Карпоративное управление, как элемент управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является повышение эффективности функционирования предприятия за счет проведения стратегических изменений путем разработки организационно-методического обеспечения процесса формирования и развития эффективной корпоративной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии.
2. Выполнить анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
3. Провести оценку современного состояния развития корпоративной культуры, а также определить ее основные недостатки.
4. Установить влияние компонентов корпоративной культуры на эффективность работы предприятия.
5. Разработать организационно-методическое обеспечение для формирования эффективной корпоративной культуры.

Содержание

Введение 4
1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии 8
1.1. ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ МЕСТО В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.2. ТИПЫ КОРПОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР 13
1.3. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 22
2. Оценка современного состояния развития корпоративной культуры ЗАО «Новорождественское» 30
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 30
2.2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 33
2.3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАО «НОВОРОЖДЕСТВЕНСКОЕ» 41
3. Организационно-методическое обеспечение процесса формирования и развития эффективной корпоративной культуры 44
3.1. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………… 44
3.2. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 48
3.3. РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 59
4.Внедрение изменений в корпоративную культуру предприятия…………..70
4.1. ПРОГРАММА ВНЕДРЕНИЯИЗМЕНЕНИЙ КАРПАРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………………..70
4.2. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ НА ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА …….75
Заключение 79
Список использованной литературы 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Организационная структура управления……………… 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Структура трудового коллектива ЗАО
«Новорождественское»…………………………………….89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Анкета………………………………………………………90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Результат обработки анкетных данных…………………..91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Миссия ЗАО «Новорождественское»……………………. 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.Примеры позитивных и негативных ценностей………… 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.Перечень стимулирующих систем в
организации………………………………………………. .94

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 519.00 Кб (Скачать файл)


 

Министерство образования и  науки РФ

 

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

 

 

НА  ТЕМУ :   ________________________________________________

                         ________________________________________________

                           _________________________________________________

 

 

                          

 

 

                              Научный руководитель :  ____________________________________

 

                              Выполнил студент :  _________________________________________

 

                              Специальность : _____________________________________________

 

                                                           _____________________________________________

 

                               Проживающий по адресу: _____________________________________

 

                                                                             _____________________________________

 

                                                                              ______________________________________

 

                                Подпись  студента:  _____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск, 2008г.

 

Содержание

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Организационная  структура управления……………… 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Структура  трудового коллектива ЗАО 

                                   «Новорождественское»…………………………………….89                                                                                                                                                                                                                                                                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.Анкета………………………………………………………90

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.Результат  обработки анкетных данных…………………..91

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Миссия ЗАО «Новорождественское»……………………. 92

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.Примеры  позитивных и негативных ценностей………… 93

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.Перечень стимулирующих  систем в 

                                организации………………………………………………. .94                               
Введение

 

Развитие рыночных отношений, формирование новой структуры собственности, изменение традиционных систем управления, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий требуют формирования адекватным этим процессам менталитета и культуры организации во всех звеньях экономики и на всех ее уровнях.

Деятельность любого типа организации в значительной мере зависит от взаимодействия цивилизации (культурного порядка) и экономики. Культура задает логику хозяйственной жизни, стиль управленческих действий, способы общения в рамках экономических сообществ и др.

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие корпоративной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т. п. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Для современной организации  характерна корпоративная культура как качественное состояние ее организационного устройства, системы управления, способа  освоения экономических ресурсов, осуществления хозяйственных усилий в производстве товаров и услуг и взаимодействия с внешней средой. Она выступает как сфера знаний, ценностно-нормативных ориентаций, управленческих действий и образцов поведения управляющих и управляемых, которых организация достигла в процессе функционирования и развития. При этом организационную культуру задает организационное ядро — формальные руководители, лидеры всех уровней, задающие совокупность базовых представлений, приемов и правил управленческих действий, условий труда, направляющие поведение на рабочем месте и определяющие отношения с окружающей средой.

Таким образом, современная  организация представляет собой  сложный организм, основой жизненного потенциала которого является корпоративная  культура – то, ради чего люди стали членами именно этого коллектива; то, на чем строятся отношения между ними; это разделяемые ими устойчивые нормы и принципы жизни в организации; это единое мнение о том, что хорошо, а что плохо, и многом другом из того, что относится к ценностям и нормам. Устоявшаяся корпоративная культура как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на сотрудников, формирующей их поведение в соответствии с «постулатами веры» (базовые предположения) и «этическими стандартами» (ценностные ориентации).

Содержание корпоративной  культуры вырабатывается в ходе практической деятельности как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда.

Этим и обусловлена  актуальность темы, которая заключается в том, что корпоративная культура строится как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все бизнес-единицы и работников на реализацию общих целей. Формирование и развитие корпоративной культуры как попытка ценностно-ориентированного управления, имеющего свои преимущества в сравнении с регулярным менеджментом, создает эффект «социального облегчения».

Теории и практике корпоративной культуры посвящено  не так много работ научного и  учебно-методического характера, как  теории маркетинга и менеджмента, но вместе с тем в настоящее время уже имеет место в определенной мере сложившаяся методология построения корпоративной культуры.

Большое внимание вопросам формирования корпоративной культуры в международной и российской практике уделяется как ведущими отечественными и зарубежными теоретиками (Агеев А.И., Чернышова З.А., Багиев Г.Л. и др.), так и в практической области специалистами – Томиловым В.В., Козловым В.Д..

Вместе с тем, экономические  преобразования, изменение форм собственности, общее ухудшение экономического состояния Российской Федерации привели к тому, что в настоящее время вопросы, связанные с необходимостью проведения изменений в корпоративной культуре предприятий, недостаточно проработаны.

Актуальность обозначенной проблемы, неполная степень ее разработанности в научной литературе, наличие значительного круга спорных вопросов, предопределили выбор темы дипломной работы, цели и основные задачи исследования.

В настоящей дипломной  работе излагается широкий круг вопросов, посвященных наиболее важным аспектам корпоративной культуры; раскрывается сущность, задачи и принципы формирования корпоративной культуры, ее роль в выработке стратегии фирмы. Также представлена характеристика структурных компонентов корпоративной культуры и рассмотрены особенности корпоративной культуры российского общества и российских организаций.

Целью дипломной работы является повышение эффективности  функционирования предприятия за счет проведения стратегических изменений  путем разработки организационно-методического обеспечения процесса формирования и развития эффективной корпоративной культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретико-методологические  аспекты формирования корпоративной  культуры на предприятии.

2. Выполнить анализ  производственно-хозяйственной деятельности  предприятия.

3. Провести оценку  современного состояния развития  корпоративной культуры, а также  определить ее основные недостатки.

4. Установить влияние  компонентов корпоративной культуры  на эффективность работы предприятия.

5. Разработать организационно-методическое обеспечение для формирования эффективной корпоративной культуры.

6. Определить  общую эффективность от внедрения  разработанных мероприятий.

Объект исследования - торговая компания ЗАО «Новорождественское», профилирующей деятельностью которой является оптовая и розничная торговля бытовой техникой, хозяйственными и строительными материалами и т.д.

Предмет исследования –  процесс формирования и поддержания  эффективной корпоративной культуры предприятия.

Для раскрытия темы курсовой работы был применен метод сбора  и анализа аналитической информации.

Надо признать, что  Россия все еще остается по преимуществу страной индустриально-промышленного (машинного) производства, управление которым укладывается в «тейлористско-фордиско-веберовскую» схему. Процесс трансформации «социализма в капитализм» актуализировал проблематику корпоративной культуры, формировавшейся на высшей стадии рыночного индустриального общества (технико-социальные системы), и адаптации ее к новым российским условиям. Сегодня реальные достижения корпоративной культуры заслуживают глубокого освоения, более вдумчивой оценки и адекватной интерпретации.

 

1. Теоретико-методологические  аспекты формирования корпоративной  культуры на предприятии

1.1. Понятие корпоративной культуры  и ее место в общей системе  организации

Впервые понятие «корпоративная культура» было введено выдающимся отечественным «психотехником» А. К. Гастевым (20-е гг. XX в.), который вкладывал в это понятие управленческий смысл. Теоретическое и концептуальное осмысление этого понятия началось с конца 30-х гг. (Ч. Барнард, 1938) и продолжается до сих пор. Эмпирическое изучение корпоративной культуры впервые было проведено на многих крупных и средних предприятиях США и Канады в 50-х гг. прошедшего столетия (М. Далтон). Особенный интерес феномен корпоративной культуры вызвал в США и в европейских странах в начале 80-х гг., когда американскими исследователями был «открыт» ее японский вариант, противоположный американскому (Г.У. Оучи, 1984). Применительно к деловым организациям оба противоположных типа национальных культурных особенностей формируют определенные типы организационных культур, которые называются также деловыми национальными культурами (Р.Д. Льюис, 1999) [3].

Тема корпоративной  культуры в настоящее время вызывает все больший интерес в силу высокой практической значимости для жизнедеятельности компаний, фирм, других организаций. С одной стороны, она изучается «кабинетными» учеными совершенно разных направлений - психологами, социологами, экономистами, специалистами по управлению. С другой стороны, разрабатывается практиками - сотрудниками специализированных фирм, руководителями отделов по управлению персоналом, консультантами по менеджменту, а также консалтинговыми фирмами и корпорациями.

В условиях глобализации экономики, общемировой стандартизации качества товаров, известные средства конкурентной борьбы в значительной мере исчерпали свои ресурсы, на передний план выходят конкурентные преимущества нового порядка - отношения. При этом отношения рассматриваются как капитал, имеющий не меньшую ценность, чем деньги или имущество, а потенциал капитала отношений определяется уровнем и качеством корпоративной культуры. Следовательно, для накопления большего капитала отношений необходимо грамотное управление корпоративной культурой [1].

Проанализируем организационную  культуру как явление и попытаемся выявить методы создания и управления корпоративной культурой как составной частью высококонкурентного бизнеса.

В совокупности представление  корпоративная культура и культура управления - известные всем категории. Но несмотря на это снова и снова  возникла путаница с толкованием  слова "культура" на разных уровнях  иерархии: личная, корпоративная культура в рамках общей системы менеджмента, управленческая культура как внутрисистемная категория и она же как элемент общей культуры. Признанное толкование понятия «культура» касается неких усвоенных знаний, исторического опыта, материальных и духовных ценностей, уровня развития совокупного нашего интеллекта [13, c.46].

Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем, что организации, как и нации, имеют свою культуру. Для описания этого         понятия пользуются различными терминами, близкими по смыслу, но несколько разнящимися по содержанию: "культура предпринимательства", "корпоративная культура", "деловая культура", "внутренняя культура компании", "корпоративная культура" [3].

В данной главе дипломной  работы приведем и обобщим некоторые  точки зрения на понятие «корпоративная культура», которые, на наш взгляд,  наиболее полно отражают рассматриваемую тему.

В табл. 1 приведены некоторые  определения «корпоративной культуры».

Таблица 1

Понятие и сущность корпоративной  культуры

Автор

Определение

Л. Розенштиль

Корпоративная культура отражает усвоенные нормы, которые определяют поведение работников данной фирмы.

М. Мид

Корпоративная культура - это основа усвоенного поведения, которое группа, имеющая общее прошлое, передает новым членам коллектива.

М. Макдональд

Корпоративная культура - это сочетание корпоративных ценностей, разделяемых всеми сотрудниками внутри компании

А.П. Панкрухин

Корпоративная культура – это наличие  единой системы ценностей, норм и  правил деятельности сотрудников

Е.В. Попов

 Корпоративная культура  - это…:

-  временные понятия (ориентация фирмы  на кратко- или долгосрочную перспективу);

- стиль общения и деятельности (требования к внешнему восприятию фирмы и сотрудников, возможность отходить от правил, стиль в отношениях с подчиненными и так далее);

- структура управления, т.е. использование централизованного или

децентрализованного стиля управления (от этого зависит, какое влияние на принимаемые решения оказывают руководители среднего уровня);

-  уровень неформальных контактов (свободно ли обращаются сотрудники друг с другом);

- перспективы роста для сотрудников (пользуются ли сотрудники    фирмы преимуществами при заполнении открывающихся вакансий);

-   наличие   программ планирования товарной пропаганды и лоббирования интересов фирмы во властных  структурах;

-   имидж  компании.

А.Н. Чумиков

Корпоративная культура - это набор  принципов и ценностей, которые  управляют поведением руководителей организации. Для того чтобы деятельность организации и входящих в нее групп была эффективной, необходимо, чтобы обе эти культуры соответствовали, во-первых, адаптированным к рынку управленческим принципам, а во-вторых, - друг другу.

Информация о работе Карпоративное управление, как элемент управления