Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:02, дипломная работа

Краткое описание

Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в местных бюджетах. Из всего спектра экономически возможных и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы. Структура доходов местных бюджетов формируется при различном соотношении основных источников поступления средств.

Содержание

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
1.1.Понятие неналоговых доходов бюджетной системы
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ..doc

— 836.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Динамичное развитие местных сообществ в России сегодня  ограничено хронической недостаточностью финансовых средств, аккумулированных в  местных бюджетах. Из всего  спектра экономически возможных  и юридически допустимых источников бюджетных средств наиболее важное значение на практике имеют налоговые и неналоговые доходы.

Структура доходов местных  бюджетов формируется при различном  соотношении основных источников поступления  средств. В настоящее время основным источником поступления доходов в местные бюджеты являются налоги. Неналоговые доходы играют меньшую роль и занимают в местных бюджетах около 10%, в том числе и в бюджете города Надыма.

Проблемы переходного  периода осложнены тем, что во времена централизованной бюджетной системы доходная часть бюджета носила неналоговый характер. Доходы основывались главным образом на денежных накоплениях государственных предприятий, в виде части чистого дохода, который  поступал в бюджет в форме налога с оборота и платежей из прибыли. Неналоговые поступления обеспечивали свыше 90% всех государственных доходов бюджетной системы СССР.

В настоящее время  реформирование налоговой системы  привело к сокращению нормативов отчисления от регулирующих налогов, поступающих  в местный бюджет и уменьшению числа собственных местных налогов. В связи с этим необходимо подумать о том, как рационально распорядиться муниципалитетам своей собственностью. Поэтому очень важно, чтобы неналоговые поступления занимали значительное место в структуре  доходов городских бюджетов. Например, в Европейских странах их доля в местных бюджетах составляет от 25 до 40%. Вопрос неналоговых доходов – это вопрос устойчивого роста и финансовой безопасности городского бюджета.

Эффективное формирование неналоговых доходов может укрепить доходную часть бюджета, обеспечить профицит, если это необходимо или, по меньшей мере, бездефицитность местного бюджета. Это позволит   осуществлять дополнительное финансирование расходов, связанных с социально-экономическим развитием конкретной территории.

Таким образом, выбранная  тема дипломной работы на сегодняшний  день является насущной и актуальной.

Цель работы: проанализировать неналоговые поступления в бюджет города Надыма на 2006 год и выявить резервы, способствующие их увеличению.

В представленной дипломной работе изложены вопросы, связанные с теорией  неналоговых доходов, их сущностью, ролью и значением  в муниципальном бюджете.  Рассмотрены методы планирования неналоговых поступлений  с оценкой применения на практике, выявлены дополнительные источники увеличения неналоговых доходов  городского бюджета  в 2005 году.

В настоящей работе использованы труды  многих известных экономистов: М.В.Романовского, Г.Б.Поляка, А.М Бабич, Л.Н.Павловой и  других.

Особенности исследуемой области  предопределили содержание и структуру дипломной работы, которая состоит из трех глав.

Первая глава посвящена  теоретическим вопросам образования  неналоговых доходов.  На основе Бюджетного кодекса Российской Федерации  обстоятельно изложено их экономическое  содержание. Рассматривается роль неналоговых поступлений в бюджетах разных уровней.

В первой главе исследуются  вопросы, связанные с разграничением понятия собственных неналоговых  доходов местного бюджета и неналоговых  доходов. Представлены отличия неналоговых  поступлений от налоговых. Уделяется внимание муниципальной собственности, как значительному источнику пополнения неналоговых поступлений. В соответствии с бюджетной классификацией рассмотрены неналоговые доходы города Надыма на 2006 год. 

Учитывая большое значение прогнозирования при формировании доходов бюджета, в первой главе рассмотрены основы прогнозирования и особенности методов планирования неналоговых поступлений. Применение данных методов рассмотрено на примере планирования поступления неналоговых доходов в бюджет города Надыма.

Во второй главе анализируется  исполнение  неналоговых доходов  городского бюджета за 2005 год. Указаны причины перевыполнения или недовыполнения поступления отдельных видов доходов. Выявлен средний процент исполнения неналоговых поступлений бюджета города Надыма за ряд лет.  Здесь исследуется значение неналоговых доходов для городского бюджета путем сравнения показателей с аналогичными данными других городов, имеющих статус областного центра. Для анализа неналоговых доходов бюджета города Надыма рассчитывается ряд коэффициентов. Во второй главе рассматривается расчет неналоговых поступлений в бюджет города Надыма на 2006 год, который осуществляют Департамент имущественных отношений (в части доходов от использования муниципальной собственности) и Департамент финансов.

В третьей главе, на основе различных  методов планирования, производится прогноз поступления неналоговых  доходов в бюджет города Надыма на 2006 год. Сравнение полученных данных с утвержденным Администрации МО город Надым и Надымский район планом, позволяет определить резервы пополнения доходной части бюджета за счет увеличения неналоговых доходов.

Определяя место и значения неналоговых  доходов для местного бюджета  необходимо отметить важность развития методической базы и совершенствования всей работы по прогнозированию доходных источников муниципального образования.

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

1.1.Понятие неналоговых доходов  бюджетной системы

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в унитарном (едином) государстве. Эти два видов доходов дополняются доходами бюджетов членов федерации в федеративном (союзном) государстве.

Согласно Бюджетному кодексу, доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Романовский М.В. рассматривает доходы бюджета как, «денежные средства, поступающие в  бюджет соответствующего уровня»[38, с.619].

 На наш взгляд более полно определение доходов бюджета будет звучать следующим образом: доходы бюджета – эта денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций.

Доходы могут формироваться  на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством.

Неналоговые поступления – составная  часть доходов всех видов бюджетов – федерального, региональных бюджетов Российской Федерации, местных бюджетов. Однако неналоговые доходы, согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации, на уровне органов местного самоуправления не являются государственными.

В экономической литературе, в законодательных актах не раскрывается  понятие собственных неналоговых доходов бюджета, которое часто используется на практике. В Бюджетном кодексе лишь дается определение собственных доходов бюджета - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 БК РФ).

 На наш взгляд необходимо  различать понятия неналоговые  доходы и собственные неналоговые  доходы бюджета. 

По мнению автора, собственные неналоговые доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы, получаемые в виде платы за пользование государственным или муниципальным имуществом и поступлений от исполнения органами власти отдельных полномочий.

Необходимость формулировки определения  собственных неналоговых доходов  вызвано тем, что собственно неналоговые  доходы – это более широкое  понятие, которое дополнительно  включает финансовую помощь нижестоящим  бюджетам.

Однако такая трактовка собственных неналоговых доходов применительно к федеральному бюджету бессмысленна. Это связано с тем, что государственный бюджет не является получателем финансовой помощи, т.е. на федеральном уровне собственные неналоговые доходы  есть неналоговые доходы.

Схему доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации иллюстрирует рисунок 1.

 




 


 




 




 


 

 

Рисунок 1

Состав доходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы

Российской Федерации

 

Финансовая помощь предоставляется  бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной форме.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ, статье 6:

дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ или  юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы РФ, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Законом Тюменской Области «О порядке  предоставления из областного бюджета дотаций, субвенций и субсидий за счет средств областного бюджета муниципальных образований» принятого областной Думой 27 ноября 1999 года, предусмотрено, что дотация муниципальному образованию предоставляется только в случае превышения минимально необходимых расходов местного бюджета над объемом местного бюджета. Дотация муниципальному образованию предается из областного бюджета в местный бюджет в пределах разницы между объемом доходов и объемом минимально необходимых расходов местного бюджета планируемого года.

Субвенции направляются на финансирование инвестиционной и инновационной  деятельности на территории муниципального образования и связаны с выполнением  закрепленных за ними капитальных вложений, направляемых на выравнивание социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований.

Субсидии направляются на финансирование текущих расходов, инвестиционной и  инновационной деятельности на территории муниципального образования, предоставляются  для долевого финансирования конкретных мероприятий.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов для юридических и физических лиц.

Объем поступлений неналоговых  доходов и их виды устанавливается  в соответствующих бюджетах.

Существуют некоторые отличительные  особенности неналоговых доходов в бюджетах разных уровней.

Так,  согласно Бюджетному кодексу, за федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

Административные платежи и штрафные санкции могут зачисляться во все звенья бюджетной системы, однако, как правило, они подлежат внесению в местные бюджеты, по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

Суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке   изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты.

Структура  неналоговых доходов  бюджетов всех уровней непостоянна. Она зависит от конкретных экономических  условий развития данного государства или данной территории и позволяет судить об устойчивости бюджета. Так, например, увеличение удельного веса доходов фискального характера, прежде всего административных платежей и штрафных санкций, может говорить о дефиците данного бюджета, который вынуждает органов государственной власти и органов местного самоуправления увеличивать поступления в бюджет за счет применения административных мер.

Информация о работе Развитие доходной базы местного бюджета в части неналоговых доходов