Маркетинговый анализ производства короткометражного фильма «Морской волк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 08:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: проведение маркетингового анализа производства короткометражного художественного фильма «Морской волк».
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
Исследование теоретических основ организации маркетинговой деятельности.
Выявление основных проблем киноиндустрии и анализ отечественного кинорынка.
Маркетинговые исследования по фильму.
Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности киностудий.

Содержание

Введение 10
Глава 1. Теоретические основы организации маркетинговой
деятельности 13
1.1 Роль маркетинга в управлении фирмой 13
1.2 Научные подходы к организации маркетинговой деятельности 17
1.3 Современные концепции маркетинговых исследований 22
1.4 Современное состояние киноиндустрии 28
Глава 2. Маркетинговый анализ производства короткометражного
художественного фильма «Морской волк» 30
2.1 Описание проекта 30
2.2 Организационная структура и творческо-постановочные задачи 34
2.3 Основные параметры фильма 38
2.4 Анализ доходов от проката фильма 39
2.5 Анализ рисков проекта 42
2.6 Анализ отечественного кинорынка 44
2.7 Marketing-mix (комплекс маркетинга ) 52
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию
маркетинговой деятельности киностудий, в том числе АО «Казахфильм» 62
3.1 Разработка режиссерского сценария (в разрезе сцен и объектов) 62
3.2 Производственно-экономические параметры 63
3.3 Система материального стимулирования работников
основного состава съемочной группы и ее обоснование 66
3.4 Прокатная политика законченного фильма 69
3.5 План повышения коммерческой эффективности кинопроектов
с точки зрения маркетинга 76
3.6 План PR компании кинофильма «Морской волк» 85
3.7 Рекомендации по реализации стратегии 88
Заключение 91
Список использованной литературы 95

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом по маркетингу в кино.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 10 – Количество кинотеатров, а также передвижных и стационарных киноустановок в Казахстане в сельской местности в 2010 году

 

 

Всего по Казахстану

Число организаций, единиц

Кинотеатры

Общая площадь кинотеатров, кв. м

Стационарные киноустановки, единиц

Передвижные киноустановки, единиц

Всего, ед.

Кинозалы

Кол-во мест

31

8

8

1487

6179

119

16

Западно-Казахстанская

10

5

5

1 072

4 975,0

63

-

Қостанайская обл.

1

1

1

150

628,0

20

-

Жамбылская обл.

10

1

1

165

326,0

18

10

Южно-Казахстанская

-

1

1

100

250,0

7

3

Северо-Казахстанская

             

Павлодарская обл.

6

-

-

-

-

6

-

Восточно-Казахстанская

-

-

-

-

-

1

2

Карагандинская обл.

2

-

-

-

-

2

-

Акмолинская обл.

1

-

-

-

-

-

1

Кызылординская обл.

1

-

-

-

-

1

-




 

В таблице не отображены данные по 4-м областям: Алматинской, Атырауской, Актюбинской и Мангистауской. По данным агентства по статистике РК в 2008 году в Атырауской и Актюбинской областях в сельской местности было по одному кинотеатру, в Алматинской же и Мангистауской областях и в 2008 году, и в 2009 по всем графам стоят прочерки. Если сравнить между собой таблицу 8, диаграмму 6 и таблицу 9, то можно сделать некоторые выводы: общее количество посещений киносеансов в отдельно взятой области зависит (в порядке степени значимости) от:

  1. доходов населения;
  2. преобладания городского населения над сельским населением;
  3. количества зарубежных киносеансов в общем числе показов;
  4. численности населения в возрасте от 15 до 28 (целевая аудитория кинотеатров);
  5. количества кинотеатров и залов в них, в том числе наличие мультиплексов, которые увеличивают пропускную способность кинотеатра;
  6. общей численности населения.

Возвращаясь к таблице 10 и проблемам кинопоказа в сельской местности необходимо отметить, что сельское население составляет около 45,5% (7 494 990 человек) от общего населения страны. И что самое главное, именно сельское население проявляет наибольший интерес к отечественной продукции. На диаграмме 7 показана динамика количества посещений киносеансов в сельской местности в 2008-2010 гг. по странам-производителям.

 

Диаграмма 7 – Динамика количества посещений киносеансов в сельской местности по странам-производителям в 2008-2010 гг. в Казахстане

 

 

 

Как видно из диаграммы, только в 2008 году казахстанские фильмы были на последнем месте в общем числе посещений. С каждым годом число зрителей казахстанского кино в сельской местности росло, и в прошлом году отечественная кинопродукция встала на первое место по количеству зрителей в сельской местности. Можно подумать, что такие результаты сложились от того, что число проведённых киносеансов казахстанских фильмов больше, чем российских и зарубежных, но по всем представленным годам меньше всего число киносеансов казахстанской продукции. При этом разница между всеми странами-производителями в 2010 году составила от 927 до 293 киносеансов, причём в 2008 и 2010 годах на первом месте по числу проведённых киносеансов стоит Россия – 6 260 и 6 102 киносеанса соответственно. В связи с представленными фактами, необходимо уделить большее внимание развитию кинопоказа в сельской местности. Если государство заинтересовано в этом развитии, ему есть смысл вкладывать деньги в кинотеатры и киноустановки в небольших городах и сельской местности, потому что государство может потерпеть в возврате своих инвестиций гораздо дольше, чем частный инвестор. Частному инвестору нужно быстрее вернуть деньги, так как он берёт кредиты, а государство может взять деньги, например, из стабилизационного фонда и вложить в недвижимость, т.е. в кинотеатр. Во-первых, это надёжные долгосрочные вложения, во-вторых, это откроет новые рабочие места, возможно тысячи по всей стране, в-третьих, от них пойдут налоги, в-четвёртых, это морально-этическая проблема развития культуры в регионах.

Рост посещаемости кинотеатров в большинстве развитых стран эксперты связывают не только с улучшением благосостояния людей, но и с появлением мультиплексов, ознаменовавших собой «цивилизацию развлечений». Это новое поколение многофункциональных комплексов, размещаемых преимущественно при торговых центрах. Каждое время диктует свои требования, и сегодня эти требования определяет индустрия развлечений. Современный человек, в хорошем смысле слова, избалован развлечениями, и одним кинопоказом его в зал не заманишь. Кинотеатры – это лишь часть огромного механизма индустрии развлечений. Что могут дать зрителю отдельно стоящие кинотеатры, которые, остались с советских времен, помимо самого кинозала? Максимум небольшой бар или кафе со скудным ассортиментом. Теперь сопоставим это с современным торгово-развлекательным центром, где перед киносеансом человек может прогуляться по магазинам, пообедать, развлечь себя и своего ребенка и т.п. В Казахстане давно не строят отдельные кинотеатры, это нерентабельно. Статистические данные свидетельствует о том, что посещаемость кинокомплексов в ТРЦ значительно превышает посещаемость отдельных кинотеатров. В мультиплексе, как правило, от двух до 16 кинозалов на 100-150 посадочных мест в каждом, прекрасно оснащенных технически и максимально комфортабельных. Их ближайшие соседи, что подразумевается местоположением, – кафе, бары, рестораны, супермаркеты, бутики модной одежды и так далее. То есть любой случайный посетитель ТРЦ – потенциальный клиент для кинотеатра. Однозальники себя фактически исчерпали. Они могут получать и показывать два-три фильма в неделю, менее ста в год. И это при том, что в одном только Голливуде выпускается около пятисот картин, не считая европейских, российских и казахстанских. Небольшое количество посещений в областях Казахстана отчасти связано и с наличием в основном однозальников в регионах. Преимущество мультиплексов очевидно: до 12 (для шестизального) и 16 (для восьмизального) разножанровых фильмов, демонстрируемых одновременно. Причем зрителям нет нужды ждать два с половиной часа, если вдруг они не поспели к началу: сеансы стартуют через 10-20 минут, что увеличивает пропускную способность кинотеатра. Еще один плюс многозальников – картина может не сходить с экранов не две недели, как водится, а гораздо дольше. Причина неокупаемости  многих российских и казахстанских картин в прокате отчасти и в нехватке прокатного времени. Чем больше будет мультиплексов и залов, тем легче будет передвинуть фильм после первых двух недель премьерного показа в залы поменьше и таким образом держать его на экранах несколько месяцев для того, чтобы собрать больше зрителей и иметь возможность покрыть все расходы.

Прокат картины «Морской волк» планируется и в России, поэтому крайне важно отследить состояние и тенденции и российских киносетей.

Самая важная информация здесь такова: всего на 1 апреля 2011 года в России насчитывалось 2 480 современных кинозалов в 882 кинотеатрах9 (среднее число экранов на кинокомплекс – 2,8); число цифровых кинотеатров достигло 558 (1031 цифровой зал, в том числе 1024 с возможностью демонстрации 3D-фильмов). Таким образом, уже 41% современных российских экранов и 63% кинотеатров оснащены цифровой 3D-кинопроекцией. Динамика роста кинотеатров и числа экранов в России представлена на диаграмме 810.

 

Диаграмма 8 – Динамика роста кинотеатров и числа экранов в России в 2006- 2011 г.г.

 

 

Сопоставив диаграмму 8 и диаграмму 5, видим, что количество кинозалов в России в 12,5 раз больше чем количество кинозалов в Казахстане, а в совокупности казахстанские экраны составляют 7% от общего числа, российские, соответственно, 93% от общего числа экранов двух стран, и это ещё раз подтверждает значимость копродукций для отечественной киноиндустрии.

3.5 План повышения коммерческой эффективности кинопроектов с точки зрения маркетинга

 

С точки зрения маркетинга сегодня реализуются три типа кинопроектов:

  1. Продуктоориентированные: фильмы, высоко оцениваемые их авторами, но не ориентированные на массового зрителя.
  2. Клиентоориентированные: картины, ориентированные исключительно на запросы массовой аудитории в ущерб своей художественной ценности.
  3. Маркетинговоориентированные: проекты, во главу угла которых ставится художественная ценность, а контент адаптируется под ожидания массовой аудитории.

Кинопроект «Морской волк» относится к третьему типу. Вообще, маркетинговоориентированными, в идеале должны быть все картины широкого проката. Это повысит доходы кинопроизводителей и других участников рынка, а также качество и ценность выпускаемых картин.

Безусловно, посчитать и тем более спрогнозировать возврат на каждый израсходованный на создание и продвижение кинофильма тенге практически невозможно. Гораздо более реально снизить риск невостребованности фильма зрителями, путём корректирования его концепции, а также оптимизировать затраты на продвижение, контролируя ход рекламного процесса на каждом этапе кинопроизводства, замеряя с помощью различных методик эффективность отдельных рекламных и PR-акций. Это позволит своевременно вносить корректировки как в сам кинопроект, так и в план его продвижения и дать более точную оценку эффективности рекламной кампании кинофильма в целом после выхода его в прокат, в зависимости от полученных результатов. Не стоит даже говорить об эффективности рекламной кампании и отдельных мероприятий, если не определены их конкретные маркетинговые цели, соответствующие общей стратегии продвижения кинокартины, и неизвестно текущее положение дел. Поэтому оценка кинопроекта «Морской волк» и эффективности его продвижения должна рассматриваться как процесс, который следует начинать на самой первой стадии работы над проектом.

 

На рисунке 3 показаны основные этапы работы по проекту «Морской волк»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 

 

 




 


 

 


 

 


 


 


 

Пре-продакшн


 

 


 

 


 


 


 


 


 

 

 

  Рисунок 3 – Основные этапы работы по проекту «Морской волк»

 

Рассмотрим каждый шаг представленных этапов.

1. Тестирование концепции  фильма.

Цель исследования: оценить прокатный потенциал кинопроекта, выработать предложения по корректировке его концепции, снизить риск невостребованности фильма зрителями.

Метод: анкетный опрос.

Формат: один уик-энд, 704 респондента.

География: Алматы, Астана, Москва, Екатеринбург.

Опрос посетителей кинотеатров по заранее утвержденной анкете, которая включает в себя ряд открытых и закрытых вопросов, способных выявить отношение респондентов к исследуемой теме. При тестировании концепции фильма данный метод позволяет:

  • оценить восприятие концепции и элементов нового фильма;
  • выявить социально-демографические характеристики и предпочтения киноаудитории.

Анкетный опрос на стадии проработки сценария поможет показать степень заинтересованности потенциальных зрителей в различных сюжетообразующих линиях картины, выявить наиболее значимые темы, утвердиться в решении, разрабатывать именно их, и вследствие этого не исключено  изменить жанр, в котором будет выполнен фильм. Также, в зависимости от оценки респондентов, на данном этапе могут быть разработаны новые варианты названия кинокартины.

2. Подготовка базы для создания информационного поля проекта.

Цель: вызвать интерес к фильму со стороны профессионалов киноиндустрии и СМИ.

Метод: рассылка пресс-релизов и приглашений к сотрудничеству для профильных и массовых СМИ, презентации проекта, личное информирование.

География: Казахстан и другие страны СНГ.

Информация о работе Маркетинговый анализ производства короткометражного фильма «Морской волк»