Организации кредитования в ОАО «СБЕРБАНКЕ РОССИИ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение современных проблем потребительского кредитования в ОАО «Сбербанке России».
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
1. Рассмотрение теоретических аспектов потребительского кредитования.
2. Рассмотрение организационно-экономической деятельности ОАО «Сбербанка России».
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА………….5
Понятие потребительского кредита…………………………………………5
Особенности кредитной политики коммерческих банков………………..10
Кредитный портфель коммерческого банка и его формирование……….17
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «СБЕРБАНКА РОССИИ»…………………………………………………………25
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Сбербанка России»…………….25
2.2. Основные положения устава ОАО «Сбербанка России»………………..34
2.3. Кредитный портфель ОАО «Сбербанка России» за 2009- 2011гг………39
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО «СБЕРБАНКЕ РОССИИ»………………………………………………………….44
Виды потребительских кредитов в ОАО «Сбербанке России»…………..44
Совершенствование потребительского кредитования ОАО «Сбербанка России»……………………………………………………………………….50
Пути повышения эффективности деятельности ОАО «Сбербанка России»……………………………………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….77

Вложенные файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 960.64 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 820 ГК РФ, кредитный  договор должен быть совершен в письменной форме, при этом не имеет значения размер кредита. Кредитный договор  составляется в двух экземплярах  и в общем случае (если договором  не предусмотрено иное) вступает в  силу со дня подписания его обеими сторонами. Необходимо обратить внимание на то, что в дополнение к кредитному договору кредитором и заемщиком  могут быть подписаны и некоторые  другие документы, в частности соглашение о порядке погашения кредита (в  форме графика платежей). Подобные документы обычно оформляются в  форме приложений к кредитному договору и в дальнейшем рассматриваются  в качестве его неотъемлемой части.

С правовой точки зрения важной является и возможность отказа от предоставления потребительского кредита. Согласно ст. 821 ГК РФ, такое право  предоставлено кредитору в случае выявления обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что  предоставляемый заемщику кредит не будет возвращен (погашен) в срок, а также в случае нарушения  заемщиком предусмотренной кредитным  договором обязанности целевого использования кредита (например, предназначенного для приобретения автомобиля, получения  платных услуг в области медицины и т.п.).

Со своей стороны, заемщик  также вправе отказаться от получения  потребительского кредита (полностью  или частично), но только после уведомления  об этом кредитора, совершенного до установленного договором срок его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным  договором.

С целью конкретизации  порядка предоставления физическим лицам потребительских кредитов, банки (иные кредитные организации) разрабатывают собственные нормативные акты – регламенты, условия, правила и т.п.

 

1.2. Особенности  кредитной  политики коммерческих  банков

 

          Для того чтобы эффективно управлять кредитными операциями, каждый банк разрабатывает кредитную политику.

Профессор, доктор экономических наук Лаврушин Олег Иванович дает определение кредитной  политики: «Кредитная политика – это  комплекс мероприятий банка, цель которых  – повышение доходности кредитных  операций и снижение кредитного риска»2.

Кредитная политика коммерческих банков  представляет собой систему денежно-кредитных  мероприятий, проводимых банком для  достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов  банковской политики.

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона  работы потенциальных заемщиков  в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений  кредитования, проверке готовности персонала  банка к работе с различными категориями  ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения  и относится больше к работе аналитических  и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых  элементов анализа делают процесс  кредитования осмысленным и подготовленным.3

Кредитная политика обычно оформляется в виде письменно зафиксированного документа, который включает в себя положения, регламентирующие предварительную  работу по выдаче кредита, а также  процесс кредитования. Важнейшим показателем, определяющим масштабы кредитных операций, является величина собственных средств (капитала) банка; к нему привязана основная масса обязательных экономических нормативов, содержащихся в Инструкции «Об обязательных нормативах банков»4. Непосредственное влияние на общий суммарный показатель выдачи ссуд оказывает норматив достаточности капитала HI, устанавливаемый как соотношение капитала банка и его активов, взвешенных с учетом риска (в том числе выданных ссуд и учтенных векселей).

В пределах нормативных ограничений, установленных  Банком России, коммерческий банк самостоятельно определяет круг будущих заемщиков, виды кредитов, формирует ссудный  портфель и устанавливает процентные ставки исходя из соображений выгодности. Повышение доходности кредитных операций и снижение риска по ним — две противоположные цели. Как и во всех сферах финансовой деятельности, где наибольшие доходы инвесторам приносят операции с повышенным риском, повышенный процент за кредит является «платой за риск» в банковском деле. Ученый Захаров В.С. считает: «При формировании ссудного портфеля банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа – сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее рискованными направлениями кредитования».5

Целью кредитной  политики банка является определение  условий для эффективного размещения привлеченных средств, обеспечения  стабильного роста прибыли банка. Данная цель может быть достигнута путем минимизации рисков при  проведении кредитных операций и  рационального управления ими.

На практике каждый коммерческий банк строит свою политику индивидуально, но общая структура  кредитной политики должна включать следующее:

- определение  видов;

- определение  сроков;

- определение  процентной ставки;

- определение  обеспечения;

- определение  заемщиков.

Под эффективной  кредитной деятельностью банк понимает обеспечение плановой доходности кредитования, плановых объемов кредитных вложений, наличие технологий, позволяющих  быстро принимать кредитные решения.

Способом  достижения поставленной цели является разработка и соблюдение основных направлений  и ограничений кредитного бизнеса  банка, а также утверждение требований к кредитной технологии со стороны  риск-менеджмента.

Для осуществления  анализа кредитной деятельности банка с точки зрения риска  необходимо учитывать следующие  показатели:

1. Общий  объем кредитов, рассчитанный как  сумма остатков по ссудным  счетам предприятий, физических  лиц и банков;

2. Средние  процентные ставки по группам  ссуд;

3. Объем  крупных кредитов, выданных банками;

4. Объем  ссуд;

5. То  же по инсайдерам и группам  взаимосвязанных заемщиков;

6. Объемы  и удельные веса групп кредитов  с различным риском.

Остановимся более подробно на некоторых моментах. Под качеством кредита понимается степень кредитного риска, присущая данной ссуде. Уровень показателя качества кредита обратно пропорционален уровню кредитного риска (чем выше качество ссуды, тем меньше вероятность ее не возврата или задержки погашения  и наоборот). При этом в отличие  от показателей кредитного риска  качество кредита или кредитного портфеля банка – это реальная величина, определяемая по уже предоставленным  банком ссудам.

Сделанный на основе оценки отдельных видов  ссуд анализ качества кредитного портфеля даст руководству банка необходимый  инструмент для разработки кредитной политики банка, управления активами и, наконец, управления ликвидностью и платежеспособностью банка.

Приведенные коэффициенты показывают норму допустимости потерь по кредитам, а также качество кредитного портфеля. По величине этих коэффициентов можно сделать  выводы о прибыльности кредитного портфеля, качестве управления активами, загруженности  активов кредитами, величине и доле проблемных ссуд в кредитном портфеле банка. Постоянный анализ просроченной кредитной задолженности позволяет  определить основные направления контроля за качеством кредитного портфеля; выявить факторы, влияющие на получение  доходов от кредитных вложений и  минимизацию кредитного риска6.

Анализ  и группировка кредитов по качеству имеют важное значение. Зная структуру  кредитного портфеля по категориям качества кредита и определив статистическим путем средний процент проблемных, просроченных, безнадежных ссуд по каждой категории, банк получает возможность  осуществлять ряд мероприятий, направленных на снижение потерь по кредитным операциям. Основными областями применения в банковской практике анализа качества кредита являются следующие:

1) Мероприятия  по снижению кредитного риска  по каждой конкретной ссуде.  Речь идет о контроле за  предоставлением и использованием  ссуд, включая непрерывный процесс  слежения за деятельностью клиента  банка, его кредитоспособностью,  характером использования ссуды  на протяжении всего периода  кредитного договора.

2) Мероприятия  по снижению потерь по ссудам  на уровне кредитного портфеля  банка в целом. Классификация  портфеля кредитов по качеству  позволяет дифференцировать степень  контроля по категориям качества.

Целью подразделений, осуществляющих кредитный бизнес, являются обеспечение планируемых объемов  и высокодоходного размещения активов  банка в рублях и иностранной валюте с минимизацией при этом уровня кредитного риска банка.

Достижению  данной цели способствует организация  кредитного процесса в Банке, посредством  использования разработанной и  утвержденной технологии, что обеспечивает единство подходов при кредитовании, скорость принятия решений и минимизирует кредитные риски.

В указанную  технологию банк включает механизм отбора кредитоспособных клиентов, чтобы кредитные  продукты предоставлялись только тем  из них, кто обладает возможностью и  желанием исполнять свои обязательства.

Исходя  из поставленных целей, основными задачами подразделений кредитного бизнеса  являются:

- обеспечение высокодоходного размещения активов банка с минимизацией при этом уровня кредитного риска;

-  привлечение на обслуживание новых клиентов, сохранение имеющихся клиентов банка;

- повышение качества кредитного портфеля (минимальный уровень просроченной задолженности);

-     разработка новых кредитных продуктов по корпоративному и розничному бизнесу и их внедрение, в том числе по корпоративному бизнесу – разработка программы кредитования малого и среднего бизнеса (на пополнение оборотного капитала на приобретение автотранспорта, на приобретение оборудования, на приобретение недвижимости);

-   совершенствование действующей внутренней нормативной базы банка, регламентирующей все этапы кредитного процесса;

-   адекватное, своевременное и постоянное применение технологии оценки рисков кредитных проектов;

-   совершенствование системы аналитического учета операций кредитного бизнеса;

-  активное продвижение продуктового ряда подразделениями кредитного бизнеса на рынок финансовых услуг области.

Целью риск-менеджмента  является недопущение принятия Банком неоправданного риска путем установления ограничений деятельности бизнеса, в том числе за счет:

-    формирования методологии оценки уровня риска,

-    построения технологии оценки и мониторинга уровня риска,

-    разработки технологии управления уровнем кредитного риска.

-  наличия возможности у заемщика полностью и своевременно вернуть предоставленные денежные средства за счет собственных первичных источников погашения (не за счет реализации обеспечения);

-    соблюдения единства стандартов кредитных технологий для всех заемщиков по всем продуктам и на всех этапах кредитования (исключения возможны исключительно по индивидуальному решению ФКК банка);

-     наличия эффективных, последовательных и честных отношений заемщика с Банком по всем видам предоставленных ему продуктов и услуг.

В процессе управления кредитными операциями коммерческого  банка можно выделить несколько  общих характерных этапов:

- разработка целей и задач кредитной политики банка;

- создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений;

- изучение финансового состояния заемщика;

- изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей;

- разработка и подписание кредитного соглашения;

- анализ рисков не возврата кредитов;

- кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;

- мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

Все сказанное  выше подтверждает, что банку необходимо организовать и отладить кредитную  политику. Так он сможет своевременно реагировать на изменения в кредитной  политике государства, а также снизить  возможные внутренние риски при организации процесса кредитования.

Повышение эффективности кредитных операций – это главный показатель правильно  спланированного и проводимого  управления кредитными операциями.

Чтобы проанализировать эффективность управления кредитными операциями, банк должен опираться  на четкую аналитическую базу.7

Одной из наиболее трудных задач в кредитовании предприятий является определение  процентной ставки. Кредитор хочет  установить достаточно высокую ставку для того, чтобы получить прибыль  по кредиту и компенсировать все  свои риски. Однако ставка по кредиту  должна быть также достаточно низка  для того, чтобы заемщик мог  успешно выплатить кредит и не обратился к другому кредитору  или не вышел на открытый рынок. Чем  выше уровень конкуренции на рынке  банковских кредитов фирмам, тем острее необходимость поддерживать процентную ставку на разумном уровне, сопоставимом с уровнем конкурентов на данном сегменте рынка. Действительно, на кредитном  рынке, характеризующемся высокой  конкуренцией, кредитор скорее принимает  ставку, а не устанавливает ее.

Информация о работе Организации кредитования в ОАО «СБЕРБАНКЕ РОССИИ»