Организация продажи товаров в предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 18:58, шпаргалка

Краткое описание

1 основополагающие характеристики товара:
— ассортиментная (товароведческая);
— качественная;
— количественная

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка.docx

— 205.62 Кб (Скачать файл)

Глина и каолин обладают свойством  пластичности, т. е. способностью при  замешивании с водой давать тесто, приобретать при внешнем воздействии  любую форму и эту форму  сохранять.

После обжига глины и каолин получают твердость камня, превращаясь в  черепок, уже не обладающий пластичностью  и при смешивании с водой не дающий пластичного теста. Этими  двумя свойствами и объясняется  широкое применение глинистых материалов в производстве различных изделий.

Отощающие материалы. Отощающие материалы применяются в керамическом производстве для снижения усадки изделий, так как высокая и неравномерная усадка изделий из одной глины при сушке и обжиге вызывает деформацию и растрескивание этих изделий. К числу таких отощающих материалов относится кварцевый песок, кварц, битый черепок (битыекерамические изделия) и т. п.

Плавни. Плавни добавляют для облегчения спекания составных частей керамической массы. Особенное значение плавни, естественно, имеют в производстве изделий со спекшимся черепком (фарфор и т. п.). К числу плавней относятся полевой шпат, мел, известняк.

Гончарная посуда

Гончарную посуду вырабатывают из природных  окрашенных глин, содержащих до 20% песка, либо из смеси чистых глин с соответствующим  количеством песка.

Для повышения пластичности и освобождения от посторонних примесей гончарную  глину часто вымораживают, просеивают, иногда отмучивают.

Формуют изделия из подготовленного  глиняного теста чаще всего вручную  на вращающихся, так называемых гончарных, кругах, иногда с применением шаблонов. Изделия сложной формы изготовляют  лепкой вручную или в гипсовых формах.

Отформованные изделия высушивают, затем, как правило, глазуруют и  обжигают при 900—1000°.

Глазурь на гончарных изделиях представляет собой легкоплавкую стеклообразную массу, которая делает поверхность  гончарной посуды гладкой и не пропускающей влагу. Глазуруют гончарную  посуду различными способами, но чаще всего окунанием изделий в  суспензию (болтушку), представляющую собой взвесь мелкоизмельченной  глазури в воде, или наливанием на определенный срок глазури в изделия. При этом влага впитывается в  стенки изделий, а частички глазури  оседают (присасываются) на их поверхности  и при следующем за этим обжиге изделий расплавляются, превращаясь  в стекловидную массу, которая приплавляется к стенкам изделий.

Гончарную посуду выпускают чаще всего  без украшений, однако отдельные  ее виды (кувшины, вазы, настенные блюда) могут быть украшены. Такие изделия  чаще всего до глазурования расписывают  ангобами и цветными глазурями.

В ассортимент гончарной посуды входят: горшки, крынки для молока, кувшины, миски, блюда, кружки, вазы и т. п.

Гончарная посуда, вырабатываемая на предприятиях Министерства местной  промышленности, делится на 1-й и 2-й сорта; посуда же кустарной выработки  выпускается обычно одним сортом. Доброкачественность гончарной  посуды проверяют внешним осмотром и перестукиванием. Внешним осмотром устанавливается правильность формы  и тщательность глазурования. Перестукиванием  проверяют целость посуды (посуда треснувшая дребезжит) и качество обжига (хорошо обожженная посуда при ударе  издает высокий, чистый звук).

Фарфоровая и фаянсовая  посуда

Материалы и производство

Фарфоровую и фаянсовую посуду изготовляют в основном из смеси  каолина, белых и беложгущихся глин, кварца и полевого шпата. Используются также молотый фарфоровый и фаянсовый бой.

Масса для фарфора чаще всего  содержит 50% глинистых материалов, преимущественно  каолина, 25% кварца и 25% полевого шпата. В массу для фаянса входит 5—10% полевого шпата, 35—40% кварца и 50—60% глинистых  материалов (преимущественно белой  глины). Таким образом, основное отличие фарфоровой массы от фаянсовой заключается в большем содержании полевого шпата и каолина.

Производство фарфоровой и фаянсовой  посуды значительно сложнее производства гончарной посуды. Оно складывается из. подготовки массы, формовки, сушки, двукратного обжига, глазурования и раскраски.

Подготавливают массу для фарфора  и фаянса очень тщательно. Кварц  и полевой шпат обжигают, промывают  для освобождения от посторонних  примесей, грубо размалывают, затем  смесь их с груборазмолотым боем тщательно измельчают в специальных шаровых мельницах. Полученную массу смешивают с глинистыми материалами, пропускают через электромагнит для очистки от примесей железа, через фильтрпресс для удаления избытка влаги и, наконец, через массомялку для получения однородной массы, которую выдерживают некоторое время в подвалах, а затем передают в формовку.

Фарфоровую и фаянсовую посуду формуют с помощью формы и  шаблонов или литьем в гипсовые формы. В первом случае изделия формуют  из фарфорового или фаянсового теста  во вращающихся гипсовых формах (полых  или выпуклых) с помощью шаблонов. При этом гипсовая форма образует одну из поверхностей изделия, а шаблон, вырез края которого соответствует  форме другой поверхности, выравнивает  эту поверхность изделия. Во втором случае жидкую массу (шликер) заливают в гипсовые формы, имеющие внутреннюю полость, соответствующую внешней поверхности изделия.

Характеристика ассортимента. Большинство видов посуды вырабатывают как из фарфора, так и из фаянса. Однако некоторые изделия изготовляют только из фарфора или, наоборот, только из фаянса. Так, например, чайники вырабатывают только из фарфора, а миски и пловницы — только из фаянса.

Краткое описание основных видов посуды приводится ниже.

Чашки — обычно вырабатывают из фарфора. Подразделяются они по фасонам и  размерам. Фасоны фарфоровых чашек  обозначаются обычно порядковыми номерами (39, 51, 54, 58 и т. д.). Размеры чашек  указываются по их емкости, а иногда — условными названиями: аппетитные (375—400 см3), полуаппетитные (275—300 см3), чайные (200—220 см3), кофейные (110—130 см3) и детские (60 см3). Значительное количество чашек выпускается в продажу в паре с блюдцем.

Блюдца фарфоровые и фаянсовые  по назначению делятся на чайные, кофейные и дляваренья. Чайные блюдца бывают двух фасонов: обыкновенные и тазиком (в торговой практике последние называются иногда подстаканниками).

Стаканы фарфоровые изготовляют различной  формы: конические — без ручки, цилиндрические — без ручки, фигурной формы —  с ручкой и блюдцем. Стаканы последнего типа называют также бокалами. Емкость  фарфоровых стаканов конической и цилиндрической формы — 250 см3, фигурной формы — 375—400 см3.

Кружки — изделие цилиндрической формы, с ручкой. Фарфоровые кружки могут быть с толстым черепком, емкостью 500 и 400 см3, и с тонким черепком, емкостью от 90 до 400 см3. Фаянсовые кружки выпускаются емкостью 200-—400 см3.

Пиалы (получашки) фарфоровые — посуда для чая в виде круглой чашки без ручки, на низкой ножке, емкостью 220—400 с.м3.

Чайники вырабатываются только из фарфора, различают их по фасонам и размерам. Фасоны чайников разнообразны и обозначаются номерами: 92 (старое название «репкой»), 72 (старое название «парный»), 39 и т. д. Чайники, которые имеют те же фасоны, что и чашки, обычно называют сервизными. Размеры чайников определяются их емкостью. Емкость сервизных чайников составляет обычно 600 см3, а остальных чайников — от 250 до 1400 см3.

Кофейники фарфоровые могут быть различных  фасонов, емкостью 500—1400 см3. В продажу кофейники обычно поступают в составе кофейного сервиза.

Сахарницы, как и чайники, вырабатываются только из фарфора, разных фасонов (соответственно фасонам чашек), емкостью 250, 350 и 500 см3.

Масленки фарфоровые по конструкции  делятся на масленки с колпаком (на тарелочке) и масленки с крышкой. Емкость масленки — 100 и 200 г. Фаянсовые  масленки выпускаются обычно с крышкой, емкостью 250 г.

Сливочники фарфоровые и фаянсовые  вырабатываются различных фасонов, емкостью от 150 до 325 см3.

Майоликовая посуда

Майоликовыми в настоящее время  называют изделия, имеющие, как правило, на корпусе рельефные украшения  и покрытые окрашенной глазурью.

По характеру черепка майоликовые  изделия обычно сходны с фаянсовыми, однако в отдельных случаях при производстве майолики применяют и слабоокрашенные гончарные глины. Формуют майоликовые изделия преимущественно литьем в гипсовых формах.

По характеру украшения различают  майоликовые изделия без росписи  с цветной глазурью (однокрасочной, двухкрасочной и четырехкрасочной) и изделия с росписью цветными глазурями или краской по сплошной однокрасочной глазури.

Основными видами майоликовой посуды являются вазы для фруктов и конфет, кружки для пива, кувшины, масленки, пепельницы, сухарницы-хлебницы, , солонки, рюмки для яиц, чашки с блюдцами, приборы для воды, кружки с крышкой «напейся не облейся» и др.

Размеры этих изделий указывают  по их емкости в кубических сантиметрах  или литрах, а также по диаметру в миллиметрах.

Сортируют майоликовую посуду, как  и фаянсовую, на 1-й, 2-й и 3-й сорта.

Маркировка, упаковка, транспортирование  и хранение керамических изделий

Маркировка. Гончарная посуда специальной маркировке не подвергается. Фарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия маркируют нанесением нестирающейся краской клейма на донышко каждого изделия с указанием завода-изготовителя и сорта. Кроме того, в каждую пачку вкладывают (или наклеивают) бумажный ярлык с указанием прейскурантного номера и группы раскраски изделий, упакованных в данную пачку.

Упаковка и транспортирование. Гончарную посуду упаковывают в солому, стружку и т. п. Перевозят ее в крытых вагонах без тары.

Фарфоровую и фаянсовую посуду перевозят либо без тары, в крытых вагонах (вагонныеотгрузки), либо в ящиках или бочках. При перевозке тарелки и блюдца, а также чашки, если они перевозятся вместе с блюдцами, завертывают в бумагу через одну штуку, все прочие изделия — каждое в отдельности. Чашки завертывают в пакет по 4—6 штук вместе с блюдцами. Сервизы и гарнитуры упаковывают комплектами. Укладывается фарфоро-фаянсовая посуда в вагон или ящик в основном так же, как и стеклянная посуда, т. е. рядами. Между рядами прокладывается упаковочный материал.

Хранение. Условия хранения керамической посуды сходны с условиями хранения стеклянной посуды; чаще всего такую посуду хранят вместе со стеклянной.

Для рационального использования  складской площади и удобства отпуска керамическую посуду укладывают в несколько рядов по высоте. Так, тарелки, если они завернуты через одну в бумагу, ставят одну на другую — до 120 штук; чашки с блюдцами, если они завернуты в пачки, — до 10 рядов по высоте с перестилкой 4—5 листами плотной бумаги через каждые 2 ряда; чайники — в 10 рядов с перекладыванием каждого ряда 2—3 слоями плотной бумаги.

Основы производства керамических товаров. Производство керамических изделийвключает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование.

Материалы, применяемые для керамического  производства, принято подразделять на основные и вспомогательные. К основным относятся материалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным — материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.

Основные материалы делят на пластические, отощающие, плавни, глазуреобразующие и керамические краски.

Пластическими материалами являются глины и каолины. Глины и каолины  образуются в результате распада  горных пород типа гранита, гнейса, полевого шпата. Каолины отличаются от глины более чистым химическим составом, меньшей пластичностью, большей  огнеупорностью.

35Из металлов и их сплавов вырабатывают металлохозяйственные товары различного назначения: для ведения домашнего хозяйства, монтажных и поделочных работ, строительства, ухода за садом и огородом и др.

Металлы — вещества, обладающие высокой  тепло-и электропроводностью, ковкостью, блеском и другими характерными свойствами.

Металлы условно делят на черные и цветные. К черным металлам относят  железо и его сплавы (чугун, сталь).

Чугун — сплав железа с углеродом, углерода от 2,14 % и практически до 6,7 %.

Сталь — сплав железа с углеродом, содержание углерода до 2,14 %. Сталь бывает конструкционная и инструментальная.

Цветные металлы — алюминий, медь, цинк, олово, никель, хром, серебро.

Для хозяйственных изделий применяют  сплавы меди: латунь — сплав меди с цинком; бронза — сплав меди с оловом; мельхиор — сплав меди с никелем; нейзильбер — сплав  меди, никеля и цинка.

Металлы разрушаются вследствие их окисления под воздействием внешних  условий.

Для защиты металлов от коррозии применяют  легирование — введение в сплав  устойчивых к коррозии металлов (хром, никель и др.). На поверхности металла  создают защитные покрытия: анодирование, воронение, лужение (покрытие оловом), оцинкование, эмалирование, окрашивание  и др.

Классификация металлохозяйственных товаров. Изделия подразделяют на группы по назначению: металлическая посуда; приборы и принадлежности, облегчающие домашний труд; ножевые изделия и столовые принадлежности; товары ремонтно-строительного назначения; инструменты; товары для личного подсобного хозяйства; нагревательные и осветительные приборы.

Группы товаров подразделяют на подгруппы, виды и разновидности. Металлохозяйственные товары различают по исходному материалу, способу изготовления, отделке, фасонам, размерам, комплектности.

Металлическая посуда выпускается:

стальная — черная, эмалированная, луженая, из нержавеющей стали, крашеная, оцинкованная;

алюминиевая — легкая, прочная, обладает высокой теплопроводностью, стойкостью к коррозии. Недостатки: под воздействием пищи и воды темнеет, при механическом воздействии появляются царапины. Кислоты и щелочи разъедают алюминий, поэтому применять алюминиевую посуду следует для приготовления блюд, не содержащих кислоту;

чугунная — горшки, сковороды  и др. Недостатки: значительная масса  и неустойчивость к коррозии;

Информация о работе Организация продажи товаров в предприятиях розничной торговли