Особенности изучения лирических произведений в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

   В заключение обобщим, каковы основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.

   Расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии ХIХ века.

   Формировать первичные представления о специфике лирических произведений, учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения.

   Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении.

  Развивать образное мышление и творческое воображение учащихся.

   Совершенствовать выразительность чтения.

 

 

3. Владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при работе над лирическими стихотворениями.

    Чтобы понять, какими умениями должны владеть младшие школьники при работе над лирическим произведением, познакомимся с результатами констатирующего эксперимента, который использует в своей работе  учитель высшей категории Тамара Владимировна Хохлова . Он был проведен в третьем классе , занимающемся по системе Занкова Л.В.

   Задания были направлены на выявление конкретных знаний и умений учащихся: уметь читать, понимать лирические стихотворения; знать и применять в своей речи доступные литературоведческие термины; знать и уметь находить в лирическом стихотворении изобразительные средства языка .

В процентах указано  количество учащихся, которые выбрали  тот или иной ответ.

Задание 1. Прочитайте стихотворение  А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…", ответьте на вопросы.

1.Когда ты читал,  слушал эти стихи, чей голос тебе представлялся?

2.Какую музыку ты  слышал?

3.Если бы это стихотворение  нужно было напечатать на цветной  бумаге, какой цвет ты бы выбрал?

4.Какие слова подходят  к этому произведению: гладкий  или шероховатый, угловатый или  круглый?

Цель: Определить соответствие ассоциаций, возникающих при чтении лирического стихотворения, чувствам и переживаниям поэта.

Проанализировав ответы 23 учащихся, мы можем сделать следующие  выводы:

1.Прочитав стихотворение  А.С.Пушкина, дети услышали голос  а)ветра, вьюги или севера-43% б)А.С.Пушкина-22% в)родного человека (мамы или бабушки)-13% г)мужчины-4% д)волшебника-4% е)птицы - 4% ж)не ответили-4%

Мы полагаем, что детям  представился голос ветра и вьюги  только из-за описания зимы, а не из-за понимания переживаний автора. Те, кто услышал голос Пушкина, возможно, поняли, что в стихотворении отражены именно его переживания, поэтому эта ассоциация более соответствует переданному в произведении. Представление голоса мужчины (низкого и сурового) говорит, скорее, о собственном отношении к зиме, а не о размышлениях над стихотворением. Голос птицы, как нам кажется, вообще не представлялся, и такой ответ дан только потому, что у птицы есть голос. Наиболее соответствующими чувствам и переживаниям А.С.Пушкина являются ассоциации с голосами близких людей и волшебника, т.к. в стихотворении отображены любование русской природой радость по поводу наступления зимы. То есть только у 19% учащихся после прочтения стихотворения возникли верные ассоциации.

2.Такой дети представили музыку: а)плавная-26% б)веселая-35% в)грозная-35% г)первый столбик - грозная, второй - спокойная-4%

Конечно, лучший ответ  – последний, так как верно  передает настроение стихотворения. Также  очевидно, на фоне этого произведения, музыка не может быть грозной (только в самом начале). Веселая же и плавная музыка способна усилить его красоту. Таким образом, 65% школьников через музыку смогли показать свое понимание чувств и переживаний, возникших у поэта. Это задание оказалось выполнить намного легче, чем похожее на него, предыдущее.

3.Стихотворение было  предложено отпечатать на а)белой  бумаге-49% б)синей-13% в)голубой-9% г)серой-13% д)черной-9% е)зеленой-4%

Это стихотворение, действительно, желательно напечатать на синей, голубой  или белой бумаге, т.к. это основные цвета зимы, что и отметили 79% испытуемых. А вот ассоциации с серой, зеленой и черной бумагой трудно объяснить. Возможно тем, кто не увидел в этом произведении истинную красоту, оно показалось скучным и это мы видим по серой бумаге, а у кого-то стихи о зиме сразу вызывают мысли о лете (зеленая бумага). Но в любом случае мы видим несоответствие ассоциаций главной мысли стиха.

4.Выбор слов показал  такие результаты: а)гладкий-65%, круглый-70% б)шероховатый-35%, угловатый-30%

В стихотворении образные выражения "волнистыми коврами", "вокруг холмов", "пухлой пеленою" создают ассоциации с чем-то круглым и гладким. В среднем 68% смогли это прочувствовать, что видно из ответов.

Таким образом, мы можем  констатировать: с первой частью задания  справилось всего лишь 19%, а с тремя другими, в среднем, 77%. Это хороший результат, он свидетельствует о богатстве ассоциаций, о способности к различению ассоциаций, что необходимо для правильного восприятии лирических стихотворений.

Задание 2.

1.Прочитайте "Зимнее  утро" А.С.Пушкина, найдите в стихотворении самую светлую, легкую строчку и самую тяжелую, темную.

2.Прочитайте "Утес" М.Ю.Лермонтова. Представьте, что  вы художники и вам нужно  нарисовать иллюстрацию к этому  стихотворению, что вы нарисуете?

3.Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина “Вот север тучи нагоняя…”. 
Найдите строчку, в которой содержится самое главное, весь смысл стихотворения.

Цель: Выявить способность  понимать содержание стихотворения.

В индивидуальной беседе было опрошено 18 учащихся и получены следующие ответы:

1. а)справились с заданием-17% б)не справились-83%

К удивлению, строчки, которые  предлагали дети, не только были неправильными, но вообще не соответствовали постановке вопроса. Несмотря на то, что у детей  было время все обдумать, ответы брались ”с потолка”. Таким образом, 83( опрошенных не поняли содержание данного лирического стихотворения, хотя оно анализировалось на уроке. Возможно, дети не поняли выражений "самая легкая и самая тяжелая".

2. а)иллюстрация соответствует  содержанию-100% б)иллюстрация не соответствует содержанию-0%

Все правильно и однозначно решили нарисовать не один утес, а вместе с тучкой. На вопрос: "Почему, ведь тучка описывается только в первом столбике?", дети давали приблизительно такой ответ: "Потому что именно после тучки утес стал плакать, о чем написано в остальной части стихотворения", т.е. идея довольно сложного произведения понята верно.

3. а)"Легла волнистыми  коврами…"-4% б)"Вот север, тучи  нагоняя…"-9% в)"Идет волшебница  зима…"-69% г)"Пришла…"-14% е)"И  рады мы проказам матушки-зимы…"-4%

Ответы под подпунктами  а) и б) - 13%- говорят о поверхностном  восприятии стихотворения, т.к. этими  строчками описывается природа, но не передается главная мысль: радость  от того, что пришла зима. Подпункты  в) и г) показывают сложность выбора главной мысли в этом произведении. Она заключается в том, что в первых строчках стихотворения говорится о скором приближении зимы ("идет"), а в следующих – о ее наступлении ("пришла"). 
Поэтому частично правы и те , и другие (83%). Но, конечно, выбор под подпунктом е) – самый верный, т.к. все стихотворение проникнуто радостью, восхищением перед красотой русской природы (и когда зима только идет, и, когда она пришла).

Итак, с первой частью задания справились единицы, вероятно не поняв вопроса, а не содержание. Тем более результаты второй и третьей части позволяют сделать вывод о способности учащихся понять, вникнуть в суть стихотворения.

Задание 3. Дома вы прочитали  стихотворение М.Ю.Лермонтова "Три  пальмы". Ваша задача составить по этому стихотворению диафильм. Для этого вам сначала нужно представить, что вы нарисуете на первом кадре, на втором и т.д. Напишите, что же вы нарисуете.

Цель: Определить уровень  умения работать со стихами большого объема.

В эксперименте приняли  участие 21 учащийся. Их ответы можно  условно разделить на 4 группы: а)не справились с заданием-43% б)задание выполнено с грубыми ошибками (пропущено несколько кадров, ошибочное понимание некоторых моментов- кадров)-24% в)задание выполнено с одной ошибкой (пропуск или ошибочное понимание одного кадра)-19% г)с заданием справились-3

Таким образом, результаты анализа ответов показывают, что  у детей большие трудности  с правильным пониманием произведений большого объёма. 43% учащихся не смогли вообще разделить стихотворение  на смысловые части, 24% не поняли, что же произошло с пальмами ("пальмы стали еще стройнее…"), среди ошибок часто встречается пропуск одного или нескольких важных моментов сюжета. Как правило, это или отсутствие концовки, или той строфы, где описывается отдых путников. Конечно, следует учесть, что это стихотворение не анализировалось под руководством учителя, т.е. дети должны были выполнить данное задание, используя только свое умения работать со стихами большого размера. По-видимому, для большинства детей (67%) строфы в этом стихотворении оказались несвязанными между собой по смыслу, тем более, что язык произведения довольно сложен для детей 3-его класса.

 

Задание 4.

1. Найдите сравнения  в стихотворении Некрасова "Славная  осень".

2. В произведении Пушкина  "Вот север, тучи нагоняя…" найдите слова, без которых стихотворение потеряло бы свою красоту.

3. В этом же стихотворении  найдите выражения или отдельные  слова, в которых передаются  звуки.

Цель: Определить уровень  умения находить в лирических стихах изобразительные средства языка.

Анкетирование, проведенное среди 23 младших школьников, дало следующие результаты:

1. а)не нашли сравнений-17% б)найдено одно сравнение-30% в)найдено  два сравнения-36% г)найдены все  три сравнения-17%

Анализ ответов показывает, что большинство детей не знают, что такое сравнение, хотя им этот материал давался. Сравнения не просто не найдены, но вместо них написаны эпитеты и даже синонимы или антонимы к словам из стихотворения (56%). Кроме того 61% в при ответе употребили слово "снег", о котором в стихотворении вообще нет речи. Это говорит о непонимании темы стихотворения.

2. варианты слов: количество  детей, которые: а)волнистыми-43% а)нашли  одно слово- 9% б)пухлой-26% б)два слова- 17% в)недвижною-9% в)три слова-30% г)блеснул-17% г)четыре и более слов-22% д)пришла-9% д)ни одного слова-22% е)повисла-13% ж)рассыпалась-9% з)дохнул-13% и)волшебница-48% к)пеленой-30%

Как можно видеть, дети выбрали 10 вариантов различных слов, без которых, по их мнению, стихотворение  стало бы некрасивым. Из этих вариантов, три – имена прилагательные, все, какие есть в этом стихотворении. Однако только один человек назвал все эти три слова, 28% назвали два прилагательных, 13% – одно, и 39% в своих ответах не указали имен прилагательных вообще. То есть школьники затруднились при нахождении эпитетов, с помощью которых лирические стихи и приобретают выразительность и красоту. Из фронтального опроса выяснилось также, что только один человек помнит определение эпитета. Но всё-таки имен прилагательных выбрали больше, чем глаголов. Радует то, что 48% учащихся выбрали имя существительное 
"волшебница", без которого стихотворение, действительно, потеряло бы часть своей красоты. Таким образом, следует обратить внимание на терминологию учащихся, напомнить роль эпитетов в лирических стихах и почаще, при работе над ними, давать задание найти слова, без которых стихотворение потеряло бы красоту. Тогда не будет 22% тех, кто не смог найти ни одного слова.

2. Вот какие слова,  по мнению детей, говорят о  звуках в этом же стихотворении:  а)завыл-87% б)дохнул-52% в)мороз-13% г)не нашли таких слов-9%

Только 9% учащихся не смогли выполнить задание. Совершенно верно  большинство детей определили, что  слова "завыл" и "дохнул" передают звуки. 
Но особенно интересным является ответ "мороз". А.С.Пушкин в стихотворении использовал много слов с буквой "р", тем самым передавая звук треска от мороза. Младшие школьники не знают о "звукописи", но треск был услышан и был определен его источник – мороз.

Таким образом, большинство  детей с первой и второй частью задания не справились, т.е. не смогли найти изобразительные средства языка в предложенных произведениях. Но отлично выполнили третью часть задания. Тем не менее необходимо обратить внимание на отсутствие у детей умения работать с языковыми средствами, об отсутствии понятийного аппарата.

Задание 5. Ответьте на следующие  вопросы:

1.Как вы понимаете: "лирическое стихотворение"?

2.Что значит: "определите  тему стиха"?

3.Какой образ представляется  вам при чтении стихотворения

М.Ю.Лермонтова "Утес"?

4.Дайте определение  рифме 
Цель: Выявить уровень владения понятиями. 
В эксперименте приняли участие 23 школьника.

1.На данный вопрос  не смог ответить никто. Были  только даны два предположения:  это стихи о природе, это  грустные стихи.

2.Были получены следующие  ответы: а)определить тему - значит рассказать, о чем стихотворение-61% б)не могу ответить-39%

3.Вопрос был не понят,  слово «образ»- неизвестно.

4.Определение рифме  дали 78% опрошенных.

Если также обратиться к выводу 4-го задания, то мы можем  сделать вывод о том, что дети не владеют всеми необходимыми понятиями по данной теме.

Задание 6. Прочитайте стихотворения "Осень" А.Твардовского, "Осень" 
И.Бунина и "Рожь, рожь…" А.Твардовского. Что вы можете сказать об этих произведениях?

Цель: Выявить знания особенностей лирических стихов.

Проанализировав 23 работы, мы пришли к заключению, что в них чаще всего указываются: а)определения, характеризующие стихотворения: красивые, грустные, прекрасные, загадочные, добрые и др. б)тема произведения: про осень, про природу. в)краски: или которыми пользовался поэт, или, которые есть в природе. г)размышления об авторах: поэты - знаменитые, хорошие, хотели, чтобы стихи понравились. д)отношения к прочитанному: понравились, душа радуется. е)качество стихотворения: много прилагательных, которые передают красоту, есть рифмы; когда читаешь, представляешь написанное, стихи передают настроение поэта. ж)рекомендации по чтению: плавно, хорошо читать.

Информация о работе Особенности изучения лирических произведений в начальной школе