Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"
1) Определение аграрной политики
Аграрную политику можно определить как деятельность государства, направленную на создание хозяйственно-финансовых и политических рамочных условий в аграрном секторе, реализующуюся путем воздействия на происходящие в нем экономические процессы через формы и методы, наиболее действенные в области аграрной экономики.
Аграрная политика представляет собой упорядочивающую деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социальных, правовых и экономических условий жизни сельского населения.
В рамках аграрной политики формируется аграрное законодательство и аграрная структура.
3)Под аграрным законодательством понимаются npaвовые нормы, которые наряду с господствующими нравами и обычаями определяют происходящие процессы в селъском хозяйстве и сельской жизни населения.
Важными сферами аграрного законодательства явля-гся:
♦ права и обычаи наследования;
♦социальное обеспечение и т. д.
Назначение аграрного законодательства состоит в том, что оно регулирует правовые земельные отношения. Аграрная структура — результат естественного, социально-экономического и политического развития сельского хозяйства в рамках развития страны. Аграрная структура — соотношение экономических, технических и социальных элементов в аграрной сфере, обусловленное аграрным законодательством, мобильностью производственных факторов, спецификой сельскохозяйственного производства и условиями труда и проживания населения.
2. Предмет и задачи аграрной политики
Предметом аграрной политики является система государственных и общественных мероприятий и устремлений, определяющих рамочные условия функционирования сельского хозяйства.
Здесь следует отметить:
♦ во-первых, единство, тесную взаимосвязь и взаимодействие аграрной экономики и аграрной политики;
♦ во-вторых, первичность аграрной экономики и вторичность аграрной политики;
♦ в-третьих, обратное активное воздействие аграрной политики на аграрную экономику.
Основная задача аграрной политики — дать не просто описание процессов и явлений в аграрной сфере, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему явлений, процессов и законов в этой сфере деятельности человека
Другой важнейшей задачей аграрной политики является воздействие на аграрное законодательство. В условиях формирования рыночных отношений в аграрной сфере на, государство возлагается в первую очередь задача защиты прав производителей и потребителей, действующих на аграрном рынке.
Конкретные задачи аграрной политики:
4. Своеобразие и сложность современной аграрной политики
Существующий экономический
1 — исключительная собственность государства на землю и основные средства производства;
2— уравнительное распределение материальных благ среди сельских тружеников;
3 – трудность внедрения научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве;
4— трудности в приобретении земли отдельными гражданами страны;
5— сложности получения ссуд из Госбанка на развитие и обустройство крестьянских хозяйств;
6— отсутствие выгоды от
7— социальная и экологическая запущенность деревни;
8— невнимательное отношение к запросам села.
5. Аграрная экономика и аграрное производство
Аграрный сектор, или сельское хозяйство, в экономике любой страны занимает особое место.
Аграрная страна имеет аграрную экономику.
В составе аграрной экономики (АПК) принято выделять четыре основных сферы:
первая — отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;
вторая — собственно сельское хозяйство;
третья — отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйствен-ной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транс-портировка, реализация);
четвертая — производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающая общие условия производства продукции, а также жизнедеятельности людей — дорожно-транспортное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хранения, складское и тарное хозяйство, отрасли нематериального производства и т. п.
Выделяют следующие
особенности аграрного
1 касается воспроизводства. В воспроизводственном процессе в сельском хозяйстве решающее значение имеет воспроизводство природно-биологической системы — земли, растений и животных. Все это требует огромных вложений, поэтому для сельского хозяйства характерно расширенное воспроизводство. Лишь условно простым воспроизводством в сельском хозяйстве можно считать производство, осуществляемое крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
2-я связана с использованием методов воспроизводства-экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивный метод связан с количественным улучшением средств труда: в отношении сельского хозяйства это расширение посевных площадей, увеличение поголовья скота;
для перерабатывающей промышленности — увеличение производственных мощностей;
для реализации — расширение торговых площадей либо поиск новых потребителей и организация хозяйственных связей с ними.
Для интенсивного метода характерно повышение качественных характеристик процесса производства, обуславливающих повышение количества и качества конечной продукции.
3 аграрного производства связана с существованием дифференциальной ренты.
Диференциалъная рента — это избыточная прибыль, получаемая тогда, когда индивидуальная цена производства ниже общественной .
4-й
особенностью аграрного
5-я особенность касается воспроизводства рабочей силы.
6-я особенность есть на уровне бухгалтерского учета и оценки имущества и результатов.
7.Принципы развития аграрной экономики
1-й
принцип — принцип эволюции раз
2-й
принцип — принцип
3-й принцип — принцип аграрной экономики рынков. Экономический анализ позволяет сделать вывод, что при централизованном планировании нельзя достигнуть максимальной эффективности сельскохозяйственного производства. Следовательно, только в децентрализованных рамках экономики рынков можно достичь максимальной эффективности в аграрной сфере.
4-й принцип — принцип сочетания рыночного саморегулирования с государственной координацией. Государство проводить активную аграрную политику, создавая благоприятный климат движения сельскохозяйственной экономики в истинно прогрессивном направлении.
5-й принцип — принцип социальной ответственности сельскими тружениками и учета их интересов.
6-й принцип — принцип устранения "незаработанных" доходов на селе, искажающих правила функционирования аграрной экономики рынков и подрывающих основы агробизнеса. Средством для решения этих задач должны стать реформы налоговой, кредитной и денежной систем.
7-й
принцип — принцип
6. Звенья и этапы аграрной политики
Аграрная политика включает следующие важнейшие звенья:
♦ выработку научно обоснованных концепций развития аграрного сектора. Они формируются на основе объективных экономических законов, глубокого и всестороннего состояния сельского хозяйства и хозяйственного в целом,
♦определение приоритетных направлений развития отраслей агропромышленного производства на перспективу и период по регионам с учетом природных и климатических условий, производственных возможностей отдельных районов, размещения населения по территориям;
♦разработка мер по финансовому обеспечению решаемых экономических и социальных задач села;
♦осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей с учетом выбранных путей их достижения, внутренних и международных факторов, социальных особенностей села. Они включают: проведение земельной реформы, развитие инфраструктуры, расширение свободы предпринимательской деятельности и ограничение монополизма.
Аграрная политика в процессе разработки и реализации проходит три основных этапа. Первые два этапа определяют ее стратегию на данный период, а последний — тактические мероприятия в целях обеспечения стратегических задач.
На втором этапе на выработанной прежде основе намечаются основные направления развития аграрных отношений на ближайшие 3—5 лет и на календарный год. На этом этапе следует учитывать уже сложившиеся тенденции, уровень развития аграрной экономики, потенциальные возможности стабилизации и роста аграрного производства. Третий этап характеризуется разработкой практических мероприятий по реализации намеченных направлений аграрных отношений в российском обществе.
8. Общая характеристика целей аграрной политики
Общая целевая направленность аграрной политики в экономической литературе определяется следующим образом:
♦ участие в сохранении
9. Цели аграрной политики в России
Одним из основных
условий достижения целей
аграрной политики
является осуществление земельной
реформы.
Ее составляющие:
1)формирование многообразия форм владения землей;
2)разработка
мер повышения плодородия
3)рациональное землеустройство;
4)эффективное использование и сохранение земельных ресурсов.
Другим важным условием достижения целей аграрной политики является развитие рыночной инфраструктуры на кооперативной основе. Это включает:
♦ обеспечение доступности информации о состояние рынков, ценах, видах оборудования, ресурсов, товаров и т.д.;
♦ формирование
товарных бирж сельскохозяйственного сырья и т. д.
10. Носители и движущие силы аграрной политики
Прямые носители аграрной политики — это лица и инстанции, обладающие законным правом принимать аграрно-политические решения и осуществлять аграрно-политические мероприятия. Сюда относятся;
а) государственные законодательные
и исполнительные
органы: парламент,
правительство и администрация;
б) полугосударственные
учреждения и организации,
например сельскохозяйственные палаты
(ФРГ);
в) при определенных обстоятельствах — частные организации и объединения, когда согласно закону или постановлению им поручено решать определенные задачи.
Носители влияния на аграрную политику — организации и объединения, которые способны в различных формах частично воздействовать на процесс принятия аграрно-политических решений и проведение соответствующих аграрно-политических мероприятий.
11. Движущие силы аграрной политики
Представительства и объединения по интересам -союзы, группы, отдельные лица и политические партии. Их называют движущими силами аграрной политики.
К движущим силам относится также научная аграрная политика, которая в соответствии с результатами анализа положения дел в сельском хозяйстве формирует методологическую и теоретическую основу принятия адаптивных решений в сфере аграрной политики.