Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;
Введение
Одним из удачных и
перспективных направлений
В условиях перехода государственного и муниципального управления от управления по затратам к управлению по результатам, приоритетные национальные проекты являются своеобразным показателем способности государственной и муниципальной власти достигать амбициозные цели развития страны.
Основной целью проектов является повышение качества жизни граждан России, приближение его к уровню в ведущих странах. Благодаря концентрации бюджетных и административных ресурсов в рамках проектов удастся повысить эффективность государственного и муниципального управления и обеспечить инновационный путь развития экономики страны, направленный на накопление человеческого капитала.
Разработка и реализация приоритетных национальных проектов предусматривает необходимость привлечения внушительных финансовых ресурсов, огромного числа организаций, труда миллионов людей, широкого освещения в средствах массовой информации.
Для достижения поставленных целей недостаточно просто потратить выделенные средства, необходимы меры по координации ресурсов и выделению приоритетов инвестирования с применением современных методов управления, таких как бюджетирование, ориентированное на результат, и проектный менеджмент. В таких условиях трудно переоценить важность государственного управления проектными мероприятиями.
Вместе с тем, обозначение такого рода практики выступает как новация для всей системы государственного и муниципального управления, поскольку требует ориентации не только на краткосрочную (ситуация до принятия проектов), но и на среднесрочную перспективу.
В качестве отраслей реализации национальных проектов выбраны самые важные, непосредственно влияющие на уровень жизни населения, а именно: образование, жилищное строительство, здравоохранение и сельское хозяйство.
Именно эти преимущества постоянно подчеркивает и Д.А.Медведев - «Национальные проекты – это своего рода целеуказание и, одновременно, инструмент. В любом случае, социальное проектирование – это деятельность по составлению и осуществлению программ преобразования определенной социальной микро и макро системы в желаемом направлении.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью критической оценки концепции и результатов реализации приоритетных национальных проектов, выделенных в качестве цели государственной политики.
Выдвижение национальных проектов стало этапом в процессе попыток освоения сверхдоходов от продажи сырьевых ресурсов. Не секрет, что за годы рыночных реформ были допущены серьезные просчеты руководства страны в реформировании социальной сферы, что в огромной степени подготовило почву для демографического кризиса.
Объектом дипломной работы являются приоритетные национальные проекты как инструмент реализации как инструмент государственной бюджетной политики России.
Предметом дипломной работы выступает механизм реализации приоритетных национальных проектов как инструмента реализации государственной бюджетной политики России.
Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;
- сформулировать практические рекомендации по оптимизации деятельности российского государства в сфере реализации приоритетных национальных проектов.
Проблематика государственного управления приоритетными национальными проектами напрямую связана с теоретическими концептами государственного управления. Вопросы государственного управления в целом и реализации его в обеспечении развития прежде всего социальной сферы изучались отечественными исследователями: Авериным А.Н., Авериным ЮЛ, Лапиным Г., Лапкиным В.В., Неклесса А., Иноземцевым В.Л., Ильиным М.В., Макарычевым А.С., Чернышовым А., Слепенковым И.М., Сунгуровым А.Ю., Пантиным В.И., Шугриной Е.С. и др.
В ходе исследования применялись методы научной абстракции, экономического и правового анализа, методы сравнения и аналогии.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов в практических, научных и учебных целях.
1 Теоретические
основы формирования
1.1 Стратегические направления развития России в социальной сфере и способы их реализации
В современном
На сегодняшний день имеется серьезная статистика, подтверждающая то, что во многих цивилизованных странах методология управления проектами стала широко применяемым фактором развития экономики, бизнеса, строительства, транспорта, социальной сферы.
В нашей стране эта тема имеет свою специфику и историю. И, если мы можем говорить об определенной ее практической невостребованности в период административно - командных методов управления, то, по мнению многих специалистов, наши теоретические разработки в этой сфере являются опережающим примером управленческих проектно – программных подходов, превосходящих зарубежные аналоги.
Настоящим прорывом в применении проектного метода в социальной практике государственного уровня в нашей стране стали приоритетные национальные проекты, идея которых была впервые сформулирована в Послании Президента Российской Федерации в 2004 г., что явилось по сути проектом создания нового российского общества, основанного на новой экономике, на развитии личностного потенциала и повышении качества жизни россиян.
В условиях отсутствия стратегической
концепции социального
На современном этапе в число приоритетных направлений развития России вышло решение социальных проблем на основе формирования и выполнения социальных программ, создания и применения прогрессивных социальных технологий, разработки и реализации социальных стандартов. При этом социальные стандарты должны служить не только для регламентации важнейших параметров социального развития, но и добровольно применяться в качестве нормативных документов, определяющих оптимальные параметры и характеристики различных направлений деятельности в социальной сфере.
Это особенно важно в
связи с реализацией
Сложность задач социальной сферы в период послесловия неудачных реформ обрела императив перехода к такому управлению социальных приоритетов, которое обеспечило бы практическое решение самых остросюжетных проблем национальной повести дня. И в этом ракурсе национальные проекты заполнили определенную часть ниши стратегического целеполагания в реализации седьмой статьи Конституции РФ о социальном государстве.
Ибо только в рамках стратегии социального развития можно дать ответ на современные вызовы общественного развития, придать более системное решение существующим проблемам. А ориентирами достижения этих целей должны стать стандарты качества жизни россиян, которые на государственном уровне гарантировали бы нам качество и безопасность жизни и здоровья, социальную безопасность стариков, детей-инвалидов, предсказуемость и устойчивость развития нашего общества. И когда мы сегодня говорим о роли национальных проектов в современной социальной политике, оцениваем их как реальность, мы должны иметь в виду не только дополнительные появившиеся возможности материального решения самых насущных жизненно важных проблем нашего общества, но, в первую очередь, впервые появившиеся в нашей политике стратегические основы социального развития нашей страны, создание новых управленческих решений и проблем социальной сферы и новый подход к качеству жизни и качеству личности.
По всем направлениям обозначенных приоритетов разработка нового алгоритма развития общества базируется на необходимости решения двух взаимосвязанных задач – развития потенциала личностей и повышение качества жизни.
Важна и политическая
составляющая социальной политики, равно
как и все, что связано с
отношением между классами, социальными
группами, нациями, с состоянием гражданского общества в целом.
В политической науке существует такие
понятия группы интереса и группы давления,
которые выроют интересы окружающих групп
в обществе и ведут борьбу за их реализацию.
Таким образом, в области социальной политики складывается достаточно сложная ситуация, т.к. с одной стороны условиях рыночной экономики и политической демократии возникает множество различных интересов, которые объективно сложно согласовать. С другой стороны такая ситуация создает возможности для манипулирования, когда в результате выигрывает сильнейший интерес, но не главный в значении общества. Такое положение можно отнести на счет издержек демократии.
Когда корпоративные интересы превалируют над процессом достижения согласия, то вряд ли можно ожидать принятия правильного технократического решения. Поэтому государство для того, чтобы снизить возможность социальных рисков, старается выдать компенсации тем, кто потерял.
При этом предполагается определение преимуществ, которые свидетельствуют «за» такую форму реализации социальной политики:
- преимущества национальных
проектов как определенной
- расширенные полномочия
специализированного органа
- высокая степень политического контроля над осуществлением проектов;
- и, наконец, публичность
и персональная
Именно эти преимущества постоянно подчеркивает и Д.А.Медведев - «Национальные проекты – это своего рода целеуказание и, одновременно, инструмент. В любом случае, социальное проектирование – это деятельность по составлению и осуществлению программ преобразования определенной социальной микро и макро системы в желаемом направлении.
Вместе с тем, для осуществления управления социальной политикой в целом адекватно понятие «мегапроекта», более емкое по количеству и качеству целей и масштабам управления. В него могут быть вписаны и многочисленные моно проекты и определенные совокупности программ, с четким целеполаганием.
И, несмотря на существенную путаницу в практике терминологического понимания английских и русских вариантов ключевых понятий проектного управления субъективно, что в условиях рынка проектная деятельность – наиболее реальный вариант для решения многих проблем социальной политики.[7, с 45]
Принятие решения о национальных проектах означало поворот к принятию новой модели экономического и социального развития страны, ориентированного на человека. Как известно, согласно точке зрения экономистов, нобелевских лауреатов, даже в экономике самыми выгодными являются вложения в человека, а великий Энштейн видел причину крушения современного ему промышленного производства в том, что оно было сориентировано исключительно на прибыль.
Выделение социально ориентированных областей в качестве главных целей национальных проектов, означает общенациональные приоритеты стратегической перспективы страны. А идеи, заложенные в концепцию национальных проектов, предполагают их долгосрочность, стратегический характер. Выступая средствами решения общенациональных задач, нацпроекты по сути есть механизмы развития, направленные на качественные структурные изменения в экономике страны, достижения ее ориентированности на человека.
В нашей стране в настоящее время в число острых социальных проблем входит, прежде всего, действующая система социальной защиты. Она построена преимущественно на категориальном принципе предоставления государственных гарантий и мало зависит от доходов человека. За последние десятилетия к категории льготников отнесены ветераны, инвалиды, малоимущие, участники тех или иных событий, в сумме составляющие 236 льготных категорий.
Общее число льготников составляет примерно 100 миллионов человек, или около 70 процентов населения страны. Только на федеральном уровне для них установлено более 150 видов всевозможных выплат, льгот, дотаций. При этом 75 процентов выделяемых средств расходуются на льготы и пособия тем, чьи доходы выше прожиточного минимума. Ветеран труда, к примеру, - всегда ветеран. А значит, он имеет право на льготы независимо от того, руководит ли преуспевающим бизнесом или живет в бедности (хотя последних несравнимо больше).