Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 22:46, курсовая работа
Каждая из основных европейских стран имеет основания называться родиной
социологии, поскольку в каждой из них с начала ХIХ века возникали попытки объяснения
явлений общественной жизни, преодолевающие влияние господствовавших религиозных
воззрений. Как правило, клерикализм этого времени был тесно сопряжен с монархической
идеей. В ходе Великой Французской революции была впервые осмыслена потребность в
светском мировоззрении и светском обосновании
1. Исторические и культурные предпосылки формирования французской
Социологии
2. Возникновение социологии как «науки об обществе»
3. Эмиль Дюркгейм – создатель французской социологической школы и
классик современной социологии
3-1. Дюркгейм и Третья республика
3-2. Критика Дюркгеймом утилитаристской концепции современного общества
3-3. Анализ морального кризиса и путей выхода из него
3-4. Социальные факты, принуждение, социальный контроль
3-5. Обоснование светской морали
4. Французская социология после Дюркгейма
5. Послевоенная социология Франции
6. Пьер Бурдье (1930-2002)
6-1. Жизнь и творчество
6-2. Социология как теория практики
6-3. Преодоление дихотомий: габитус, поле, капитал
6-4. Социальная дифференциация
6-5. Социология интеллектуалов и императив рефлексивности
Дополнение
Интервью проф. А. Здравомыслова с Аланом Туренном
Париж, Дом Наук о Человеке. 25 ноября 1996 г.
Заключение
Наряду с исторической наукой важный вклад в подготовку системного рассмотрения
общества вносят социалистические идеи, получившие широкое распространение во
Франции благодаря Сен-Симону, Фурье, а несколько позже благодаря Прудону и его
последователям. Эти идеи содержат в себе, как правило, два аспекта: во-первых, критику
буржуазности, меркантилизма, своекорыстной расчетливости, отхода от гуманистических
традиций Просвещения, и, во-вторых, разработку некоторого проекта рациональной и
справедливой организации общества, который, в конечном счете, оказывается
утопическим. Одна часть социалистов предлагает реформистский путь осуществления
своих целей и обращается со своими проектами к действующим правительствам, другая
часть соединяет идеи социализма с идеями революции. Исходная посылка в рассуждениях
революционного направления состоит в том, что революция потерпела поражение лишь
благодаря некоторым случайностям: непоследовательности ее руководителей,
предательствам или простой трусости. Вот если бы во главе движения стояли «другие
люди», то она обязательно одержала бы победу. На основе такой логики рассуждений во
Франции возникает бланкизм, теоретически опиравшийся на идею возможности
насильственного захвата власти.
Подобное состояние общественной мысли свидетельствует о нестабильности
ситуации в постнаполеоновской Франции. И действительно, всего через 15 лет после того,
как Наполеон окончательно отправлен в изгнание, Францию сотрясет новая революция
(1830), а далее,
менее чем через два
распространится из Франции на все страны континентальной Европы.
Итак, на европейском континенте в первой половине ХIХ века в качестве наиболее
мощных динамических сил действуют две исторические силы. С одной стороны, это
революционные движения, инициированные Францией, а чуть позже Италией, которая
ведет борьбу за национальный суверенитет. С другой стороны, - контрреволюционные
промонархические силы, опиравшиеся главным образом на союз Австро-Венгрии и
России. Таков внешнеполитический и культурный контекст, стимулировавший
общественную мысль в направлениях:
а) объяснения причин революционных потрясений и рассмотрения перспектив
общественного развития;
б) нахождения средств внутреннего согласия в рамках данного общества и
обеспечений его «устойчивости».
Что касается культурного контекста, то важно заметить, что с середины XIX века
историческая наука и социология во Франции развиваются параллельно. Эти два поля
соперничают не с экономическими науками, как это случилось в Великобритании, а с
художественной литературой (О. де Бальзак (1799-1850), В. Гюго (1802-1885), Г. Флобер
(1821-1880), Ги де Мопассан (1850-1893), Э. Золя (1840-1902), Р.М. Дю Гар (1881-1958).
Социальный фон французской культуры после Великой революции и
наполеоновских войн обогащается целым рядом важных исторических событий. Франция
ХIХ века становится членом клуба колониальных держав, она переживает еще две
революции (1830 и 1848 гг.), войну с Германией Бисмарка, окончившуюся поражением,
Парижскую коммуну 1870 года и ее расстрел, дело Дрейфуса и Первую мировую войну.
Она переживает
серию реставрационных
Наследие Великой Французской революции не предается забвению и не уничтожается.
Идеалы свободы
воплощаются в жизнелюбивом и
независимом французском
Идеалы равенства - в развитии французского права, основанного на Кодексе Наполеона.
Однако Франция, пережив свои революции, становится классической буржуазной
страной. Здесь деньги определяют успех в верхних слоях общества, здесь формируется
устойчивый средний класс, живущий в достатке, здесь долгое время виноделие и ремесла
составляют основу уклада сельских деревень и небольших городков. После увлечения
идеями социального равенства, большая часть французского населения стала еще более
приверженной
католическому мировоззрению.
2. Возникновение социологии как «науки об обществе»
Идея социологии как особой дисциплины, заслуживающей изучения и
преподавания, зародилась во Франции. Это произошло в промежутке между двумя
революциями: июльской 1830 года и революцией 1848 года. К этому времени в составе
корпуса гуманитарных дисциплин, предназначенных для преподавания в европейских
учебных заведениях высшего уровня, сложились такие отрасли знания, как история,
политическая экономия, правоведение, логика, комплекс нравственных дисциплин,
риторика, древние языки и, разумеется, философия. Символически начало социологии
обозначается появлением «Курса позитивной философии» Огюста Конта (1798-1857),
6
который в 1839 г. в четвертом томе своего труда (лекция 47) предпринял попытку дать
целостное представление об обществе и стадиях его развития и одновременно очертил
совокупность
общенаучных методов –
исторический подход, - с помощью которых ученый способен познать это общество4.
Главный смысл труда Конта, сводился к тому, что признанные дисциплины, даже
опираясь на аристотелевскую классику и на философию нового времени, не способны
были предложить некоторый проект изменения общественного устройства,
обеспечивавший ему достаточно стабильное развитие. Серия революций, уместившаяся
во Франции всего в шесть десятилетий, объяснялась Контом недостатками научного
мышления среди правителей. Поэтому Конт уже во времена реставрации Бурбонов
начинает публикацию «Плана научных работ, необходимых для реорганизации общества»
(1822 г.). Проект
Конта был выстроен на основе
убеждения в том, что
достоверное, проверяемое, разумное знание об обществе вполне возможно, и свою
деятельность он рассматривал в качестве инициативной в этом отношении. Однако
правительственные круги Франции не сочли нужным оказать ему поддержку. Они тогда,
как и теперь, не особенно нуждались в советах относительно реорганизации общества в
целом, так как были заняты решением своих повседневных задач.
К тому же именно этот период французской истории вовсе не страдает от недостатка
различного рода проектов широкого плана. До 1824 года О. Конт был секретарем
выдающегося представителя французской генерализирующей культуры Анри Сен-
Симона, который вошел в историю европейской социальной мысли в качестве одного из
основоположников утопического социализма. Современниками Конта выступали
А. Кетле (1796-1874) – автор статистической «социальной физики» и Ф. Ле-Пле (1806-
1882) - лидер «католической социологии», вошедший историю как создатель
монографического
метода, направленного на изучение
французской семьи.
3. Эмиль Дюркгейм – создатель французской социологической школы и
классик современной социологии
3-1. Дюркгейм и Третья республика
Представитель французской культуры, оказавший непреходящее воздействие на
современную социологию, – Эмиль Дюркгейм (1854-1917).
Дюркгейм не только один из самых цитируемых авторов в современной
социологической литературе. Он один из наиболее ярких основателей самой социологии
как определенного способа мышления об обществе и личности, как дисциплины, ставшей
предметом преподавания в системе университетского образования, действующей в
подавляющем большинстве современных стран. Если О. Конт лишь обозначил поле
социологии, подчеркнув, что общество подлежит изучению в той же мере и теми же
методами, что и окружающая нас природа, то Э. Дюркгейм сделал следующий шаг: он
засеял и вспахал это поле.
Творчество Дюркгейма приходится на последнюю четверть ХIХ и на начало ХХ
веков. В то время, когда Дюркгейм вступает в жизнь, Франция переживает три
исключительно важных события для своей истории: поражение в войне с Германией,
подавление Парижской Коммуны, установление нового политического режима в стране в
лице Третьей республики. Все эти события не могут пройти мимо пытливого ума 16-17-
летнего юноши. Видный британский историк социологии С. Лукес замечает, что
Дюркгейм и
его поколение французских
возрождения Франции - перестройки ее внутренней жизни. В возрождении страны они
видели свою миссию, и сам Дюркгейм рассматривался своими современниками в
качестве своего рода пророка и основателя новой – светской – морали5.
Подобно К. Марксу, Э. Дюркгейм родился в семье, где несколько поколений его
предков по линии отца были раввинами. В соответствии с семейной традицией он
поначалу предназначался для карьеры священнослужителя, но по мере обучения в лицее
он все дальше отходит от этих намерений. При этом интерес к религии и к уяснению ее
социальной роли сохраняется у него на всю жизнь. Первый курс лекций, который
Дюркгейм читал в университете Бордо (1894-1895), был посвящен истории религий6. К
этому времени Дюркгейм успел ознакомиться c книгой В.Р. Смита «Религия семитов»,
изданной в Шотландии в 1889 году, - работой, ставшей классикой в сравнительных
исследованиях религии. В этой работе, как и более ранних работах того же автора, было
поставлено под сомнение значение Библии как источника достоверных фактов истории
человеческого рода. Благодаря этому влиянию, Дюркгейм сближается c традицией
Просвещения, свойственной французской культуре, и делает важный шаг в направлении
собственной концепции социологизма. Работая над этим курсом, Дюркгейм достиг