Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 12:16, дипломная работа
Актуальность позволяет сформулировать тему исследования «Формирование мыслительных операций младших школьников при решении уравнений». Перед нами встала проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования мыслительных операций младших школьников при решении уравнений. Цель: выявить психолого-педагогические условия формирования мыслительных операций младших школьников при решении уравнений. Объект исследования: процесс формирования мыслительных операций младших школьников на уроках математики и внеурочной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ОПЕРАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………................7
1.1. Мыслительные операции как основа развития
мышления младшего школьника...........................................................................7
1.2. Современные подходы к формированию
мыслительных операций младших школьников
при решении уравнений........................................................................................17
1.3. Использование информационных технологий
при решении уравнений........................................................................................26
2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ОПЕРАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ.......................................................................36
2.1. Основные показатели оценки уровня
сформированности мыслительных операций
младших школьников на констатирующем этапе
эксперимента..........................................................................................................36
2.2. Формирование мыслительных операций
младших школьников при решении уравнений
в ходе опытно - экспериментальной работы.......................................................64
2.3. Динамика формирования мыслительных операций
младших школьников ...........................................................................................68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………......81
6 баллов - высокий уровень;
5 баллов - средний уровень;
4-3 балла - достаточный уровень;
2 балла - низкий уровень.
По результатам констатирующего среза в экспериментальной группе 3 детей имеют средний уровень сформированности сравнения, 7 - достаточный уровень и 2 - низкий уровень.
В контрольной группе 1 ребёнок имеет высокий уровень сформированности сравнения, 6 - средний уровень, 3 - достаточный уровень и 2 - низкий уровень.
3 Задание. Тест «Самое непохожее».
При диагностике уровня сформированности мыслительной операции сравнение одним из наиболее адекватных является тест «Самое непохожее», разработанный Л. А. Венгером [25, с. 34]. Этот тест носит комплексный характер и позволяет изучить не только мышление, но и восприятие детей.
Учащимся предлагались геометрические фигуры (см. Приложение 4).
Давалась инструкция: «Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг от друга? А теперь выбери из этих фигурок одну, которая бы ничем ее была похожа на выбранную мной (брали одну из фигурок, и выкладывали перед ребенком)».
В начале работы все восемь фигурок раскладывали на столе в один ряд. Во время беседы дети могли брать их в руки, раскладывать по форме, цвету или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывали в один ряд, из которого мы вынимали одну фигурку, клали ее на стол перед ребенком и просили положить рядом самую непохожую из оставшихся фигур.
Анализ результатов:
Самостоятельно выполнил задание - высокий уровень;
Справился с инструкцией - средний уровень;
Справился с заданием с помощью учителя - достаточный уровень;
Не справился с заданием - низкий уровень.
По результатам
В контрольной группе 5 детей имеют высокий уровень сформированности сравнения, 4 - средний уровень, 1 - достаточный уровень и 2 - низкий уровень.
4 Задание. «Сравни разности» [41, с. 28].
Сравни разности в каждом столбике. Сравни уменьшаемое, вычитаемое, значение разности в каждой паре. Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? Как изменится значение разности при увеличении (уменьшении) уменьшаемого и вычитаемого на 2? Докажи. (При выполнении задания обращалось внимание на то, как учащиеся могут сравнивать)
11 - 6 12 - 9 18 - 9
12 - 7 11 - 8 17 - 8
Анализ результатов:
Если ребёнок замечает особенность, может её объяснить и делает вывод - высокий уровень;
Если ребёнок замечает особенность, может её объяснить и делает вывод с помощью учителя - средний уровень;
Если ребёнок замечает особенность, может её объяснить, но не может сделать вывод - достаточный уровень;
Если ребёнок не справляется с заданием - низкий уровень.
По результатам
В контрольной группе 5 детей имеют высокий уровень сформированности сравнения, 3 - средний уровень, 3 - достаточный уровень и 1 - низкий уровень.
Результаты констатирующего среза по выявлению уровня сформированности сравнения показали, что дети лучше справляются с заданиями на основе алгебраического и геометрического материала, чем на основе иллюстративного материала.
По результатам всех констатирующих срезов 2 группы заданий мы определили качественную и количественную характеристику уровня сформированности сравнения.
Анализ результатов:
14 – 16 баллов - высокий уровень;
11 – 13 баллов - средний уровень;
7 – 10 баллов - достаточный уровень;
4 – 6 баллов - низкий уровень.
Результаты экспериментальной группы отражены в таблице 3 приложение 5 и на рисунке 1. 2.
Из таблицы видно, что в экспериментальной группе 25% - (3 человека) имеют высокий уровень сформированности сравнения, 33,3% - (4 человека) - средний уровень, 25 % - (3 человека) - достаточный уровень и 16,7% - (2 человека) - низкий уровень.
Результаты контрольной группы отражены в таблице 4 приложение 5 и на рисунке 2.2.
Из таблицы видно, что в контрольной группе 25% - (3 человека) имеют высокий уровень сформированности сравнения, 41,6% - (5 человек) - средний уровень, 8,3% - (1 человек) - достаточный уровень и 25% - (3 человека) - низкий уровень.
3 группа: на определение уровня сформированности классификации.
1 Задание. Тест «Невербальная классификация».
Для исследования уровня сформированности мыслительной операции классификация у детей младшего школьного возраста мы использовали тест «Невербальная классификация» [25, с. 35].
Учащимся предлагались геометрические фигуры (см. Приложение 4).
Давалась инструкция: «Посмотри внимательно, что я буду делать» -после этих слов начинали раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как нами было разложено три картинки, мы передавали их ребенку, говоря: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я».
Данная классификация называется невербальной, так как мы показывали, а не говорили, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две брали из разных групп, а третью клали под первой карточкой правильной группы. Передав картинки ребенку, мы молча наблюдали за его деятельностью. Если ребенок ошибся, мы без комментариев перекладывали карточку в нужное место, под правильную картинку.
Анализ результатов: За 1 картинку ставится 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое могут набрать дети - 20. На основании этого, мы выделили соответствующие уровни:
19 - 20 баллов - высокий уровень;
18 баллов - средний уровень;
17 баллов - достаточный уровень;
16 баллов - низкий уровень.
По результатам констатирующего среза в экспериментальной группе 3 детей имеют высокий уровень сформированности классификации, 5 - средний уровень, 3 - достаточный уровень и 1 - низкий уровень.
В контрольной группе 3 детей имеют высокий уровень сформированности классификации, 6 - средний уровень, 2 - достаточный уровень и 1 - низкий уровень.
2 Задание. «Тест Когана».
Для исследования уровня сформированности мыслительной операции классификация у детей младшего школьного возраста применяли «тecт Когана» [25, с. 31].
Детям предлагалась матрица (см. Приложение 4).
Тест проводился в несколько этапов, на каждом из которых детям давали свою инструкцию.
Давалась инструкция: «Разложи карточки на группы. Посмотри внимательно на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку».
На первых этапах детям давали все 25 карточек, но не показывали большую таблицу. Отмечали время, за которое они разложили карточки на группы по цвету. В процессе выполнения задания ошибки не исправляли, а только отмечали правильность ответа. На втором этапе дети разлаживали карточки на группы по форме. Необходимые исправления и объяснения давались после проведения классификации. Затем детям показывали большую таблицу, давали новую инструкцию и отмечали время, за которое дети систематизировали карточки по форме и цвету одновременно.
Анализ результатов:
Задание было выполнено правильно и не вызывало затруднения у ребёнка - высокий уровень;
Задание было выполнено с незначительными ошибками (не понял задание, исправил свои ошибки) и не вызывало затруднение - средний уровень;
Задание выполнено с помощью учителя - достаточный уровень;
Если задание выполнено неправильно (или ребёнок отказывается от его выполнения) - низкий уровень.
По результатам
В контрольной группе 5 детей имеют высокий уровень сформированности классификации, 4 - средний уровень, 2 - достаточный уровень и 1 - низкий уровень.
3 Задание. «Разбей записи».
Разбей записи на группы выделив различные основания для классификации.
х + 75 = 180 х : 12 = 24 600 • 0 = 0
220 - 120 = 200 15 • у = 135 х + 320 = 540
Анализ результатов: За 1 правильно найденное основание 1 балл. Здесь можно найти 3 и более оснований. (3 балла) На основании этого, мы выделили соответствующие уровни:
больше 3 баллов - высокий уровень;
3 балла - средний уровень;
2 балл - достаточный уровень;
1 балл - низкий уровень.
По результатам констатирующего среза в экспериментальной группе 3 детей имеют высокий уровень сформированности классификации, 4 - средний уровень, 3 - достаточный уровень и 2 - низкий уровень.
В контрольной группе 4 детей имеют высокий уровень сформированности классификации, 6 - средний уровень, 1 - достаточный уровень и 1 - низкий уровень.
4 Задание. «Разбей выражения» [41, с 27].
Разбей выражения на 2 группы. Дополни каждую группу своим примером (т. о. ученики называют различные основания классификации).
(47 + 8) : 11 3 · (72 - 60)
(86 - 72) · 5 4 · (91 - 80)
90 - 9 : 9 82 - 25 : 5
Анализ результатов: За 1 правильное разбиение выражений на группы 1 балл. Здесь можно найти 3 и более оснований для классификации (3 балла). На основании этого, мы выделили соответствующие уровни:
больше 3 баллов - высокий уровень;
3 балла - средний уровень;
2 балл - достаточный уровень;
1 балл - низкий уровень.
По результатам
В контрольной группе 4 детей имеют высокий уровень сформированности классификации, 3 - средний уровень, 1 - достаточный уровень и 4 - низкий уровень.
Результаты констатирующего среза по выявлению уровня сформированности классификации показали, что дети лучше справляются с заданиями на основе иллюстративного и геометрического материала, чем с заданием на основе алгебраического материала.
По результатам всех констатирующих срезов 3 группы заданий мы определили качественную и количественную характеристику уровня сформированности классификации.
Анализ результатов:
14 – 16 баллов - высокий уровень;
11 – 13 баллов - средний уровень;
7 – 10 баллов - достаточный уровень;
4 – 6 баллов - низкий уровень.
Результаты экспериментальной группы отражены в таблице 5 приложение 5 и на рисунке 1. 3.
Из таблицы видно, что в экспериментальной группе 33,3% - (4 человека) имеют высокий уровень сформированности классификации, 33,3% - (4 человека) - средний уровень, 16,7% - (2 человека) - достаточный уровень, 16,7% - (2 человека) - низкий уровень.
Результаты контрольной группы отражены в таблице 6 приложение 5 и на рисунке 2. 3.
Из таблицы видно, что 41,6% - (5 человек) имеют высокий уровень сформированности классификации, 25% - (3 человека) - средний уровень, 25% - (3 человека) - достаточный уровень и 8,3% - (1 человек) - низкий уровень.
4 группа: на определение уровня сформированности обобщения.
1Задание. «Реши уравнения».
Решите уравнения и ответьте на вопрос: Чем все эти уравнения похожи?
х : 16 = 488 х : 300 = 6 х : 77 = 100
х : 54 = 620 х : 42 = 15 х : 80 = 40
Как найти неизвестное делимое?
Анализ результатов: За 1 правильно найденный признак 1 балл. Здесь можно найти 3 и более признаков. (3 балла) На основании этого, мы выделили соответствующие уровни:
больше 3 баллов - высокий уровень;
3 балла - средний уровень;
2 балла - достаточный уровень;
1 балл - низкий уровень.
По результатам констатирующего среза в экспериментальной группе 1 ребёнок имеет высокий уровень сформированности обобщения, 6 - средний уровень, 3 - достаточный уровень и 2 - низкий уровень.
В контрольной группе 6 детей имеют средний уровень сформированности обобщения, 3 - достаточный уровень и 3 - низкий уровень.
2 Задание. «Реши выражения».
Реши выражения и ответь на вопросы: Чем похожи выражения в 1-й строчке? Чем похожи выражения во 2-й строчке? Какой вывод можно сделать?
Информация о работе Формирование мыслительных операций младших школьников при решении уравнений