Развитие турбазы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 08:46, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности баз отдыха в предоставлении услуг досуга. В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие конкретные задачи:
 показать место баз отдыха в структуре средств размещения;
 определить главные причины, сдерживающие развитие внутреннего туризма;
 выявить тенденции развития внутреннего туризма в России и Амурской области;
 проанализировать конкурентоспособность баз отдыха Благовещенского района;

Содержание

Введение 6
1 Базы отдыха: особенности и их роль в развитии внутреннего
туризма России 10
1.1 Место баз отдыха в индустрии туризма 10
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние на
внутренний туризм 17
1.3 Государственное регулирование развития внутреннего
туризма в России 24
2 Базы отдыха в развитии внутреннего туризма России и ее
регионов: проблемы и современное состояние 35
2.1 Внутренний туризм в России: современное состояние и
особенности развития 35
Современное состояние развития внутреннего туризма в
Амурской области 43
Характеристика баз отдыха Благовещенского района 55
3 Совершенствование деятельности баз отдыха по предоставлению
услуг досуга на примере базы отдыха «Зеленая» 64
3.1 База «Зеленая»: этапы становления, определение потребителей
и приоритетных услуг досуга 64
3.2 Финансовое развитие базы отдыха «Зеленая»: прогнозирование
и определение окупаемости 69
3.3 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию деятельности
предоставления услуг досуга (на примере базы «Зеленая») 76
Заключение 93
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие турбазы - диплом.doc

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство.

Остановимся подробнее на таком компоненте индустрии туризма как размещение. Размещение – основа туристской индустрии. Под средством размещения понимают любой объект, регулярно или эпизодически предоставляющий места для ночевки /6, с. 124/. На их долю приходится до 65 % лиц, занятых в туристской сфере, и около 68 % всех поступлений от туризма. Строительство новых средств размещения существенно повышает привлекательность туристского направления, увеличивает поток туристов. Высокий сервис предоставления услуг по размещению определяет также такие психологические аспекты туризма, как удовлетворенность путешествием и высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране.

Экспертами ЮНВТО разработана стандартная классификация средств размещения туристов (рисунок 1).  Данная классификация использована в ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» /10, с. 215/.


 

 

 


 


 

Рисунок 1 – Классификация средств размещения туристов

Согласно данным рисунка все средства размещения подразделяют на коллективные и индивидуальные. Индивидуальные средства размещения включают в себя: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем. К коллективным средствам размещения гостиничного типа относят: гостиницы, мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития. К специализированным средствам размещения, в свою очередь, относят: санатории, профилактории, дома отдыха, туристские приюты, стоянки и другие туристские, спортивные базы, дома охотника (рыбака), конгресс-центры, кемпинги, ботели, флотели, ротели.

Примером специализированных средств размещения также являются и базы отдыха, под которыми понимаются средства размещения, с минимальными удобствами, обычно, сезонного функционирования, расположенные в рекреационной зоне, которые обеспечивают условия для отдыха /6, с. 34/.

Говоря о базах отдыха, как правило, подразумевают индустрию спортивного туризма, отдых на туристских базах, которые имеют разнообразные природные рекреационные ресурсы, пригодные для организации маршрутов спортивного туризма.

К предприятиям индустрии спортивного туризма, помимо баз отдыха, также относятся: турбазы, туркомплексы, горнолыжные базы, горнолыжные курорты, яхт-клубы, гольфклубы, конноспортивные базы, клубы воздухоплавания, авиаклубы и др.

В РФ очень много регионов, которые в силу наличия рекреационных ресурсов имеют основной своей специализацией спортивный туризм, например, к таким регионам относятся Урал, Карелия, Кольский полуостров, регионы Южной Сибири и Дальнего Востока. Однако говорить о развитой индустрии спортивного туризма на данных предприятиях нельзя /29,  с. 4-5/.

Единственным регионом, в котором концентрируются подобные предприятия, является Кавказ, причем, преимущественно его западная часть, куда не распространяются волнения, связанные с Чечней. Здесь учреждения спортивного туризма стали появляться еще в XIX веке: тогда появились первые турбазы: «Приют одиннадцати»- ныне «Приэльбрусье», «Азао», «Домбай», где самые лучшие трассы в нашей стране. В республике Адыгея сегодня работают несколько баз, расположенных вдоль реки Белая. К примеру, туристская база Гузирипль.

Далее Краснодарский край славится своей туристской базой - «Красная поляна». Ныне это крупный горнолыжный комплекс, а в советское время она упоминалась как военная турбаза.

На остальной территории России нет такой компактности баз отдыха, в основном они дисперсно разбросаны.

Так, например, Карелия принимает примерно 1 млн. туристов в год со спортивными целями, несмотря на то, что в республике почти нет турбаз - маленькие, не очень благоустроенные. Самые известные туристские комплексы данного региона страны -  туркомплексы "Карелия", Хибины (горнолыжный центр), Туломская турбаза.

В Подмосковье, хотя самих туркомплексов и турбаз было создано не так уж и много, все же существует много элитных, например Moscow Country Club (гольфклуб - крупнейший в Европе, находится в Нахабино), парк Волен, Сарачаны (Дмитровский район), "Гелиопарк", крупнейший конезавод «Горки-10». Вообще в Подмосковье имеется 30 оборудованных трасс, яхт- клубы по каналу им. Москвы, на водохранилищах, на Можайском водохранилище - яхт-клуб «Кадет», авиационные предприятия, крупный туристский центр в Клязьминском пансионате, озеро Тербеево (Сергиево-Посадский район).

Вместе с тем, идет довольно быстрое развитие баз отдыха и в Тверской области, примером чего может служить озеро Селигер. На прилегающей к нему территории организовано 15 турбаз, которые ориентированны на спортивно-оздоровительный туризм: базы «Селигер», «Сокол» и «Чайка». Здесь хорошо развито охотхозяйство, водный туризм, яхтинг.

Кроме того, огромными ресурсами для туризма обладает Урал, но, в противоположность Кавказу,  баз отдыха и турбаз здесь практически нет. Несмотря на это, в данном регионе сформировался горнолыжный, пеший туризм: многие маршруты проходят прямо через национальные парки, например, Таганай. Из туристских комплексов известны горнолыжный центр «Абзаково», центр спелеотуризма и горного туризма «Трехгорный», но этого мало для развития туризма.

Следующий центр сосредоточения баз отдыха это Алтай и Прибайкалье. На Алтае  - предприятия туризма, в основном,  размещаются по реке Катуни и на Телецком озере: «Золотое озеро», «Юность» и др. Здесь особо развиты конные, водные, пешие маршруты. Также несколько турбаз есть и на территории республики Тува (Азас, Тапсы и др.), где маршруты проходят через национальные парки до горнолыжного курорта «Горная Шория». Говоря о данных базах, сожалеешь, что они не обладают достаточной материально-технической базой, и как результат этого, в регионе больше развит самодеятельный туризм. Как правило, туристы приезжают в Абакан, а потом рассеиваются по территории.

В Прибайкалье турбазы в основном сосредоточены возле самого озера Байкал либо в его южной половине. Более всего баз отдыха находится в национальном парке «Прибайкальский» - 20 предприятий туризма, которые предлагают горные и тренировочные маршруты /29, с. 4-5/.

Следующий регион, где есть все возможности для развития внутреннего туризма, это Дальний Восток. Однако данный регион не выделяется своими туристскими базами и во многом уступает Кавказу и Уралу. В основном базы предлагают горный туризм летом, а зимой они же ориентированы на горнолыжный туризм. Наиболее крупная турбаза располагается на Сахалине -  горный курорт «Горный воздух». Также Камчатка обладает своими горнолыжными трассами (возле Петропавловска-Камчатского). Склоны здесь оборудованы под горнолыжный туризм, а летом пешие и водные походы. Вместе с тем, в регионе существует довольно большое количество баз, которые располагаются вдоль побережья (например, базы Приморья).

Подводя итоги, можно сказать, что базы отдыха, являясь коллективными специализированными средствами размещения, играют важную роль в развитии внутреннего туризма России. Конечно, их не так много на сегодняшний момент, но для их создания в нашей стране имеются все необходимые условия.

 

    1. Характеристика факторов, оказывающих влияние на

      внутренний туризм

Туризм рассматривается как одна из доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 % мирового валового национального дохода.

В настоящее время на долю международного туризма приходится 8 % общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами /19, с. 11-12/. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11 % международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долларов.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест, за счет данной сферы поддерживается уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет власть, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

В то же время, на туризм, как внутренний, так и международный, влияет множество факторов. Некоторые из них представлены на рисунке 2. Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности.


Рисунок 2 – Факторы, влияющие на туризм

По данным рисунка 2 существует несколько групп факторов, которые оказывают влияние на туристскую сферу. Рассмотрим их более детально. Так, например, известный американский социолог Т.Бертон выделяет три группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха /14, 51-56/:

1) технологические (средства массовой коммуникации);

2) институциональные (законодательные);

3) социально-экономические (демографические, величина дохода, профессия).

При этом характер проведения досуга является одним из основных факторов, влияющих на развитие туризма.

Кроме того, все основные факторы, влияющие на развитие туризма, делятся на статичные и динамичные. К статичным факторам относится совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные воды, пещеры и т.д.). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно отнести к статичным факторам.

К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющееся во времени и в пространстве.

Помимо вышеуказанного деления, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений. Данная группа факторов включает в себя: возраст населения, увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью, рост пропорции одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост числа бездетных пар в составе населения, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей. Оплаченные командировки, гибкие графики рабочего времени ведут к расширению каникулярных периодов, изменяют облик делового туризма, границы сезонности. Отсюда большая продолжительность туров, частая периодичность.

К числу внешних факторов, воздействующих на туризм, относятся также экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации; увеличение (снижение) персонального дохода; более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов; возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся, кроме того, повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.

Сверх того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования, технологические изменения, развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.

Что касается внутренних (эндогенные) факторов, то  это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

Перечисленные выше факторы, в свою очередь, можно подразделить на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные) /14, с. 55/.

К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

Интенсивные факторы включают в себя: повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры; техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма, рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам, влияющим на развитие туризма негативно, относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Особенно значительное влияние данные факторы оказывают на такие виды туризма как социальный и молодежный, являющиеся особо уязвимыми в таких условиях.

В конечном счете, на сегодняшний момент существует большое количество делений факторов на группы, что было показано выше. Однако к какой бы группе не относились те или иные факторы, все они в определенной степени воздействуют на туризм, и, в частности, на развитие туризма в России.

Информация о работе Развитие турбазы