Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

Во-первых, следует иметь  в виду, что Россия представляет собой самостоятельный культурно-исторический тип или цивилизацию, отличающуюся от цивилизаций Востока и Запада своими общенациональными ценностями. Российская цивилизация стала выделяться в особый тип в рамках христианской культуры в IX-XI веках в ходе образования  государства у восточных славян и приобщения их к православию. Большое  влияние на формирование российской цивилизации оказал геополитический  фактор1. Русская нация, отмечал П. Сорокин, возникла с момента образования  «Русского» (Киевского) государства  в середине IX столетия. До этого она  существовала в форме языково-территориальных  групп или племен на территории Евразии2.

Во-вторых, российская цивилизация  в своей тысячелетней истории  прошла несколько самостоятельных  этапов, различающихся особыми типологическими  чертами: Киевская или Древняя Русь (IX-XIII века), Московское царство (XIV-XVII века), Императорская Россия (XVIII-начало XX века), Советская Россия или СССР (1917-1991 годы), Россия переходная (1991 г. по настоящее время), ибо в современных  условиях цивилизационная парадигма  страны находится в стадии формирования.

В-третьих, православие сыграло  огромную роль в развитии России. Христианские идеалы, пришедшие на Русь от Византии, были восприняты ее населением внутренне  и создали особый ценностно-нормативный  и экономический уклад жизни, отличный и от Востока, и от Запада3.

Православие предполагало иную, по сравнению с Западом, модель взаимосвязи  личности и общества, подчеркивая  не антагонизм между ними, а гармонию. На религиозно-философском языке  это выражается понятием соборности, под которым подразумевается  коллективное жизнетворчество и  согласие, единодушное участие верующих в жизни Мира и Церкви. В этом смысле соборность противопоставлялась  авторитарности и индивидуальному  мудрствованию с его рациональной, рассудочной ориентацией, что было характерно для западного христианства

 

 

56. Феномен Серебряного  века в русской культуре.

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые  это название было предложено философом  Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях  культуры своих современников отблеск  российской славы предшествующих «золотых»  эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло  в 60-е годы прошлого столетия.

 

     «Серебряный  век» занимает совершенно особое  место в российской культуре. Это противоречивое время духовных  поисков и блужданий, значительно  обогатило все виды искусств  и философию и породило целую  плеяду выдающихся творческих  личностей. На пороге нового  века начали меняться глубинные  основы жизни, порождая крушение  старой картины мира. Традиционные  регуляторы существования – религия,  мораль, право – не справлялись  со своими функциями, и зародился  век модерна. 

 

     Однако иногда  говорят, что «Серебряный век»  – явление западническое. Действительно,  своими ориентирами он избрал  эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический  спиритуализм Альфреда де Виньи,  пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека  Ницше. «Серебряный век» находил  своих предков и союзников  в самых разных странах Европы  и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли,  Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио,  Готье, Бодлера, Верхарна.

 

     Иными словами,  в конце XIX – начале XX веков  произошла переоценка ценностей  с позиций европеизма. Но в  свете новой эпохи, явившейся  полной противоположностью той,  которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища  предстали в ином, более ярком,  чем когда-либо, свете. Поистине, это была самая творческая  эпоха в российской истории,  полотно величия и надвигающихся  бед святой России.

 

 

 

57. Роль Санкт-Петербурга  в русской и мировой культуре.

Cанкт-Петербург занимает  особое место в истории мировой  цивилизации и играет уникальную  роль в исторической судьбе  и развитии России. За трехвековую  историю в городе накоплен  колоссальный культурно-исторический  потенциал. Такого количества  подлинников и фондов культуры XVIII столетия больше нет нигде.  Здесь сохранилась и развивается  мощная сеть музеев, театров, библиотек,  выставочных и концертных залов.  Именно наличие этого культурного  пласта делает перспективным  развитие Санкт-Петербурга как  центра науки, образования, международного  туризма.

Санкт-Петербург достаточно молод по меркам всемирной истории. В 2003 году ему исполнится всего 300 лет. Днем рождения города считается 16 (27) мая 1703 года — день закладки первого  камня в основание крепости на маленьком острове в дельте Невы. Но за время своего существования  город четырежды менял название: Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград-Санкт-Петербург, обретя в конце концов имя, данное ему основателем, Петром I. Город  стал центром практически всех российских нововведений, перемен и потрясений, в том числе — трех революций. Великие испытания выпали на его  долю и в годы Великой Отечественной  войны — 900-дневная блокада, голод, разруха. Более миллиона его жителей  пожертвовали свои жизни, но не сдали  Ленинград врагу. Город выстоял  и — победил. Как высокую награду  носит он звание "Города-героя".

Расположенный на островах, прорезанный многочисленными реками и каналами, Петербург часто сравнивают с Венецией, а за уникальную феерию архитектурных ансамблей называют "Северной Пальмирой". Над возведением  его зданий и памятников трудились  лучшие зодчие и художники России и Европы, искусные мастера. Город-памятник, город-музей, раскинувшийся под открытым небом, покоряет всех своей красотой.

б этом удивительном городе. Больше, чем русская экзотика, их поражал размах архитектурных замыслов, богатство памятников культуры, которые  сосредотачивались в новой столице  России, развитие науки и искусства. Здесь были созданы первый в государстве  музей-Кунсткамера (1714), первый публичный  театр (1756), учреждена Академия наук (1714). По данным международных исследований Санкт-Петербург сейчас входит в  десятку наиболее привлекательных  для посещения городов мира. Это  вызвано не только его историко-архитектурными сокровищами, но и чрезвычайно активной культурной жизнью.

Город по праву считается  культурным центром России. В нем  действуют 28 государственных театров, ежегодно в городе проводятся около 80 музыкальных и театральных фестивалей, конкурсов, выставок и премьер. На сценических  площадках выступают более 100 творческих коллективов. Новым явлением для  города стало открытие 50 художественных галерей.

В Санкт-Петербурге работают 150 музеев, свыше 1200 библиотек, среди  которых пользуются мировой известностью Российская национальная библиотека и  Библиотека Академии наук. Все это  делает Санкт-Петербург привлекательным  не только для россиян, но и для  зарубежных гостей. Город в глазах окружающего мира продолжает оставаться окном России в Европу, его притягательность как одного из мировых культурных центров очень высока. Поэтому  особенно важно постараться не растерять  тот культурный потенциал, которым  волею судеб и стараниями предшествующих поколений располагает Санкт-Петербург.

В сотрудничестве с зарубежными  странами, регионами и городами существуют приоритеты, направленные на сохранение уникального духа и облика "Северной Пальмиры", всего того, что входит в понятие "петербургская культура". В городе ведется активная работа по подготовке к проведению Олимпиады-2004, с тем, чтобы в максимальном объеме представить миру огромные культурные возможности Санкт-Петербурга. Идет подготовка к юбилею города по программе "Санкт-Петербург-2003". Важным событием должен стать фестиваль петербургской  культуры в Нью-Йорке, планируемый  на февраль-март 1997г. В Санкт-Петербурге работают зарубежные культурные центры: Французский институт, Институт Гете, Британский совет, Институт Финляндии  и другие. Французский институт, например, открыл курсы французского языка по нескольким программам (для  детей и взрослых, тематические: туризм, бизнес, страноведение), медиатеку, устраивает лекции, литературные вечера, просмотры кинофильмов, спектаклей, концерты, организует книжные выставки.

Намечено создание Института  Сервантеса, Института культуры Швеции, Нидерландского культурного представительства. Регулярно в городе проводятся Дни  культуры зарубежных стран и Дни  культуры Санкт-Петербурга за рубежом. Могут стать традиционными Дни  культуры Иерусалима, Дни культуры ФРГ в Балтийском регионе, "Русские  сезоны на Кипре" и др.

Особое место в культурной жизни города занимают связи со странами ближнего зарубежья. Планируется проведение Дней культуры Литвы, Беларуси, Грузии, налаживаются связи со славянскими  центрами за рубежом, в первую очередь, в странах СНГ и Балтии.

 

 

58. Социокультурный  портрет России на современном  этапе.\

Для современного российского  общества характерны модернизационные процессы, вызванные, прежде всего, реорганизацией экономической и социально-политической сфер жизни общества, а также усложнением  социально-стратификационной системы. Как отмечает Т.И. Заславская, «достаточно  быстрое преобразование социетального  типа общества, обусловлено, в первую очередь, не внешними, а внутренними  потребностями системы» Заславская Т.И. Социальная трансформация российского  общества: Деятельностно-структурная  концепция. - М., 2002. - С. 445.. Следствием трансформационных  процессов в обществе являются изменения  институциональной структуры и  как следствие происходят преобразования в социальной структуре общества и его культуре, изменениям подвергаются институциональные системы, в томчисле и система ценностей и моделей  социального поведения.

Причина кризиса самоидентификации  заключена в самом человеке и  выражена в отчуждении современным  человеком своей сущности в социальную реальность, в преимущественной социальной самоидентификации современного человека. В условиях современного общества ограниченность самоидентификации человека социальной сферой является одной из причин проблематизации  самоидентичности человека.

Для современного российского  общества характерны не только сугубо специфические тенденции, но всеобщие мировые, среди которых:

· глобализация мирового пространства;

· интеграция и дезинтеграция  в экономической, политической, образовательной  и других общественных сфер.

 

 

59. Культура и  глобальные проблемы современности.

Среди глобальных проблем  современности выделяют три основных группы:

Проблемы общественно-политического  характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва  в уровне экономического и культурного  развития между передовыми индустриальными  странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Проблемы, связанные с  взаимоотношениями между человечеством  и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о  борьбе с болезнями, о прекращении  роста населения, предвидении и  предотвращении отрицательных последствий  научно-технической революции и  рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности.

Экологические проблемы. Они  возникают в сфере отношений  между обществом и природой. К  ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.

 

Глобальные проблемы порождены  не только колоссально выросшими  техническими средствами воздействия  общества на природу и огромными  масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными  экономическими отношениями между  развитыми и развивающимися странами.

 

Причины возникновения глобальных проблем 

это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Например - война.

кризис мировой цивилизации  связан с выросшей экономической  мощью человека. Воздействие человека на природу по своим последствиям сопоставимы с самыми грозными стихийными силами.

глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран  и культур. Люди, живущие в разных странах, с различным политическим строем, по достигнутому уровню развития они обитают в исторически  разных культурных эпохах.

 

 

 

60. Универсализация  и глобализация в мировом культурном  процессе.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской  культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов  национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные  культурные явления могут вытеснять  национальные или превращать их в  интернациональные. Многие это расценивают, как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение  национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах  мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение  Интернета. Кроме того, с каждым годом  всё большее распространение  получает международный туризм.

(универсализация)

аспект исторической динамики русской  культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время. Складывание  — становление русской культуры (примерно до XI—XIII вв.) проис ходило в условиях консолидации, объединения  восточнославянских племен перед лицом  внешней опасности (Хазарский каганат, норманны-викинги), внутренних распрей-беспорядков, что вело к образованию государства (Киевская Русь), а с другой стороны, благодаря духовно-культурному воздействию  на язычников-славян со стороны христианского  мира, прежде всего Византии — самого развитого в культурном отношении  государства в мире. Христианизация Руси в конце Хв. (при Владимире I Святом) стала решающим рубежом  в оформлении древнерусской культуры — с ее письменностью, книжностью, образованностью, с выдающимися  памятниками архитектуры и живописи, богословской, исторической и художественной литературы.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"