Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:50, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение современных проблем потребительского кредитования в ОАО «Сбербанке России».
В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
1. Рассмотрение теоретических аспектов потребительского кредитования.
2. Рассмотрение организационно-экономической деятельности ОАО «Сбербанка России».
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию потребительского кредитования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА………….5
Понятие потребительского кредита…………………………………………5
Особенности кредитной политики коммерческих банков………………..10
Кредитный портфель коммерческого банка и его формирование……….17
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «СБЕРБАНКА РОССИИ»…………………………………………………………25
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Сбербанка России»…………….25
2.2. Основные положения устава ОАО «Сбербанка России»………………..34
2.3. Кредитный портфель ОАО «Сбербанка России» за 2009- 2011гг………39
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ В ОАО «СБЕРБАНКЕ РОССИИ»………………………………………………………….44
Виды потребительских кредитов в ОАО «Сбербанке России»…………..44
Совершенствование потребительского кредитования ОАО «Сбербанка России»……………………………………………………………………….50
Пути повышения эффективности деятельности ОАО «Сбербанка России»……………………………………………………………………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..73
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….77
Но возникает вопрос « Как же этого добиться?, Как конкурировать с ведущими банками США, Франции и прочих развитых стран?»
Конечно
же по средствам комплексной
Этого можно
добиться по средствам реализации корпоративной
лин-программы, то есть комплексного повышения эффективности
банковской деятельности, включая оптимизацию
деятельности административно-
Программа позволит успешно в короткие сроки добиться повышения рентабельности и роста конкурентоспособности на рынке.
Основной акцент программы - на неинвестиционные источники роста эффективности за счет:
- Поэтапного обучения, адаптации и освоения системы Лин.
- Вовлечения всего персонала (из разных подразделений и филиалов) в процесс непрерывных улучшений.
- Выявление скрытых резервов и устранения «узких мест».
Главная особенность этой системы — включение всех сотрудников компании в процесс бережливого производства. Это лозунг «каждодневное улучшение», так называемый «кайдзен»: каждый день сотрудник что-то делает лучше, эффективнее, и это отражается на его производительности труда, а потому поощряется.
Данный процесс практически не известен в России и именно в этом кроется причина отставания многих наших банков от западных.
Интересные цифры по lean production приводят деловые новости «Слон.ру»: «По исследованию Leancor 2009 года, из российских компаний 68% вообще ничего не знают о «лин», 2% знакомы с «лин» и на теории, и на практике. При этом в развитых странах около 50% применяют «лин». В США опыт внедрения «лин» таков: экономия – $1,44 млрд, рост продаж – $10,5 млрд, создано рабочих мест 16 740, сохранено 35 845.»
Внедрение «Лин» необходимо начать с выбора приоритетных направлений по улучшению банковских процессов в розничном рынке услуг. Для Сберегательного банка таковыми являются: замена сберкнижек, выплата компенсаций, обмен валюты. По расчетам аналитиков, среднее время выполнения этих операций в результате оптимизации сможет сократиться на 45-80%.
Самый главный проблемой Сбербанка являются очереди, особенно в дни выплаты пенсий и зарплат. А в результате этих мер очереди в офисах могут сократиться на 25-50%.
Зарубежным банкам при реализации бизнес-стратегия для банка на три года с привлечением внешних консультантов удалось:
- На 30 % сокращено время обслуживания клиентов.
- На 40% сокращено количество передач «из рук в руки» в процессе выдачи ссуд.
- На 80% повышена производительность труда.
-На 15% сократилось количество случаев отсутствия наличности.
- На 25% уменьшен уровень запаса наличных.
- На 10% сокращена потребность в персонале.
- На 24% повышена з/п работникам РКО.
Таким образом,
по подсчётам зарубежных аналитиков,
система бережливого
По подсчётам
российских предприятий затраты
на внедрение лин-лаборатории
Опираясь на опыт зарубежных стран рассчитаем годовой экономический эффект от внедрения системы бережливого производства (таблица 9).
Таблица 9 - Экономический эффект для ОАО «Сбербанка России» от внедрения системы «Лин» в расчёте на одно отделение
№ п/п |
Показатель |
Условное обозначение |
Формула расчёта |
Значение, руб |
1 |
Единовременные затраты, руб |
К |
189,2 | |
2 |
Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений |
Ен |
0,2 | |
3 |
Прирост прибыли в день, руб. |
Пд |
Q * ( С1 – С2) |
414,54 |
4 |
Прирост прибыли в год, руб. (годовая экономия) на отделение |
Пг |
Пд* Qр.д |
126020,16 |
5 |
Количество клиентов в день (чел.) |
Q |
126 | |
6 |
Затраты на оформлении документов до внедрения системы «Лин» |
С1 |
13,62 | |
7 |
Затраты на оформлении документов после внедрения системы «Лин» |
С2 |
10,33 | |
8 |
Годовой экономический эффект, руб/отделение |
Э |
Э= П–К*Ен |
125982,32 |
9 |
Годовой экономический эффект, руб/банк в целом |
Э |
132281436 | |
10 |
Количество рабочих дней в 2011 году |
Qр.д |
304 |
Таким образом, годовой экономический эффект от внедрения системы «Лин» равен 132,2 млрд. руб., что составляет более 40% прибыли, полученной ОАО «Сбербанком России» в 2011 году .
Далее необходимо
рассчитать показатели рентабельности
деятельности Сбербанка после внедрения
системы «Лин» и сравнить их с
аналогичными показателями до внедрения
системы бережливого
Таблица 10 -
Изменение показателей
№п/п |
Финансовый коэффициент |
Порядок расчёта |
До |
После |
Изменение,+/- |
1 |
ROE |
Чистая прибыль/ Собственный капитал |
15,1% |
16,9% |
1,8% |
2 |
Коэффициент рентабельности УК |
Чистая прибыль/ УК |
15,0% |
16,8% |
1,8% |
3 |
ROA,% |
Чистая прибыль/ Активы |
1,7% |
1,9% |
0,2% |
Из таблицы видно, что применение Сбербанком России системы «Лин» незамедлительно приведёт к повышению рентабельности его деятельности.
Вывод
Таким образом, в результате проведённого анализа, мы можем с уверенностью утверждать, что внедрение такого рода изменений является резервом повышения прибыли и соответственно рентабельности деятельности Сберегательного банка.
Подводя итоги главы необходимо сказать о том, Сбербанку для реализации поставленных целей необходимо искать несколько иные, новые для России пути повышения эффективности деятельности, которые лежат в плоскости изучения мировых тенденций развития банковского бизнеса.
Одним из таких путей является внедрение в деятельность Сбербанка системы «Лин», главной особенностью которой является включение всех сотрудников компании в процесс бережливого производства.
Применение такой системы позволит Банку увеличить прибыль банка на 132,2 млрд. рублей, а рентабельность в среднем на 1,3%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, выдача потребительских кредитов населению является одним из основных направлений деятельности банков. Потребительский кредит, как источник дополнительных доходов банка, является также одним из наиболее надежных и обеспеченных, так как выступает в виде ссуды под залог, либо обеспечивается поручительством.
В настоящее время потребительский кредит в очень быстрых темпах завоевал доверие и получил большое распространение в нашей стране. Уже сейчас рынок кредитования в РФ населения развивается ускоренными темпами. Сегодня это очень перспективный рынок, и на нем ожидается бум.
В последнее
время рынок розничных
Многие банки стали активно предлагать услугу потребительского кредитования, однако более 60% всех выдаваемых кредитов населению все-таки приходится на Сбербанк России. Конечно, все больше усилий в последнее время требуется для удержания завоеванных позиций в связи с нарастающей конкуренцией, но Сбербанк является опытным «игроком» на рынке потребительского кредитования, имеет наиболее разветвленную филиальную сеть и самый широкий спектр кредитных продуктов для населения, предлагает достаточно низкие процентные ставки, длинные сроки кредитования, поэтому в целом условия Сбербанка России являются одними из самых выгодных для клиента. Все это дает возможность быть уверенным в своих силах и не бояться конкуренции.
Период 2009-2011гг. ОАО «Сбербанк России» завершил со следующими показателями: в 2010 году активы возросли на 21,4% по сравнению с 2009 г (7105,1 млрд. руб.) и составили 8628,5 млрд. руб., этот рост был вызван ростом портфеля ценных бумаг и объемом кредитования клиентов. Доля работающих активов в 2010 году составляла 87,6% от общих активов банка. А в 2011 увеличились на 25,6% и составили 10835,1 млрд. руб. Доля кредитного портфеля в активах за 2011 год выросла с 64% до 71% за счет сокращения доли ценных бумаг. По состоянию на 31.12.2011 г. доля работающих активов составила 92,4% от общих активов Сбербанка.
Активные операции банка по предоставлению ссуд - это, как известно, одна из приоритетных сфер банковской деятельности, поскольку доходы по ссудам являются одной из самых крупных статей доходов Сбербанка. Вместе с тем это и наиболее рискованные операции банка. В 2011 году Сбербанк продолжал наращивать объемы кредитования своих клиентов.
За 2010 год Сбербанком было выдано розничных кредитов на сумму 1319,7 млрд. руб, что на 12,1% больше, чем в 2009г. (1178 млрд. руб); из них жилищных кредитов – 604 млрд. руб. что на 46% больше, чем в 2009г. (513 млрд. руб.); автокредитов – 80 млрд. руб, что на 6% менььше, чем в 2009г. (101 млрд. руб.) ; потребительских кредитов – на 636 млрд. руб., что на 48% больше, чем в 2009г. (564 млрд. руб.).
За 2011 год Сбербанком было выдано розничных кредитов на сумму 1805,5 млрд. руб, что на 36,8% больше, чем в 2010г. (1319,7 млрд. руб); из них жилищных кредитов – 777,4 млрд. руб. что на 43% больше, чем в 2010г. (603,8 млрд. руб.); автокредитов – 84,1млрд. руб, что на 5% больше, чем в 2010г. (80,2 млрд. руб.) ; потребительских кредитов – на 944 млрд. руб., что на 52% больше, чем в 2010г. (635,7 млрд. руб.).
Кредиты юридическим лицам выдавались в 2010 году на сумму 4872,2 млрд. руб., что больше на 14,2%, чем в 2009 году (4266,3 млрд. руб.). В 2011 году юридическим лицам выдавалось кредитов на сумму 6576,6 млрд. руб., что больше на 35,0%, чем в 2010 году.
Кредиты физическим лицам выдавались в 2010 году на сумму 1319,7 млрд. руб., что больше на 12,1%, чем в 2009 году(1177,5 млрд. руб.). В 2011 году физическим лицам выдавалось кредитов на сумму 1805,5 млрд. руб., что больше на 36,8%, чем в 2010 году.
Портфель кредитов клиентам увеличился в 2010 и в 2011 годах в связи с ростом объема кредитования как физических, так и юридических лиц на фоне растущего спроса.
Совокупный портфель ценных бумаг в 2009 году составил 1064,1 млрд. руб., что в 2,2 раза больше, чем в 2008 году. Увеличение процентных доходов по ценным бумагам объясняется ростом вложений Сбербанка в корпоративные облигации.
Основной ресурсной базой Сбербанка остаются депозиты физических лиц, доля которых в общих обязательствах за 2009 - 2011гг. составляет 60 - 63%. Средства физических лиц в 2010 году составили 4834,5 млрд. руб., что больше на 27,7%, чем в 2009 году (3787,3 млрд. руб.). А в 2011 году средства физических лиц возросли на 18,4%, чем в 2010 году и составили 5726,3 млрд. руб.
Средства корпоративных клиентов в 2010 году составили 1816,7 млрд. руб., что больше на 10,0%, чем в 2009 году (1651,6 млрд. руб.). А в 2011 году средства юридических лиц возросли на 21,4%, чем в 2010 году и составили 2205,8 млрд. руб.
Собственные средства ОАО «Сбербанка России» в 2010 году составили 987,2 млрд. руб., что больше на 26,7 %, чем в 2009 году (778,9 млрд. руб.). А в 2011 году собственные средства возросли на 28,4%, чем в 2010 году и составили 1268,0 млрд. руб.
За последние три года «Сбербанк России» демонстрировал высокие результаты деятельности: рентабельность собственных средств составила 3,2 %, соотношение операционных расходов к операционным доходам составило 35,4% в 2009 году, рентабельность собственных средств составила 20,6 %, соотношение операционных расходов к операционным доходам составило 42,4% в 2010 году. Рентабельность собственных средств за 2011 год составила 28,0%, отношение операционных расходов к операционным доходам составило 46,9%.
Информация о работе Организации кредитования в ОАО «СБЕРБАНКЕ РОССИИ»