Лекции по "Аграрной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрная политика ЛЕКЦИИ.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

1) Определение аграрной политики

Аграрную  политику можно определить как деятельность государства, направленную на создание хозяйственно-финансовых и политических рамочных условий в аграрном секторе, реализующуюся путем воздействия на происходящие в нем экономические процессы через формы и методы, наиболее действенные в области аграрной экономики.

Аграрная  политика представляет собой упорядочивающую деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социальных, правовых и экономических условий жизни сельского населения.

Важнейшие сферы аграрной политики: аграрный рынок, инвестиционная, кредитная, финансовая, научно-техническая и технологическая деятельность, налогообложение, социальная среда, целевые и структурные преобразования.

В рамках аграрной политики формируется  аграрное законодательство и аграрная структура.

 

3)Под аграрным законодательством понимаются npaвовые нормы, которые наряду с господствующими нравами и обычаями определяют происходящие процессы в селъском хозяйстве и сельской жизни населения.

    Важными сферами аграрного законодательства явля-гся:

  • отношения землевладения;
  • трудовые отношения;
  • аграрный кредит;
  • налогообложение;


♦ права  и обычаи наследования;

       ♦социальное обеспечение и т. д.

Назначение  аграрного законодательства состоит  в том, что оно регулирует правовые земельные отношения. Аграрная структура —  результат естественного, социально-экономического и политического развития сельского хозяйства в рамках развития страны. Аграрная структура — соотношение экономических, технических и социальных элементов в аграрной сфере, обусловленное аграрным законодательством, мобильностью производственных факторов, спецификой сельскохозяйственного производства и условиями труда и проживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет и задачи аграрной политики

Предметом аграрной политики является система государственных и общественных мероприятий и устремлений, определяющих рамочные условия функционирования сельского хозяйства.

Здесь следует отметить:

   ♦ во-первых, единство, тесную взаимосвязь и взаимодействие аграрной экономики и аграрной политики; 

   ♦ во-вторых, первичность аграрной экономики и вторичность аграрной политики;

       ♦ в-третьих, обратное активное воздействие аграрной политики на аграрную экономику.

Основная  задача аграрной политики — дать не просто описание процессов и явлений в аграрной сфере, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему явлений, процессов и законов в этой сфере деятельности человека

Другой  важнейшей задачей аграрной политики является воздействие на аграрное законодательство. В условиях формирования рыночных отношений в аграрной сфере на, государство возлагается в первую очередь задача защиты прав производителей и потребителей, действующих на аграрном рынке.

Конкретные  задачи  аграрной  политики:

  • обеспечение продуктами питания по экономически 
    оправданным ценам;
  • обеспечение участия сельского хозяйства в общей 
    динамике доходов;
  • решение проблем сохранения окружающей среды.

4. Своеобразие и сложность современной аграрной политики

   Существующий экономический кризис  в сельском хозяйстве России имеет следующие основные  причины:

  1 — исключительная собственность государства на землю и основные средства производства;

  2— уравнительное распределение материальных благ среди сельских тружеников;

3 – трудность внедрения научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве;

  4— трудности в приобретении  земли отдельными гражданами страны;

  5— сложности получения ссуд из Госбанка на развитие и обустройство крестьянских хозяйств;

  6— отсутствие выгоды от арендных  сделок фермеров с распорядителями земли;

  7— социальная и экологическая  запущенность деревни;

  8— невнимательное отношение  к запросам села.

 

 



5. Аграрная экономика и аграрное производство

Аграрный  сектор, или сельское хозяйство, в  экономике любой страны занимает особое место.

Аграрная  страна имеет аграрную экономику.

В составе  аграрной экономики (АПК) принято выделять четыре основных сферы:

первая — отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;

вторая — собственно сельское хозяйство;

третья — отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйствен-ной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транс-портировка, реализация);

четвертая — производственная и социальная инфраструктура, обеспечивающая общие условия производства продукции, а также жизнедеятельности людей — дорожно-транспортное хозяйство, связь, материально-техническое обслуживание, система хранения, складское и тарное хозяйство, отрасли нематериального производства и т. п.

Выделяют следующие  особенности аграрного производства.

1 касается воспроизводства. В воспроизводственном процессе в сельском хозяйстве решающее значение имеет воспроизводство природно-биологической системы — земли, растений и животных. Все это требует огромных вложений, поэтому для сельского хозяйства характерно расширенное воспроизводство. Лишь условно простым воспроизводством в сельском хозяйстве можно считать производство, осуществляемое крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

2-я связана с использованием методов воспроизводства-экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный  метод связан с количественным улучшением средств труда:  в   отношении   сельского   хозяйства   это расширение посевных площадей, увеличение поголовья скота;

для перерабатывающей промышленности — увеличение производственных мощностей;

для реализации — расширение торговых площадей либо поиск новых потребителей и организация хозяйственных связей с ними.

Для  интенсивного   метода  характерно повышение качественных характеристик процесса производства, обуславливающих повышение   количества и качества конечной продукции.

3 аграрного производства связана с существованием дифференциальной ренты.

Диференциалъная рента — это избыточная прибыль, получаемая тогда, когда индивидуальная цена производства ниже общественной .

4-й  особенностью аграрного производства  является его сезонный характер

5-я особенность касается воспроизводства рабочей силы.

6-я особенность есть на уровне бухгалтерского учета и оценки имущества и результатов.

 

 

 

7.Принципы развития аграрной экономики

1-й  принцип — принцип эволюции развитии, эволюционный путь развития в аграрном секторе экономики предполагает использование исторического прошлого и традиций России.

2-й  принцип — принцип многоукладности. Многоукладность — внутренняя черта экономики при любом способе производства.

3-й  принцип — принцип аграрной экономики рынков. Экономический анализ позволяет сделать вывод, что при централизованном планировании нельзя достигнуть максимальной эффективности сельскохозяйственного производства. Следовательно, только в децентрализованных рамках экономики рынков можно достичь максимальной эффективности в аграрной сфере.

4-й  принцип — принцип сочетания  рыночного саморегулирования с государственной координацией. Государство проводить активную аграрную политику, создавая благоприятный климат движения сельскохозяйственной экономики в истинно прогрессивном направлении.

5-й принцип — принцип социальной ответственности сельскими тружениками и учета их интересов.

6-й  принцип — принцип устранения "незаработанных" доходов на селе, искажающих правила функционирования аграрной экономики рынков и подрывающих основы агробизнеса. Средством для решения этих задач должны стать реформы налоговой, кредитной и денежной систем.

7-й  принцип — принцип конкретности. 

 

6. Звенья и этапы аграрной политики

Аграрная  политика включает следующие важнейшие звенья:

♦ выработку  научно обоснованных концепций развития аграрного сектора. Они формируются на основе объективных экономических законов, глубокого и всестороннего состояния сельского хозяйства и хозяйственного в целом,

♦определение приоритетных направлений развития отраслей агропромышленного производства на перспективу и период по регионам с учетом природных и климатических условий, производственных возможностей отдельных районов, размещения населения по территориям;

♦разработка мер по финансовому обеспечению решаемых экономических и социальных задач села;

♦осуществление практических действий,  направленных на достижение поставленных целей с учетом выбранных путей их достижения, внутренних и международных факторов, социальных особенностей села. Они включают: проведение земельной реформы, развитие инфраструктуры, расширение свободы предпринимательской деятельности и ограничение монополизма.

Аграрная  политика в процессе разработки и реализации проходит три основных этапа. Первые два этапа определяют ее стратегию на данный период, а последний — тактические мероприятия в целях обеспечения стратегических задач.

На  втором этапе на выработанной прежде основе  намечаются основные направления развития аграрных отношений на ближайшие 3—5 лет и на календарный год. На этом этапе следует учитывать уже сложившиеся тенденции, уровень развития аграрной экономики, потенциальные возможности стабилизации и роста аграрного производства. Третий этап характеризуется разработкой практических мероприятий по реализации намеченных направлений аграрных отношений в российском обществе.

 

8. Общая характеристика целей аграрной политики

   Общая целевая направленность аграрной политики в экономической литературе определяется следующим образом:

  • обеспечение населения продовольствием по приемлемым ценам;
  • участие сельского хозяйства в создании и распределении национального дохода;

    ♦ участие в сохранении окружающей  среды.

 

9. Цели аграрной политики в России

Одним из  основных  условий  достижения  целей 
аграрной  политики является   осуществление земельной реформы. 
Ее составляющие:

1)формирование многообразия форм владения землей;

2)разработка  мер повышения плодородия земли;

3)рациональное землеустройство; 

4)эффективное использование и сохранение земельных ресурсов.

Другим  важным  условием  достижения  целей аграрной политики является развитие рыночной инфраструктуры  на  кооперативной  основе.   Это включает:

♦ обеспечение доступности информации о состояние рынков, ценах, видах оборудования, ресурсов, товаров и т.д.;

  • расширение фирменной розничной торговли;
  • формирование оптовых рынков по реализации сельскохозяйственной продукции;

♦ формирование товарных бирж сельскохозяйственного сырья и т. д. 

10. Носители и движущие силы аграрной политики

Прямые  носители аграрной политики — это лица и инстанции, обладающие законным правом принимать аграрно-политические решения и осуществлять аграрно-политические мероприятия. Сюда относятся;

а) государственные законодательные и исполнительные 
органы: парламент, правительство и администрация;

б) полугосударственные учреждения и организации, 
например сельскохозяйственные палаты (ФРГ);

в) при определенных обстоятельствах — частные организации и объединения, когда согласно закону или постановлению им поручено решать определенные задачи.

Носители  влияния на аграрную политику —  организации и объединения, которые способны в различных формах частично воздействовать на процесс принятия аграрно-политических решений и проведение соответствующих аграрно-политических мероприятий.

 

11. Движущие силы аграрной политики

Представительства и объединения по интересам -союзы, группы, отдельные лица и политические партии. Их  называют движущими силами аграрной политики.

К движущим  силам  относится  также  научная аграрная   политика,   которая в соответствии с результатами анализа положения дел в сельском хозяйстве формирует методологическую и теоретическую основу принятия адаптивных решений в сфере аграрной политики.

Информация о работе Лекции по "Аграрной политике"