Организация операций с пластиковыми картами в ОАО “СКБ -банке”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с безналичными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников - наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно естественны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов. К тому же за последние 5-6 лет в нашу жизнь со стремительной скоростью ворвался Internet вместе со своими принципами общения, бизнеса и, что естественно, своими, принципиально новыми инструментами электронных расчетов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты системы безналичных расчетов в банковском деле с
использованием пластиковых карт
1.1 Понятие операций с пластиковыми картами и их роль в безналичных
расчетах 6
1.2 Удаленное банковское обслуживание с помощью пластиковых карт 23
1.3 Опыт внедрения пластиковых карт в безналичные расчеты
в зарубежной и российской практике 30
2 Организация операций с пластиковыми картами в ОАО “СКБ -банке”
2.1 Общая характеристика кредитной организации 40
2.2 Оценка основных конкурентов банка по работе с пластиковыми картами 60
2.3 Анализ операций с пластиковыми картами в банке 65
3 Рекомендации по развитию операций с пластиковыми картами 76
Заключение 94
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 869.00 Кб (Скачать файл)

Развитие и планы.           С развитием широкополосного Интернета увеличивается и активность клиентов, подключающихся к системам интернет-банкинга. Если в центральных регионах рынок сетей широкополосного доступа уже подходит к насыщению, то периферия только начала их масштабное внедрение. Очевидно, что пройдет еще некоторое время и те пользователи, которые только что узнали об Интернете, станут полноправными абонентами и будут искать возможности активного включения сети в бизнес-процесс компании. Вполне вероятно, что одной из первых окажется востребованной именно услуга удаленного банковского обслуживания, предоставить которую сегодня готовы многие российские банки. Если сегодня развитие интернет-банкинга более активно идет в Москве и Санкт-Петербурге, то завтра эта тенденция затронет и регионы. Тем более, что инфраструктура сетей широкополосного доступа активно развивается.        В настоящее время также формируется и национальная инфраструктура систем ЭЦП, которая в дальнейшем выступит катализатором развития систем банкинга, основанных на ЭЦП и имеющих возможность интеграции с различными удостоверяющими центрами. А это, в свою очередь, повлечет за собой еще более активное распространение систем электронных расчетов.    Прошедший год можно назвать знаковым в истории развития систем удаленного банковского обслуживания — впервые число подключений к услуге интернет-банкинга превысило количество подключений к классическим системам «банк–клиент». Что, опять же, напрямую связано с улучшением качества каналов доступа в Интернет.

Перспективы.           Сейчас в России около 40 банков, предлагающих различные услуги по дистанционному управлению банковским счетом. По оценкам специалистов Гута банка к 2005 году в России такие услуги будут предоставлять 50% банков и пользоваться ими будут около 5% населения (8 - 10 млн человек). Над проектами интернет-банкинга сейчас работают также Сбербанк и Росбанк. Говорить о быстрой "интернатизации" в России в ближайшее время еще рано. Главными факторами, тормозящими развитие интернет-банкинга, остаются неразвитые законодательные базы и малая скорость распространения интернет. Но сторонники внедрения интернет-банкинга ожидают его успеха, который уже доказали на своем опыте банки США. Велик потенциал пользователей интернет в России, будущих клиентов интернет-банков.

Возможности.           Остановимся на возможностях систем. Все они позволяют узнавать информацию по счету, в том числе просмотреть остаток на счете или выписку. Конечно, такое решение нельзя назвать полноценной системой интернет-банкинга, но в силу востребованности рынком, компании-разработчики банковского ПО предлагают и такие системы. Например, сервис нотификации компании «Банк’с Софт Системс». Некоторые банки ограничиваются информационным сервисом, однако большинство предлагают более функциональные системы.     Так, если банк оказывает услуги интернет-банкинга не только как сервиса информирования, но и как активного операционного сервиса, то добавляются функции оформления платежных поручений и конвертации валюты. То есть именно те, которые наиболее часто востребованы пользователями. В большинстве случаев неважно, каким образом платежное поручение принято к исполнению: доставлено в банк на бумажном носителе или через систему интернет-банкинга, поэтому и платежи могут осуществляться в пользу различных получателей — проводится оплата счетов и штрафов, перечисление налогов и зарплаты, а также многое другое. Если раньше можно было открывать счета и работать с ними, не появляясь в банке, то сейчас, с принятием закона 115 («О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем»), такая возможность исчезла — закон запрещает открывать счета дистанционно.        Конечно, традиционные возможности хотя и наиболее интересны для подавляющего большинства пользователей, но нельзя не упомянуть о менее популярных, скорее, экзотических функциях систем. Сюда можно отнести и пакетное зачисление заработной платы на карт-счета сотрудников компании, подачу заявлений на получение платежных карт, на получение или изменение кредитного лимита. Кроме того, для пользователей магнитных платежных карт можно менять ПИН-коды. Интересно, что, предоставляя клиентам возможность дистанционного управления счетом, банки зачастую предоставляют и защищенный канал для обмена любыми данными, неважно, будут это платежные поручения или фотографии залогового имущества.

Удобство в банке.          Системы интернет-банкинга привлекательны не только для клиентов банка, но и для самих банкиров. Эти системы позволяют привлекать дополнительных клиентов (и их деньги) благодаря удобству работы или снижать нагрузку на операционные отделы. Так, в отличие от передачи документов на бумаге, с последующим их импортом в автоматизированную банковскую систему, документы поступают уже в готовом виде, прошедшие все необходимые проверки, и работникам банка остается только провести их.       Очевидно, что ключевое преимущество интернет-банкинга — возможность доступа к счету в любое время и из любого места. Благодаря этой возможности клиенту больше не нужно посещать банк для выполнения платежа или получения выписки — все можно сделать, не сходя с рабочего места и имея под рукой лишь компьютер с доступом в Интернет. Другими словами, созданы все условия для того, чтобы клиент не тратил много времени на работу с банком, а занимался своим делом. Вообще, клиенту достаточно появиться в банке лишь для того, чтобы открыть счет, зарегистрироваться в системе дистанционного обслуживания и получить карты для зарплаты. Все остальные операции можно выполнять с рабочего компьютера, а деньги получать в ближайшем банкомате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении можно сказать, что рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт.

На рынке представлено множество типов карточек. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате конкурентной борьбы снижаются стоимость карты и взимаемые комиссионные за пользование ими. Возможен вариант, когда банки распространяют свои карты в виде подарка.

Большое значение приобрели льготы держателям карточки: скидки при оплате товаров и услуг, билетов в кассах аэрофлота, туристических путевок и т.д.

Современная стратегия поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и цен, которые с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков-конкурентов. Цены в ряде случаев устанавливаются с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт.

Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт России (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских карт. В России торговые предприятия не стремятся заключать договора на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.

Значительную часть эмиссии пластиковых карт составляли «зарплатные» карты, когда они раздаются «добровольно-принудительно», вопрос создания разветвленной сети по обслуживанию карт уходил на второе место. К 2001 году ситуация изменилась, банки перестали ориентироваться на экстенсивный рост и теперь отдают предпочтение качественно новым продуктам и расширению сети обслуживания банковских карт.

В качестве одной из мер, способной сделать карточки привлекательными для населения, рассматривается возможность получения денег через банкоматы. Развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карточек, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт.

Из-за особенностей экономической ситуации в стране (инфляция, кризис неплатежей, экономические риски и проч.) банки выпускают в обращение дебетовые карты. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит под сомнение суть « кредитной сделки» и позволяет говорить о суррогатных российских кредитных картах или, по существу, платежных картах. Чем больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться рынок кредитных карт.

Большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, являются магнитными, из-за относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание инфраструктуры для обслуживания этих карт, что является основным фактором, препятствующим быстрому переходу к электронным картам. Нужны огромные средства для переоборудования существующих систем. Электронные карты позволяют защитить процесс расчетов от мошенничества (проблема особенно актуальна для нашей страны), устранить необходимость авторизации в режиме on-line (которая в условиях плохой работы телекоммуникационных систем нашей страны часто затруднена).

На российском рынке  продвижение карт встретилось с рядом трудностей: низкий уровень доходов населения, отсутствие культуры потребления, препятствия на законодательном уровне, большой наличный теневой оборот.

При всех новых идеях и технологиях рынок пластиковых карт не будет стремительно развиваться в отрыве от общеэкономической ситуации в стране. Только в динамично растущей экономике возможен стабильный спрос на «инструменты», которые в ней используются. И в этом случае новые технологии позволят достичь значительного прогресса в распространении платежных карт и приведут участников рынка к ожидаемым финансовым результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

список использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем)
  2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I “О банках и банковской деятельности” (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г.)
  3. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием» от 09.04.1998 № 23-П (ред.  29.11. 2000 № 854-У).
  4. Положение ЦБР от 24 декабря 2004 г. №266-П “Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт”
  5. Проект Федерального закона «Об использовании банковских карт в Российской Федерации» // Банки и технологии.- 1998.- № 3.-C 26-33.
  6. Годовой отчет ОАО «СКБ - Банка» за 2004, 2005 год публикуемая часть.
  7. Устав ОАО “Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу”
  8. Банковское дело: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 672 с.
  9. Гинзбург А.И. Пластиковые карты. – СПб.: Питер, 2004. – 128 с.
  10. Григорьев Л.М. Мировой опыт развития безналичных платежных систем: ориентиры для России. // Проблемы прогнозирования. – 2005. – №6. – с. 160
  11. Гузнов А.Г. Применение Банком России мер принуждения к кредитным организациям: правовые аспекты. // Деньги и кредит. – 2005. – №12. – с. 30-40
  12. Гедеев А.А. Банковское право. – М.: 2005
  13. Клепиков А. «Пластиковое» перенасыщение // Эксперт. Северо-Запад – 2004.- № 20(27).- C 32-35
  14. Кудашева Л.Л. Состояние и развитие рынка платежных карт в Вологодской области. // Деньги и кредит. – 2005. – №12. – с. 62-64
  15. Комиссаров М. Пластиковые карты. Некоторые вопросы внедрения // Банки и технологии.- 2003.- № 2.- C 28-29.
  16. Логвинова Н. Метаморфозы “служебного” пластика. // Финанс. – 12-18 сентября 2005. – №33 (123). – с. 58-62
  17. Макарова Г.Л. Корпоративные пластиковые карточки: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 2003 . - 37 с
  18. Мисюк О. Сорок лет спустя  // Эксперт. – 2003.- № 15.- C 32-38
  19. Никифоров С. Карточный долг Родины // Известия. - 2001. - № 75 (259 13). - C 9.
  20. Новиков А. Единственный конкурент – наличные деньги. // Аналитический банковский журнал. – март 2005. – №3 (118). – с. 70-80
  21. Немчинов В.К. Учет и операционная техника в банках: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. - 312 с.
  22. Пластиковые карты. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская группа “БДЦ-пресс”, 2005. – 624 с.
  23. Полякова Т.И., Садуев В.А. Рынок платежных карт в Курской  области – проблемы и перспективы. // Деньги и кредит. – 2005. – №12. – с. 58-61
  24. Пискуровский Г. Чего не хватает российским картам // Известия. – 2001.- № 75 (259 13).- C 9.
  25. Пластиковые карточки в России. Сборник. Сост. А.А.Андреев, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин. - М.: БАНКЦЕНТР, 2004. - 256 с.
  26. Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. А.А.Андреев. - М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 2004. - 312 с.: 20
  27. Романова Н. Жизнь по карточкам // Профиль. – 2003.- № 47(219).- C 44-52.
  28. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. - 261 с.
  29. Спиранов И. Гражданско-правовое регулирование операций с банковскими картами // Банки и технологии.- 2002.- № 3.- C 34-36
  30. С «Визой» по жизни //Известия.- 2004.- № 75 (259 13).- C 9.
  31. Усоскин В.М. Банковские пластиковые карточки. - М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2004. - 144 с.
  32. Шакланова Н.А. // Финанс. – 31 октября–6 ноября 2005. – №40 (130). – с. 19-28
  33. Хурбатов В. Карты, деньги, два рубля. // Стань богаче. – февраль 2006. – с. 6-9
  34. http://www.alfa-bank.ru/cards/services
  35. http://www.fn.nn.ru/card/vid/korona.htm
  36. http://www.fn.nn.ru/card/vid/stb.htm
  37. http://www.skbbank.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Акт приема-передачи банковских карт и ПИН-конвертов

 

 

 

 

«____» ________ 200_ г.          г. ________________

 

 

Филиал (дополнительный офис) ___________________________

 

Настоящий Акт составлен в том, что работник Управления оформления и учета операций ____________________________________ передал, а ____________________________________

принял  _______(_____________________________) штук банковских карт и _________ (________________) штук ПИН-конвертов согласно прилагаемой копии Заявки на персонализацию.

 

 

Передал:

 

Принял:

     

(должность)

 

(должность)

     

(Ф.И.О.)

 

(Ф.И.О.)

     

(подпись)

 

(подпись)

     

(дата)

 

(дата)

     

Место печати (штампа)

 

Место печати (штампа)


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Отчет о выдаче банковских карт

 

 

                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                      Начальник

____________(___________)

                                                                             

"____"____________200__г.

 

 

ОТЧЕТ

О выдаче банковских карт держателям

 

"___"_____________200___г.                                         г. _________________

 

Структурное подразделение ________________________________________________

Подотчетное лицо ________________________________________________________

Выдано банковских карт в количестве_ ____                                       __________штук

Приложение: Расписки в получении банковских карт___________________________

В количестве_________________________________________________________штук

Информация о работе Организация операций с пластиковыми картами в ОАО “СКБ -банке”