы целостного
понимания жизни общества, основываясь на том, что «интересы людей правят миром».
Все это вместе взятое составляло суть Просвещения (La Lumiere), ставшего – наряду с
традициями Возрождения - основанием европейской светской культуры. Идеи
Просвещения (в том числе «Евангелие от Жан Жака») стали мощным стимулом Великой
Французской революции, провозгласившей на своих знаменах Свободу, Равенство и
Братство (1789-1793). Эта революция, как бы ее ни оценивать с позиций прогресса или
консерватизма, потрясла устои европейских монархий и явилась началом их конца.
Революция создала новый социальный контекст Европы, она ввела в повседневный
обиход понятие гражданина (le citoyen). Она породила новые образцы социального
действия, которые впоследствии воспроизводились как в самой Франции, так и в
европейских странах, включая Россию. Она выдвинула своих героев: Дантона, Марата,
Сен-Жюста, Робеспьера, характерные черты, которых воспроизводились в ходе многих
последующих революций XIX и XX веков. А в своем попятном движении она создала
колоссальную фигуру Наполеона Бонапарта, память о деяниях которого остается
священной для многих поколений французов.
Чем была эта революция? На этот вопрос существует множество ответов. Почти
каждый историк дает свою трактовку событиям. Обратимся к одному из них:
«Французская революция, - пишет английский историк Т. Карлейль (1837), – это открытое
восстание и насильственная победа вырвавшейся на свободу анархии против
разложившейся, исчерпавшей себя власти; это анархия, которая взламывает тюрьмы,
выплескивается из бездонных глубин и бесконтрольно, неудержимо бушует, охватывая
мир, которая нарастает от приступа к приступу лихорадочного бешенства, пока не
перегорит сама собой, пока не разовьются элементы нового порядка, которые она
содержит (ибо любая сила содержит таковые), пока анархия не будет, если не упрятана
снова в тюрьму, то обуздана, а ее безумные силы не окажутся направлены к своему
предназначению как здравые и контролируемые…»
Французская революция впервые в истории заявила о «правах человека», она
прошла через несколько конституций, и в стремлении к новому порядку изменила сами
основания прежнего общественного строя, как в экономическом, так и в политическом
отношении. В ходе этой революции возникла французская нация и первое европейское
национальное государство. Она стимулировала совершенствование европейского
парламентаризма,
разработала законодательные
трех ветвей государственной власти. Потребность в защите революционного отечества
естественным образом привела к лозунгам патриотического содержания и к
формулировке самой идеи патриотизма. Все это неоспоримые плюсы революции,
вошедшие в европейскую культуру. В то же время Французская революция прошла через
гражданскую войну (в Вандее и других очагах сопротивления), гильотину как орудие
террора, физическое уничтожение Людовика XVI-го и Марии-Антуанетты, расправы с
аристократией и священнослужителями, быстрые и беспощадные смертные приговоры и
публичные казни «врагов народа». С сентября 1792 по июль 1794 года «революционный
террор» прошел полный цикл, завершившись отправкой на гильотину его собственных
инициаторов.
Изучение истории Франции времен революций, причин их возникновения,
меняющихся политических режимов стало школой социального мышления европейского
масштаба. Разумеется,
интерпретация истории
Одна часть штудий опиралась на идеи Просвещения, подчеркивая их освободительную
роль (Ф. Бюше (1796-1865), Луи Блан (1811-1882), позже Ж. Жорес (1859-1914) и
А. Матьез (1874-1932); другая часть - на критику Просвещения, вызывая особую
ненависть к якобинцам, санкюлотам и их вождям (А. Ламартин (1791-1869), И. Тэн (1828-
1893), Л. Мадлен (1871-1956)
Достойный материал привел и к достойным результатам: французская культура
обогащается первой исторической школой, в которую вошли «историки времен
реставрации». Они специализировались на истории Европы и Франции (Ф. Гизо (1787-
Оно называлась Histoire Socialiste de la Revolution Francaise. Издано на русском языке в шести томах в 80-е годы прошлого столетия издательством «Прогресс».
1874), Ж. Тьерри (1795-1856), О. Минье (1796-1884). Произведения этих авторов
получили признание, как современников, так и потомков. Именно эти авторы
рассматривают европейскую историю сквозь призму классовой борьбы. А основания
классовых интересов они видят в отношениях собственности. Совокупность идей этих
французских историков дает полные основания говорить о возникновении
социологического мышления в рамках этого направления.