Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 22:46, курсовая работа
Каждая из основных европейских стран имеет основания называться родиной
социологии, поскольку в каждой из них с начала ХIХ века возникали попытки объяснения
явлений общественной жизни, преодолевающие влияние господствовавших религиозных
воззрений. Как правило, клерикализм этого времени был тесно сопряжен с монархической
идеей. В ходе Великой Французской революции была впервые осмыслена потребность в
светском мировоззрении и светском обосновании
1. Исторические и культурные предпосылки формирования французской
Социологии
2. Возникновение социологии как «науки об обществе»
3. Эмиль Дюркгейм – создатель французской социологической школы и
классик современной социологии
3-1. Дюркгейм и Третья республика
3-2. Критика Дюркгеймом утилитаристской концепции современного общества
3-3. Анализ морального кризиса и путей выхода из него
3-4. Социальные факты, принуждение, социальный контроль
3-5. Обоснование светской морали
4. Французская социология после Дюркгейма
5. Послевоенная социология Франции
6. Пьер Бурдье (1930-2002)
6-1. Жизнь и творчество
6-2. Социология как теория практики
6-3. Преодоление дихотомий: габитус, поле, капитал
6-4. Социальная дифференциация
6-5. Социология интеллектуалов и императив рефлексивности
Дополнение
Интервью проф. А. Здравомыслова с Аланом Туренном
Париж, Дом Наук о Человеке. 25 ноября 1996 г.
Заключение
мере объясняет
тот факт, что и второе послевоенное
поколение французских
М. Крозье, А. Турен, А. Мендрас, Ж-Д. Рейно, Э. де Демпьер – начали свою карьеру с__путешествия в США, где они прошли нечто вроде инициации. Эта процедура
содействовала тому, что они заняли в социологии не без оснований вновь созданные
позиции48.
6. Пьер Бурдье (1930-2002)
Интересно, что в этом перечне наиболее влиятельных фигур, нет Пьера Бурдьё. Дело
в том, что в отличие от названных выше исследователей, Бурдьё сначала получил
признание во Франции, затем в Европе, а к концу своей жизни – и в США. В этом
отношении его судьба напоминает судьбу де Голля, роль которого, как лидера Франции в
освободительной борьбе против фашизма, долгое время оставалась непризнанной со
стороны Рузвельта.
6-1. Жизнь и творчество
Бурдье родился в 1930 году в селении Денгвин, которое расположено в юго-
западной Франции у подножья Пиреней в семье почтового служащего. Оккупация
Франции совершилась, когда Бурдье было 9 лет. В возрасте 23 лет он заканчивает курс
обучения в Нормальной школе в Париже и начинает преподавать философию. Его
преподавательская деятельность была прервана двухлетним периодом службы в армии,
которую он проходил Алжире. В это время французские войска стремились подавить
сопротивление алжирских повстанцев. Завершив срок службы, Бурдье остается в Алжире
в качестве преподавателя университета и полевого исследователя кабиллов – одного их
алжирских племен. Этнографическое описание и анализ социальных отношений этого
племени определили репутацию Бурдье в мире французской науки.
Годы учебы и первых публикаций Бурдье характеризуются во Франции упадком
интереса к социологии. В 1950-е годы во Франции доминирующие позиции занимает
философия, причем наиболее влиятельными направлениями оказываются
экзистенциализм Сартра и экономический материализм. И то, и другое направления
апеллировали к Марксу. Поэтому Бурдье не мог пройти мимо марксизма. Его труды
свидетельствуют о глубоком знании как ранних, так и зрелых работ Маркса. В
послевоенной Франции обращение к Марксу тем более важно, что европейская
интеллигенция в эти годы пытается осмыслить значение победы Советского Союза во
второй мировой войне. Темы социализма, Советов, Коммунистической партии Франции,
серьёзно противостоявшей коллаборационизму, не сходят с уст молодого__поколения студентов. Поэтому неудивительно, что Бурдье иногда рассматривается в качестве
неомарксиста. Тем более, что он формулирует свое понимание социальной реальности как
пространства постоянной борьбы между институтами и социальными группами за
обладание капиталами различного рода и контроль над ними.
Однако Бурдье свободен от догматической приверженности какому-либо
единственному направлению социальной мысли. Он справедливо полагает, что
современное общество невозможно объяснять теориями прошедших дней и эпох, что этой
задаче может отвечать только социальная наука в целом при восстановлении в составе
этого совокупного знания роли социологии. Среди плодотворных направлений мысли
своего времени Бурдье рассматривал французский структурализм, который
ориентировался на восстановление проекта Дюркгейма - тотальной науки об обществе и
культуре, который «был пересмотрен и модернизирован Жоржем Думезилем в
сравнительной мифологии, Фернандом Броделем в исторической науке и Клодом Леви-
Строссом в антропологии»49.
В начале 1960-х Бурдье возвращается из Алжира в Париж, где он получает пост
директора в Высшей школе социальных наук, а затем, после ухода в отставку Р. Арона,
пост директора Центра Европейской социологии. В 1970-е он занимается социологией
образования, искусства, изучением интеллектуалов и социологией политики. В 1975
создает междисциплинарный журнал «Actes de la recherche en sciences sociale», а в 1981
издает свой основной труд, подготовленный за эти годы, «Различия» (Distinction: A Social
Critique of the Judgement of Taste.), а вслед за этой работой публикует «Логику практики».
На основании этих публикаций он получает кафедру социологии в «Коллеж дю Франс».
В 1980-е он публикует работы «Язык и символическая власть», «Homo Academicus»,
«Государственная знать» (The State Nobility: Elite Schools in the Field of Power.) и
«Правила искусства: генезис и структура поля художественной деятельности» (The Rules
of Art: Genesis and Structure of the Artistic Field).
Последнее десятилетие жизни Бурдье активно занимается социологией
символических благ. В первую очередь его интересует социология религии, науки, литературы, живописи, журналистики и телевещания, издательского дела50. Он включает
в сферу своих
интересов несколько новых
(нищета)51, мужское доминирование в культуре, возникновение бюрократического
государства и его фунционирование в современных условиях, возможности формирования
европейской социальной политики. Среди работ этого периода особое место занимают
«Паскалианские размышления» (1997, 2000), в которых он еще раз возвращается к
анализу понятия практики и предлагает социологическое решение антиномии
рационализма и историзма. В этот же период жизни Бурдье заметно активизирует свою
общественную деятельность, как в своей собственной стране, так и в европейском
масштабе. Он обращает свой критический анализ против гегемонии рыночной идеологии,
которая, с его точки зрения, направлена против тех целей и организаций, традиционно
придерживающихся левых позиций. На этом поприще он приобретает мировую
известность как основательный критик неолиберализма. Такая линия вполне отвечала его
теоретической установке – стремлению превратить социальное знание в эффективное
орудие символического действия, направленное против сил, господствующих в
современном обществе. Его ориентиры объединялись с идеями социальной
справедливости
и гражданской нравственности.
6-2. Социология как теория практики
Наследие Бурдье исчисляется тридцатью семью книгами, созданными
индивидуально или в соавторстве, и примерно четырьмястами статьями. В
исключительном многообразии социологических сюжетов, которые встречаются у автора,
Луи Вакан выделяет несколько принципиальных идей, пронизывающих его творчество.
Вакан считает, что во всех своих трудах Бурдье имеет своим предметом разнообразные
формы человеческой практики, что, по сути дела, социология Бурдье представляет собою
теорию практики и, одновременно, критику сложившихся форм господства
(доминировния). Социология Бурдье является критикой по отношению к унаследованным
категориям и формам мышления. Тем самым он бросает вызов способам управления,
которые осуществляются современными технократами и интеллектуалами под
прикрытием слов о культуре и рациональности. Вспомним, что марксистский проект
начинался с критики немецкой идеологии (1846). Бурдье берет на себя смелость
критического анализа современных форм социального мышления, отдавая себе отчет в смысле существующих идеологических конструкций и в ограниченности используемых
ресурсов. Поэтому его собственная позиция носит вполне отрытый характер: он
выступает ни от имени класса, ни от имени какой-либо другой политической силы. Он
выступает от имени социальной науки и, вместе с тем, от левых сил, которые - в
соответствие с французской традицией - не имеют четкой партийной принадлежности.
Далее, циология Бурдье направлена против сложившихся форм власти и распределения
привилегий, равно как и против политики, обеспечивающей поддержку господствующей
власти. Эта
двойная критика состояния
объяснении многообразных процессов, которые маскируют существующий социальный
порядок и обеспечивают приемлемость существующих иерархий.
Главное в решении этой задачи – анализ символического насилия как совокупности
скрытых способов навязывания тех смыслов и значений, которые легитимируют и
упрочивают
сложившиеся неравенства в
тех условий, при которых эти существующие иерархии могут быть поставлены под
вопрос, трансформированы и опрокинуты.
Вакан выделяет четыре особенности проекта Бурдье, характеризующие стиль его
творчества. Первая
из них состоит в том, что его
концепция социального
социальной структуры и знания является последовательно монистичной или анти-
дуалистичной. Она направлена против устоявшихся оппозиций в социальной науке, среди
которых выделяются субъективизм и объективизм, материализм и символизм,
интерпретация и объяснение, синхронное и диахронное видение мира, микро-и макро
анализ общества.
Вторая особенность стиля Бурдье состоит в постоянном синтезировании новых идей,
независимо от их источника. В методологическом плане его исследования объединяют
статистическую технику и непосредственное наблюдение, включают в себя
взаимодействие,
дискурс и обращение к
Третья особенность, на которую обращает внимание Вакан, состоит в том, что
бурдьеристское видение общества, как и веберианское, в основе своей агонистично
(agonistic): социальный мир для него – вместилище бесконечного и безжалостного
соперничества. В ходе этого соперничества неизбежно возникают различия, которые и
составляют содержание и ставки социального существования. Содержания, а не