Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 22:46, курсовая работа
Каждая из основных европейских стран имеет основания называться родиной
социологии, поскольку в каждой из них с начала ХIХ века возникали попытки объяснения
явлений общественной жизни, преодолевающие влияние господствовавших религиозных
воззрений. Как правило, клерикализм этого времени был тесно сопряжен с монархической
идеей. В ходе Великой Французской революции была впервые осмыслена потребность в
светском мировоззрении и светском обосновании
1. Исторические и культурные предпосылки формирования французской
Социологии
2. Возникновение социологии как «науки об обществе»
3. Эмиль Дюркгейм – создатель французской социологической школы и
классик современной социологии
3-1. Дюркгейм и Третья республика
3-2. Критика Дюркгеймом утилитаристской концепции современного общества
3-3. Анализ морального кризиса и путей выхода из него
3-4. Социальные факты, принуждение, социальный контроль
3-5. Обоснование светской морали
4. Французская социология после Дюркгейма
5. Послевоенная социология Франции
6. Пьер Бурдье (1930-2002)
6-1. Жизнь и творчество
6-2. Социология как теория практики
6-3. Преодоление дихотомий: габитус, поле, капитал
6-4. Социальная дифференциация
6-5. Социология интеллектуалов и императив рефлексивности
Дополнение
Интервью проф. А. Здравомыслова с Аланом Туренном
Париж, Дом Наук о Человеке. 25 ноября 1996 г.
Заключение
ясности в понимании роли религии в социальной жизни общества. «Именно в это время, -
пишет он в одном из писем, - я впервые я нашел способ исследовать религию
социологически. Это стало для меня откровением. Курс, который я читал в 1895 году, стал
для меня поворотным пунктом в развитии моего мышления»7. С этого момента и до конца
своих дней Дюркгейм решает проблему религии следующим образом: «Каждому надо
сделать выбор между Богом и Обществом. Я не стану рассматривать доводы ни против
того, ни против иного решения; оба они близки друг другу. Добавлю, что, с моей точки
зрения, этот выбор не очень существенен, так как я вижу в божестве только общество,
преображенное в мыслимое и символическое»8. Эта позиция указывает на социальное
происхождение религии в духе Фейербаха. Она как бы говорит: «то, что вы принимаете за
Бога, есть совокупность внешних сил – обычаев, нравов, ритуалов, законов, и их
контролирующих институтов, - стоящих над индивидами и подчиняющих их себе». Эта
точка зрения весьма близка к атеизму, но она не являет собою «воинствующего атеизма».
Собственно, так и во всех других вопросах социального характера Дюркгейм
стремился быть реалистом. Он избегал крайних позиций и не допускал их ни в своей
теории, ни в практических поступках. Более того, в одной из своих главных работ он
формулирует своего рода нравственную максиму: «Ничто чрезмерное не может считаться
хорошим в общем порядке жизни»9.
Поэтому в историко-социологической литературе нет однозначных оценок его
мировоззренческих и практически-политических позиций. Для одних историков он был
либералом, который преобразовал французский консерватизм в систематическую
социологическую теорию (Нисбет и Козер), для других исследователей его позиция
характеризуется как последовательный реформизм. и ревизионизм. Есть авторы (Filloux,
Gane), которые провозглашают его защитником демократического социализма и даже
сторонником радикализма и критическим социологом. А Лакруа полагает, что Дюркгейм
представляет собою мыслителя, который предвосхитил две опасности современности:
тоталитаризм и анархизм.
Возможно, все эти оценочные суждения имеют смысл по отношению к тому
спектру политических идей, которые сложились во Франции во второй половине ХIХ века. Время Третьей республики характеризуется историками как время постоянной
политической неустойчивости. На всем протяжении этого полувека шла ожесточенная
борьба между монархистами и клерикалами, с одной стороны, и защитниками
республиканского
правления и светского
само существование республиканского строя не раз находилось на волоске. Наиболее
последовательными защитниками республики были возникшие и даже окрепшие концу
1890-х годов социалистические партии (Ж. Гед и Ж. Жорес пришли к объединению своих
партий только в 1905 году под влиянием II Интернационала), а самым ожесточенным
полем борьбы была
французская система
образование, свободное от клерикального влияния, и они во многом преуспели в этом
отношении, в том числе, благодаря становлению социологии.
Американский историк социологии Л. Козер сообщает, что в 1880-е годы
правительство,
озабоченное
провело в жизнь ряд законов, содействующих светскому образованию. Оно пошло на
создание сети новых школ независимых от церковных приходов, создало систему
подготовки учителей светского направления, предприняло меры, направленные на
упрочение материального положения учительского сословия. При этом католические
учебные заведения были лишены права называться университетами, а члены монашеских
орденов лишены права преподаваний в публичных школах. Организационным и
методическим центром всех этих изменений был университет Сорбонны, который в 1902
году пригласил к себе Дюркгейма вначале в качестве профессора социальных наук, а
затем руководителя кафедры теории образования, которая в 1913 году была преобразована
в кафедру теории образования и социологии. Козер сообщает, что в 1895 году бюджет
системы высшего образования во Франции вырос в три раза в сравнении с 1870 годом11.
Обращаясь к историческим событиям Франции 90-х годов, нельзя обойти
вниманием дела Дрейфуса. В 1894 году начался судебный процесс над офицером
французского генерального штаба Дрейфусом, который на основании
сфальсифицированных документов был обвинен в государственной измене12. Процесс
надолго расколол французское общество на дрейфусаров и антридрейфусаров. Первые
объединились в Лигу защиты прав человека, вторые – в Лигу защитников Отечества. Эти
названия легализировали раскол в обществе, суть которого состояла, с одной стороны, в
мобилизации антисемитских настроений «патриотами»-антидрейфусарами и, с другой
стороны, в идее защиты чести и достоинства гражданина страны безотносительно к его
вероисповеданию. Трудно переоценить значение этого процесса для интеллектуальной
истории Франции. Сам процесс проходил несколько этапов. Он сопровождался
вспышками антисемитизма, еврейскими погромами, разрывами отношений между
друзьями и родственниками на почве расхождения в оценках действий многочисленных
инстанций суда и прокуратуры. На первом этапе обвиняемый был приговорен к
пожизненному заключению, на последнем этапе он был полностью оправдан и
восстановлен в чине и должности в армии. В целом, процесс оказался школой
формирования гражданского общества в масштабах всей страны. Лагерь дрейфусаров
возглавил Эмиль Золя. Дюркгейм занял активные позиции в этом лагере. В Бордо, где он
преподавал, он организовал местное сообщество защитников Дрейфуса и убелил своего
школьного товарища и друга, лидера социалистов Жана Жореса выступить на стороне
дрейфусаров. Эта позиция по самому острому вопросу нравственной и политической
жизни Франции говорит сама за себя.
Вместе с тем, Дюркгейм не выступал на поприще политики профессионально. Он
был деятелем науки и просвещения. Для понимания творчества Дюркгейма важно то, что
именно в 80-90-е годы ХIХ века поприще социальных наук обретает во Франции
относительную самостоятельность от религиозных диспутов, от философии и политики. В
эти годы начинают выходить журналы «Социальная реформа», «Социальные науки»,
ориентирующиеся на работы Ле Пле. Несколько позже по инициативе Р. Вормса
возникает «Международный социологический журнал». Кроме того, образуется группа
католических социологов. Все эти группы по разным основаниям находятся в оппозиции к
социологизму Дюркгейма. Но и сторонники Дюркгейма также не оставляют своих
оппонентов без внимания. По инициативе самого Дюркгейма в 1898 году начинает
выходить первый социологический журнал - орган дюркгеймианцев «Социологический
ежегодник». Вокруг журнала образовалась сплоченная группа исследователей,
состоявшая из учеников Дюркгейма. Ее ядро составили М. Мосс, М. Хальбвакс, Л. Леви-
Брюль, С. Бугле, Ж. Дави, П. Фолконне, Ф. Симиан. Эта группа исследователей,
объединившаяся вокруг принципа социологизма, выпустила 12 номеров Ежегодника.
Здесь не было формального членства, но было единодушие в признании авторитета
основателя школы и понимании светского характера социального знания. Многие из
участников школы включались в политическую деятельность на стороне социалистов,
примыкая к основанной в эти годы Жаном Жоресом газете “l’Humanite”. Именно эта часть
французских интеллектуалов относилась с большим уважением к традициям Великой
Французской революции, отстаивая историческую значимость этого события не только
для истории Франции, но и для всей Европы. Естественным состоянием для этой группы
был систематический обмен идеями внутри сообщества и острая полемика с
противостоящими группировками. Как замечает российский исследователь истории
социологии во Франции А. Б. Гофман, «между основными направлениями, сложившимися
в французской социологии, велась непрерывная полемика. Деление на четко различимые
школы и острую конфронтацию между ними многие авторы рассматривают как
специфическую черту всей французской социологии с конца прошлого столетия до начала
Второй мировой войны»13.
Главный вклад Дюркгейма в культуру состоял в формировании французской
школы социологии. Основания этой школы Дюркгейм заложил в период преподавания в
Бордо, школа продолжала свое существование некоторое время и после смерти ее
создателя.
Обратимся теперь к рассмотрению того вклада в создание социологии как науки,
который осуществил Дюркгейм за годы своей творческой деятельности. Для решения этой
задачи мы используем источник, который сравнительно редко упоминается в историко-
социологической литературе. Речь идет о классической работе Талкотта Парсонса
«Структура социального действия», опубликованной через 20 лет после смерти
Дюркгейма в 1937 году. Автор ее видит главную трудность в понимании творчества
Дюркгейма в том, что последний на протяжении всей своей жизни шел по пути
углубления
своих теоретических позиций. Он
начинал как последователь
как убежденный
позитивист, не сомневающийся в естественно-
социальных отношений и постепенно, шаг за шагом, приходящий к необходимости
ценностного понимания социальной реальности.
Парсонс выделяет четыре этапа творчества Дюркгейма. Первый представлен его
работой «Разделение общественного труда» (1893). Этот этап Парсонс характеризует как