Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 22:46, курсовая работа
Каждая из основных европейских стран имеет основания называться родиной
социологии, поскольку в каждой из них с начала ХIХ века возникали попытки объяснения
явлений общественной жизни, преодолевающие влияние господствовавших религиозных
воззрений. Как правило, клерикализм этого времени был тесно сопряжен с монархической
идеей. В ходе Великой Французской революции была впервые осмыслена потребность в
светском мировоззрении и светском обосновании
1. Исторические и культурные предпосылки формирования французской
Социологии
2. Возникновение социологии как «науки об обществе»
3. Эмиль Дюркгейм – создатель французской социологической школы и
классик современной социологии
3-1. Дюркгейм и Третья республика
3-2. Критика Дюркгеймом утилитаристской концепции современного общества
3-3. Анализ морального кризиса и путей выхода из него
3-4. Социальные факты, принуждение, социальный контроль
3-5. Обоснование светской морали
4. Французская социология после Дюркгейма
5. Послевоенная социология Франции
6. Пьер Бурдье (1930-2002)
6-1. Жизнь и творчество
6-2. Социология как теория практики
6-3. Преодоление дихотомий: габитус, поле, капитал
6-4. Социальная дифференциация
6-5. Социология интеллектуалов и императив рефлексивности
Дополнение
Интервью проф. А. Здравомыслова с Аланом Туренном
Париж, Дом Наук о Человеке. 25 ноября 1996 г.
Заключение
состояния, - повсеместная черта коллективной жизни. На изучение разнообразных
содержательных различий направлены исследования Бурдье с тем, чтобы сделать их
видимыми и понятными. Борьба, а не «воспроизводство», - является главной метафорой и
истоком его мышления.
35
И последняя черта его творчества состоит в том, что философская антропология
Бурдье основана не на теории интереса, а на концепции признания – непризнания индивида
со стороны общества. Вопреки часто встречающемуся восприятию трудов Бурдье, его
позиция не имеет ничего общего с утилитаристской теорией социального действия,
согласно которой индивиды сознательно строят свои стратегии, направляя их на
присвоение богатства, статуса и власти. Вслед за Блэзом Паскалем Бурдье считает, что
конечная причина поведения человека состоит в жажде достоинства (the thirst for dignity),
которую способно удовлетворить только общество. Ибо только благодаря тому, что
группа или институт дают человеку имя, место и задачу, он может надеяться на
преодоление конечности и всеобщей абсурдности существования.
Люди становятся людьми благодаря тому, что они подчиняются «суждениям
других, это основной источник неуверенности и опасности, но в такой же мере, без
всякого противоречия, это основной источник уверенности, убежденности и
посвящения»52. Социальность бытия означает различия; а различия включают в себя
иерархию, которая, в свою очередь, превращается в бесконечную диалектику различений
и притязаний,
признаний и отторжений, случайностей
и неизбежностей.__
6-3. Преодоление дихотомий: габитус, поле, капитал
Остановимся на некоторых содержательных и методологических позициях Бурдье.
Одни обращают внимание на его структурализм, а, следовательно, и объективизм, другие
на его активистские позиции. Но суть вопроса в том, что Бурдье вышел в своем
теоретическом осмыслении практики за пределы этой дихотомии. Он полагает, что
«оппозиция между этими двумя подходами является искусственной, ибо оба эти момента
– объективизм и субъективизм – находятся друг к другу в диалектическом
взаимоотношении»53.
Таким же образом Бурдье преодолевает наивное противоположение между
обществом и индивидом, столь отчетливо фиксируемом в социологии Дюркгейма. Эту
оппозицию он заменяет конструированным отношением между габитусом и полем (или
полями), то есть «историей, воплощенной в теле», в виде диспозиций (установок), и
«историей, объективированной в вещах», в виде системы позиций. Суть этих «отношений
между» состоит в том, что ни габитус, ни поле не могут в отдельности друг от друга
детерминировать социальное действие. Чтобы действие совершилось, диспозиция и позиция должны встретиться, и эта встреча фиксируется в соответствиях (или в разрывах)
между ментальными
структурами и структурами
В целом Бурдье снимает кажущиеся противоположности, утвердившиеся в
социальных науках, и в социологии в том числе, благодаря своей теории поля, габитуса,
капитала. При помощи этих категорий он создает свою картину взаимоотношений между
индивидом и обществом, свою теорию социального действия.
Габитус представляет собой систему устойчивых и перемещающихся диспозиций
(установок), благодаря которым мы воспринимаем, составляем суждения и действуем в
этом мире. Габитус структурирован теми социальными стандартами, которые его
производят, и, одновременно, он структурирует - придает форму и связность тем видам
деятельности, которые осуществляет индивид в разных сферах своей жизни. Поэтому
Бурдье определяет габитус и как результат структуры, и как производитель практики, и
как воспроизводитель структуры, как «неизбираемое начало всех избраний», который
обеспечивает «управляемую импровизацию» и «оркестровку поведения без дирижера».
Понятие поля (champ) было введено в оборот Бурдье в середине 60-х годов как
средство эмпирического исследования генезиса и трансформации мира искусства и
литературы. Позже область применения этого понятия значительно расширилась, и оно
стало применяться для описания и анализа всех других сфер деятельности, попадавших в
сферу исследования как самого Бурдье, так и его группы. Теперь речь идет о любой
интеллектуальной, философской, научной, религиозной, академической, поэтической,
юридической, издательской, политической, экономической, бюрократической, спортивной
и журналистской деятельности и соответствующих полях. Во всех этих случаях поле
рассматривается как арена борьбы, в ходе которой агенты или институты стремятся
сохранить свой капитал, как поле битвы, где вновь и вновь бесконечно оспариваются
основания идентичности
действующих субъектов и
структуры.
Одно из важнейших свойств поля состоит в том, что оно характеризуется степенью
автономии, т. е. способностью защитить себя от внешних влияний и поддержать свои
собственные критерии оценки деятельности, вопреки оценкам, исходящим от смежных
полей. Каждое поле представляет собою непрекращающееся столкновение между теми,
кто защищает автономные принципы суждений в рамках собственного поля, и теми, кто
пытается ввести гетерономные стандарты, поскольку они нуждаются в поддержке
внешних сил для удержания своих позиций доминирования.
Бурдье четко осознавал, что автономия поля науки всегда находится под угрозой.
Ей угрожают два источника: первый связан с угрозой проникновения экономических
37
интересов из внешнего - по отношению к данному полю - мира, а второй исходит изнутри
самого поля науки, поскольку возникает клевета в адрес разума, основанная на
постмодернистской напыщенной фразеологии.
В развитых обществах
человек не встречается с
социальным пространством. Различные сферы жизни, искусство, наука, религия,
экономика, право, политика и т. д. формулируют различные микрокосмы, которые
образуются на основе собственных правил, собственных способов регуляции и на основе
собственных форм авторитета, - эти микрокосмы Бурдье и называет полями. Любое поле,
с его точки
зрения, это структурированное
Что касается теории каптала, то она появилось в работах Бурдье несколько позже.
Капитал, по Бурдье, это любой ресурс, который содействует присвоению специфической
прибыли, возникающей в результате борьбы субъекта на некоторой арене. Он существует
в трех разных формах: в виде экономического (материального и финансового),
культурного (редко
встречающиеся символические
(ресурсы, накопленные
благодаря принадлежности к
символический капитал, который существует во всех трех видах капитала в качестве
обозначения позиций актора. Позиция любого индивидуума, группы или института в
социальном пространстве может быть охарактеризована с помощью двух координат: это
общий объем капитала и его композиция в смысле соотношения разных его видов.
Следует особенно подчеркнуть, что концепция габитуса, капитала и поля
неразрывно связаны друг с другом и только в совместном тандеме они приобретают силу
аналитических
инструментов.__
6-4. Социальная дифференциация
На основе анализа всего многообразия институтов, о котором говорилась выше,
Бурдье проходит к выводу о том, что социальное пространство в современном
продвинутом обществе пронизано двумя пересекающимися линиями дифференциации.
Первая линия это дифференциация общества на основе экономического капитала, вторая –
на основе культурного. Такая структура противоречий ведет к ослаблению классового
конфликта в развитом обществе. В целом, теория классов, разработанная Бурдье, пытается
объединить марксистскую идею экономической детерминации с веберианским
признанием исключительности влияния культурных факторов.
В «Distinctions», которая имеет в качестве подзаголовка «социальную критику
суждений вкуса», Бурдье предпринимает эмпирическое исследование вкусов различных
категорий французской публики, которая так или иначе соприкасается с произведениями
38
искусства. Основной вывод Бурдье состоит в том, что эстетические вкусы не имеют
ничего общего с врожденными способностями индивидов. Они есть результат
образования и воспитания. Оценка живописи, поэзии, симфонической музыки
предполагает овладение специализированным символическим кодом, имеющим
материальное воплощение, и овладение этим кодом (кодами) оказывается доступным при
наличии соответствующих видов культурного капитала.
Второй не менее важный вывод состоит в том, что эстетическое чувство
социальной группы связано с ее стилем жизни, который определяется через оппозицию по
отношению к стилю жизни других групп. Поэтому эстетическое чувство есть главным
образом и прежде всего неприятие вкуса других. Более того, постольку жизненный стиль
группы коррелируется с распределением социальных позиций, постольку эстетические
вкусы оказываются связанными с демонстрацией отношений доминирования и
зависимости. Те группы, которые обладают одновременно и экономическим, и