Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель дипломной работы - является разработка научно-методических основ и механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления реализацией национальных проектов в социальной сфере; изучение социально-политических условий, факторов и технологии формирования приоритетных национальных проектов, анализ их основных показателей и выработка рекомендаций по оптимизации деятельности государства по их реализации.
В соответствии с поставленной целью были установлены следующие задачи:
- выявить сущность и содержание приоритетных национальных проектов;
- изучить механизм реализации управления приоритетных национальных проектов в России;
- провести анализ основных направлений бюджетной политики РФ по реализации приоритетных национальных проектов в России и Оренбургской области;
Это очень сложная проблема, но переход к адресной социальной помощи – объективная необходимость. [23, с 15]
Возвращаясь к национальным проектам «Здоровье»; «Образование»; «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК» надо отметить, что их реализация, как и переход к адресной социальной помощи, требует, наряду с другими условиями, разработки и внедрения системы социальных стандартов.
В действительности национальные проекты по своему содержанию предполагают реализацию стратегических целей и набор мер самого широкого спектра, в частности:
- концентрацию финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях ее развития;
- выбор общенациональных приоритетов и определение их роли в развитии потенциала человеческой личности и тем, что от них во многом зависит качества жизни человека и социальное самочувствия общества. И это стратегические задачи для нашей страны, и в этой связи национальные проекты – первый этап, за которым последует более масштабное продолжение;
- особое значение в понимании национальных проектов является то, что они, по сути, базовая основа для разработки нового алгоритма развития России в условиях глобализации;
- важная роль при
реализации национальных
Глобальной задачей национальных проектов является необходимость изменения структуры нашей экономики, эффективных способов опережающего экономического развития, придание ему инновационного характера, создания новых институциональных механизмов, решения демографической проблемы.
«И в этом плане концепция национальных проектов – новая стратегия развития страны на долгосрочную перспективу, с позитивным эффектом создания эффективной экономической политики государства и общества, сбережения человека и российского общества» - сказал Президент России Дмитрий Медведев, выступая на международном симпозиуме «Управление проектами: «Власть. Общество. Бизнес»». В действительности, национальные проекты по своему содержанию предполагают реализацию стратегических целей и набор мер самого широкого спектра, в частности:
- концентрацию финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях развития нашей страны. Это дальнейший шаг, логическое продолжение курса на модернизацию, проводившегося в предыдущие пять лет. Как подчеркнул Президент России в своем послании, «…экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами»;
- выбор общенациональных приоритетов, который определялся, во-первых, их ролью в развитии потенциала человеческой личности, а, во-вторых, тем, что от них во многом зависит качество жизни человека и социальное самочувствие общества. Надо сказать, что и первая, и вторая задачи – стратегические. Национальные проекты следует рассматривать в этой связи лишь как первый этап, за которым обязательно последует продолжение – более масштабное и, конечно же, более эффективное, с учетом вносимых в ходе реализации первого этапа корректив;
- поиск эффективного варианта общественного и государственного развития, «масштабный эксперимент», т.е. разработка нового алгоритма развития общества и государства в условиях глобализации. Особенно важно подчеркнуть, что вариант эффективного развития был выбран после завершения восстановительного, «стабилизационного» периода. Основными задачами последнего было преодоление острых кризисных явлений в российском государстве и обществе, сглаживание диспропорций в государственном строительстве и социальной сфере;
- важная роль при реализации нацпроектов принадлежит усилиям по консолидации российского общества и российских элит, переводу взаимоотношений между ними из конфронтационного русла в область сотрудничества. Многочисленные встречи руководителей нацпроектов с представителями различных слоев общества нацелены на решение стратегической задачи – консолидации элит. В результате встречи руководства страны с представителями бизнеса, в апреле 2007 года, например, была обсуждена проблема взаимодействия власти и бизнеса по нацпроектам, с целью повышения качества и доступности образовательных услуг.
- разработка наиболее эффективных способов опережающего экономического развития, когда перед Россией стоит задача в короткие исторические сроки преодолеть разрыв, сформировавшийся за последние десятилетия между нашей страной и наиболее развитыми государствами. Это и разрыв в ВВП на душу населения, и существенный разрыв в уровнях научно-технического и технологического развития.
Эта идея еще раз была акцентирована в президентском послании: «Мы уже приступили к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, об этом ранее много говорили, приданию ей инновационного качества. Считаю, что предпринимаемые Правительством шаги в этом направлении правильны, но при этом отмечу следующее. Во-первых, государственные инвестиции необходимы, конечно, но они – не единственное средство достижения цели. Во-вторых, важен не столько их объем, сколько умение правильно выбрать приоритеты…»;
- создание новых институциональных механизмов, которые бы позволили использовать более эффективно государственные и общественные ресурсы. Именно это имел в виду Президент России, обращаясь в своем послании к Федеральному Собранию: «Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд – всё это уже делается, создается. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности». Так, в ходе реализации нацпроектов на состоявшейся в апреле 2006 года встрече с ведущими предпринимателями страны, была выдвинута идея создания так называемых эндаументов – финансовых фондов, прибыль от коммерческой и инвестиционной деятельности которых идет исключительно на благотворительные цели и не облагается налогами;
- наконец, решение фундаментальной, или как сказал президент «самой острой проблемы современной России» – демографической. Эта задача, которая является для России критически значимой, впервые была «технологизирована» в Послании Президента.
В настоящее время разрабатываются экономические и юридические механизмы ее решения. Демографическая проблема – это масштабы и качество человеческого капитала, которые в возрастающей степени определяют главные параметры хозяйства каждой страны и, в конечном счете, ее конкурентоспособность. Совершенно очевидно – демографическая проблема имеет не только количественное, но и качественное измерение.
1.2 Содержание приоритетных национальных проектов и их место и роль в реализации бюджетной политики России
Национальные проекты, реализация которых началась в России в 2006 г., представляют собой важный шаг, направленный на повышение благосостояния граждан и улучшение качества жизни. Решение о реализации национальных проектов связан с намерением придать новый импульс развитию здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства и обеспечить основу для повышение эффективности функционирования этих отраслей.
В действительности национальные проекты по своему содержанию предполагают реализацию стратегических целей и набор мер самого широкого спектра, в частности:
- концентрацию финансовых, административных и общественных ресурсов страны на наиболее приоритетных направлениях ее развития;
- выбор общенациональных приоритетов и определение их роли в развитии потенциала человеческой личности и тем, что от них во многом зависит качества жизни человека и социальное самочувствия общества. И это стратегические задачи для нашей страны, и в этой связи национальные проекты – первый этап, за которым последует более масштабное продолжение.
Особое значение в понимании национальных проектов является то, что они, по сути, базовая основа для разработки нового алгоритма развития России в условиях глобализации. Важная роль при реализации национальных проектов принадлежит консолидации российского общества, власти и бизнеса в решении актуальных социальных вопросов. [24, с 45]
Глобальной задачей национальных проектов является необходимость изменения структуры нашей экономики, эффективных способов опережающего экономического развития, придание ему инновационного характера, создания новых институциональных механизмов, решения демографической проблемы. И в этом плане концепция национальных проектов – новая стратегия развития страны на долгосрочную перспективу, с позитивным эффектом создания эффективной экономической политики государства и общества, сбережения человека и российского общества.
Национальные проекты представляют собой новый инструмент осуществления социальной политики.
Отсутствие предыдущего опыта реализации и политическая значимость национальных проектов определяют потребность совершенствовать сложившиеся во властных структурах подходы к принятию решений и корректировать механизмы выполнения этих решений.
Публичность национальных проектов предполагает более активное участие экспертного сообщества и общественности в их подготовке, реализации и мониторинге.
Безусловная важность национальных
проектов для дальнейшего социально-
Иными словами, проекты – не только формулирование наших проблем, а, следовательно, приоритетов социально-экономического развития, но и определенная совокупность методов и приемов достижения поставленных целей. Определение «национальный» также не случайно. Этот термин указывает на то, что предложенные В. Путиным проекты изначально рассматриваются не только как федеральная инициатива, но и обращены к региональным и местным элитам, а также, что важно подчеркнуть, ко всему обществу, всем его институтам: партиям, общественным организациям, творческим и профессиональным союзам, бизнесу.
Этот вывод важен, например, для понимания того, что финансовые и организационные масштабы проектов отнюдь не сводятся только к выделенным федеральной властью ресурсам – порядка 13700 млрд. руб. Сами эти выделенные ресурсы могут составить в будущем до 10% от всех привлеченных бюджетных и внебюджетных средств (в послании Президента России названа сумма в 5–10%). Но не это главное. Политическая и финансовая поддержка со стороны федеральной власти означает недвусмысленные государственные гарантии исполнения проекта. А это – главное.
Наконец, с пониманием термина «проект» тесно связано и понимание приоритетов. Работа над проектом требует понимания не только целей, которых необходимо достичь в ходе работы над приоритетом, но и установления конкретных сроков. Именно в рамках этих сроков должен быть достигнут определенный уровень, «контрольные цифры» проекта.
Как видно, национальные
проекты принципиально
Ее конечная цель всегда формулируется как возможная, желательная. Она может быть отдалена во времени весьма существенно. Для работы по программе не создается какого-либо особого механизма реализации и контроля. В противовес этому: а) проект должен в краткосрочной перспективе (два-три года) привести к запланированным промежуточным или окончательным результатам; б) работа над проектом строится в рамках специально созданного механизма реализации проекта (Совет по реализации приоритетных нацпроектов, который возглавляет Президент, его президиум, отраслевые министерства, межведомственные рабочие группы, соответствующие органы регионального уровня); в) контроль за работой над проектом осуществляет целая система контрольных инстанций (президентский контроль, парламентский контроль, прокуратура и др.).
В определенном смысле национальные проекты, при всем их конкретном, даже прагматическом наполнении, – это концепция новой политической философии развития государства и общества, апробирование новой стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, как подчеркнул в Послании Президент, «на ближайшие десятилетия» новых инструментов государственной социально-экономической политики, поскольку представляет собой «уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующий конкретным требованиям, включающий ограничение сроков, стоимости и ресурсов».
Вместе с тем, обращает на себя внимание ряд вопросов, касающихся регламентации, правового обеспечения и проблем реализации национальных проектов на региональном и муниципальном уровнях.
Появление самой идеи о выделении тех сфер жизни общества, на которые следует обратить внимание власти и общества, во многом обусловлено уникальным моментом в истории России, когда общественные институты и властные структуры готовы соединить свои усилия для достижения благополучия населения в масштабах всей страны.
Как справедливо заметила заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.Ю. Левицкая, «проблемы медицины, образования, доступного жилья и функционирующего сельского хозяйства - это не только, да и, пожалуй, не столько проблемы экономики. Это вопросы национальной безопасности, перспектив демографического развития, имеющие первостепенную политическую важность».
Национальные проекты тесно связано с реализацией федеральных целевых программ. Как соотносятся между собой национальный проект и федеральная целевая программа?
Внешне данные понятия достаточно близки. Это видно даже из их этимологического смысла:
- проект (от лат. projectus, букв. брошенный вперед) - это разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь; замысел, план;
- программа (от греч. programma - объявление, распоряжение) это план деятельности, работ.
Однако, национальные проекты в отличие от федеральных целевых программ более публичны, они имеют большой общественный резонанс, им обеспечивается повышенная исполнительность и контроль: назначен особый вице-премьер, проводится масса обсуждений с министрами и депутатами, происходит постоянное публичное отслеживание хода их реализации. Говоря об отличиях национальных проектов от федеральных целевых программ, Д.А. Медведев указывал, что различия между ними заложены в уже самом названии: «Национальные проекты это приоритеты развития страны, а федеральные целевые программы - просто важные задачи. Приоритетов много быть не может. Ни одна страна, даже самая богатая, не выдержит более пяти-шести приоритетов. А федеральных целевых программ может быть сколько угодно. Были бы средства». В настоящее время в сфере социальной политики Российской Федерации действует более 40 таких программ.