Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:27, диссертация
Цель исследования: определить современное состояние и характерные тенденции в сфере уголовно-процессуальных правовых отношений, связанных с участием потерпевшего, заявителя, жертвы преступления, и регламентирующих их уголовно-правовых норм.
Задачи исследования:
1) Провести рассмотрение понятия «потерпевший», более детальное изучение и предложение мер по совершенствованию законодательства;
2) Исследовать процессуальные средства защиты прав и законных интересов потерпевшего в российском уголовном процессе;
3) Исследовать уголовно-процессуальную ответственность потерпевших в российском уголовном процессе;
4) Внести предложения по укреплению уголовно-процессуального законодательства и законодательства, связанного с укреплением законности и правопорядка в сфере соблюдения законности.
Введение.
Глава 1. Потерпевший - полноправный участник уголовного судопроизводства в РФ.
1.1.Правовые основы статуса потерпевшего в РФ.
1.2.Принципы уголовного процесса, определяющие правовое положение потерпевшего.
Глава 2. Участие потерпевшего в досудебном производстве в уголовно-процессуальном праве РФ.
2.1. Правовое положение лица, заявившего в отношении него о преступлении, в стадии возбуждения уголовного дела.
2.2. Участие потерпевшего в стадии предварительного расследования.
Глава 3. Участие потерпевшего в судебном производстве в уголовно-процессуальном праве РФ.
3.1. Участие потерпевшего в производстве суда I инстанции.
3.2. Участие потерпевшего на последующих стадиях судебного производства.
Глава 4. Правовой статус жертвы преступления в уголовном процессе зарубежных стран.
4.1. Англия.
4.2. США.
Заключение.
Список использованной литературы.
Все судебные дела обычно начинаются в суде нижней инстанции - магистратском (или мировом) суде, и если преступление квалифицируется как преследуемое в порядке суммарного производства, оно будет разбираться тремя мировыми судьями, не являющимися профессиональными юристами. Если же речь идет о более серьезных преступлениях (кража со взломом, насильственные преступления), то дело передается на рассмотрение в суд высшей инстанции - Королевский Суд присяжных - для слушания дела в присутствии судьи и присяжных заседателей. В этих случаях у потерпевшего обычно возникают серьезные проблемы психологического плана - он должен вынести два довольно тяжких испытания.
Сначала в магистратском суде, где процесс «передачи дела на рассмотрение» включает в себя изложение показаний потерпевшим, с тем, чтобы решить, имеются ли основания для того, чтобы рассматривать дело в суде высшей инстанции. А затем, если такие основания имеются, новое судебное разбирательство требует повторения всей процедуры изложения обстоятельств дела.
В Великобритании, как и во многих других странах, государство берет на себя ответственность за осуществление функции судебного преследования виновных. Английские юристы считают это значительным продвижением вперед (в плане защиты потерпевших) по сравнению с положением дел до начала ХХ в., когда в качестве обвинителя выступали частные лица.
В целом потерпевшие в этой стране не имеют никакого особого статуса в системе уголовного правосудия. Потерпевший не обладает правом напрямую ходатайствовать о компенсации ущерба, хотя выплата компенсации по законодательству может быть неотъемлемой частью судебного приговора. Показания потерпевшего требуются только в тех случаях, когда при наличии оспариваемых моментов они могут способствовать судебному разбирательству. Поэтому потерпевший обязан отвечать в качестве свидетеля на вопросы, задаваемые обвинением и защитой. Иначе говоря, потерпевшие считаются обычными гражданами, которые обязаны помогать полиции, давать ей показания. И если обвиняемый заявляет в суде о своей невиновности, потерпевший выступает в качестве свидетеля обвинения, где представители защиты и обвинения подвергают его перекрестному допросу. Поэтому систему правосудия в Великобритании часто называют противоречивой или неблагоприятной для потерпевшего. И только, к сожалению, еще не везде созданные специальные комнаты ожидания для потерпевших и свидетелей, а также помощь волонтеров из служб поддержки потерпевших в какой-то степени снижают высокую психологическую напряженность и дискомфорт, характерные для состояния потерпевших в ходе судебного заседания.
По существу, весь процесс отправления правосудия в Великобритании по-прежнему ориентирован на обеспечение судебного преследования и справедливого слушания дела для правонарушителя, а интересы жертвы в расчет практически не принимаются. Сложившиеся структуры органов суда и прокуратуры восстают против предложенных мер по созданию равновесия сторон, будучи подкреплены профессиональной подготовкой и ориентацией их персонала, а меры по созданию для жертв приоритетных условий вызывают у многих правоохранительных структур серьезное беспокойство. Аргументом здесь служит опасение подорвать веру общества в беспристрастность судов.
Одним словом, вся правоохранительная деятельность, направленная на преступление и преступника, считается по-прежнему основной, а все, что связано с улучшением положения потерпевших, служит лишь желательным дополнением при условии выделения финансовых средств. Британские юристы в связи с этим полагают, что изменения во взглядах всегда требуют времени, но если бы сегодня система уголовного правосудия создавалась заново, вряд ли жертвам преступлений уделялось бы столь незначительное внимание.
22
февраля 1990 г. правительство
В предисловии к «Хартии жертв» сказано, что «утверждая тем самым права и ожидаемые привилегии для людей, ставших жертвами преступлений, правительство страны желает сделать все возможное, чтобы помочь жертвам преступлений». В этом документе подчеркивается, что установленные им «высокие стандарты дают уголовному правосудию цель, к которой надо стремиться». Сочувствие потер певшим, говорится далее в преамбуле Хартии, принимает все более практическое направление и обеспечивает уверенность в том, что жертвы преступлений получат необходимую помощь.
В 1988 г. Министерство внутренних дел Соединенного Королевства издало для служб системы уголовного правосудия специальный циркуляр, призывающий их улучшить практику обращения с жертвами и усовершенствовать способы предоставления им необходимой информации. МВД подготовило также два специальных буклета, первый из которых назывался «Жертвы» и должен был предоставляться всем потерпевшим, сообщившим в полицию о совершенном в отношении них преступлении. В нем, в частности, подробно объяснялось, как получать информацию о расследовании дела, как можно получить компенсацию за причиненный ущерб, каковы методы профилактики преступности. Второй буклет назывался «Свидетель в суде», в котором подробно объяснялся порядок вызова в суд и дачи свидетельских показаний. Оба буклета вручались потерпевшим либо в полиции, либо в организации поддержки жертв преступлений.
Проблема
во многом упирается в дополнительные
ассигнования на улучшение работы судов
и всех других звеньев системы
правосудия. Это позволит прочно утвердить
положение потерпевших как приоритетных
потребителей услуг уголовного правосудия.
И лишь тогда потерпевшим будут возвращены
положение и статус, на которые, согласно
Хартии, они вправе рассчитывать.
4.2. США.
Система нормативного обеспечения правового статуса потерпевших и методов обращения с жертвами преступлений иначе складывалась в США.
В стране пошли по пути законодательного регулирования. Первые законодательные акты в рассматриваемой сфере, как и первые службы помощи жертвам преступлений, появились на федеральном уровне.
Так, самый первый в США Билль о правах жертв преступлений был принят в 1980 г. Конгрессом. В дальнейшем - вплоть до сегодняшних дней - вся система правового регулирования статуса жертв и методов обращения с ними строится на принципах согласованности федерального законодательства и законодательства штатов.
В системе ныне действующих законов следует выделить в первую очередь Федеральный июля 1982 г. «О защите жертв и свидетелей преступлений». Важно подчеркнуть, что этот закон предусматривает справедливое и уважительное обращения с жертвами.
Главными принципами справедливого обращения с жертвами и свидетелями преступлений Закон 1982 г. назвал: оказание им первоочередной и срочной специализированной медицинской помощи; разъяснение их роли и места в уголовном процессе; предоставление информации о мерах, которые могут быть предприняты правоохранительными органами для их защиты, а также о задержании и аресте обвиняемого, о его освобождении до рассмотрения дела в суде; о прекращении уголовного дела, об отказе в его возбуждении, уведомление администрации предприятия, на котором работают потерпевший или свидетель, о его сотрудничестве с правоохранительными органами; оказание иной помощи, включая предоставление транспорта, бронирование мест в гостиницах, билетов на авиа- и железнодорожный транспорт и т.д.
В ст. 2 Закона «О защите жертв и свидетелей» говорится, что без взаимодействия с потерпевшими и свидетелями система уголовного правосудия перестает функционировать. Еще недавно, за немногими исключениями, их права либо игнорировались, либо они рассматривались системой уголовного правосудия в качестве простых средств в изобличении и наказании виновных. Еще часто потерпевшие от тяжких преступлений вынуждены испытывать физические, психологические и финансовые лишения в качестве первоначального результата преступления, а затем и в результате контакта с системой правосудия, безответственно относящейся к реальным потребностям жертв.
Конгресс США назвал следующие цели этого закона: усиление роли жертв и свидетелей преступлений в деятельности системы уголовного правосудия и повышения их безопасности; обеспечение федеральным правительством всевозможных мер помощи, доступных для жертв преступлений и свидетелей в пределах имеющихся ресурсов и без какого- либо нарушения конституционных прав обвиняемых.
Этот закон и сегодня является главной нормативной основой, определяющей в первую очередь правовые стандарты обращения со свидетелями и жертвами преступлений для органов юстиции США всех уровней.
В 1984 г. издается новый федеральный закон, в котором объектом правового регулирования является вся система социальной защиты жертв преступлений. Речь идет о «Билле о правах жертв преступлений», подтвердившем основные принципы обращения с жертвами, но главное, внесшем крупные организационные изменения в деятельность всей системы социальной поддержки жертв, перестроившем ее структурно и, конечно, определившем порядок ее финансирования.
За последующие годы общественное движение в поддержку жертв преступлений прошло значительный путь не только в направлении всемерного расширения сферы социальных услуг для жертв, но и поиска резервов для дальнейшего повышения правового статуса потерпевших. За этот период появились крупные международно-правовые документы: Декларация ООН 1985 г., Рекомендации Совета Европы 1985 и 1987 гг.
В
1990 г. США принимает новый
Характерно в этом отношении и название самого закона 1990 г. - «О правах жертв преступлений и реституции».
Согласно данному закону жертва преступлений имеет права: на справедливое и уважительное отношение с соблюдением достоинства личности и конфиденциальности; на необходимую защиту от обвиняемого; быть информированным о судебном заседании; представлять свои интересы и быть выслушанным на всех этапах рассмотрения дела; советоваться с государственным обвинителем на всем протяжении процесса; на возмещение ущерба виновным (право на реституцию); на информацию об обвиняемом, о вынесенном ему приговоре, об отбывании им наказания и освобождении его из заключения.
Практически все штаты воспроизвели текст этого закона в своих актах, а законодательные органы некоторых штатов страны пошли в направлении еще большего расширения прав жертв преступлений.
Например, закон, принятый в Пенсильвании, как и аналогичные законы многих других штатов, регламентирует правовое положение жертв значительно шире и детальнее, чем это сделано в федеральном законодательстве 1982- 1990 гг. Правда, в каждом штате такие законы при единых принципах имеют определенные различия в объеме прав жертв и способах их реализации.
Общим положением законодательства США о правах жертв является возмещение за причинение физического ущерба в результате насильственных преступлений, хотя несколько штатов (Нью-Йорк, Мэриленд и Калифорния) наряду с этим предусматривают выплату компенсации за ущерб, причиненный собственности потерпевшего.
Законы о защите прав жертв приняты сейчас во всех штатах - они возведены в ранг поправки к Конституции. В настоящее время идет работа над принятием соответствующей поправки и к Конституции США. Учитывая, что за всю историю страны Конгресс США принял всего лишь 24 поправки, такого рода акция, несомненно, будет иметь огромное значение для формирования общественного сознания, для деятельности всей системы юстиции и дальнейшего решения проблем защиты прав жертв преступлений.
Применительно
к деятельности судебных органов
можно отметить, что в последние
годы около 40 штатов приняли решение
(а большинство реализовало
Что касается организации работы полиции, то здесь, прежде всего, необходимо отметить внимание, которое уделяется методам обращения с жертвами. Полицейских учат сочувствию, чуткости при ведении опроса людей, находящихся в состоянии стресса, уважительному и внимательному отношению к жертвам. В полицейских участках многих штатов созданы специальные отделы по работе с жертвами. Как правило, их сотрудники - женщины с большим опытом работы и навыками психологов. Они встречаются с потерпевшими сразу же, как только становится известно о преступлении. У них есть доступ ко всем донесениям и они могут квалифицированно оказывать потерпевшим необходимую эмоциональную поддержку, давать консультации по правовым вопросам, оказывать другую необходимую помощь. Чаще всего это подразделения в составе всего 4-10 человек, но, как показывает практика, деятельность их весьма эффективна.
Информация о работе Совершенствование организационной культуры