Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 09:13, дипломная работа
Сформулированы предложения по корректировке законодательства, регламентирующего реализацию и защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних, в частности, Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федеральных законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «Об актах гражданского состояния», а также оптимизации правоприменительной практики по исследуемой проблеме.
Аннотация
В работе проведено комплексное исследование личных неимущественных прав несовершеннолетних, а также способов их реализации и защиты. Прослежен процесс становления и развития института личных неимущественных прав детей в России; определено место прав ребенка в системе личных неимущественных прав граждан; охарактеризованы международные нормы о личных неимущественных правах несовершеннолетних и особенности их реализации в РФ; проанализированы отдельные личные неимущественные права детей (жить и воспитываться в семье, выражать свое мнение, право на общение с родителями и иными родственниками, на имя, отчество, фамилию); исследованы виды и способы защиты личных неимущественных прав несовершеннолетних.
Сформулированы предложения
по корректировке
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
|
|
1.1 Эволюция института личных неимущественных прав ребенка в России |
|
1.2 Права ребенка в системе личных неимущественных прав граждан |
|
1.3 Международные нормы
о защите личных |
|
2 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА |
|
2.1 Право ребенка жить и воспитываться в семье |
|
2.2 Право ребенка выражать свое мнение |
|
2.3 Право ребенка на
общение с родителями и |
|
2.4 Право ребенка на имя, отчество и фамилию |
|
3. ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ |
|
3.1 Общая характеристика видов и способов защиты личных прав несовершеннолетнего |
|
3.2 Особенности защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
Выводы и предложения |
|
Список использованной литературы |
Введение
Личные неимущественные права ребенка в настоящее время являются одной из важнейших теоретических и практических тем научных исследований, значение которых во всем мире в последнее десятилетие существенно возросло. В России проблемы личных неимущественных прав ребенка - одни из наиболее острых на сегодняшний день - проявляются во всех сферах жизни общества. Построение правового государства неразрывно связано с приоритетом общечеловеческих ценностей, признанием прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы принадлежат ребенку от рождения и гарантируются государством в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Дети - наименее защищенная как в социальном, так и в правовом аспектах группа населения. Наделения ребенка только комплексом личных неимущественных прав недостаточно. Ребенку необходимо предоставить также и правовую возможность их осуществления. В то же время действующие нормативные правовые акты не снимают всех правовых и практических проблем, связанных с осуществлением личных неимущественных прав ребенка. Личные неимущественные права ребенка не могут реализовываться в полной мере.
Проблемы личных неимущественных прав ребенка с позиции современного российского права, несмотря на их очевидную научно-практическую значимость, изучены еще недостаточно, многие спорные теоретические, правовые и практические вопросы еще не нашли своего должного разрешения.
Комплексному исследованию правового регулирования прав личных неимущественных прав несовершеннолетних посвящены труды И. Г. Король, Н. А. Темниковой, Г. С. Джумагазиевой. Отдельные аспекты проблемы успешно исследовались П. А. Матвеевым и Т. С. Шершень (право ребенка жить и воспитываться в семье); О. Ю. Ситниковой и Федосеевой (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками); Э. Магомедовой (право ребенка выражать свое мнение); Т. Н. Сафроновой и В. В. Эняевым (право ребенка на фамилию, имя, отчество). Вопросы защиты личных неимущественных прав несовершеннолетних разрабатывались В. А. Даниловой, Е. В. Рождественской, С. Шаптраевым.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование личных неимущественных прав несовершеннолетних, а также способов их реализации и защиты, что предполагает последовательное решение следующих задач:
Объектом исследования является система общественных отношений, складывающихся в процессе реализации и защиты личных неимущественных прав несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают
личные неимущественные права
Нормативную правовую базу исследования составили, прежде всего, нормы Семейного кодекса РФ, а также Федеральных законов РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об опеке и попечительстве», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» основанные на принципах и нормах международного права, в частности, Конвенции и правах ребенка ООН и иных международных конвенций и пактов, а также национальной и региональных Стратегиях действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Кроме того, важные положения, касающиеся личных неимущественных прав детей содержатся в Федеральных законах РФ «Об актах гражданского состояния», «О гражданстве» и др., а также национальной и региональных стратегиях действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Комплексному исследованию проблемы способствовало изучение регионального законодательства о защите прав детей, и об опеке и попечительстве.
При написании работы
использовались статистический, системный,
социологический методы
Структура работы включает введение, три главы, выводы и предложения, а также список использованной литературы.
1.1 Эволюция института личных неимущественных прав ребенка в России
Теоретические и практические
проблемы регулирования личных неимущественных
прав ребенка имеют историко-
Пройдя за последние две с половиной тысячи лет сложный путь философско-религиозного осмысления на национальном и международном уровне, личные неимущественные права ребенка стали объектом межотраслевого правового регулирования, основывающегося на конституционно-правовом положении человека и гражданина в современном государстве.
Дохристианский и начальный
период христианства на
Другие авторы считают, что о ребенке как о существе полностью бесправном в этот период говорить нельзя. А. М. Нечаева основываясь на летописи Нестора, указывала: "Власть родительская у нас чужда строгой суровости" - при заключении брака "обращалось внимание на собственную волю и желание детей"; родители не имели права ни на жизнь, ни на свободу детей, о чем свидетельствует следующее: "Святослав предоставлял своим сыновьям на волю идти, на княжение в Новгород или отказаться от него". [109, С. 44] О праве ребенка на жизнь во времена язычества у Н. А. Темниковой находим: "Едва ли в то время родителям принадлежало право жизни и смерти над своими детьми, и едва ли они имели право убивать своих детей при рождении. Если бы такой обычай существовал у нас, он был бы отмечен древним летописцем». [113, С. 36]
В качестве способа замены родительской власти в 879 г. был введен институт опеки, опекунские отношения носили личный характер. Опекун заботился о "воспитании и прокормлении сироты". [109, С. 46]
Отношение к детям изменилось после принятия христианства на Руси. На ребенка по-прежнему распространялась обширная власть отеческая, но при этом родители имели право и должны были заботиться о воспитании и устроении судьбы детей, защищать их от обид, родители не имели права ни на жизнь, ни на свободу своих детей. Несмотря на силу и авторитет существующей в то время родительской власти, невозможно отрицать того, что ребенок не имел права на жизнь, на заботу и воспитание родителями. Родительская власть не отличалась у славян особой мягкостью и иногда выражалась весьма в жестоких формах.
Древнерусское право заимствовало из византийского права правило о приеме стороннего в состав семьи через усыновление, которое изначально рассматривалось как "способ защиты осиротевшего ребенка, позже это переросло в желание иметь наследника". [109, С. 68]
Следующий этап развития личных неимущественных прав ребенка связан с таким правовым памятником Московского государства, как Домострой (XVI в.). Домострой содержал сложившееся с течением времени церковное предписание о почитании родителей: "Любите отца своего и матерь свою, и послушайте их, и повинуйтеся им". В качестве домашних мер наказания ребенка Домострой допускает "биение жезлом и сокрушение ребер". "Небрежение" к своим детям Домострой рассматривал в качестве родительского греха. А. М. Нечаева считает это "прообразом современного лишения родительских прав". В то же время Домострой узаконил деспотическую власть главы семейства: муж - единственный авторитет для семьи, он - непогрешимый оракул, и подробно наставлял отца, как следует управлять детьми. [109, С. 78]
Соборное уложение 1649 г. указывает возраст совершеннолетия. По наступлении 15 лет кончается "малолетство", а с достижением 20 лет прекращается несовершеннолетие. Уложение 1649 г. предоставляло родителям право отдавать своих детей в услужение "в работу на урочные годы" или записывать вместе с собой детей в кабальное холопство. В то же время была установлена обязанность родителей "давать обучение и заботиться об их кормлении", а "древнее право на жизнь детей" постепенно переходит "в право наказания их в интересах воспитания" Соборное уложение царя Алексея Михайловича запрещало "не только не давать детям суда по жалобам их на родителей, но и бить их кнутом за принесение жалоб, а потом отдавать родителям". По существу, это лишало детей права на обращение в суд с челобитной на родителей, ограничивало право ребенка на защиту. За убийство родителей Уложение 1649 г. предусматривало смертную казнь для детей, а за смертное истязание детей полагалось лишь только тюремное заключение на срок в один год. Это говорит о том, что в середине XVII в. жизнь ребенка ценилась незначительно. [109, С. 82]
При Петре I происходит "признание за детьми известных личных прав": "Хотя чада воли родительской подлежат, но не как скоты бессловеснии, в том нипаче, что требует их рассуждения и воли», предпринимаются меры, оказывающие влияние на "поднятие значения личности в семье", замечается некоторое смягчение абсолютизма родительской власти. Петр I ограничил срок отдачи детей своими родителями внаем пятью годами, запретил отдавать детей в монастырь против их воли, женить и отдавать замуж помимо их воли. При Петре I появляются первые госпитали для "зазорных младенцев", начала осуществляться борьба с детским нищенством, предпринимались попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственном положении. В отношении непокорных детей законодательство Петра I допускало ограничение свободы и разрешало применять "домашние исправительные меры", наказывать детей розгами. [109, С. 102]