Выбор оптимальной стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 19:07, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретическое определение и практическое применение маркетинговых методов разработки стратегии развития предприятия, с использованием современных экономико-математических приемов и методов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понятие и сущность стратегии развития предприятия
Этапы разработки стратегических альтернатив
Анализ среды и формулирование миссии организации
Типы стратегий развития предприятия
Оценка выбранной стратегии развития
Краткая характеристика предприятия
Анализ структуры услуг на предприятии ОАО «Сибирьтелеком»
Анализ ритмичности услуг на предприятии
Мероприятия по увеличению объема реализации услуг предприятия

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 566.83 Кб (Скачать файл)

     не  имеющие хороших конкурентных позиций, но действующие на перспективных  рынках «знаки вопроса», чье будущее  неопределенно;

     сочетание слабых конкурентных позиций с рынками, находящимися в состоянии застоя — «собаки», — отверженные мира бизнеса.

     Способы использования портфельной модели БКГ:

     для определения взаимосвязанных заключений о позиции деловой единицы (бизнеса), входящей в состав организации, и  ее стратегических перспективах;

     для проведения переговоров между высшими  менеджерами и менеджерами на уровне деловой единицы и принятия решений о величине инвестиций (вложений капитала) в ту или иную деловую единицу (например, действующие в быстрорастущих отраслях «знаки вопроса» для расширения бизнеса и укрепления своих позиций, как правило, остро нуждаются в постоянном притоке средств, а у «денежных мешков», ограниченных в возможностях роста, часто возникает излишек наличности). Другими словами, при помощи матрицы БКГ фирма формирует состав своего портфеля (то есть определяет сочетания вложений капитала в различные отрасли, различные деловые единицы).

     Варианты  стратегий в рамках матрицы БКГ

     1. Рост и увеличение доли рынка  — превращение «знака вопроса»  в «звезду» (агрессивные «знаки  вопроса» иногда называют «дикими  кошками»).

     2. Сохранение доли рынка — стратегия  для «дойных коров», доходы которых  важны для растущих видов бизнеса  и финансовых инноваций.

     3. «Сбор урожая», то есть получение  краткосрочной доли прибыли

     в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка  — стратегия для слабых «коров», лишенных будущего, неудачливых «знаков  вопроса» и «собак».

     4. Ликвидация бизнеса или отказ  от него и использование полученных  вследствие этого средств в  других отраслях — стратегия  для «собак» и «знаков вопроса», ни имеющих больше возможностей  инвестировать для улучшения  своих позиций.

     Оценка  модели БКГ

     Преимущества:

     модель  используется для исследования взаимосвязи  между деловыми единицами, входящими  в организацию, а также их долгосрочных целей;

     модель  может быть основой для анализа  разных стадий развития деловой единицы (бизнеса) и соответственно анализа  различия ее потребностей на разных этапах развития;

     представляет  собой простой, доступный для  понимания подход к организации  делового портфеля организации (портфеля ценных бумаг).

     Недостатки:

     не  всегда правильно оценивает возможности  бизнеса. Для единицы, определенной как «собака», может порекомендовать  уход с рынка, в то время как  внешние и внутренние изменения  в состоянии изменить позицию  бизнеса;

     чрезмерно сосредоточена на потоках наличности, в то время как для организации  не менее важным показателем является эффективность инвестиций. Нацелена на суперрост и остаются без внимания возможности оздоровления бизнеса, применение лучших методов управления.

     Более сложным вариантом портфельной  модели является многофакторная матрица  «Мак-Кинси» компании, разрабатывающей  ее по заказу «Дженерал Электрик» [39, с. 489]. Фактор «возможности расширения рынка» здесь превратился в многофакторное понятие «привлекательность рынка (отрасли)». Фактор «относительная доля рынка» вырос до понятия «стратегическое  положение фирмы», характеризующего различные элементы внутренней среды  предприятия (рис. 6). 

Привлекательность рынка Стратегическое  положение
Характеристика  рынка (отрасли)
- Размер рынка (количество продаж, выраженное в данных единицах  и в натуральном отношении) 

- Размеры  ключевых сегментов (характеристика  основных групп покупателей) 

- Диверсифицированность  рынка

- Чувствительность  рынка к ценам, уровню обслуживания, изменениям внешних факторов 

- Склонность  к цикличности

- Склонность  к сезонности 

- Воздействие  поставщиков на характер заключаемых  сделок 

- Ваша доля  рынка (в эквивалентных терминах)

- Ваш  охват ключевых сегментов 

- Степень  вашего участия в диверсификации 

- Ваше  влияние на рынок 

- Характер  ваших отношений с поставщиками 

- Воздействие  на позицию фирмы ваших потребителей 

Факторы конкуренции 
- Типы конкурентов 

- Уровень  конкуренции 

- Сегменты  рынка, которые конкуренты покинули  или, наоборот, освоили 

- Чувствительность  к товарам-субститутам (заменителям) 

- Степень  и типы интеграции фирм в  отрасли

- Ваша приспособленность  к конкуренции в терминах выпускаемых  продуктов, возможностям обслуживания  рынков, производительной силы, качества  управления 

- Сегменты, оставленные или вновь освоенные  вами 

- Ваша  относительная доля рынка 

- Ваша  уязвимость со стороны новой  технологии

- Ваш  собственный опыт и уровень  интеграции с другими фирмами

Финансово-экономические  факторы 
- Пределы капиталовложений в отрасли  - Факторы рычага (структура издержек, величина долга) 

- Барьеры  на входе и выходе из отрасли

- Степень  использования производственных  мощностей 

- Отраслевой  уровень доходности 

- Отраслевой  уровень ликвидности 

- Ваши пределы  капиталовложений 

- Ваши  факторы рычага 

- Барьеры,  которые представляют трудность  для вас 

- Ваш  уровень использования мощностей 

- Ваш  уровень доходности 

- Ваши  показатели платежеспособности

Социально-психологические  факторы 
- Социальная среда 

- Юридические  ограничения 

- Ваш внешний  образ 

- Внутрифирменная  культура и этика 


     Рис. 6. Факторы, определяющие привлекательность  рынка и стратегическое положение  бизнеса 

     Организация должна оценить свое положение по каждому из факторов, приведенных  на рис. 6, и определить его, исходя из 3-х возможных уровней: низкого, среднего, высокого. Самооценка должна быть максимально  объективной. На ее основе фирма определяет свое место в одном из квадратов  матрицы «Мак-Кинси» (рис. 7).

     

     Стратегическое  положение

     Рис. 7. Портфельная модель «Мак-Кинси» 

     Как видно из матрицы Мак-Кинси (рис. 7), верхний левый угол означает благоприятные  перспективы для роста, диагональ, разделяющая верхний левый угол и нижний правый угол, — двойственное положение и ограниченный рост, нижний правый угол — отсутствие реальных возможностей будущего развития.

     Оценка  многопрофильной портфельной модели:

     ее  преимущество по сравнению с простой  портфельной моделью является учет наибольшего количества значимых факторов внутренней и внешней среды фирмы;

     в применении данной модели существуют ограничения, к которым можно  отнести отсутствие конкретных рекомендаций по поведению на том или другом рынке, а также возможность субъективной, искаженной оценки фирмой своей позиции.

     Таким образом, стратегический менеджмент позволяет  руководству организаций и фирм своевременно выявлять всевозможные риски  вблизи границ своих интересов и  управлять ими путем рационального  использования ограниченного объема ресурсов. Выработка стратегии является эффективным инструментом управления, позволяющим организациям и фирмам выработать и реализовать долгосрочную программу усиления своих позиций  на динамично развивающихся рынках.

 

      2 Анализ и оценка текущего положения ОАО «Сиборьтелеком» с позиций стратегического менеджмента 

     2.1 Краткая характеристика предприятия 

     Темпы инноваций в телекоммуникационном мире сегодня настолько велики, что  компаниям связи надо работать над  созданием новых бизнес-идей в  режиме онлайн, чтобы опережать ожидания своих клиентов и быть конкурентоспособными на рынке. За внимание клиентов компании сражаются идейно, и побеждают те из них, которые способны производить услуги, равнозначные мечтам клиента.

     В Сибирском федеральном округе весь спектр современных услуг связи  предоставляет межрегиональная  компания связи ОАО «Сибирьтелеком»  образованная  1 декабря 2002 г. История ОАО «Сибирьтелеком» началась в 1919 году, когда в Сибревкоме — на правах отдела — было образовано Сибирское управление почт и телеграфов с необычным, но очень характерным для того времени названием «Сибпочтель». С тех пор прошло 92 года. Все это время задачи и функции управления связи непрерывно росли и количественно, и качественно. Сейчас компания действует на территории 15 субъектов СФО - 5 115 тыс. кв. км  (30% территории России) с численностью населения порядка 20 млн. человек (14% населения России). ОАО «Сибирьтелеком» обладает разветвленной сетью филиалов (11 региональных филиалов) и располагает новейшими высокими технологиями [22].

     Ведущим оператором на рынке телекоммуникационных услуг Алтайского края и одним из крупных филиалов компании «Сибирьтелеком» является Алтайский филиал, который уже второй год входит в тройку лидеров среди предприятий связи. В структуре филиала действуют 16 структурных подразделений. Численность коллектива – 6 тысяч человек.

     Бийский Центр телекоммуникаций Алтайского филиала  ОАО «Сибирьтелеком» образован с января 2006 года в рамках реорганизации, после ликвидации Бийского городского узла связи (ГУС) и Бийского эксплуатационного технического узла связи (ЭТУС), обслуживающего районы Бийской зоны. Свои услуги Бийский центр телекоммуникаций оказывает населению и организациям не только города Бийска, но и Бийскому, Зональному, Красногорскому, Ельцовскому, Солтонскому и Целинному районам [23].

     Главным преимуществом «Сибирьтелеком»  на рынке связи является универсальность компании и развитость инфраструктуры сетей. Компания предоставляет абонентам и корпоративным клиентам полный спектр услуг связи, чего не может сделать ни один другой оператор, работающий в Сибири.

     Миссия  ОАО «Сибирьтелеком» - быть лидирующим оператором связи в Сибирском  регионе. Основа деятельности - это совмещение передовых  производственных технологий и продуманной  маркетинговой политики для предоставления широкого выбора качественных телекоммуникационных услуг для всех категорий пользователей.

     Доминировать  на рынке фиксированной связи  в Сибирском федеральном

Округе (СФО) компании позволяют, прежде всего, её конкурентные преимущества, главными из которых являются:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     - обширная абонентская база; 

     - самая разветвленная и во многом  уникальная сетевая инфраструктура  ТфОП с точками присутствия  в подавляющем большинстве населенных  пунктов СФО, практически во  всех районах и микрорайонах  крупных городов. 

      Являясь ведущим телекоммуникационным оператором Сибири, ОАО «Сибирьтелеком» предоставляет  полный спектр телекоммуникационных услуг  – от услуг традиционной телефонной связи до новых услуг на основе интеллектуальных сетей, от предоставления доступа в сеть Интернет по dial-up, до высокоскоростного доступа по технологиям ADSL2+. Постоянная модернизация оборудования, квалифицированный персонал и ориентация на потребности клиентов являются залогом высокого качества всех предоставляемых услуг, где  бы Вы ни находились от Омска до Читы [22].

      Клиенты компании «Сибирьтелеком» могут  получать следующие услуги:

      - местная телефонная связь;

      - внутризоновая телефонная связь;

      - доступ в Интернет: коммутируемый,  постоянный

      - организация корпоративных сетей;

      - услуги цифровой сети ISDN;

      - телеграфная связь;

      - факсимильная связь;

      - селекторная связь;

      - видеотелефония;

      - радиофикация;

      - дополнительные виды обслуживания  абонентам цифровых станций и  др.

      По традиционным видам услуг стратегическая позиция такова: развитие местной телефонной связи продолжает оставаться приоритетным направлением в развитии бизнеса компании, поскольку сеть абонентского доступа является наиболее значимым конкурентным преимуществом МРК, а доходы от телефонной связи занимают второе место в общей структуре доходов. Кроме того, ОАО «Сибирьтелеком», являясь провайдером социально-значимых услуг связи, прекрасно осознает свою ответственность по развитию данного направления.

     Стратегическая  цель - совмещение передовых  технологий и продуманной  маркетинговой политики для предоставления широкого выбора качественных телекоммуникационных услуг для всех категорий пользователей [22].

     Стратегические  приоритеты.

     В настоящее время ОАО «Сибирьтелеком»  продолжает оставаться лидером (порядка 69% совокупного объема рынка), однако телекоммуникационный рынок Сибири стремительно развивается и по наиболее рентабельным видам услуг является высококонкурентным. Это касается, в основном, сегментов беспроводной связи, IP-телефонии и Интернет.

Информация о работе Выбор оптимальной стратегии развития предприятия