Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курс лекций
В текстах лекций по феноменологии культуры анализируются такие проблемы, как «кризис европейской рациональности», проявившийся к началу ХХ столетия и охвативший естественнонаучные и гуманитарные науки. Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль (1859-1938) много раз и в во все периоды своей научной деятельности обращался к анализу причин этого кризиса. Он анализировал способы его преодоления. Гуссерль полагал, что мы находимся только на пороге формирования философии как строгой научной дисциплины, и потому вопросы метода исследования, основанного на ясных, последовательных и необходимых принципах, считал самыми важными для будущего развития философии.
Министерство образования и науки РФ
Санкт-Петербургский
государственный
В.А. Серкова
Феноменология культуры
Тексты лекций
Санкт-Петербург
Издательство Политехнического университета
2010
Серкова В.А. Феноменология культуры. Тексты лекций. – СПб.: Изд-во Политехнического университета., 2010. – 138 с.
Тексты
лекций по курсу «
Учебное
пособие подготовлено
Печатается по
решению редакционно-
© Санкт-Петербургский
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Феноменология культуры»
призван, с одной стороны, углубить
представление о философском
методе исследования, показать студентам,
что значит «мыслить строго»,
освоить принципы
В текстах лекций по
Следовательно,
нужно изучать в первую
В
задачи феноменологической
При этом важно отметить, что обращение к единичному случаю, к «феномену», или к «примеру», не является способом популяризации теории, так же, как употребление примеров не мотивируется потребностью образного усвоения метафизического материала или его подтверждения (верификации). Напротив, если пример привлекается в феноменологическое исследование, от него в дальнейшем невозможно освободиться, он врастает в него не как его балласт, а как его опытная основа, которая подвергается феноменологической обработке. В этом смысле примеры не облегчают философское содержание, а вводят в него дополнительную сложность и напряженность. Они включаются в целостную структуру дескриптивного анализа. Примеры, которые используются в текстах лекций, взяты из области описания культурных пространств и относятся к предметам крайне сложным, к тому, что принято называть «большими событиями в культуре». Феноменология призвана помочь определить меру нашего участия в культуре как участников в производстве «явлений культуры», описать сложности этих процессов и понять ответственность за происходящее в них.
Изучение феноменологии, как одной из наиболее утвердившихся в европейском университетском сообществе и респектабельных философских школ, позволит существенно повысить философскую, общегуманитарную и профессиональную культуру студентов СПбГТУ.
Лекция 1. Введение в дескриптивную феноменологию. Истоки феноменологической теории. Феноменология как одна из основных школ и направления современного философско-культурологического знания.
1. Понятие «феномена» в
2. Формирование
3. Пример как коррелят
4. Своеобразие «предметов культуры». Описание феноменов культуры. Феноменология культуры.
5. Структура феномена
6. Трансцендентные и имманентные
предметы. Проблема множественности
описаний и проблема
7. Проблема реального в феноменологии
Феноменология как оригинальное направление развития философии начала ХХ века связано с именем немецкого мыслителя Эдмунда Гуссерля. Путь Гуссерля в философии определялся не только критикой важнейших для его времени философских направлений и школ, но и внутренним развитием его собственного феноменологического метода, упрочением той рефлексивной воли, которая руководила его поистине экспериментальными исследованиями. В этом смысле можно утверждать, что феноменология – это развивающаяся, а потому не догматическая (т.е. окончательно сформировавшаяся и не нуждающаяся в изменении) наука, но, кроме того, феноменология – это «строгая наука» (т.е. в ней существует правила метода, которых следует придерживаться). В чем состоит суть феноменологической философии с точки зрения способа философствования? Э. Гуссерль разрабатывал метод феноменологической дескрипции (феноменологического описания). Описывать нечто – значит видеть, понимать то, что подлежит описанию. Что конкретно описывается в феноменологии? Феномены. Феномен – это греческий термин, введенный в философию уже, по крайней мере, Платоном, и означает он «явление». Великий немецкий философ XVIII- н.XIX вв. Иммануил Кант в своем произведении «Критика чистого разума», явившемся основой немецкой классической философии, и, что для нас теперь наиболее важно, – началом феноменологической философии, дает определение понятия «феномен». «Неопределенный предмет эмпирического наглядного представления называется явлением» (И. Кант Критика чистого разума. СПб., 1993. С.49). Понятию «феномена» Кант противопоставляет понятие «ноумена», или умопостигаемого предмета. Таким образом, феномен – не мыслится, но пред-полагается нашим сознанием Феномен потому смутно дан как «неопределенный», что он предстоит нам еще «до» своего понимания, только благодаря нашей способности быть данным посредством ощущений. Другое дело «ноумен», он есть результат иных способностей сознания, его свободы от ограниченности чувственного опыта. В самом деле, если мы хотим понять какую-нибудь картину, мы должны ее увидеть, т.е., согласно Канту, организовать ее как феномен, чтобы затем понять, а значит, - преобразовать ее в «ноумен». При этом рассудок демонстрирует свою свободу и отвлеченность от «чувственной картинки», поэтому ноуменальное наше знание, согласно Канту, является проблематическим, т.е. «не может быть познано как объективно реальное» (И. Кант Критика чистого разума. СПб., 1993. С.189). Стало быть, реальность осталась «по ту сторону сознания», а само сознание осуществляется посредством перехода от чувственного за счет «способности воображения». Значит «феномены» мы знать не можем, они осуществляются на уровне «предсознания», а «ноумены» как результат нашей познавательной способности, существуют «по ту сторону реальности». Вот настоящая трагедия познающего рассудка, ограниченного двумя основополагающими способами «реализации мира» в сознании: в чувственных представлениях и в познавательных ноуменальных формах.
Гуссерль полагал (впрочем, к этому он пришел не сразу), что кантова структура познания изначально осложнена противопоставлением феноменов ноуменам, а потому и приводит к антиномиям и неразрешимому противоречию. Феномен, по его мнению, не следует рассматривать как форму «предсознания», всякий феномен реализуется как полноценное и структурно вполне определенное понимание, как абсолютно законный результат работы сознания. Феномены - это все, что является результатом деятельности сознания, что дано в качестве предмета и наделено конкретным, неважно ясным или смутным, значением и смыслом. Если обобщить это совершенно иное, по сравнению с Кантом, представление о феноменальном мире, которое предлагает нам Гуссерль, то следует сказать, что феномен – это и результат, и способ реализации предметов в сознании. Феномены – это ментальные (мыслимые) аналоги самым разнообразным вещам и предметам «реального мира».
Но вот что особенно важно. «Класс феноменов» значительно шире «класса реальностей», и потому он обладает универсальным, всеобщим и абсолютным существованием. Феномены – это помысленное как таковое. Абсолютное существование такого рода предметов достаточно просто обнаруживается, стоит только задать себе вопрос – можем ли мы найти исключение – представить нечто такое, что нельзя помыслить. Это невозможно, потому что вопрос задается именно тогда, когда мы уже находимся в процессе производства такого рода предметов в сознании, т.е. мыслим «немыслимый» предмет как проблематичный, гипотетический, а, следовательно, уже реализованный сознанием как таковой. Для всех мыслимых предметов Гуссерль находит определение, взятое из средневековой философии «интенциональные» предметы, т.е. включенные в сознание.
Итак, феномен имеет абсолютную форму своего осуществления. Его возможность быть – быть представленным в сознании, и совершенно не важно, как, смутно или ясно и вполне очевидно, он нам является. Феномен имеет определенную структурную основу. Феномен - это 1) предмет, 2) смысл, которым наделяется предмет, и 3) форма сознания, благодаря которой он реализуется (один и тот же предмет мы или видим, или воображаем, или вспоминаем, или забываем). Эта структура феномена, - предмет – смысл –формы сознания, в которых даны предмет и смыслы - и определяет систематическую основу описания явлений в феноменологической аналитике. Понимание структуры феномена как явления, основой которого является его осознание, и методика его дескрипции (описания), - именно это составляет проблемное поле феноменологических исследований. Вопрос о продуктивности метода, как и вопрос о состоятельности какой-либо философской школы, имеет значение как осуществление «совместных научных занятий в духе серьезного сотрудничества и нацеленности на объективно значимые результаты», как утверждает Гуссерль, и главное, что отличает феноменологию, – это возможность применить дескриптивный исследовательский метод как описательную технику конкретных феноменов, и, вообще говоря, это означает еще раз произвести феномен в сознании, - уже как предмет нашего понимания и познания. А это значит, что формирование феномена и философская практика его понимания не совпадают, и мы, наблюдая феномен, описывая его, познавая, не всегда отдаем себе отчет в том, что при этом мы его создаем. Но всю новаторскую основу феноменологического метода невозможно прояснить отвлеченно, не опираясь на конкретные случаи феноменологической практики. В этом состоит ее практическое значение. Освоить методику феноменологического описания сложно. Мы будем учиться применять феноменологический метод для описания прежде всего феноменов культуры, и тем самым еще более осложним свою задачу освоения методикой феноменологического описания. Для чего же нам все так осложнять? Что значит для культурологии пользоваться философскими достижениями для описания своих предметов? Вообще все рассуждения о методологической ценности философии важны только в том случае, если мы на деле покажем сдвиги в понимании какого-либо феномена культуры. Явления культуры – это предельно сложные для описания предметы, поскольку они принадлежат к тому, что принято называть «большими событиями в истории», они всегда противоречивы в своих определениях. И поскольку они даны как описания одного и того же предмета в бесконечном множестве возможных, сама эта множественность как будто бы разрушает предметную тождественность.